Здорова народ! А вот и новый контент подъехал. И начнём мы, как обычно, с вопросов. Что мотивирует нас играть в видеоигры? Что заставляет проходить их от начала и до конца? Почему мы возвращаемся в те или иные проекты? Из каких побуждений покупаем новые? И что нам это даёт?

И сегодня в блоге мы поговорим как раз-таки об этом, а именно о мотивации в играх. Я вам расскажу, какие виды мотивации существуют, насколько она важна, почему мотивация игрока является основой геймдизайна и как сделать так, чтобы игра стала популярной и в неё все играли. Устраивайтесь поудобнее, ведь сейчас мы узнаем, что именно заставляет нас сидеть за мониторами днями на пролёт!

Если хочешь усвоить всю эту информацию в простой и расслабляющей форме, то тыкай на видос и наслаждайся!

Начнём с одного из главных видов мотивации. Но для начала нам нужно подумать: а где она возникаетэта ваша мотивация? Это особенно важно для гемдизайнера, ведь в играх используется огромное количество мотивационных систем для поддержания заинтересованности игрока. И стартовой точкой станет внутренняя мотивация против внешней.

Внутренняя мотивация против внешней. Один из главных столпов в геймдизайне

Внутренняя мотивация исходит из собственного желания игрока, от удовольствия, получаемого от выполнения каких-либо действий.

Внешняя, в свою очередь, обусловлена внешним вознаграждением. Сравнить можно с любыми наградами, которые непосредственно влияют на игрока.

Для полного понимания вот вам табличка, где показано, от чего исходит внешняя и внутренняя мотивации.

Примерное соотношение мотивации с тем, что ее вызывает
Примерное соотношение мотивации с тем, что ее вызывает

Давайте теперь порассуждаем. Если я испытываю желание что-то делать, мы говорим о внутренней мотивации. Но когда мне платят за то, чтобы я что-то сделал, это мотивация внешняя. Но не все так просто, как кажется, в один миг все смешивается в кашу!

Для примера мы с вами запускаем нашумевшую игру Vampire Survivors. И спрашиваем у себя: мы в неё играем потому-то что нам нравиться процесс (внутренняя мотивация)? Или потому что мне дают очки (внешняя мотивация)?

А что, если я сам стремлюсь заработать как можно больше очков, чтобы потешить своё эго. Это уже внутренняя или внешняя мотивация? И это неважно. Эти две мотивации должны создавать синергию друг с другом, потому что каждая может вытекать из каждой и по отдельности они существовать не могут.

Да у нас есть игра просто с хорошей механикой и все. Идёшь по линии и наслаждаешься. Нет у тебя ни очков, не каких-то наград за особые действия, нет моментов прокачки, нет абсолютно ничего. И как бы тебе не нравилось идти по этой линии, мне кажется, это может быстро наскучить. Ну а если у нас только внешняя мотивация, я вообще молчу. Это в основном дрочильни на телефон с донатом, где момент внутренней мотивации исчезает за первые 30 минут. Суть в том, что внутренняя и внешняя мотивации не противоположны, а наоборот, дополняют друг друга.

Мотивация встроенная в циклы геймплея

Так же на полку рядом с внешней и внутренней мотивацией можно положить механики краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной мотивации. В играх её поддержка производиться посредствам неких циклов геймплея. С краткой аббревиатурой OCR (objective, challenge, reward — задача, испытание, награда).

  • Задача: Дать понятную и определённую цель для игрока.

  • Испытание: Создать весёлый и интересный способ достижения цели.

  • Награда: Выдать награду. Для усиления вовлечение.

Модель OCR (objective, challenge, reward)
Модель OCR (objective, challenge, reward)

Краткосрочные механики

Начнём с начала списка. Краткосрочные механики представляют собой часто происходящие события. Обычно они происходят каждые несколько секунд или минуту в компьютерных играх и как можно чаще в мобильных.

И из-за частых повторений у игрока нет времени осмыслять каждое из них по-отдельности и поэтому эта механика является главной основой геймплея игры. Хоть эти механики нам будут незаметны в процессе игры, но в дальнейшем они наверняка скажутся на нашем уровне прокачки, определённых очках и N-ой суммы местной валюты.

Для примера краткосрочной OCR возьмём мой любимый God of War:

  • Задача: Убить мобов.

  • Испытание: Победить всех мобов. Посредством наших способностей.

  • Награда: Определённые ресурсы.

У этих событий есть две цели. Первое — это базовый мотиватор, который показывает, что игрок постоянно прогрессирует. Второе — эти события являются пропуском для второго типа мотиваторов. Среднесрочных механик.

Среднесрочные механики

Среднесрочные механики — это события, которые игрок ожидает увидеть в течение одной сессии. Сессия зависит от конкретной игры и может отличаться в зависимости от жанра игры. В моба или шутерах это один матч, в ММО пройти рейд и квесты за один заход в игру, в РПГ пройти, например, локацию или убить мини босса.

Среднесрочная механика является самой важной частью игры. Туда входит: повышение уровня, победа над боссом, переход на новую локацию. Как и в случае с краткосрочной механикой, среднесрочная является частью более глобального процесса — долгосрочной механики. Отличие от краткосрочных механик в том, что игрок будет помнить и ждать события среднесрочной механики. В основном все игроки оценивают своё успешное прохождение в игре посредством именно среднесрочной механики, потому что к ней относятся некие достижения, которые нам выдаёт игра за прохождение той или иной активности, или задачи. Это может быть и выбор в диалоге, который повлияет на дальнейшую игру.

Пример среднесрочной OCR. Также будет игра GodofWar:

  • Задача: Убить босса или попасть на новую локацию.

  • Испытание: Победить босса, используя наш уровень прокачки.

  • Награда: Уникальные и более ценные ресурсы. (Может быть, переход на новую локацию).

Долгосрочные механики

Теперь перейдём к долгосрочным механикам, которые являются событиями или целями, происходящими в течении нескольких сессий. И то, что заставляет нас пройти игру. Она может длиться большое количество времени на протяжении сотен часов. Эти механики являются продолжением среднесрочных. Игроку нужно завершить несколько среднесрочных событий для достижения долгосрочной цели: пройти все квесты для окончания игры, убить всех боссов, чтобы встретиться с главным и т.д.

Долгосрочные механики играют очень важную роль, так как они должны давать цель игроку, ради которой он захочет дальше и дальше совершать действия, связанные со среднесрочной механикой. И ещё обязаны не разочаровать игрока в конце. Так что долгосрочные OCR должны быть максимально проработаны и иметь в себе мотивацию для игрока.

Пример долгосрочной OCR. Игра God of War:

  • Задача: Финальная битва с Бальдром.

  • Испытание: Победить в любом случае.

  • Награда: Узнать концовку истории.

Состояние покоя

Ну и нужно все это завернуть в обёртку под названием состояние покоя. Чтобы игрок как можно дольше проводил времени в игре, он должен попасть в состояние потока (полное вовлечение в игровой процесс). Для него нужно соблюдение некоторых условий:

  • Понятная цель.

  • Контроль над ситуацией.

  • Требования = умения.

Схема состояния покоя
Схема состояния покоя

Задачи должны плавно располагаться на пути роста игрока, чтобы не было такого, что он не может пройти уровень. Также задачи не должны быть слишком простыми, иначе это просто наскучит.

Утоление потребностей по средствам игр

Теперь перейдём к самой философской теме. Это утоление наших потребностей по средствам игр.

Абрахам Маслоу (1 апреля 1908 г. - 8 июня 1970 г.)
Абрахам Маслоу (1 апреля 1908 г. - 8 июня 1970 г.)

В 1943 году психолог Абрахам Маслоу написал научную работу под названием «Теория человеческой мотивации» (A Theory of Human Needs), в которой он предложил иерархию человеческих потребностей. Эта иерархия часто изображается в виде пирамиды.

Представленная здесь идея заключается в том, что люди не стремятся к удовлетворению потребностей высшего порядка, пока их низшие потребности не будут удовлетворены. Например, если кто-то голодает, эта потребность становиться приоритетнее потребности в безопасности и т.д.

И эта пирамида является отличным инструментом для анализа мотивации в играх. Многие игровые действия связаны с достижением целей и изучением новых способностей, что ставит их на четвёртый уровень, относящийся к самооценке. Но часть из них находится ниже. Кстати, взглянув на иерархию, мы можем понять, почему многопользовательские игры являются настолько популярными. Они удовлетворяют большее число основных потребностей, нежели одиночные. Думаете, почему так популярны игры по типу Dota 2 или Counter-Strike: Global Offensive?

А теперь задание для вас! Сможете ли вы назвать свои любимые игры и сказать, к какие уровни потребностей они закрывают? Наверное, сможете! А как насчёт игр, которые закрывают все уровни? Найдутся ли у вас такие? Пишите свои варианты в комментариях.

А вот вашему вниманию и одна из первых игр, которая вобрала в себя все потребности пирамиды и закрыла их. И это опять майнкрафт!

Майнкрафт добился своего успеха благодаря тому, что сумел удовлетворить все потребности, обозначенные пирамидой. Две нижние ступени игра закрывает, используя фантазию, игрок собирает ресурсы, чтобы поесть или построить укрытие, а верхние три —  будучи многопользовательской игрой про мастерство и креативность. Ещё одна игра, добившаяся такого успеха это GTA: V.

Вот поэтому мы так любим выжывачи с коопом и погружаемся в них с головой и надолго, например, в игры Valheim, Project Zomboid и т.д. Можно и без коопа. Если вы интроверт, как я, подойдут игры RimWorld, Oxygen Not Included и подобные им.

Теория самодетерминации

Есть ещё теория самодетерминации. Наиболее значительными исследования для игр будут Эдварда Деси и Ричарда Райана. Суть в том, что у человека кроме физических потребностей, например, поесть и отдохнуть, есть ещё и психологические. Не просто желание, а именно потребности, которые если не сделать, то это может сказаться на нашем здоровье.

Они выделили 3 потребности:

  • Способности: Я должен быть в чем-то хорош.

  • Автономия: Мне нужна свобода поступать так, как я считаю нужным.

  • Общность: Мне нужно чувствовать связь с другими людьми.

И что вы думаете? Игры могут дать нам все это!

Да, я хорош в стрельбе! Хочу и бегу на точку Б, когда все на А, потому что я так хочу! Ребят, давайте общаться без мата! Вот и все три пункта потребностей выполнили, можно идти дальше! Удивительно, не так ли?

Хочу или должен? Гигантский камень преткновения, об который спотыкаются большинство игровых студий

Не останавливаемся на месте и продолжаем копать глубже. Знаете, что как никогда может превратить игру в работу? И наоборот? Это как раз мотивация.

Вот, например, мы с вами работаем, потому что должны, а в игры играем, потому что хотим. Мы ходим на работу, потому что нам это нравится? Или потому что нас могут уволить? Или потому что мне за это платят? А игры — это исключительно поиск удовольствий. Хочу — играю, хочу — нет. Меня никто не накажет, если я не буду играть. Я играю, потому что мне это нравиться. Такой же принцип есть и в играх хочу или должен.

Но не всегда должен — это плохо! Много игр имеют разные механики. И, например, чтобы добиться желаемого, вы должны пройти босса или убить пачку мобов, решить головоломку или выполнить изощрённые трюки — все ради поиска удовольствий. Чтобы получить ключ от двери, я ДОЛЖЕН пройти квест и т.д. Оба эти режима (хочу или должен) служат отличной мотивацией и отлично работают в связке друг с другом. Но есть и тёмная сторона.

Перейдём к тому моменту, когда наша связка не очень-то и сбалансирована. И это условно бесплатные игры free-to-play. Для наглядного примера возьму свой любимый жанр — ММОРПГ. Я прошёл через все, от хороших и до плохих проектов. И буквально недавно поймал себя на этой же мысли. Что для меня ММО превращаться в работу я всем и всегда должен!

Как обычно это бывает, такие игры начинаются с поиска удовольствий (хочу): большие награды, бонусы каждый день за вход в игру, разные активности, куча контента. Но по истечении времени все это превращается в обязательства (должен): заходи в игру каждый день, чтобы получить плюшку, выполняй только профитные активности, а то будешь отставать от других. Делай только то, что сможет повысить твой гир или уровень. И эти игры превращаются из хочу в страшное должен! Вы хоть и продолжаете играть, но уже заходите нехотя и пытаетесь найти замену игре. Но вас держит в проекте то, что вы потратили на это своё время и продолжаете играть. В скором это превращается из игры в рутинную работу.

Все это переживают многие игроки, в особенности игроки в ММОРПГ. Например, ты хочешь играть в социуме, вступаешь в гильдию, общаешься с друзьями. Но когда главы гильдий начинают меряться причиндалами и гонятся за прогрессом, у вас появляются новые обязанности: приди в 21 часов в данж, выполнить все гильдийные квест, которые ты делаешь целый час, накопить голды в казну и так далее.

Все это превращается в работу и перестаёт приносить удовольствие. Лично я через всё это прошёл. Теперь играю в рогалики и одиночки и хочу, чтобы у проекта был осмысленный конец. И думаю, некоторые ММО игроки понимают меня.

Оценка как способ мотивировать

Дальше идёт оценка. Все мы хотим, чтобы наши усилия и старания были оценены. У всех есть потребность знать, как к нам относятся другие люди. Одним из наиболее привлекательных качеств игр является то, что они отличная система объективной оценки самых разных наших способностей. Что мотивирует нас играть в различные проекты.

Убил 20 человек в шутере, ты молодец, подставил команду, проиграв раунд, какой, мягко говоря нехороший, иди тренируйся. И мы идём и совершенствуемся. Мы играем дальше и повышаем свой скил, так как у нас есть отличная мотивация, чтобы занять первую строчку в лидерборде.

Мда… Хотя, куда сейчас катится мир. А давайте уберём статистику, чтобы не ранить чувств других игроков. А давайте будем награждать всех за любые малейшие действия. Зачем на прогресс пусть все будет открыто сразу. И да, побольше монетизации контента. А потом удивляются провалу своих проектов. Игровые студии походу начали забывать про элементы геймдизайна.

К оценке можно отнести и разные типажи игроков, так как разных игроков мотивируют разные вещи и разные оценочные системы. Кто-то хочет быть первым по убийствам, другой хочет собрать полную коллекцию дверных ручек. И сегодня мы пришли к разделению игроков на 4 типа:

4 типа игроков
4 типа игроков
  • Achiever — можно обозначить как победителя во всем. Цель — получить все достижения, достичь максимального уровня, заработать как можно больше денег.

  • Explorer — некий исследователь. Стремиться изучить игру, персонажей, историю и найти все пасхалки.

  • Socializer — социальный. Любит общаться с другими игроками, заводить новых друзей и помогать им.

  • Killer — будем краткими. Просто чело век, который любит доминировать и убивать всех.

Расширенная таблица
Расширенная таблица

Вот вам более расширенная таблица. Тут мы можем увидеть, что у каждого из типов игроков имеет свою цель. И чем больше интересов людей охватывает система наград и оценок в игре, тем больше шансов стать игре популярной.

Давайте проведём наглядный пример и обозначим область соревновательных шутеров, таких, как Counter-Strike: Global Offensive, APEX или Rainbow Six: Siege. Мы можем увидеть, что такими играми будут интересоваться в основном люди типа убийца (Killer) когда Исследователь (Explorer) пройдёт мимо.

Область соревновательных шутеров, по типу CS:GO
Область соревновательных шутеров, по типу CS:GO

Инновации и прогрессия!

Следующая, хоть и малосодержательная, но не мало важная механика мотивации — это инновации! Хм… инновации как фактор мотивации?

Вы знали, что мы с вами прирождённые исследователи?

Нас постоянно влечёт к чему-то новому. Если бы мы ставили во главу качество и стабильность, то мы бы сейчас играли в шаблонные, похожие друг на друга игры. Но нет же! Игры как выходят, так и продолжают выходить: странные и необычные, с непонятными и новыми для нас механиками и физикой. Жажда инноваций является очень важным фактором, заставляющая нас покупать новые игры. Зачем нам новая Forza или GTA: VI? Вам что, старых мало? Но мы всегда стремимся к чему-то новому.

Та же жажда инноваций толкает игрока идти вперёд (играть) так сказать, желание увидеть, что будет дальше, что нас ждёт на следующем уровне.

Это становится мощнейшей мотивацией, чтобы пройти предыдущие уровни и проходить игру до конца. Вкратце: инновации — это хорошо.

Однако помните, что много инноваций — это плохо. Все хорошие игры смешивают в себе пачку инноваций и щепотку добротных и хорошо всем знакомых механик. Будет очень плохо, если игра состоит из одних инноваций. Игроки её просто могут не понять. И важно иметь такие инновации, чтобы те смогли удержать игрока после того, как новизна уйдёт.

Заключение

Ну и на этой ноте я хочу подвести итог. Мотивация в играх является одним из важнейших элементов геймдизайна, хоть она и имеет размытые границы. От неё зависит, будет ли игра успешная или нет, будут ли в неё играть днями напролёт и получать удовольствие, и какая целевая аудитория придёт. Игры должны вбирать в себя разные механики мотивации и отвечать на большое количество наших потребностей, а геймдизайнеры должны мастерский вплетать все это в игру, чтобы она стала популярной. Вы игре должно быть всего понемногу: чуток инноваций, грамотная система поощрения, соответствие требований и умений игрока и качественные модели OCR. Но всем не угодишь. Конечно же, все мы люди разные, и каждого мотивирует что-то своё. Так что идеала нам не добиться!

И на этом все! Надеюсь, что я поведал вам что-то новенькое. И пусть вас мотивируют только хорошие игры!

Всем удачи и до скорых встреч!

Комментарии (1)


  1. KIA3167
    20.06.2022 09:44

     

    Тема безгранична, но если вкрации) взгляд с другой стороны.

    Игра – это маленькая жизнь, со свойственными жизни функциями. Модель. Тренировочная жизнь.

    Соответственно игра подчиняется законам о человеческих взаимоотношениях.

    Три базовые потребности человека (раньше назывались инстинктами)

    1. Выживание

    2. Иерархия

    3. Познание.

    Как мы видим, в большинстве игр задействованы все три базовые потребности. Но триггером является именно инстинкт познания (Инстинкт «Что такое?»), иначе бы мы не стали бы открывать игру)

    Удовлетворение каждой из этих потребностей, и даже процесс их – подкреплен получением «лакомства» - эндорфинов.

    И мозгу безразлично реальное явление, или виртуальное.

    Я полагаю, что преферанс или шахматы так же прекрасно заменяли виртуальные мероприятия в целях тренировочного получения эндорфинов.

     

    Мотивации и масловская пирамида, расписаны хорошо, но не нашел четкой формулировки:

    Что «внешние» мотивации становятся исполнимы, только когда становятся внутренними.

    В этом проблема всех маркетологов: убедить поциента что он сам хочет купить. Если не убедить, а заставлять – не купит. Поэтому внешние мотивации нет смысла рассматривать вообще для изучения данного вопроса.

    И тут мы опять скатываемся к терминам «удержание клиента», удержание потребителя. Все это уже давно красиво расписано в учебниках маркетологии и в данном случае это знание адаптировано для какой-то доли компьютерных игр.

     

    Но в конце концов здесь видна очень важная закономерность.

    Что цель всей жизни (настоящей или игрушечной) - максимальное получение эндорфинов. Т.е. цель жизни – это качественная, напичканная удовольствиями жизнь. Как у того зарубежного гражданина – нет цели, есть путь. И этот путь должен был быть насыщен удовольствиями.

     

    Кстати, это позиция буддизма.

    Тут он пересекается с гедонизмом. Но под удовольствиями подразумевает что-то другое, если мы говорим о ближней цели буддизма.