Два года назад мы писали о том, как добывается литий, и подсчитывали, хватит ли «белой нефти» для всех в ближайшее время. С тех пор много воды утекло, и оказалось, что сейчас основной элемент цепочки обработки исходного сырья в соединения лития и производства литиевых батарей — это Китай.

Стоит напомнить, что литий используется не только при производстве батарей. Дело в том, что он применяется для раскисления и повышения пластичности и прочности сплавов. Также с его помощью производят стекла, которые частично пропускают ультрафиолет, он применяется в керамике. И это если не говорить о ядерной энергетике и атомной технике — его используют для получения трития. Ну и Китай во всем этом играет важнейшую роль, так что говорить о конкуренции с КНР в ближайшее время не приходится. Подробности — под катом.

Добыть литий — полдела. Еще его нужно обработать


Основным центром поставок исходного сырья, литиевой руды и продуктов первичной ее обработки по-прежнему является Австралия, здесь ничего или почти ничего не изменилось за последние несколько лет. В год в этой стране добывается около 18,3 тыс. тонн руды. Кроме того, поставляет литиевое сырье еще и Чили, где добывается около 14,1 тыс. тонн в год и Аргентина, это дополнительно 5,5 тыс. тонн в год.

Кроме того, пару лет назад Tesla Inc. получила доступ к одному из крупных месторождений лития в Неваде, США. Как там обстоят дела сейчас, сложно сказать, но вероятно, что-то добывают и производят.

Но, как и указано в подзаголовке, добыть руду и провести первичную ее обработку — полдела. На самом деле, обработка сырья такого рода — сложнейший процесс, для которого требуется масса оборудования и крупные производственные линии. Все это есть в Китае — здесь за короткий срок возвели несколько гигафабрик по производству аккумуляторных батарей разных форм, размеров и стандартов. Они поставляют аккумуляторы для таких производителей электромобилей, как Tesla, BMW, Volkswagen и других компаний.


Значение Поднебесной как промышленного узла по переработке литиевого сырья и производства батарей постепенно растет. По оценкам экспертов, сейчас объем рынка, который принадлежит Китаю, может достигать 80% от глобального объема. Например примерно шесть из десяти крупнейших производителей аккумуляторов мира находятся в Китае. Одна из этих компаний, CATL, производит три из 10 батарей, поставляемых глобально.

Китай давно известен, как мастер договорного процесса. За несколько лет компаниям из этой страны, которые занимаются обработкой литиевого сырья, удалось договориться с крупнейшими поставщиками исходной руды и первичных компонентов. Суть договора — обработка сырья в Китае, с дальнейшей поставкой вторичной продукции либо в другие страны, либо на фабрики по производству батарей, которые расположены в самом Китае. Объемы поставок в Китай и из него настолько крупные, что ни США, ни Европа в ближайшее время конкурировать с этой страной не могут. Соотетственно, и торговые войны на тему лития устраивать нет никакого смысла — Китай победит.

Почему Китай доминирует?


Добыча и переработка лития названа одним из национальных приоритетов Китая. Правительство этой страны строит планы на десятки лет вперед, формируя программы национального уровня на триллионы долларов США. И, насколько можно видеть, достаточно успешно. Относительно недавно Китайцы стали производить собственные процессоры на своей архитектуре, а также вырвались вперед в плане поставок полупроводниковых компонентов.

С литием и его обработкой тоже все хорошо — в Китае сейчас несколько гигафабрик по обработке сырья и производству батарей. На создание объектов аналогичного объема требуется несколько лет и сотни миллионов долларов США. Таким образом, если США или ЕС зададутся целью создать у себя похожие производства, придется ждать много лет — а ведь Китай не стоит на месте, он развивает внутреннее производство.

Кроме того, китайский бизнес является совладельцем основных компаний, которые добывают исходное сырье — в Австралии, Конго, Боливии, аргентине, Чили и других странах. Поэтому просто взять и подвинуть Китай не получится при всем желании, основные линии добычи сырья и его обработки находятся в руках компаний из этой страны.

В большинстве случаев Китай строит планы и реализует их достаточно быстро. Например, сегодняшнего доминирования Китай достиг едва ли не с нулевой позиции всего за 7 лет — как раз после того, как правительство страны объявило литий одним из приоритетов для национальных программ.

Торговые войны ни США, ни ЕС устраивать нет смысла — Китай просто начнет направлять литий на производство батарей для внутреннего рынка, который огромен. И тогда аккумуляторы начнут быстро дорожать по всему миру, что приведет к очередному коллапсу в производстве электроники, автомобилей, да и во многих других отраслях тоже. Тем не менее, аккумуляторы — это не только литий, а еще и кобальт, никель, медь, графит и другие элементы и соединения. Китай поставляет их из других стран, и степень зависимости от такого рода поставок весьма высокая, так что КНР поднимать конфликт в отношении ресурсов тоже невыгодно.

А что в будущем?


Пока что лития хватает для производственных нужд Китая, США, ЕС и других стран и регионов. Как только литий начнет сильно дорожать, а этот процесс уже начался, компании станут активнее использовать переработку аккумуляторов, снижать количество лития в самих батареях и т.п.


Добывать литий можно из морской воды или создавать аккумуляторы на базе иных химических процессов. Перестройка займет время, но все же это позволит избежать глобального кризиса.

Так что, насколько можно судить, кризис хотя и возможен, но пока что маловероятен. Если, конечно, на ситуацию не повлияют какие-то иные факторы, которые послужат триггером для развития кризиса лития в глобальном масштабе.

Комментарии (59)


  1. xhumanoid
    04.07.2022 13:49
    +6

    https://www.wired.com/story/china-lithium-mining-production/

    для тех кто хочет почитать оригинал


    1. cepera_ang
      04.07.2022 13:56
      +5

      Спасибо, тон и качество оригинала совсем другое дело.


  1. cepera_ang
    04.07.2022 13:52
    +29

    То есть Китай за пару лет сделал большое производство, но США и Европа почему-то не должны даже пытаться сделать у себя тоже самое? И обоснование «ведь это требует инвестиций и нескольких лет», поэтому сложите лапки и зависьте от Китая. А не кажется, что это Китай сейчас в ситуации, когда они вложили «сотни миллионов долларов и годы работы» в литиевые производства и нуждаются в рынке сбыта не меньше, чем их покупатели нуждаются в поставщике? И интересно, что за огромный внутренний рынок, куда Китай начнёт поставлять продукцию в случае чего? А почему сейчас не поставляет?


    Статья довольно безаппеляционно заявляет и всячески пытается показать, что Китай тут какой-то самый важный элемент и, дескать, не надо с ним шутить. Но изложенные факты вообще не складываются в такую картинку: исходные поставщики лития за пределами Китая и могут переориентироваться на других переработчиков в случае чего, основные потребители за пределами Китая, и вся индустрия построена буквально за последние годы и непонятно, что помешает повторить этот процесс в другом месте при большой необходимости.


    1. Seleditor
      04.07.2022 14:32
      +8

      Могут, конечно, но вряд ли у них получится преодолеть доминирование Китая за ближайшие 5-10 лет, а за этот срок Китай еще сильнее продвинется.

      В каком смысле "что это за огромный внутренний рынок"? Производство смартфонов, электромобилей, металлургия. Поставляет и сейчас, но может увеличить объемы поставок.

      И если вы читали статью, то там указано, что "исходные поставщики" неотъемлемо связаны с Китаем, у которого зачастую контролирующий пакет акций.

      А насчет "непонятно, что помешает повторить" - ну, возьмите ситуацию с литографией современных чипов, что тоже "построено буквально за последние годы". Что мешает повторить? Да буквально все. Кризис, торговые войны и т.п.


      1. vassabi
        04.07.2022 14:41
        +3

        а за этот срок Китай еще сильнее продвинется

        продвинется куда? откроет новые месторождения? Придумает новые способы добычи?


        1. Seleditor
          04.07.2022 14:55
          +5

          Продвинется в заключении новых контрактов, покупке акций компаний-поставщиков и т.п., создании новых производств и замыкании логистических цепочек на себя. Китайцы в этом мастера.


      1. cepera_ang
        04.07.2022 15:11
        +1

        На Wired посыл «вот какая ситуация и есть чёткая взаимозависимость, и Китай грамотно поставил себя в эту позицию, потому что прилагал усилия, но есть хрупкий баланс в котором ни у одной стороны нет преимущества», но нет никакого тона «всё пропало, Китай всё контролирует» и «конкурировать не получится».


        И литография тут совсем не причём, бездумно аналогии проводить не стоит. В той же статье упомянуто, что десятки заводов планируются в США и Европе. Ну да, не строительство сотни в Китае за несколько лет, но и пожара никакого нет, чтобы спешить.


        1. Seleditor
          04.07.2022 16:20
          +2

          Ну там посыл такой, у нас - иной. Мы на тему лития писали и ранее, взгляд несколько иной. авторы Wired взяли данные у Блумберга и сделали свои выводы, мы взяли наши данные из прошлой статьи, из Wired из того же Блумберга и сделали свои выводы.

          Литография не бездумная аналогия. В спокойные годы делать можно было многое. Сейчас окно возможностей закрывается.

          Что касается "десятки заводов планируются" - они планировались еще до текущей геополитической обстановки. Так что очень большой вопрос, в силе ли эти планы и насколько реально их осуществить, если текущая обстановка будет меняться в сторону ухудшения.


          1. cepera_ang
            04.07.2022 17:31
            +4

            Всё понятно. Геополитическая обстановка требует вещания в ключе «Китай переможет и мы вместе с ним», вопросов больше не имею.


            1. Seleditor
              04.07.2022 18:09
              +6

              Нет, не нужно свои идеи выдавать за наши. Здесь об этом вообще речи нет. То, что Китай неплохо продвигается в нескольких направлениях подряд - это очевидно, но не более.

              С вами дискутировать больше не будем, поскольку обсуждение пошло вообще не в ту сторону.


              1. cepera_ang
                04.07.2022 19:38
                -5

                На зарплате, а даже поболтать не желаете.


                Посмотрите содержимого своего блога: Китай, Китай, Китай, импортnзамещение, китайские одноплатники, китайские минипк, импортозамещение в китае. Ну и дефицит электроники ещё.


                1. Seleditor
                  04.07.2022 19:47
                  +7

                  Ну это последний комментарий от вас, на который мы вообще отвечаем. С токсичными комметаторами всегда так, не вы первый, не вы последний. Начали с общих тем, закончили политотой и личными обидами (своими, вероятно). Всего хорошего.


                  1. cepera_ang
                    04.07.2022 20:21

                    Горжусь тем, что 11% ваших комментариев за два года были этом нашем кратком разговоре.


                1. TimsTims
                  05.07.2022 13:08
                  +7

                  На зарплате, а даже поболтать не желаете.

                  Ну камон, хабр же не #irc для поболтать. Комментарии для дискуссий, а не выяснения отношений.

                  Посмотрите содержимого своего блога

                  Справедливости ради, их блог читают и плюсуют, пишут интересно. Возможно несколько однобоко, но никто и ничто не мешает ВАМ взять и написать статью получше.

                  Китай, Китай, Китай, импортnзамещение, китайские одноплатники, китайские минипк, импортозамещение в китае

                  Если совсем на чистоту, то у вас всего 1 статья, а у них 240+. Пишут не рандомные переводы "лишь бы написать", а то, в чем разбираются. Если они много работают с Китаем, то наверное и будут писать про Китай, про китайцев, да хоть про китайский язык.


                  1. cepera_ang
                    06.07.2022 12:30
                    -6

                    Странно, что они не пишут про устройство своего хостинга, про решение каких-нибудь сложных проблем и т.д. Посмотрите технический блог AWS для сравнения. А местные корпораты как раз и пишут рандомные переводы с wired и wsj, да пресс-релизы о выпуске всякого барахла (какое отношение к хостингу имеют все эти поделки на распбери пай?).


                    Мне как-то не довелось именно в посты пустить свой креативный драйв, в комментариях идёт проще (хотя, честно скажу, некоторые комментарии занимают больше времени и усилий, чем многие посты, а если сложить какие-нибудь мощные холиварные ветки, так там материала на несколько постов хватит, только оформлять лениво).


                    1. TimsTims
                      06.07.2022 14:43
                      +2

                      Почему бы вам не написать :)?
                      upd: увидел

                      Мне как-то не довелось именно в посты пустить свой креативный драйв
                      Посты сложнее писать, чем комментарии. Они должны быть интересные, полезные, и без явной навязчивой рекламы, и всё так, чтобы жители Хабра одобрили.


      1. Hardcoin
        04.07.2022 22:27

        Литография - очень сложно (нужны профильные инженеры, которых некому учить) и дорого. Причем цена не очень зависит от объема производства - одну единицу оборудования сделать почти так же дорого, как десять, потому что начальные инвестиции велики.

        Добыча и очистка литиевой руды может быть рентабельна в широких пределах. В два раза меньше лития условно в два раза дешевле, то есть можно начать с одного завода. А инженеры есть в десятках стран, которые уже добывают литий в некотором количестве.


    1. pae174
      04.07.2022 14:34
      +14

      Я когда-то на вертолёте слетал в чилийскую пустыню в которой они там занимаются этим своим литием. Сверху это выглядит как многокилометровые искусственные квадратные озёра, заполненные каким-то жидкостями, содержащими соли лития или что-то типа того. Это реально по сути такой маленький литиевый Чернобыль с зоной отселения и всеми прочими апокалиптическими плюшками. Такие производства как раз модно выносить в какие-нибудь страны третьего мира, в которых либо местных жителей никто за людей не считает, либо имеются огромные пустые территории на которых хоть грязную бомбу взорви - никто и не заметит.


      1. cepera_ang
        04.07.2022 15:13
        -2

        Так это добыча, она и так происходит на территории третьих стран (Китай там 10% занимает). И обозначена проблема не в добыче, а в том, что что-то полезное из лития делает преимущественно Китай.


        1. Popadanec
          05.07.2022 11:26
          +5

          У Китая просто очень грамотная политика. Руду, чистые хим. элементы не продаём. Только конечный продукт. Можете разместить у нас свои заводы, тогда получите материалы под расчёт, для создания готового продукта(или его элементов). Что позволило ему совершить индустриальную эволюцию за чужой счёт.
          В РФ к примеру это поняли слишком поздно, коряво реализовал и то частично.


          1. TimsTims
            05.07.2022 13:16
            +5

            У Китая просто

            Всё несколько сложнее. Вы забываете ещё несколько факторов:

            1) Безопасность ведения бизнеса, что его не отожмёт завтра у тебя маскишоу. Там в целом довольно благоприятная деловая среда.

            2) Дешевая рабочая сила - там как были миллионы свободных рук, так и остаются. Набрать 1000 человек на завод не проблема.

            3) Наличие квалифицированных кадров. Тебе для технологического производства нужно иметь под боком сотню-другую довольно умных людей. Китай это тоже обеспечивает. В той же Индии с этим будут трудности.

            4) Удобная логистика. Доставлять грузы (сырьё) на дальние расстояния дешевле всего по воде. У Китая в этом плане очень выгодное положение - широкая незамерзающая береговая линия, проходящая через множество маршрутов от стран Африки до стран Америки.


            1. Popadanec
              05.07.2022 13:39
              +3

              Тем не менее стоило РФ ввести драконовские ввозные пошлины на готовый продукт, производители тут же побежали строить заводы. Да производство блочное, но потому я и говорил про корявую реализацию. Следующим шагом должна была стать пошлина на ввоз блоков, для их производства на месте, а дальше пошлина за ввоз элементной базы. Но их не было. Только последние год два на этот счёт зашевелились, но оказалось поздно.


      1. Didimus
        05.07.2022 11:32

        А до начала добычи там что-то жило?


        1. pae174
          05.07.2022 20:17

          Экологи утверждают, что жижа от добычи лития просачивается в водоносные слои под землёй и по ним спокойно проходит несколько сот километров. Они там мониторят, грубо говоря, колодцы всякие и скважины, и считают, что порядка полумиллиона человек из окружающих городов после начала всей этой литиевой эпопеи сильно рискуют здоровьем каждый раз когда пьют воду из местных водопроводов. Производство это уже несколько лет требуют закрыть хорошенько, но пока безрезультатно.


    1. darthmaul
      04.07.2022 15:46
      +6

      Зелёные сделают всю авантюру убыточной. Нереально следить за выбросами и при этом конкурировать с китайцами, которые сливают все отходы в огромные озёра. А ещё в США и ЕС стало модно беречь воду, коей процесс получения лития из руды потребляет немеренно.

      PS. ИМХО, литий следует оставить для электронных гаджетов. Массовое применение оного в энергетике несет больше вреда чем пользы. Да, уходим от вредного для климата СО2 но при этом выбрасываем отходы, вредные непосредственно людям. Сомнительный размен. Надо развивать натриевые батареи и водород. Тем более что без газа и угля заряжать литий нечем. Вот водород - другое дело: можно понастроить дешёвых вётряков/панелей в максимально выгодных местах и оттуда уже развозить H2 по миру. И с накоплением проблем нет - те же подземные газохранилища переоборудовать несложно.


      1. oragraf
        04.07.2022 16:02
        +10

        Водород хранить - большая проблема.


        1. YMA
          04.07.2022 16:08
          +3

          И не только хранить - но и добывать, и транспортировать, и использовать. Весьма хлопотная, капризная, и опасная штука. И в ПХГ закачивать водород - так себе идея.

          Литий тоже не сахар - качественной и дешевой технологии вторичной переработки как не было, так и нет. А если PowerWall будет в каждом доме, то через лет 7 проблема переработки встанет очень остро.


          1. darthmaul
            04.07.2022 18:44
            +4

            Добывать - в Европе уже "зелёный" водород дешевле газа той же теплотворной способности. А ещё есть крайне интересная технология позволяющая добывать водород из полуистощённых скважин.

            Транспортировать - не так и сложно, немцы ещё до войны построили трубопровод - до сих пор работает. Сложности начинаются с ростом давления.

            Хранить - опять же, сложнее чем газ - но можно, в солевых кавернах. В пористых породах - да, есть проблемы. Но всё равно, он позволяет накапливать тераватт*часы, а не жалкие мегаватты как у аккумуляторов. Вот портативное хранение - да, тут сложно. Но ведь можно бы оставить бедный транспорт на нефти или газе, он лишь 30% всей энергии потребляет. Сталелитейная и цементная промышленности больше расходуют. А ещё химия и отопление есть - их также на водород перевести гораздо проще, чем тот же транспорт.

            А поводу электромобилей - все эти гигантские 100 кВт*ч батареи - это не про энергетику и экологию, а про маркетинг. Заряжать серьёзный автопарк мощностью в 350 кВт на машину ни одна сеть не вывезет, да и электричества столько по требованию выдают только газотурбинные генераторы. Откуда такие резервы в "зелёной" сети? Вот PHEV с запасом в 50км гораздо эффективнее. На ежедневный commute - заряжать ночью, избытками энергии, посредством "умной" зарядки и тем самым балансировать сеть, а на дальние расстояния ездить на бензине. Производить тонну токсичной химии ради одной (при чем посредственной) машины - глупость.


          1. Popadanec
            05.07.2022 11:29
            +1

            Маск заявлял что перерабатывает свои батареи полностью.
            По поводу водорода полностью согласен. Уж лучше метан/пропан, они хотя бы не взрываются при практически любых условиях и не требуют огромных давлений(взорвавшийся баллон с давлением 300-500 атмосфер это сама по себе бомба, а за ним последует второй взрыв уже самого водорода).


            1. RainAustin
              05.07.2022 12:00
              +2

              С батареями из лития ни чуть не проще в плане горения, если тесла попадает в аварию и начинает гореть то потушить водой ее не получится, да продукты горения не самые приятные. Если половину автопарка будут составлять электромобили то это вызовет не самые приятные сюрпризы.


              1. Popadanec
                05.07.2022 12:34
                +1

                Это старые технологии, которые вынуждены были использовать, в виду отсутствия альтернатив.
                Сегодня у новых Тесл огнетушитель встроенный в батарею. Плюс набирает обороты производство ячеек, которые не горят(литий железо фосфат, литий титанат, литий карбон титанат).


            1. YMA
              05.07.2022 15:10

              Маск заявлял что перерабатывает свои батареи полностью.

              Пока из произведенных на его заводах батарей износилась и подлежит замене сравнительно небольшая часть, посмотрите на график - основная масса его авто произведена в 2017 году и позже, а это всего 5 лет, батареи просто не успели еще износиться. В 2025-27 году объем батарей, которые надо будет переработать - пойдет расти лавинообразно, а технологии переработки, как я смотрю - так и остались на уровне "размолоть и сжечь".

              И эффективно переработать стальные цилиндры, начиненные обмазанной ядреной химией фольгой - достаточно сложно...


              1. Popadanec
                05.07.2022 23:37
                +1

                Батареи после того как они отработали в авто, могут ещё лет десять двадцать отработать в стационарных системах хранения, как домашних, так и промышленных, где плотность хранения не так остра. Проблемы это не решает, но значительно и эффективно её отодвигает.


      1. RainAustin
        05.07.2022 11:54
        +1

        Можно и с бактериями поработать для получения энергии, да потребление пора ограничивать, масштаб не вписывается ни в какие разумные рамки, каждый год новый телефон, каждые два новый автомобиль.


    1. Solozhenitsyn
      04.07.2022 16:02
      +3

      По данным LMC Automotive, всего в мире по итогам прошлого года было выпущено почти 4 млн электромобилей. На Китай пришлось 57,4 % объёмов производства, Европа и США формировали 22 и 12 % соответственно, а вот Япония довольствовалась 0,9 %. Активный рост поставок электромобилей из Китая объясняется ещё и высокой концентрацией в стране предприятий по производству тяговых аккумуляторов.

      Таможенное ведомство КНР опубликовало статистику за 2021 год, согласно которой за период из страны было поставлено на экспорт 499 573 электромобиля.

      Из почти 500 тысяч отправленных на экспорт в прошлом году примерно каждый пятый носил марку Tesla, и эта американская компания на прошлом отчётном мероприятии признала, что шанхайское предприятие стало в её корпоративной структуре крупнейшим экспортёром электромобилей. По крайней мере, в Европу электромобили Tesla китайской сборки поставляются достаточно активно.

      Китайский экспорт электромобилей за год увеличился в 2,6 раза, тогда как двукратное увеличение поставок электромобилей из Германии позволило этой европейской стране занять лишь второе место в мировом рейтинге с 230 тысячами отгруженных машин. США вообще потеряли 30 % в экспорте электромобилей, откатившись на отметку в 110 тысяч машин, японский экспорт электромобилей за прошлый год увеличился на 24 % до скромных 27 400 экземпляров.

      Китай в прошлом году отправил в Европу в пять раз больше машин, чем в 2020 году, а именно около 230 тысяч электромобилей. Получается, что почти половина отгружаемых за пределы электромобилей находила покупателей в Европе. Бельгия получила в прошлом году 87 тысяч импортных электромобилей, Великобритания ограничилась примерно 50 тысячами.

      https://3dnews.ru/1061537/kitayu-udalos-stat-krupneyshim-eksportyorom-elektromobiley-po-itogam-proshlogo-goda


    1. RainAustin
      05.07.2022 11:47
      +1

      Могут, но если коротко их стремление к переносу производства вышло боком. Китай уже лидер, остальным только догонять, и так во многих сферах.


  1. KoZzzik
    04.07.2022 14:20
    +5

    Из прошлогоднего обзора рынка лития

    Поэтому если Россия хочет успеть занять свое место в стремительно формирующемся рынке энергоперехода на "новую нефть", то нам действительно стоит кооперироваться с мировыми игроками, как это в принципе сейчас и делается разными госкорпорациями, и больше внимания уделять науке, экономике знаний и развитию технологий.


  1. Lelant0s
    04.07.2022 17:20
    +11

    "Торговые войны ни США, ни ЕС устраивать нет смысла — Китай просто начнет направлять литий на производство батарей для внутреннего рынка, который огромен"

    "Который огромен" ровно до тех пока у него есть покупательская способность, львиная доля которой завязана на спрос на Западе на товары, произведенные в Китае. Нет спроса - нет "огромного" внутреннего рынка.

    И даже сейчас, пока с этим спросом все в порядке, средний класс в Китае это не более 20%. И остальные 80 - это отнюдь не высший [сарказм]. Учитывая гигантскую демографическую яму, последствия которой Китаю разгребать еще лет 100-150, делать из лития оружие борьбы с мировым капитализмом будет, мягко говоря, недальновидно. Китай это понимает, так что лития хватит всем.


    1. Gorthauer87
      04.07.2022 17:54
      +5

      Как оказалось, что такие доводы не всегда работают, когда есть чётко желание выстрелить себе в ногу.


      1. Skigh
        04.07.2022 17:59
        +1

        Если Китай решит выстрелить себе в ногу на уровне сами знаете кого, то будет не до айфонов и Тесл.


      1. Lelant0s
        04.07.2022 18:13
        +4

        Это правда, но выражаясь аллегорически, Китай это не Шариков из плохой подворотни, решивший, что бросаться на прохожих это лучший способ доказать свою принадлежность к роду людскому, а такой миллионолетний каток-трилобит, который катится в одиночестве по дну океана, ни на кого не обращая внимания и не пытаясь каждую встречную акулу опустить до уровня подмосковного карася.


  1. antonkrechetov
    04.07.2022 18:08
    +5

    Торговые войны ни США, ни ЕС устраивать нет смысла — Китай просто начнет направлять литий на производство батарей для внутреннего рынка, который огромен. И тогда аккумуляторы начнут быстро дорожать по всему миру, что приведет к очередному коллапсу в производстве электроники
    Если аккумуляторы начнут дорожать, инвестиции в обработку лития будут становиться все более и более выгодными, и достаточно быстро кто-нибудь выстроит такую же промышленность, как и в Китае. Так что непонятно, почему вы утверждаете, что смысла нет.


    1. Seleditor
      04.07.2022 18:11
      +2

      Интересно, кто способен выстроить такую же промышленность, как и в Китае. Смысл есть, конечно. Но будет очень сложно, хотя и не невозможно.


      1. siarheiblr
        04.07.2022 20:21

        А в чем проблема, собственно? Деньги есть не только у Китая, технологии тоже. Если будет выгода - будут и заводы.


        1. Weron2
          04.07.2022 21:29
          +2

          А потом Китай снова удешевляет аккумуляторы и становится уже невыгодно строить новый завод. В этом и проблема, наверное, что остальным странам чтобы вскочить на уходящий поезд не нужно ждать подорожания аккумуляторов, а лучше развивать производство уже сейчас.


          1. Didimus
            05.07.2022 11:38

            Тут уже можно включить лоббирование. Даже если дешевле, но запрещено законом или пошлины ввозные, то будут производить сами


        1. Seleditor
          04.07.2022 23:06
          +5

          Китай только в полупроводники вложил окол 4 трлн (не опечатка) долларов - программа, которя действует с 2020 по 2025. ЕС точно не способен воложить сейчас хотя бы триллион. И с гигафабриками - тоже суммы немаленькие. Может быть, США способны, но вряд ли прямо сейчас. Это триллионы (не миллиарды) долларов.

          И у Китая уже есть огромный рынок внутренний, плюс сотни тысяч заказчиков, деньги уже возвращаются. А вот с нуля такое поднять - это надо очень сильно напрячься.


          1. cepera_ang
            04.07.2022 23:25
            +2

            Китай только в полупроводники вложил окол 4 трлн (не опечатка) долларов — программа, которя действует с 2020 по 2025. ЕС точно не способен воложить сейчас хотя бы триллион

            Про Китай мы знаем о большой цифре потому, что это гос. программа и финансирование из одного источника. А теперь вопрос — а сколько вкладывает западная индустрия за тот же период? Сложно, надо считать, потому что это каждая компания делает по отдельности, там Интел тратит по 15 миллиардов в год только на R&D, тут TSMC строит фабрики на 50 миллиардов в год, там Самсунг, здесь ASML. И это только пяток названий, которые на слуху. Индустрия полупроводников >500 млрд в год, и большая часть этой суммы так или иначе будет вложена обратно (в фабрики, R&D и зарплаты работникам).


            Но удивительно, даже это массивное число, полный оборот всей полупроводниковой индустрии почти в два раза не дотягивает до того, что вы говорите вложил Китай. Как такое возможно? Есть источник цифры 4 трлн долларов на полупроводники? А то это 15% от пятилетнего бюджета Китая и сравнимо с годовыми тратами.


          1. Didimus
            05.07.2022 11:40

            А разве ЕС не богаче Китая? Да и население сравнимо, всего раза в 2 меньше


  1. Vitali_Sider
    04.07.2022 23:18

    Я часто вижу статьи в разных источниках, что найдены новые способы упаковки энергии. Думаю что литий быстро сдаст свои позиции, я бы не строил на него планы в ближайшие пару десятилетий. Конечно сопутствующее его применение никуда не денется, но вот основной расход на батареи точно снизится. А может нужные технологии уже существуют, просто "игроки" не спешат, пока старый ресурс еще можно качать.


    1. SanyaZ7
      05.07.2022 00:15
      +4

      Да нет тут никаких теорий заговора производителей. Литий - самый удобный хим. элемент для электролита за счёт маленького размера атома, обеспечивающий наилучшее сочетание характеристик аккумуляторов.


  1. AlexeyK77
    05.07.2022 07:07
    +3

    В статье упущен один важный момент или фактор, без понимания которого картина будет не полна:
    -экология производства лития на разных этапах.

    Насколько я знаю, да и тут в комментариях писали, что производство лития является черзвычайно токсичным и опасным, во всяком случае первичная переработка уж точно. Требуется очень много воды. Ну и это считай как творой чернобыль или фукусима по ущербу окружающей среды. Сам по себе литий является очень токсичным элементом, его нельзя просто так утилизировтаь в мусорку или на свалку автомобилей, уровень опасности не уступает радиоактивным элементам. А так как китай все еще часто кладет на экологию производства, т.е. имеет тут непреодолимое конкурентное преимущество, то в независимости от денег и технологии все равно будут клепать аккумуляторы в китае, пока китайцев эта тема не начен заботить по-настоящему.

    Ну и еще это очень корумпированное производство, где ради добычи лития людей в зоне производств просто пускают "под нож", достаточно погуглить.
    Скажем так, литиевые батареи это точно не про "зеленую" энергетику и охрану окружающей среды.

    Правда, есть такой лицемерный фактор, что в случае использования двигателей внтуреннего сгорания среда загрязняется по месту использования двигателя. А в случае электродвигателя, среда загрязняется в месте производства и утилизации, что дает возможность экспортировать загрязнение из развитых стран в бедные.


    1. Germanjon
      05.07.2022 08:06
      +1

      За литий не скажу, но читал про редкоземельные элементы (лидером по ним тоже внезапно Китай). В этом случае - Китай пожертвовал экологией одного региона и перенёс туда всё обогащение, очистку и переработку редкозёмов.

      Смогут ли сделать то же самое "продвинутые страны"? Вряд ли


      1. RainAustin
        05.07.2022 12:06
        -1

        Они и не сделают, поэтому электромобили в нынешнем виде это утопия.


    1. Didimus
      05.07.2022 11:42
      +1

      Можно перейти на газ, например. Загрязнение гораздо ниже


      1. AlexeyK77
        06.07.2022 11:13
        +1

        некоторые ведущие страны приняли нормы по отказу от ДВС с 2035года. Мне не удалось найти, попадает ли ДВС на газе туда, но судя по статьям речь идет о переходе на электродвигатели, так что вероятно газа в планах нет.
        А как оно там будет реально к 2035му, будем посмотреть.


  1. jurok04
    06.07.2022 15:51
    +1

    А одноразовых китайских вейпов на литиевом аккумуляторе все больше и больше, и уже на каждом углу. В переработку не все попадает после истощения заряда. Мда.


    1. Popadanec
      06.07.2022 16:01
      +1

      Не такие уж они и одноразовые. Не знаю зачем мне это Гугл подсунул, т.к. никто в семье и соседи(которые приходят в гости и пользуются интернетом) не курят, но ролики я зачем то посмотрел.


  1. jurok04
    06.07.2022 16:27
    +1

    Согласен, есть и многоразовые-одноразовые (в смысле, существуют долгоиграющие одноразовые — с зарядным портом), но если не хочется долго возиться и иметь на выходе сомнительный и неоднозначный вкус — проще выкинуть в ближайший мусорник. Что и делается большинством.