Дисклеймер: материал содержит спойлеры к сюжетам упомянутых в нем игр…и древнегреческим мифам
Ни для кого не секрет, что вдохновением для многих компьютерных игр является мировая культура, особенно мифология. Старина Кратос – яркий пример заимствования и переработки образов и сюжетов из мифов и легенд Древней Греции и (после перезапуска серии God of War) Скандинавии.
Однако следы некоторых мифов не так легко обнаружить: во-первых, потому, что эти мифы не самые известные, а во-вторых – образы их героев были искусно вплетены в игровую вселенную. Одним из примеров подобного является древнегреческая легенда о Талосе – поискам её следов в игровых мирах и посвящен данный пост.
Собственно, миф
Смерть Талоса из иллюстрации Сибил Таус к книге «Истории о богах и героях» Томаса Булфинча
Согласно древнегреческой мифологии, Талос был гигантским бронзовым (или только медным – согласно Аргонавтике) автоматоном, искусственным человеком, созданным для охраны острова Крит. Существуют разные версии его происхождения. По одной из них он был создан Гефестом по заказу Зевса для охраны очередной пассии последнего – Европы (популярный в живописи сюжет про похищение Европы как раз про неё). Согласно другим версиям, Талос был выкован Гефестом без какого-либо участия Зевса и подарен царю Крита Миносу для охраны границ царства.
Вне зависимости от вариации происхождения, легенды сходятся на том, что Талос был искусственным человеком, первым роботом-андроидом, черпавшим энергию от крови богов (ихора), которая текла по единственной вене, закупоренной бронзовым гвоздем. Талос охранял остров, метая камни в проплывающие мимо чужеземные корабли (или испепелял их – по версии Софокла).
Смерть Талоса описана в Аргонавтике: находившаяся на борту знаменитого корабля колдунья Медея заколдовала бронзового стража, внушив ему мысль о том, что удаление гвоздя, которым была закупорена вена с ихором, сделает Талоса бессмертным. Подчинившись гипнозу, Талос вынул гвоздь из своей вены и медленно умер от кровопотери.
Вселенная The Elder Scrolls
В мифологии вселенной TES под именем Талоса известно одно из Девяти божеств – верховного пантеона имперского культа. Талос – единственный из круга богов, не являющийся аэдра (первоначальными божествами, создавшими Нирн) и имеющий человеческое (смертное) происхождение. Его первоначальным земным воплощением был Тайбер Септим, объединивший Тамриэль и основавший империю Септимов – именно в ней разворачиваются события большинства игр серии.
На первый взгляд игровой Талос не имеет ничего общего с древнегреческим тезкой: это историческая личность, позже признанная божеством, а не искусственно созданный богами автоматон. Однако связь с древнегреческим мифом прослеживается, если учесть способ, которым Тайбер Септим подчинил себе все регионы Тамриэля. История игрового мира гласит, что после заключения мирного договора с Моровиндом Тайбер получил остатки Нумидиума – гигантского голема, созданного двемерами и питавшегося за счет сердца умершего бога Лорхана. Ничего не напоминает?
В двух внутриигровых книгах «Неревар у Красной горы» и «Битва у Красной горы» Нумидиум прямо описывается как рукотворное божество, созданное из меди – а медь является одним из компонентов бронзы – материала уже древнегреческого Талоса, который в мифе также называется «последним из медных ясенеродных». Восстановив Нумидиум с помощью мага Зурина Арктуса, Тайбер за один год захватил весь Тамриэль, в том числе могущественный Альдмерский Доминион.
И хотя «тесовский» Талос не соответствует древнегреческому, трудно отделаться от мысли, что его «оружие победы» списывалось с мифологического Талоса: на это указывает буквально все – материал (медь), назначение (боевой голем) и питание (божественная энергия).
Prey (2017)
В Prey образца 2017 года в центре сюжета находится станция «Талос-1», построенная корпорацией «ТранСтар» в 2030 году на основе советско-американской космической базы «Ворон-1». В альтернативной реальности игры Талос – одновременно и передовой рубеж науки, и клетка для инопланетных существ тифонов, за счет изучения которых, собственно, живет станция и осуществляется научный прогресс. Лаборатории, где содержаться тифоны, находятся в самом сердце Талоса, а именно наистарейших ее частях, оставшихся от советского прошлого. Цель игры, в итоге, заключается в том, чтобы не допустить проникновения вырвавшихся на свободу инопланетян за пределы станции на Землю.
Несмотря на научно-фантастический сюжет, причина, по которой создатели игры назвали космическую станцию Талосом, вполне понятна. Как автоматон черпал энергию из божественного ихора, так и научным топливом для «Талос-1» стали запертые в нем наделенные сверхъестественными способностями инопланетяне (плетущие, оказавшись на свободе, сходный по визуалу «коралл»). Причиной гибели обоих стала «протечка» этого источника: греческий Талос умирает после удаления гвоздя, закупорившего вену, а космический – от высвобождения пары тифонов-мимиков.
Сходства на этом не заканчиваются. Назначением критского Талоса являлась защита острова. Первоначально эту же задачу в контексте ограждения инопланетян от Земли преследовал проект «Клетка», на основе которого вырос «Талос-1». Ну и наконец, оба представляют собой доминирование и триумф (хоть и конечные) искусственного над природным.
The Talos Principle
По мере прохождения The Talos Principle игрок узнает постапокалиптическую историю этого мира: в ходе глобального потепления в растаявших льдах Арктики от спячки проснулся вирус, уничтоживший все человечество. Последние ученые Земли решили собрать все накопленные человеком знания в компьютерной базе данных.
The Talos Principle, пожалуй, наиболее прямо заимствует образы древнегреческого мифа. Ведь протагонист игры является очередной итерацией самообучающегося ИИ, который в случае «хорошей» концовки докажет свою профпригодность и станет «мозгами» Талоса – андроида, хранящего все знания погибшего человечества и являясь его рукотворным наследником. От мифа здесь взят прежде всего центральный элемент – антропоморфное искусственное создание, источником силы которого являются огромные объемы знаний, играющие роль божественного источника энергии.
Alexufo
Тут тоже про мифологию в играх, об архетипе лабиринта и чудовища в нем
https://habr.com/ru/post/210740/