В посте про правовое регулирование дронов меня заинтересовал вопрос @vinny496 про то, каким образом в РФ регулируется модельное ракетостроение. В этом посте я представляю результаты небольшого правового расследования на эту тему.

В начале, тем не менее, стоит отметить, что в России регулированию такого хобби посвящено очень мало правовых актов. С одной стороны, ракетомоделизм не запрещен законом. Более того, по всей стране действуют десятки клубов ракетчиков, работает Федерация ракетомодельного спорта, организуются соревнования, в том числе Всероссийские соревнования по ракетомоделизму, проводимые в Пермском крае.

С другой стороны, на форумах ракетомоделистов люди постоянно задаются вопросами о легальности самостоятельных пусков ракет и правовых рисках этого хобби, отдельных лиц даже привлекают к уголовной ответственности за изготовление топлива для моделей ракет. Нигде нет четкого и понятного закона или правил, относящихся к ракетчикам-любителям.

Такая ситуация отличается от США, где ракетомоделизм более институционализирован и вопросы изготовления топлива для ракет и их запуска регулируются федеральным законодательством, а также изложены в справочниках Национальной ассоциации ракетомоделизма.

Этот пост представляет собой попытку разобраться в требованиях закона и установить границы легальности этого захватывающего хобби.

Требования к ракете


Вся суть сабжа, естественно, заключается в ракете: разработке ее конструкции,
материалах, аэродинамике и прочих технических характеристиках. В России
ракетомоделизм «обитает» только в одной категории правовых актов – приказах
Министерства спорта РФ. Именно здесь можно найти единственную правовою
информацию о нем, а именно – о требованиях к любительским ракетам.

В данном случае нас интересует Приказ Минспорта от 01.02.2018 г. №74 «Об утверждении правил вида спорта «Авиамодельный спорт». Если речь идет о том, что отнести к любительской модели ракеты, а что к запрещенному снаряду, то правильнее всего ориентироваться именно на него.

Если цитировать Минспорта дословно, то модель ракеты – это…

«… модель, изготовленная в основном из неметаллических материалов,
поднимающаяся в воздух без использования аэродинамических подъемных сил
для преодоления силы тяжести, приводимая в движение ракетным
двигателем(ями) с использованием вертикального или почти вертикального
свободного баллистического взлёта в конусе с углом 60°, ориентированном
вертикально на стартовом устройстве (далее в конусе 60°) и включающая в
себя устройства для безопасного возвращения на землю в состоянии,
позволяющем ее повторное использование
»
.

Другим словами, чтобы ракета считалась легальной, она должна соответствовать
следующим общим критериям:

  1. Большая часть ее корпуса состоит из неметаллических материалов: рекомендуется
    использовать дерево, бумагу, резину или стеклопластик, полипропилен и другой
    разрушаемый пластик. Запрещено делать из металла головной обтекатель, корпус,
    оперение… и в принципе включать в конструкцию тяжелые металлические детали,
    которые при падении ракеты могут пробить чью-то крышу или голову. В идеале во
    избежание неоднозначных ситуаций лучше вообще отказаться от металла.
  2. Ракета поднимается в воздух исключительно за счет ракетной тяги без использования
    подъемной силы воздуха.
  3. Ракета запускается в вертикальном положении, угол запуска модели к горизонту должен быть не менее 60°.
  4. Конструкция включает в себя устройство безопасного возвращения и предполагает повторное использование. Обычно это обеспечивается посредством внедрения системы выброса парашютов.

Требования к параметрам ракеты

Максимальный стартовый вес (включая вес двигателя) – не более 11 500 г.

В момент запуска топлива в двигателях должно содержаться на более 200 г.

Суммарный импульс всех двигателей в момент запуска – не более 160 Ньютонов /cек.

Суммарный импульс нижней ступени должен быть равен или больше суммарного импульса последующей верхней ступени. Это же правило касается тяги, но не распространяется на боковые ускорители.

Длина корпуса – от 500 мм. до 1 100 мм.

Диаметр корпуса – от 40 мм. до 80 мм.

Требования к конструкции

Не более трех ступеней с двигателями (части, отделяющиеся в полете, но не оснащенные двигателями не считаются).

Двигатель должен работать на твердом топливе (например, популярном среди моделистов карамельном топливе).

Параллельно с двигателем могут использоваться замедлители или вышибные заряды.

Ракета может быть радиоуправляемой.

Конечно, все указанное выше – требования к спортивным моделям, применяемые на соревнованиях. Но соответствие им самодельной ракеты при возникновении правовых вопросов всегда будет говорить в пользу того, что снаряд не неведомая потенциально опасная вещь, а легальная модель.

Требования к запуску


Итак, с разрешенными параметрами ракеты мы определились. Следующий важный вопрос – запуск.

Здесь все намного сложнее. Приказ Минспорта от 01.02.2018 г. №74 регулирует правила запуска моделей только в рамках проведения соревнований по авиамоделизму. То есть в рамках турниров или на специальных полигонах ДОСААФ, арендуемых кружками ракетомоделистов, единственным ограничением запуска ракеты могут быть только правила самих соревнований и полигона.

Всё, оставшееся за пределами спортивных состязаний ракетомоделистов, лишено специальных правил – что является ощутимым пробелом. Во-первых, не каждый любитель моделирования ракет жаждет принять участие в официальных запусках. Во-вторых, даже если ракетомоделист «заточен» под соревнования, ему необходима возможность осуществлять пробные запуски и по их результатам вносить изменения в конструкцию, которую он планирует использовать на спортивном турнире.

Здесь остается ориентироваться лишь на общие нормы об использовании воздушного пространства, применение которых к ракетам зависит от того, к какому типу воздушных аппаратов их следует гипотетически отнести.

Первый кандидат – это воздушные суда. Для них предусмотрено самое подробное регулирование, к ним относятся, в т.ч. дроны и аэростаты. В соответствии с ч. 1 ст. 32 Воздушного кодекса РФ воздушное судно – это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом.

Ракета же выводится в атмосферу за счет собственной реактивной тяги без использования воздуха из окружающей среды. Да, каждая её ступень в итоге должна опускаться на землю при помощи парашютов, однако этот период запуска сложно назвать активным периодом полета ракеты – с таким же успехом в воздушные суда можно записать парашютистов.

Вывод о том, что ракета не относится к воздушным судам подтверждается и специальной литературой по данной теме (см., например, Ильин Н. Н. Авиационно-техническая экспертиза при расследовании преступлений // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2020. №4). А это значит, что к ракетам не применяются правила, касающиеся воздушных судов, в т.ч. относительно регистрации, постановки ракеты на учет и согласования плана полета (хорошая новость).

Как ни странно, наиболее близкой к любительским ракетам по характеристикам является категория салютов и фейерверков (за неимением в законе более точного определения). Есть вертикальный подъем и использование для взлета исключительно взрывной тяги? Есть. Такой логикой и будет, скорее всего, руководствоваться правоприменитель.

При такой логике к ракетам применяется п. 56 Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 №138, в соответствии с которым:

«использование воздушного пространства при проведении салютов и
фейерверков высотой более 50 метров или же в границах воздушных подходов вне зависимости от высоты осуществляется с разрешения оперативного органа Единой системы организации воздушного движения
»
.

Единая система ОрВП, о которой идет речь в представленном отрывке, представляет
собой сеть диспетчерских пунктов по контролю воздушного движения, а под воздушными
проходами подразумеваются границы заходов на посадку аэропортов, диспетчерские
зоны, территории вертолетных площадок. Не стоит забывать также про запрещенные
зоны, воздушное пространство над которыми закрыто для всех гражданских запусков –
военные полигоны, электростанции, города.

Таким образом, если расчетная высота полета ракеты меньше или равна 50 метрам
(примерно 15-этажное здание) и ее запуск планируется осуществить вне воздушных
коридоров, т.е. не мешать воздушным судам, то обязанности уведомлять о запуске нет.

В противном случае по-хорошему запуск придется согласовывать с властями, а именно
направлять заявку в зональный центр единой системы ОрВП, прикладывая к ней
огромное количество документов относительно конструкции устройства, соблюдения
правил безопасности, расчетных величин высоты и траектории. Успешность этой затеи
будет крайне маловероятна.

Правовые риски


Стоит отметить, что топливо – самый проблемный и самый рисковый момент в
ракетомоделизме. Изготовление твердого топлива самостоятельно (в т.ч. карамельного)
формально подпадает под ст. 223.1 УК РФ «Незаконное изготовление взрывчатых
веществ», так как твердое ракетное топливо отнесено к взрывчатым веществам
(Постановление Пленума ВС РФ от 12.03.2002 №5).

Состав данной статьи формальный – это означает, что для привлечения к
ответственности достаточно самого факта изготовления взрывчатого вещества, и не
важно, в каких благих целях оно осуществлялось. Более того, эксперты-криминалисты,
которые будут оценивать степень опасности таких составов, скорее всего в силу загрузки
пойдут по пути наименьшего сопротивления, признав смесь опасной и не вдаваясь в
споры относительно легальности и безвредности карамельного топлива.

Поэтому лучше всего покупать топливо или готовые модели в сертифицированных
магазинах, сохраняя чеки о покупке на длительный срок (редкость таких магазинов и
проблемы импорта – отдельный проблемный вопрос).

К запуску ракеты вне полигонов ракетомоделистов и за рамками соревнований также
нужно относиться ответственно. Если любитель несогласованного запуска ракет на
высоту выше 50 метров будет обнаружен органами правопорядка, ему светит
административная ответственность по ст. 11.4 КоАП РФ в размере от 30 тыс. до 50 тыс.
руб.

Более того, если в результате запуска ракеты будет причинен тяжкий вред здоровью
людей или серьезный ущерб имуществу, ракетомоделист может «попасть» на ст. 271.1
УК РФ «Нарушение правил использования воздушного пространства» (до 5 лет лишения
свободы) и быть обязанным судом погасить весь причиненный материальный вред.

В связи с этим, при самостоятельном запуске стоит избегать тех мест, где сохраняется
гипотетическая опасность причинения вреда людям или имуществу – вблизи дорог, ЛЭП,
недалеко от зданий или поселений, над массовыми скоплениями людей и т.д.

Краткие рекомендации


  1. Строим ракету в соответствии с требованиями Минспорта.
  2. Не изготавливаем топливо самостоятельно (даже если речь идет о пороховых
    ракетах). Покупаем топливо отдельно или в комплекте с готовым конструктором модели в
    специализированных магазинах с сохранением чека.
  3. Запуск осуществляем либо в рамках специальных зон, предназначенных для
    авиамоделизма (территории, на которых проводятся соревнования или которые
    прикреплены к клубам авиамоделистов – обычно эти поля связаны с ДОСААФ), либо
    вдали от населенных пунктов, аэропортов, запретных зон, дорог, ЛЭП.
  4. Не рекомендуется осуществлять самостоятельно вне полигонов запуск ракет на
    высоту выше 50 метров. Однако если хочется, можно попытаться подать заявку на запуск
    в зональный центр единой системы ОрВП. Например, для запуска в Московской области
    таким будет являться Московский зональный центр МЦАУВД по адресу г. Москва, ул.
    Большая Внуковская, д. 2А, стр. 1. Одобрение заявки никто не гарантирует.


Комментарии (41)


  1. Sancho_SP
    17.07.2022 12:39
    +10

    Очень сомнительный вопрос сегодня.

    Главная проблема это и правда взрывчатые вещества. Только вот от 222.1 даже чек не поможет, ибо на взрывчатое вещество нужен, во-первых, сертификат, а во-вторых, нужно соответствие фактического состава вещества указанному в сертификате.

    Правильнее почитать нормы по пиротехнике и подводить все под них. Мол не модель ракеты, а пиротехническое устройство. Там поле для манёвра пошире.


    1. Sergeant101
      17.07.2022 21:26
      +1

      В статье как то действительно все радужно, ибо если кто нибудь вдруг решит сделать карамельную ракету аля Хассан и устроит пожар в месте падения я уверен наше доблестное ФСБ быстро найдет состав преступления на терроризм.


  1. IAMBIRD
    17.07.2022 12:41
    +2

    Нужно продавить это дело через организацию центров для любителей и соответствующих кружков.

    С химлабораториями и механообрабатывающим оборудованием, сдаваемым в аренду, большими полигонами и другими, более мягкими ограничениями для ракет, запускаемых на этих территориях.

    Иначе частный космос не построить, да и банально те же исследования вне специализированных НИИ невозможны.


  1. slog2
    17.07.2022 12:57
    +8

    А что там с управляемыми ракетами? Сколько лет дают за попытку изготовить и запустить?


    1. Timnet
      17.07.2022 14:38

      Про крылатую ракету в таком контексте тоже интересно. )


      1. Sancho_SP
        17.07.2022 14:45
        +3

        А таки чем любая моделька самолёта не крылатая ракета? Только наличием отсутствия боевой части. За которую соответсвенно и….


    1. Sancho_SP
      17.07.2022 14:44

      Как ни странно, такой статьи нету. Если поделка не является боевым оружием (птрк, например) вломят отдельно за боевую часть (взрывное устройство) и за двигатель (вв).


  1. REPISOT
    17.07.2022 14:01
    +5

    1. Строим ракету в соответствии с требованиями Минспорта.
    2. Не изготавливаем топливо самостоятельно Покупаем топливо отдельно или в комплекте с готовым конструктором модели

    Ну то есть не «строим ракету», а покупаем конструктор или собранную модель и запускаем ее… Да еще запускаем только в специально разрешенном месте. Фейерверк обойдется дешевле. Да еще и запускать можно где угодно и по ночам тоже. Всем на него пофигу. А за запуск ракеты еще какие-нибудь «бдительные старушки» вас сдадут ментам.


    1. Serge78rus
      17.07.2022 14:10
      +2

      Вроде как следующий пункт:

      3. Запуск осуществляем либо в рамках специальных зон, предназначенных для авиамоделизма (территории, на которых проводятся соревнования или которые прикреплены к клубам авиамоделистов – обычно эти поля связаны с ДОСААФ), либо вдали от населенных пунктов, аэропортов, запретных зон, дорог, ЛЭП.
      в том числе предполагает и отсутствие «бдительных старушек» в районе запуска.


  1. dfgwer
    17.07.2022 14:20

    А пневматические ракеты, как-нить подпадают под статью?


    1. Sancho_SP
      17.07.2022 14:48

      А это смотря насколько упорот эксперт. Можно, например, вложить в сопло шарик подшипника, открыть клапан и замерять скорость вылета шарика. Если высчитанная из скорости энергия будет выше скольких то джоулей, то можно пришить за изготовление пневматического оружия большой мощности)


      1. Radisto
        17.07.2022 15:35
        +2

        На ганзе примерно то же говорят)


    1. Tarakanator
      20.07.2022 08:54

      Требования к конструкции

      Двигатель должен работать на твердом топливе (например, популярном среди моделистов карамельном топливе).

      Похоже ракеты на сжатом воздухе незаконны. Если только воздух не заморожен до твёрдого состояния.


  1. isden
    17.07.2022 16:41
    +3

    Двигатель должен работать на твердом топливе

    А на жидком совсем нельзя? О_о


    1. Materializator
      17.07.2022 16:57
      +6

      Можно. исторический путь Сергея Павловича сможете повторить.


    1. sshikov
      17.07.2022 18:17
      +1

      Это значительно сложнее, вообще говоря. Почти все практически интересные топливные пары либо криогенные (хотя бы один компонент), либо ядовитые, либо еще какими интересными химическими свойствами обладают (как перекись водорода).


      1. Sancho_SP
        17.07.2022 22:59
        +1

        Полагаю, кислород в дюаре достать на порядок проще, чем турбонасосный агрегат)


        1. DvoiNic
          18.07.2022 14:48

          Можно и вытеснительную подачу сделать… теоретически.


          1. Javian
            18.07.2022 20:45

            В боевых вообще управляемое горение - с противоположной стороны внутрь бака подается окислитель и топливо горит ровно настолько, чтобы вытеснять топливо с нужной скоростью.


            1. Sancho_SP
              20.07.2022 09:33

              Это если компоненты самовоспламеняются…


        1. sshikov
          18.07.2022 18:58

          Ну я же не говорил, что это невозможно. Если посмотреть скажем ролики Игоря Негоды, то можно легко понять, что человек с мозгами, головой и деньгами может практически все, причем один. Даже наверное заводик по производству жидкого кислорода — не такая уж невозможная задача (я не думал, просто наверное этож не секрет, как его производят — и если верить википедии, его аж в 1883 году получили промышленно). Просто это сложно. Ну вот прикиньте, клапан же вам нужен? И даже не один. И вот оно начинает испаряться, и одновременно все обмерзает… и какой-то достаточно тупой пироклапан пуска вашего ЖРД уже примерно по сложности сопоставим с модельным РДТТ, если не сложнее.


          1. Sancho_SP
            20.07.2022 09:37

            Так ведь более того, все это можно купить за деньги. И криогенные ёмкости с арматурой, и жидкий кислород, и жидкий метан.


        1. Tarakanator
          20.07.2022 08:57

          а зачем вам ТНА? Если не гнаться за высоким давлением в сопле, то вам хватит обычного насоса...


          1. Sancho_SP
            20.07.2022 09:35

            Который (каждый из которых) будет приводиться электродвигателем (с батарейкой, системой управления), неизвестным образом реагировать на перегрузки и иметь огромную паразитную массу..


            1. Tarakanator
              20.07.2022 09:39

              учитывая ограничения топлива в 200 грамм, мне кажется ТНА будет тяжелее, чем электродвигатель с батарейкой. С перегрузками мне кажется он тоже должен справляться лучше, чем тна.


              1. Sancho_SP
                20.07.2022 09:45

                Давайте немного поглубже затянемся и проигнорируем, что регламент писался для твёрдого топлива, а сам вопрос про жидкое топливо возник исходя из того, что топливо и окислитель по отдельности не являются взрывчатыми веществами.

                Пускай топливо у нас - криогенный водород. 200 грамм - это 3 литра объёма, примерно. Кислорода, грубо, полтора литра.

                Время работы двигателя - 5 секунд.

                Вопрос: какой именно насос сюда применить?


  1. Javian
    17.07.2022 18:17

    Заглянул в скан книги О.К.Гаевский Авиамоделирование (1990). В СССР был только один вариант - двигатель заводского изготовления.


    1. sshikov
      17.07.2022 18:22
      +1

      А откуда это следует? Автор вполне мог озвучивать самый практичный вариант — покупку, что в общем вполне логично. Если он другие не упоминает — это не значит, что их не было. С химикатами тогда было пожалуй что и попроще, чем сейчас, уж черный порох всяко изготовить несложно.


      1. SerjV
        17.07.2022 18:29
        +1

        Хороший вопрос. Вообще правила того времени вполне могли допускать до соревнований использование только заводских двигателей, например, из-за соблюдения некоторых их характеристик... Но книга - не нормативный акт, надо бы "первоисточники" смотреть...


        1. Javian
          17.07.2022 19:02
          +1

          Вот подходящий вариант

          С января 1976 года у нас в стране получили юридическую силу новые правила проведения соревнований по ракетомоделъному спорту. Редакция попросила поведать о них председателя Комитета по ракетному моделизму ФАС СССР В. С. РОЖКОВА.

          http://alekseybalabanov.ru/sportivnyj-kodeks-raketomodelista/


          1. SerjV
            19.07.2022 02:06

            Интересно...

            Но всё равно - не всё, что позволено на соревнованиях, разрешено вне их. Например, биатлонист вполне себе с огнестрелом на соревновании бегает, но вот правила проведения соревнований не дают ему право хранить дома спортивную винтовку под предлогом "она же для соревнований", там будет закон "об оружии" и даже "незаконное ношение и хранение оружия".


  1. SerjV
    17.07.2022 18:19
    +3

    Конечно, все указанное выше – требования к спортивным моделям, применяемые на соревнованиях. Но соответствие им самодельной ракеты при возникновении правовых вопросов всегда будет говорить в пользу того, что снаряд не неведомая потенциально опасная вещь, а легальная модель.

    Не всегда.

    Всегда надо помнить об иерархии нормативных актов. Если приказ не зарегистрирован в минюсте - то он нормативен только в соответствующей иерархии подчинения. В случае конфликта норм подзаконного акта и закона - применяются нормы закона.

    Поэтому если модель соответствует требованиям рассматриваемого приказа, но не соответствует постановлениям правительства или какому-то закону - то тем хуже для модели и для вас.

    Поэтому лучше всего покупать топливо или готовые модели в сертифицированных магазинах, сохраняя чеки о покупке на длительный срок

    От ст. "УК РФ Статья 223.1. Незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств" действительно поможет - т.к. отсутствует изготовление взрывчатых веществ. Главное, чтобы ракету (или двигатель - по правилам "Модельный двигатель - это твердотопливный ракетный двигатель, в котором все ингредиенты топлива предварительно смешаны и помещены в корпус так, что не могут быть извлечены из него") не определили как взрывное устройство или оружие - а тогда есть ст.223 УК и всё та же 223.1 УК... А еще есть ст.225 УК РФ "Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств".

    Но главное, есть ст. 222.1 УК РФ - "Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств", от которой чек из магазина уже не поможет, только справка, что это не является взрывчатым веществом (ну вроде того, что меч сувенирный и холодным оружием не является). По крайней мере даже если это вдруг окажется не так - остаётся формальная возможность (реализуемая при хорошем адвокате) упирать на отсутствие у вас умысла - а без умысла нет состава преступления.

    Есть, правда, еще очень важный нюанс - для того, чтобы изготовление или хранение было незаконным, надо, чтобы где-то был закон, это регламентирующий, например, в случае оружия - это закон "Об оружии". А насколько я помню, в отношении взрывчатых веществ закона как раз и нет, есть ряд ведомственных ("подзаконных") актов.

    Формально гражданам "разрешено всё, что не запрещено", и раз нет законодательного запрета - то всё можно. На практике скорее всего правоохранители будут использовать аргументацию, что раз нет закона, то тем хуже для вас, т.е. есть запрет, установленный статьями 222.1 и 223.1 УК РФ. Аналогичную логику они используют, например, в случае порнографии. Правда, логика неверная, а в случае порнографии их спасает обычно ими правоохранителями же и забываемый нюанс в виде ратифицированного в 20-е годы прошлого века какой-то замшелой международной конвенции по запрету порнографии, что в соответствии с Конституцией имеет бОльшую силу, чем национальное законодательство. Может и в случае взрывчатых веществ какая-то подзабытая конвенция найдётся.

    Правда, с конвенциями тоже еще надо внимательно разбираться - а то одно время успела даже сложиться практика "сгорания" неиспользованных отпусков, пока высшие судебные инстанции не поправили своих подопечных, неправильно толковавших конвенцию...

    Но очевидно, что если вы не корпорация со штатом юристов, способная заодно и поднять слишком много шума в связи с абсурдностью происходящего - то вам в случае чего будет тяжело.

    Запуск осуществляем либо в рамках специальных зон, предназначенных для авиамоделизма (территории, на которых проводятся соревнования или которые прикреплены к клубам авиамоделистов – обычно эти поля связаны с ДОСААФ),

    Тут вопрос скорее не в законности, а в том, что в этом случае клуб и ДОССААФ придётся привлекать в качестве "группы лиц по предварительному сговору", что означает шанс поднять шум в прессе, способный привлечь внимание к абсурдности происходящего. Чего, скорее всего, правоохранители не захотят, если им не слишком уж сильно приспичило срочно заработать "палок".

    либо вдали от населенных пунктов, аэропортов, запретных зон, дорог, ЛЭП.

    Принцип "не пойман - не вор" никто не отменял, да )

    Двигатель должен работать на твердом топливе

    Вот тут начинается самое интересное... По правилам для соревнований - действительно, требуется только твёрдое топливо. С которым есть проблемы даже на самих соревнованиях. Но можно использовать жидкое топливо - и тогда у вас будет "просто" дрон, подпадающий под обычное регулирование.


    1. cyber_estet Автор
      18.07.2022 13:53

      Если использовать не твердое топливо, а жидкое или газ, то ракета в глазах правоохранительных органов автоматически попадет в разряд непонятных и потенциально опасных снарядов. К дронам ее не приравняют, так как она не удерживается в воздухе благодаря подъемной силе. Формально да, законом закреплен принцип "дозволено все, что прямо не запрещено". Но в российских реалиях это практически не работает. Сами представьте, что легче : объяснять, что это ракета на твердом топливе и ссылаться на нормативный акт, или же пытаться доказать, что неведомая техническая зверушка на газе неопасна и законна, хотя в законе о ней ни слова.


      1. SerjV
        18.07.2022 23:42

        ссылаться на нормативный акт,

        Ну так вам и объяснят, что акт, на который вы пытаетесь ссылаться - является нормативным только для организации проведения соревнований, и вообще действует только в той части, в которой не противоречит нормативным актам, имеющим бОльшую силу.

        А вот что ракета не является воздушным судном - это да... Но тогда надо идти вообще с другой стороны.

        Вообще же Воздушный кодекс РФ, на основании которого всё строится. Есть принятые Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (и еще пакет нормативки, но сперва бы это осилить)

        Ну а что ракетная отрасль законодательно почти не урегулирована... Ну так в ЗАО "Госдума" никому и в голову не приходит, что такой деятельностью может заниматься не государство или госкорпорация... Ракетные пуски к видам использования воздушного пространства отнесли - и ладно. Это ж вам не "запретить что-нибудь в интернете" или "принять закон для передела рынка в пользу кого надо".

        Хотя... У нас еще есть Постановление Правительства РФ от 18.03.2020 N 298 (ред. от 14.02.2022) "О лицензировании космической деятельности" (вместе с "Положением о лицензировании космической деятельности"), принятое на основании закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Лицензирует, кстати, Роскосмос. Потому коммерческое частное ракетостроение регулируется, ну наверняка с участием ДСП и секретной нормативки, но так в этом междусобойчике без лицензии в любом случае поучаствовать нельзя, а если лицензию получите - то вас со всем чем надо ознакомят.

        И некоторая неопределённость из разряда "нужно ли лицензироваться, если у вас нет собственно деятельности - выполнения работ и оказания услуг другим (физическим и юридическим) лицам" - в некоторых случаях в законе "о лицензировании..." есть явная оговорка, что лицензирование не требуется, если оно для собственных нужд, но не для всех случаев есть такая оговорка... Вроде как не нужно, но и явного разрешения - тоже нет.


      1. SerjV
        19.07.2022 02:09

        Кстати о фейрверках... Запускать-то их можно, есть отдельное регулирование производства, хранения и реализации пиротехнической продукции.

        А вот можно ли их делать самостоятельно вообще?..


  1. Jian
    18.07.2022 08:22

    Двигатель должен работать на твердом топливе (например, популярном среди моделистов карамельном топливе).

    А почему на жидком топливе (или на газе) является нелегальным?


  1. Earthsea
    18.07.2022 13:55
    +1

    Какие ракеты?
    Срок дают даже за страйкбольные гороховые гранаты.
    Экспертиза показала, что горох пробивает лист бумаги.
    Вещественные доказательства - потенциально опасные тубусы от туалетной бумаги, петарды, коробки спичек.


  1. mpa4b
    18.07.2022 19:48

    Вот интересно, если скажем сатурн-5 весил 3000 тонн на старте и выводил на орбиту 140 тонн, то почему такая 'моделька' ракеты массой 10 кг не может вывести на орбиту те же 400 грамм? Ну или ладно, пусть хотя бы 50 грамм.


    1. Tarakanator
      20.07.2022 09:04

      потому, что в сатурне ПРИМЕРНО 2700тонн топлива т.е. соотношение топлива к нагрузке примерно 1 к 20.
      а нам разрешено только 200грамм. итого 10 грамм. учтите сопротивление воздуха, меньшую эффективность двигателей, вес системы управления.


  1. Javian
    18.07.2022 22:35

    Тем временем в США

    2022 STUDENT ROCKET LAUNCH

    Engine: O-class
    Height: 19 feet, 6 inches
    Width: 11.7 inches in diameter
    Peak Altitude: 4,200 feet above ground level
    Average Thrust: 768 pounds of force
    Total Number of Payloads Aboard: 18

    https://www.ulalaunch.com/explore/intern-rockets/student-rocket-next-launch/


  1. Tarakanator
    20.07.2022 09:09

    Мне интересны 2 вещи по смежной теме:
    1)Что такое максимальная взлётная масса у дрона? В частности что такое взлёт? Если дрон предназначен для запуска с другого летательного аппарата путём сброса, то он вообще взлёт совершает? у него есть параметр взлётной массы?
    2)до какой высоты можно запускать получив разрешение у местных властей (когда космос начинается и нужно согласовывать с какими-то международными организациями?)