Здорова, народ! Сегодня я подготовил вам интересную тему для размышлений. Вы когда-нибудь задумывались о том, почему в соревновательных играх для обозначения команд отдельных игроков и территории используется красный и синий цвет?

В данном блоге мы поговорим о важной функции цвета в играх, а именно о разграничении противоборствующих сторон. Сегодня мы узнаем, почему в играх используют именно красный и синий, как они влияют на игрока и есть ли в них какая-нибудь разница.

Если хотите усвоить эту информацию в простой и расслабляющей форме, то можете пройти по ссылке на видео!

Красный и синий. Почему именно они? Почему левел дизайнеры выбрали именно эти цвета? Ведь есть, например, чёрный и белый, как в шахматах. Почему не взять их? А все довольно-таки просто и понятно. Начнём, конечно же, с малого.

Функции цвета в играх

Цвет в играх выполняет несколько ключевых функций визуальной составляющей проекта. Большинство таких функций перешли в видеоигровую индустрию из изобразительного искусства, дизайна и кино. Главной из них является то, что цвет служит для распознавания элементов игры. Вот вам яркие примеры: Mirror's Edge, где мы видим то, что игра благодаря цвету ведёт нас по нужному пути и показывает, куда мы можем запрыгнуть, за что зацепится или где нам можно пройти.

Игра Mirror's Edge.
Игра Mirror's Edge.

Ещё один отличный пример – игра Super Hot. Тут ещё понятней. Все, что чёрное – бери. Всех, кто красный – убивай.

Игра Super Hot.
Игра Super Hot.

Из классических примеров обозначения элементов игры можем отнести такие, как подкрашивание мест, куда можно залезть в жёлтый, или бочки, которые могут взорваться и нанести урон в красный.

Благодаря цвету игрок может отличить искомый объект в сцене. Например, те же самые выступы, на которые можно залезть, или же обратить внимание на жизненно важную шкалу в игровом интерфейсе. Например, ваше количество манны или здоровья.

Другая немаловажная функция цвета – это способность вызывать у зрителя эмоции. К примеру, по-разному окрашенная игровая сцена может вызвать абсолютно противоположные эмоции у игрока. Вот какие первые эмоции вызывают у вас этот кадр из игр? Ярость? Отвращение? Или спокойствие?

Игра The Witness.
Игра The Witness.

Посредством цвета так же происходит смена дня и ночи, смена температуры воздуха и смена сезонов года в игре. Можно легко увидеть разницу в игре Stardew Valley.

Игра Stardew Valley.
Игра Stardew Valley.

Так же цвет демонстрирует различные физические явления или даже то, как воспринимается мир героем игры в текущий момент времени, например, мы можем заметить, что в некоторых играх, когда у тебя мало здоровья, экран начинает краснеть

Теперь давайте поговорим о психологии цвета, а именно о психологии красного и синего.

Психология красного и синего

Красный цвет говорит нам об опасности, возбуждении, страсти, силе и агрессии. Он также вызывает не только эмоциональную, но и физиологическую реакцию. Красный цвет вызывает шок. Он целиком захватывает внимание и требует усилий для восприятия. Сосредоточение на красном цвете приводит к повышению пульса и кровяного давления. Красный цвет заметнее других. Благодаря своему мощному воздействию на вашу периферийную нервную систему, красный так же может заставить нас взбодриться и начать двигаться и действовать. Думаете, почему в игре DOOM часто встречается красный и его схожие оттенки. Да, чтобы в купе с динамикой игры ваши эмоции совпадали.

Синий и голубой, в свою очередь, отражают гармонию, упорство, серьёзность и строгость. Так же они являются успокаивающими для нашей нервной системы. Если упорно смотреть на голубой или синий цвет, то это приводит к снижению частоты пульса и дыхания и на какое-то время снижает кровяное давление, что является полной противоположностью красному. Во многих национальных культурах голубой цвет связан представлениями о защите, а красный, наоборот, ассоциируется с войной, что ещё раз говорит нам об их противоположности друг к другу.

Функция красного и синего, как разграничитель противоборствующих сторон.

Все началось ещё с далёких бородатых годов, когда эти цвета использовались в спорте и вообще в нашей жизни в целом. Ну, об этом мы не будем говорить, блог всё-таки об играх. Проследить начало использования данных цветов в видеоиграх мы можем с появлением первой игры с RGB. Возможно вы скажете Galaxian 1978 года, но я вам отвечу Color Gotcha 1973 года.

Игра Galaxian 1978 года.
Игра Galaxian 1978 года.
Игра Color Gotcha 1973 года.
Игра Color Gotcha 1973 года.

Ну а первой игрой, где мы можем увидеть красную и синюю команды как соперников, была Wimbledon 1974 года. Давайте продолжим нашу нить повествования, почему именно эти цвета используются в играх.

Игра Wimbledon 1974 года.
Игра Wimbledon 1974 года.

В сегодняшние дни цвет в играх является одним из важнейших инструментов в гейм-деве. В свою очередь, отдельно красный и синий можно от части приравнять к цветам идентификаторам. Цветовые идентификаторы (или символы) группируют и разделяют группы игровых элементов, например, игроков разных команд, игровых персонажей и игровые области.

Цветовые символы должны быть максимально заметными и контрастны друг с другом, чтобы их было легко различить, а ещё не имеющими ничего общего с другими идентификаторами и нейтральными цветами сцены. Так же они должны иметь свойство откладываться в мозгу у геймера, что бы он играл и знал. Ага, красны – это мой враг. О жёлтый выступ! Туда точно можно забраться.

Конечно, в зависимости от вашего набора правил или механики вы можете иметь два или более цветовых идентификаторов. У нас же речь идёт о двух, так как многие классические соревновательные игры основаны на сражении именно двух фракций. Сеансы игры на двоих или командные бои значительно выигрывают от использования двух взаимоисключающих цветовых идентификаторов для обозначения фракций.

Примеры большего количества цветовых идентификаторов. Игра Castle Crashers.
Примеры большего количества цветовых идентификаторов. Игра Castle Crashers.

То же самое касается обозначения среды для двух или нескольких команд. Например, как можем увидеть на данных слайдах ниже. Так как соревновательные игры должны быть сбалансированы, игровые локации 2-х команд часто бывают идентичны друг к другу. Поэтому приходится обозначать цветами не только игроков, но и их территорию, чтобы мы, как пользователь, понимали, куда идти воевать.

Конечно, существует множество других вариантов использования цветового разграничения. Некоторые даже с дополнительным символическим или эмоциональным значением.Такие как моральные системы, добро и зло, различные силы и ресурсы и многое другое. Однако разграничение в играх, допустим, на команду А и Б требует чёткой цветовой коммуникации. И дизайнеры предпочитают делать два предпочтительных идентификатора цвета как можно более противоположными друг другу.

Они делают это, создавая яркий контраст тёплого и холодного. Синий и красный часто являются предпочтительными цветами для контрастирования с холодными или тёплыми, первичными или вторичными аналогами. Это даёт нам контраст между красным и синим, красным и зелёным или синим и оранжевым. Все это мы можем увидеть на цветовом круге ниже.

Так же это не все. Вы как левел дизайнер не можете просто обозначить тех или иных персонажей цветами. При планировании того, как должны быть окрашены ваши персонажи, окружающая среда и реквизит, нужно много внимания уделять материалам, настроению, символике и эмоциональному воздействию. Обратите внимание на то, как красные и синие цвета используются взаимоисключающим образом и как нейтральные цвета заднего фона позволяют выделяться красным и синим объектам.

Но у игрового процесса есть и свои требования. Нужно обязательно подумать об использовании разделительных элементов и нейтральных оттенков для игры. Эти устройства очень эффективны для обозначения объектов не только из-за того, насколько они удобочитаемы, а и из-за того, насколько часто используются эти цвета и насколько научен игрок их обнаружению. Грубо говоря, синий и красный всю жизнь используется в качестве идентификации чего-либо и игрок интуитивно понимает, что это значит.

И из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что красны и синий, как никто другой, подходят для таких задач. Начиная с того, что они используются в спорте и в других сферах уже многие годы, заканчивая тем, что они являются полными противоположностями как с точки зрения характеристик цвета в общем, так и с психологической и физиологической. Так же они отвечают всем критериям цветовых идентификаторов в играх.

Мы даже можем разложить все это по пунктам:

  • Красный и синий являются полностью противоположны, как и отчасти враждебные команды в играх.

  • Данные цвета отвечают всем критериям цветовых идентификаторов.

  • Это заложено уже у нас в голове. Вот какие цвета вам приходят первыми в голову при определении двух соперников. Наверно, синий и красный, или чёрный и белый.

Я думаю, мы ответили на вопрос, почему именно красный и синий. Теперь поехали дальше.

После всего этого вы можете сказать: да какая разница, красны или синий, это же все равно ни на что не влияет. Но на самом деле разница есть, но отчасти и она не большая.

Разница красного и синего

Чтобы внести ясность в это, отправимся ненадолго из игр в реальную жизнь в 2005 год, где было проведено исследование Рассела Хилла и Роберта Бартона, названная Теорией Хилла и Бартона соответственно. В ней говорилось о том, как красный цвет повышает производительность человека. В одном из экспериментов изучались спортсмены олимпиады, участвующие один на один в «единоборствах» таких как бокс, греко-римская и вольная борьба. 

Правила Олимпиады предусматривают, что одному участнику случайным образом назначается синий костюм, а другому – красный. Таким образом, это была прекрасная возможность для естественного эксперимента по влиянию однородного цвета на производительность.

Исследователи обнаружили, что те, кто носил красную форму, выиграли статистически значительно большую часть своих матчей. Что доказывает нам, как цвет формы может повлиять на результаты в соревновательном виде спорта.

Разница побед и поражений.
Разница побед и поражений.

А все из-за того, что красный цвет во всей природе ассоциируется с повышенной агрессивностью и доминированием. Использование красного цвета заставляет участников больше думать о том, чтобы быть, как и говорилось, более агрессивными и доминирующими. А это важно в таких видах спорта, как бокс или какая-нибудь борьба, где агрессия делает вас более конкурентоспособными. В свою очередь, участник в синем может усугубить эффект, посчитав своего красного противника более устрашающим. Это может быть даже на подсознательном уровне.

То же самое можем увидеть и в видеоиграх. По крайней мере, иногда. Одно исследование 2008 года, опубликованное в журнале Cyberpsychology & Behavior, извлекло данные из 1347 матчей в Unreal Tournament 2004.

Игра Unreal Tournament 2004.
Игра Unreal Tournament 2004.

Они обнаружили, что красные команды выиграли примерно на 5% больше матчей, чем синие, что намного больше, чем можно было ожидать, исходя из простой случайности.

А ещё у красных больше FPS. И, кстати, появилась новая отговорка во время поражения у синих. К слову, результаты исследования признал сам вице-президент Epic Games Марк Рейн, но сказал, что в ближайшее время они все равно не будут менять классические цвета, так как они являются неотъемлемой частью серии многопользовательской игры Unreal Tournament

Может кто-то захочет узнать как выглядит Марк Рейн.
Может кто-то захочет узнать как выглядит Марк Рейн.

Однако здесь есть одна оговорка: эффект «красного цвета» невелик и не будет решающим фактором ни в чём, кроме очень конкурентоспособной схватки. То есть сильный игрок или спортсмен никогда не проиграет слабому только потому что тот в красной форме.

А вот вам интересны факт про противостояние красного и синего. На основе игры Halo снимали сериал «Red vs Blue». Это американский веб-сериал в жанре машинима, созданный в 2003 году.

Машинима – это способ отображения сюжетных коротких скетчей и видеороликов, снятых с помощью трёхмерной графики на основе компьютерных игр.

Сюжет сериала сосредоточен вокруг противостояния двух группировок – Красных и Синих в гражданской войне в центре пустынного каньона (Кровавого ущелья). «Красные против Синих» появились из закадрового комментирования геймплея игры Halo: Combat Evolved на drunkgamers.com, где, в частности, дискуссия, связанная с автомобилем «Вепрь» была восстановлена во второй серии первого сезона. Увидев потенциал для создания полноценного сюжета, был создан трейлер, который был выпущен 5 сентября 2002 годп на том же сайте. После чего и начался путь данного сериала.

Ну а в самих играх наши цвета преодолели гигантский путь, чтобы врезаться в наше мышление, давая нам понятную ассоциацию, для чего они используются. Team Forteress, TABS, Chivalry, For Honor, серия halo и ещё много, много другого. От казуальных игр на мобилки до ААА проектов – все их не перечесть. Практически везде цветами, идентификаторами, которые разделяют команды на своих и чужих, является красный и синий. Да что уж там говорить, они встречаются везде, уже даже в геймерских девайсах. Первым в голову приходит Nintendo Switch. Где есть синий и красный джойкон, что подразумевает, что вы будете играть в соревновательные игры со своими друзьями и выяснять, кто из вас круче. Это касается геймпадов и от PlayStation и Xbox. Походу, красный и синий стал незаменим в наших играх.

Подведём итоги

Красный и синий, синий и красный – эти цвета как были, так и останутся в игровой сфере незаменимы ни через год, ни в далёком будущем. Данные цвета, как никто другой подходят для выполнения функции разграничения. Благодаря своим свойствам дизайнеры уже мастерски встраивают их в любой жанр игры, а мы с вами даже не замечаем этого, так как мы привыкли к этому, и это стало у нас на подсознательном уровне. Я думаю, мы ответили на все вопросы, озвученные ранее, и знаем теперь чуть больше. Нам остаётся только почаще обращать внимание на данные цвета в играх, чтобы удивится от того, как их много. Ну и выбрать, на чьей стороне ты.

Всем удачи! И до скорых встреч!

Комментарии (9)


  1. solarplexus
    29.06.2022 10:32

    Что-то не укладывается в голове.

    Есть игры, где каждая сторона видит себя синими, а противника красными. Я не геймер, но на мой взгляд, глупо использовать синий цвет, чтобы обозначать противника.


    1. NikaLapka
      29.06.2022 10:48

      Уже полвека синие - страны НАТО, красные - СССР(Россия).

      Другой вопрос, что половина примеров в статье не удачная, т.к. некоторые игры ‘не интересны’, а в других просто наследие из предшествующих игр, вроде красного здоровья, синей маны.


      1. R7R
        02.07.2022 01:26

        Уже полвека синие — страны НАТО, красные — СССР(Россия).


        Разделение противоборствующих сторон на военных маневрах на «синих» и «красных» появилось задолго до НАТО


    1. iandarken
      29.06.2022 12:15

      Пять или шесть лет в Rainbow Six: Siege было разделение на «синих» и «оранжевых» — без привязки к атака/защита, свой/чужой — просто две команды.
      Но где-то полгода, наверное, назад — «наши» теперь всегда синие, «их» — всегда оранжевые.

      Что изменилось? Ничего. Потому что расцветка использовалась только для раскраски плашек в статистике и «по табу». Зачем было сделано — непонятно.


  1. jocus
    29.06.2022 10:40

    В серии игр Battlefield ещё дополнительно используют зелёный цвет, чтобы подсветить свой отряд


  1. pewpew
    29.06.2022 11:07
    +3

    Очень мало про зелёный. А ведь часто он используется для индикации «своих». И вообще цветовое кодирование значительно глубже чем просто «красный» — «синий».

    Например в WoW красный — агрессивный противник (игрок, готовый воевать в PvP), жёлтый — пассивный противник (игрок, не готовый к PvP), зелёный — свой (готовый воевать в PvP), синий — свой (не готовый воевать в PvP). И это только про выделение целей.
    А ведь ещё есть цветовое кодирование баффов / дебаффов по типу нанесения урона. И скажем, яд — зелёный а кровотечение — красное.

    Мне кажется статья сильно перегибает. Есть всего один абзац о том, что бывают варианты. Но на деле другие варианты встречаются чаще. Мне чаще встречаются пары «красный — зелёный» чем «красный — синий».


  1. MoranThug Автор
    29.06.2022 14:19
    +2

    RED GOEZ FASTA!


  1. paranoid_sonata
    01.07.2022 08:06

    Такое колоссальное преимущество, даваемое красной формой спортсмену, должно было бы отразиться на индустрии спортивной одежды после 2005 года. Интересно, отразилось или нет. Уже ведь 17 лет минуло.


  1. R7R
    02.07.2022 01:22

    Разделение сторон на «синих» и «красных» используется во время проведения военных маневров достаточно давно, и появилось оно намного раньше не только компьютерных игр, но и самих компьютеров.

    (И да, автор никогда не играл в Dune 2 :)