В июле Минюст подготовил законопроект, предусматривающий создание цифрового реестра исполнительных документов. Идея заключается в полном отказе от бумажных исполнительных листов и введении вместо них централизованного электронного реестра.
По задумке Минюста, для реестра будет создан отдельный сайт. Часть сведений на сайте будет находиться в открытом доступе. Так, любой сможет найти информацию о дате выдачи электронного исполдокумента, основании такой выдачи, а также должнике и размере долга. Данные о ходе исполнительного производства и взыскателе будут доступны в режиме ограниченного доступа только должнику, взыскателю, банкам и государственным органам. Взыскатели смогут через сайт реестра направлять в банки заявления об исполнении требований, минуя бумажную волокиту.
Ведение цифрового реестра предполагается возложить на плечи ФССП: туда будут направляться сведения из судов и других органов, уполномоченных выдавать исполдокументы. Полный переход на цифровой реестр планируется в 2023 году.
В целом идея цифрового реестра хороша. Бумажный оборот уже давно стал уходить в прошлое, все больше приобретая статус древних технологий (как это было с видеокасетами). Единый цифровой банк исполдокументов позволяет как упросить процедуру выдачи последних, так и устранить риск их потери. Соответственно, это приведет к экономии времени и прощанию с бланковыми формальностями, вкупе с очередями в канцелярии.
Однако на этом преимущества заканчиваются. Минюст, похоже, твердо уверен в том, что цифровизация подобна волшебной пилюле: скушал раз и все проблемы исчезли. Ввёл цифровой реестр – и жизнь взыскателей стала легче, и долги начали взыскиваться скорее, и жизнь наладилась. Между тем, цифровизация – это прежде всего оцифровка, перевод всего, что уже существует в более удобную и быструю электронную модель. И в эту модель могут проскочить все текущие комплексные проблемы.
Одной из таких серьезных проблем является сама ФССП, а именно ее отсталое техническое и кадровое обеспечение. Судебные приставы тонут под грузом тысяч исполнительных производств. На отдел выделяется максимум одна машина. Сотрудники покупают за счет собственных средств форму и замену неработающему принтеру. Компьютерная база данных, без которой ни постановление автоматически не выгрузишь, ни ответы на запросы не посмотришь, зависает стабильно раз в неделю. При этом сотрудники работают за очень маленькие зарплаты без каких-либо серьезных материальных стимулов в атмосфере постоянного прессинга как со стороны граждан, так и начальства.
Причем такая ситуация – это прежде всего вина самого Минюста, которому подконтрольна ФССП. И вместо того, чтобы сначала решить эти проблемы, министерство задумывается о цифровизации. Но от того, что к старому ВАЗику приделаешь карбоновый спойлер, машина быстрее ездить не станет. Так и здесь: вместо пыльного шкафа, исполнительные листы будут неделями висеть в виртуальной очереди на регистрацию в реестре.
Напомню, что та же учесть постигла электронный кабинет стороны исполнительного производства. Да, теперь заявления и ответы можно подавать и получать дистанционно. Но в эффективный инструмент общения с приставами кабинет так и не превратился: технические сбои, отписки и бездействие приставов так и остались.
Возможно, однако, Минюст понимает, что не в состоянии решить проблемы ФССП и подобными цифровыми "наворотами" пытается лишь прикрыть их за свежим фасадом. Что ж, цифровой популизм ничем не лучше слепого следования технократической генеральной линии.
Комментарии (9)
Boris1967
27.08.2021 11:48Но в эффективный инструмент общения с приставами кабинет так и не превратился: технические сбои, отписки и бездействие приставов так и остались.
Вопрос пока даже в том, существует ли такой кабинет в принципе и если существует, то где именно? Мне доводилось подавать заявления об ознакомлении с материалами исполнительного производства (ИП) в регионе в котором проживаю, через личный кабинет! Из ФССП, через портал Госуслуг приходят сообщения "услуга предоставлена", а фактического ознакомления через личный кабинет, не предоставлено, ссылка не направлялась. Личный практический опыт свидетельствует о том, что спорить с такими отписками, в созданных Министерством юстиции РФ, МВД РФ, СК РФ условиях сокрытия правонарушений и с современным подходом органов судебной власти РФ, реально невозможно. Таким образом, одна из задач состоит в том, чтобы исключить техническую возможность отсылки таких заведомо недостоверных сообщений без автоматической проверки предоставления реального доступа. При этом, вместе с такой ссылкой на материалы исполнительного производства, одновременно следует обеспечить и отправку заявителю, реестра документов исполнительного производства, существующих на момент ознакомления и предоставляемых для ознакомления. Такой реестр должен включать сведения о номерах регистрируемых почтовых отправлений (РПО), непосредственно связанных с конкретным исполнительным документом, вынесенным судебным приставом-исполнителем (СПИ). Обязанность направления исполнительных документов РПО, прямо закреплена нормами 229-ФЗ.
Нагрузка на СПИ значения для решения этих вопросов не имеет! Вопрос же актуальный, поскольку его решение позволит заинтересованным лицам выявлять и эффективно пресекать тотальные фальсификации, которые происходят в настоящее время и явно противоречат целям государственного управления, обеспечения законности при осуществлении исполнительного производства.
ifap
Па-а-азвольте, а это тогда что такое? fssp.gov.ru/iss/ip
cyber_estet Автор
Считайте, для того, чтобы попасть в банке исполнительных производств, это самое производство должно быть возбуждено на основании исполлиста и заявления взыскателя. То есть пока взыскатель не предъявит лист в ФССП, а пристав не возбудит производство, данных в банке исполпроизводств не появится.
А вот реестр, который предлагает Минюст, в теории позволит отслеживать все вынесенные в отношении должника исполдокументы, вне зависимости от того, предъявлялись ли они приставам, или ушли в банк, или остались лежать у взыскателя. Это позволяет более точно понять, какова ситуация у должника: в базе ФССП за ним числится, например, одно производство, а по реестру будет видно, что на очереди еще десяток свежих листов вышел.
ifap
То есть, судейским меньше бумаги тратить, взыскателям меньше ногами ходить, приставам… в общем тоже, автоматизация во все поля. Чем плохо само по себе?
snovikov
мне кажется, что автор хотел в статье показать, что руководству ФССП стоило бы обратить внимание и на более насущные проблемы
конечно местами автор сгущает краски, но в общем я воспринял посыл автора именно так
ifap
Я его так же понял, но не вижу здесь противоречия: да, много чего надо улучшать, но это же не значит, что новый реестр — плохо или его не стоит создавать.
snovikov
Хотелось бы еще обратить внимание на то, что Реестр исполнительных производств будет реализован на базе ГИС ГМП. Т.е. оператором этой системы будет Казначейство России.
cyber_estet Автор
оператором будет Казначейство, но оно будет ответственно лишь за техническую часть. А вот исполнительные документы в базу будет вносить ручками ФССП, откуда и все проблемы.
snovikov
ну начнем с того, что никто туда ничего ручками вносить не будет, ведь ГИС ГМП система, которая работает в автоматическом режиме.
Исполнительные документы, по которым органом выдавшем ИД может быть ФССП России, могут быть сформированы только в случаях наложения административного штрафа. И в этом случае я уверен, что процесс взаимодействия с ГИС ГМП будет автоматизирован.
Мне видится, что наоборот данный реестр позволит облегчить работу СПИ. Сейчас достаточно большое количество ИД поступает в бумажном виде.