Где-то году в 2014 меня внезапно накрыла идея поиграть в старые игры для ZX Spectrum, в которые мы с друзьями шпилили в школе после (и вместо) уроков, менялись кассетами, переписывали их и создавали свои сборники. А также посмотреть и поиграть во все остальные игры, на которые или не хватило времени, или они вообще не заезжали на нашу «тучу», и даже в Россию. Но эта статья не про мемуары, а про то, что есть сейчас и что будет в будущем.

В том далёком 2014 году в сети уже существовали библиотеки старых игр, некоторые более-менее полные. Например, архив WoS, собранный энтузиастами из Европы (где спектрум был наиболее распространён) был лучшим на тот момент, но не без проблем: часть игр находилась под копирайтами, и, соответственно, бинарников (то есть образов кассет) к страницам игр приложено не было.

Кроме того, к сайту был прикручен очень убогий онлайн-эмулятор, и чтобы нормально поиграть в игру нужно скачать бинарник и запустить его под оффлайновым эмулятором. А это значительно усложняло весь процесс просмотра игр. Нужно отметить, что игр под ZX Spectrum было написано около 25 тысяч штук и если скачивать каждую, а потом загружать в оффлайн-эмулятор, то нужно потратить, наверное, полгода, чтобы просто бегло просмотреть все.

Для устранения всех вышеописанных проблем я решил написать свой собственный сайт с играми, максимально комфортный для просмотра и дальнейшей игры в ретро-игры под ZX Spectrum.

За полгода работы фактически с нуля был сделан эмулятор на Java (который потом был переписан на JS, так как поддержку сниппетов Java выпилили из браузеров), собрано максимальное количество информации по всем играм, включая бинарные файлы. В эмуляторе добавлен режим сохранения, чтобы можно было проходить игры с комфортом. В самом сайте можно сохранять списки любимых игр, пройденных игр и тому подобное.

Так Viva Games работает до сих пор, нарушает копирайты, и там отсутствует какая-либо монетизация. Сайт на российском домене, на русском языке, а более 90% посетителей – из России или стран бывшего союза. Возможно, поэтому к нам до сих пор никто не пришёл с жалобой на копирайты. Хотя нет, пару раз приходили поляки с просьбой удалить их игры с сайта.

Примерно в 2018 году мне и некоторым другим любителям платформы ZX Spectrum пришла в голову идея попользовать свой жизненный опыт и навыки, полученные в серьёзных коммерческих проектах, для разработки игр под ZX Spectrum. К слову сказать, разработка игр под спек не прекращалась никогда, в год выходило до десятка титлов, но именно тогда начался бум ретро-игр (видимо, сорокалетние старпёры начали скучать по своим молодым годам). И вместо того, чтобы выкладывать свои поделки куда-то на бесплатной основе, мы решили попытаться хоть как-нибудь монетизировать своё творчество. А такая мечта, кстати, тоже была в молодости – мол, вот напишем крутую мега игру и будем диски продавать :)

Выкладывать игры на Viva Games, чтобы монетизировать – не вариант. Поэтому был создан новый сайт, ZX Online, уже с международным уклоном (встроенная поддержка трёх основных языков платформы ZX Spectrum), и для того, чтобы избежать каких-либо проблем с копирайтами, мы решили публиковать игры только тех авторов, которые сами пожелают разместить свои продукты на этой площадке. Проще говоря, получился очень нишевый маркетплейс.

Первые несколько опубликованных игр показали неплохие результаты. Несмотря на то, что активных пользователей на ZX Spectrum сейчас всего 20-25 тысяч во всём мире (об этом говорят цифры в пабликах на Facebook), за некоторые из игр удалось выручить более 10 тысяч евро (за каждую). Неплохо для компьютера из 80х годов, обладающего памятью до 128 кБайт?

Ретро-бум в компьютерных играх породил и ренессанс железа этих самых платформ. Для ZX Spectrum, например, группой энтузиастов из Европы не без помощи Kickstarter разработан официальный наследник – ZX Spectrum Next, обладающий не только полной совместимостью со всеми предыдущими моделями, но и феноменальной графикой с поддержкой 512 цветов на пиксель, аппаратными спрайтами, 9 каналами полифонической музыки, 27 МГц для Z80 и много чем ещё. Есть и клоны ZX Spectrum, разработанные соотечественниками, например, ZX Evolution, получившие меньшее распространение, но от этого не менее важные для платформы в целом.

Энтузиасты, пусть и не сразу, подхватили эти новшества и начали писать софт и игры под «новый спектрум». И, надо заметить, что за новые разработки потребители игр заносят неплохую (по меркам ретро-комьюнити) денежку.

Что касается проекта ZX Online, то сейчас он продолжает набирать обороты. Мы принимаем к публикации любые игры, которые могут быть запущены на классическом ZX Spectrum, его клонах или ZX Spectrum Next. Поддерживаем связь с разработчиками новых игр (которые с каждым годом становятся всё сложнее и интереснее). Регулярно выплачиваем и отечественным, и зарубежным разработчикам заработанное (на данный момент ничего не оставляя себе, работаем на энтузиазме и вере в светлое будущее платформы), производим пиар-акции в соцсетях, делаем рассылки, ищем обходные пути и лазейки, чтобы предоставить возможность покупать и продавать по всему миру. Весной мы провели конкурс игр ZX Online Awards 2022 и планируем повторить в следующем году (по-моему, всем понравилось).

В голове масса планов по улучшению ресурса и реализации новых функций.

В общем, друзья! На самом деле я хотел не просто рассказать вам о проекте ZX Online, но и как-то подбодрить, мотивировать на первый шаг в интереснейшем деле ретро-игро-строения. Если вы в прошлом фанатели от ZX Spectrum и у вас была мысль написать что-то своё – почему бы не тряхнуть стариной и не попробовать воплотить в жизнь детские фантазии?

Готов ответить на любые вопросы в комментариях, самые интересные перенесу в текст статьи.

P.S. Да, мы в курсе, что уже давно существует файловый архив itch.io, где энтузиасты выкладывают новые разработки, в том числе и игры для ZX Spectrum. Но у itch.io нет и
никогда не будет той спектрумской специфики и той свободы, которую могут реализовать
и оценить только истинные фанаты.

Комментарии (27)


  1. Benhealy
    24.07.2022 10:30
    +1

    Круто конечно. Люди покупают то чего полно бесплатно?


    1. Epsiloncool Автор
      24.07.2022 10:34
      +1

      Если вы про старые игры, то их на ZX Online нет, и на Viva Games они не продаются.

      Что же касается новых разработок, многие из них распространяются по модели "бесплатно или за донат", а некоторые доступны только за деньги.


      1. PereslavlFoto
        24.07.2022 11:50
        -1

        Какими из свободных лицензий пользуются авторы этих игр?


        1. Epsiloncool Автор
          24.07.2022 12:44
          +1

          Не очень понятно, что вы имеете ввиду. Поясните, плз.


          1. PereslavlFoto
            24.07.2022 18:53

            Авторы программ публикуют исходный текст программ для того, чтобы другие люди могли его прочитать, доработать, изменить, переработать, включить в свои программы.

            Для всего этого нужно сделать два поступка. С одной стороны, нужно сделать так, чтобы люди могли получить исходные тексты программ. Для этого есть веб-сайты, хостинги. С другой стороны, нужно сделать так, чтобы люди имели право получать и изменять исходные тексты программ. Для этого есть лицензии, то есть разрешительные договора.

            Отсюда и возникает вопрос. Как часто авторы игр для Spectrum разрешают свободно использовать свои игровые программы и изображения? Каким образом, при помощи какой типовой лицензии они обычно дают такое разрешение неограниченному кругу лиц?


            1. Epsiloncool Автор
              24.07.2022 21:30

              Нечасто, но примеры есть. Некоторые игры выложены в Open Source на Github под лицензиями GPL и MIT/BSD и, соответственно, их можно свободно модифицировать и использовать (в соответствии с условиями вышеперечисленных лицензий).

              Некоторые старые игры разрешены авторами к дизассемблированию и, соответственно, они доступны в Open Source, вот пример:

              https://github.com/mrcook/zx-spectrum-games

              Есть и ещё, можно просто сделать поиск, найдётся немало:

              https://github.com/topics/zx-spectrum

              Но такое бывает нечасто, особенно с новыми играми, примерно 1 игра из 30, на мой взгляд, доступна в виде Open Source.


              1. PereslavlFoto
                24.07.2022 23:07

                разрешены авторами к дизассемблированию

                Ого! То есть никакого исходного текста просто нету, а игра была написана сразу в машинных кодах или командами ассемблера?


                1. Epsiloncool Автор
                  24.07.2022 23:53
                  +1

                  Мало ли, исходники могли потеряться. Кроме того, игры под спектрум в большинстве случаев писались (и пишутся) на ассемблере. Просто потому, что высокоуровневые языки как их ни компилируй, они будут оставлять много лишних условностей в коде. А память, как мы помним, довольно ограничена.

                  Конечно же, даже если игра написана на ассемблере, то исходный код - штука полезная, просто потому, что там есть названия меток и всякие комментарии. Но для профессионального спектрумиста нет проблем сделать дизассемблер и распочухать какой кусок кода что делает.

                  P.S. Кстати первые свои 2-3 года знакомства со спектрумом писал на чистом машинном коде :) У меня просто не было нормального ассемблера, да и загружать компилятор с кассеты каждый раз было довольно муторно. Поэтому программы выглядели так примерно:

                  ; CLRSCR: Очищаем экран (A = цвет атрибутов)
                  21 00 40 11 01 40 01 00 18 36 00 ED B0 01 FF 02 77 ED B0 C9


                  1. PereslavlFoto
                    25.07.2022 00:48
                    +1

                    Обалдеть! Это же мучительно и круто!

                    То есть _все_ программисты на спектруме оказываются системными программистами, и кастовое разделение невозможно! :-)


                    1. ash_lm
                      25.07.2022 22:08
                      +1

                      Вы знаете, говоря про постсоветское пространство в 90е годы практически многие, кто знал ассемблер считались хакерами или таковыми считали себя. Если посмотреть на те группы, которые были на платформе, то многие, если не все, также себя позиционировали как хакерские. Даже если просто писали демки :)


        1. RiddickABSent
          24.07.2022 17:18

          Open Game License, но это не точно.. фри-ту-плей надолго не хватит.


  1. FSA
    24.07.2022 10:44
    +4

    Странный опрос. Я всё детство провёл с ZX-Spectrum, но сейчас его использовать не вижу смысла. Да, есть эмуляторы, можно загрузить какую-нибудь игру. Можно даже свои архивы на CD поискать у родителей с тем, что сам делал. Ассемблер Z-80 тоже ещё в памяти сидит... но зачем он мне в 2022 году??? Даже не смотря на моё тёплое отношение к Speccy мне не интересно его сейчас использовать.


    1. ash_lm
      24.07.2022 10:50
      +8

      Разные причины. Есть такая штука как хобби, есть ностальгия или открыть для себя что-то новое потому как интересно. История в конце концов. Ведь в мире занимаются историческими исследованиями и археологией не для того, что бы воссоздать, произвести и использовать. И, наверняка, можно найти ещё массу причин.


    1. Epsiloncool Автор
      24.07.2022 10:56
      +5

      Это скорее не про использование в реальной жизни, а про ностальгию, про исполнение давней мечты и про челлендж (сделать интересную игру в ограниченных ресурсах). Ну и про специфическую тусовку, наконец.


      1. FSA
        24.07.2022 16:34

        Я про опрос. Мне не интересна тема ZX-Spectrum, но интересно почитать о том, кто и что делает, возможно даже попробовать в эмуляторе. Есть небольшой элемент ностальгии по детству. Такого варианта, увы, нет.


  1. Nialpe
    24.07.2022 12:11
    +3

    Ностальгия. Когда был школьником даже пытался написать текстовую игру наподобие Sherlock, если помните был такой жанр игр, где надо было вводить команды, которые обозначают действия главного героя. Смахнул скупую слезу...


    1. Epsiloncool Автор
      24.07.2022 12:46
      +1

      Тряхните стариной - поищите старые исходники, может быть, удастся закончить. У нас есть несколько таких уже законченных проектов - оказывается, бывают интересные и самобытные игры, авторы которых не считают их достойными показывать обществу. А зря.


      1. Nialpe
        24.07.2022 12:52
        +3

        Благодарю за теплын слова, но этот компьютер и дискеты (у меня был с 5.25 дисководом) уже непонятно где. Но, тем не менее, может быть найду время присоединиться к вашему движению.


    1. d_ilyich
      24.07.2022 15:57
      +3

      Я даже написал. Правда, на движке из ZX-Ревю, ЕМНИП. Но всё равно было интересно.


      1. FSA
        24.07.2022 19:11
        +1

        Кстати, да. Там статья была интересная про анализу введённого текста на русском языке. Кстати, у меня довольно большая коллекция книг этого же издателя есть, бережно обклеенная прозрачной плёнкой клейкой, чтобы не помялась обложка. Если правильно помню, эта статья была в выпуске, который неправильно собрали и вместо части страниц были копии других. Я в это время журнал уже не выписывал, но выписывал друг, который и подарил мне косячный вариант.


        1. Epsiloncool Автор
          24.07.2022 22:13
          +1

          Да, печатная пресса по ZX - это отдельная большая тема. Сейчас в РФ, кажется, никто не выпускает журналы или газеты, а за рубежом такие издания ещё встречаются. Красочные, насыщенные, настоящий клад для тех, кто понимает!

          Электронные версии старых журналов можно найти на сайте https://zxpress.ru/ Там почти всё есть.


  1. roofraiser
    24.07.2022 14:51
    +3

    Алексей, пользуясь случаем хочу напрямую поблагодарить вас за Viva Games и ZX Online! И еще важный вопрос - есть ли какая-то возрастная статистика в деле ретро-игр - вовлекаются ли новые поколения или это удел только тех поколений, кто на этом вырос?


    1. Epsiloncool Автор
      24.07.2022 15:00
      +1

      Да, к счастью, есть и молодые разработчики, которые не захватили расцвета платформы в 90е, но заинтересовались возможностями ZX Spectrum в наши дни и пишут игры. Их немного, но то, что они вообще есть - это не может не радовать.

      Например, вот эта игра https://zxonline.net/game/marsmare-alienation/ написана программистом, которому немного за 30. Скоро выйдет версия под ZX Spectrum Next.


  1. stopmosk
    24.07.2022 22:09
    +1

    Спасибо за сайт, приобрел недавно спектрум-версию альбома Короля и Шута "Камнем по Голове". Прекрасно, что кто-то создаёт подобное, а кто-то делает доступным каждому.


  1. Bukaz
    24.07.2022 23:54

    Интересная тема.

    Если монетазиции совсем нет (не для зароботка, а для ускорения развития проекта), то мне кажется, это не хорошо.

    Готов помочь бесплатно , при необходимости пишите в ЛС)


    1. Epsiloncool Автор
      24.07.2022 23:54

      Бесплатного ничего не бывает)) Но мы готовы к сотрудничеству!


  1. zakons
    25.07.2022 14:30
    +1

    Бл, а ведь году эдак в 91-92 чё то рисовал на asm'e под z80, в тетрадке в клетку, квадратами (8x8 или хз, уже не помню) долбанным знакогенератором, и джойстик через порты, было время... :)))