Амстердамская гравюра, демонстрирующая ледокол XVIII века за работой

В начале августа случилась одна негромкая, но очень достойная годовщина: 106 лет исполнилось со дня спуска на воду легендарного ледокола «Святогор», который ныне зовется «Красиным». Да, до сих пор зовётся, поскольку сумел невредимым пройти через весь бурный двадцатый век и дожил до наших дней.

Сегодня он, превращенный в музей, находится на вечной стоянке в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта. Можно прийти к нему в гости, подняться на борт, осмотреть помещения, послушать интересные истории, посмотреть на фотографии, где запечатлено его трудовое прошлое.

История


В северных странах в древности для расчистки водных путей от льда применяли «ледокольные сани» — плоскодонки, гружёные большим весом. Лодку тянули люди или лошади, идущие по берегу реки. Плоский нос лодки вытягивали на лёд, а когда следом на лёд выходила корма, под большим весом лёд проламывался.

Документально использование такого судна зафиксировано в архивах Амстердама от 1733 года (см. гравюру в начале статьи). Для освобождения каналов от льда использовали баржу, на носу которой были установлены шесты с приделанными к ним металлическими пластинами. В общей сложности баржу тянуло 40 лошадей.

На нос баржи грузили 9 тонн балласта, в результате чего пластины размалывали лёд. Пластины резали лёд на блоки, которые проходили под днищем баржи и всплывали сзади. Эти блоки вылавливали, измеряли и продавали частным лицам для хранения продуктов. Процесс раскалывания льда сопровождался постоянным громким треском, поэтому капитан судна отдавал приказы при помощи примитивного мегафона.

После появления первых пароходов конструкторы начали задумываться и о паровых ледоколах. Первоначально пароходы двигались при помощи гребных колёс, поэтому лёд приходилось раскалывать не только перед носом судна, но и перед его колёсами. В 1837 году в Филадельфии собрали деревянный колёсный пароход «City Ice Boat No. 1» для устранения льда в гавани. У него был усилен нос, а на палубе установлена машина, поднимавшая и бросавшая на лёд гири. Ледоколы такого типа существовали небольшой период времени до появления современных.

Россия


image

«Святогор» часто называют первым русским ледоколом, хотя это не совсем верно. Сначала был построен «Ермак» (первый в мире арктический ледокол), проект которого был предложен лично вице-адмиралом Макаровым. А «Святогор» стал по факту усовершенствованной версией «Ермака»: более мощный, более крупный, более скоростной (до 16 узлов).

Впрочем, «Ермака» в любом случае нет на свете уже более полувека: он был порезан на иголки в 1960-е годы. Так что «Святогор», он же «Красин», остался единственным «живым» свидетелем ранней зари ледокольной истории России.

За годы, прошедшие с момента его спуска на воду в британском Ньюкасле (да, пришлось заказывать за рубежом!) 3 августа 1916 года, наша страна превратилась в великую ледокольную державу. Мало того, Россия единственная в мире владеет атомным ледокольным флотом. Дизель-электрические крушители льдов есть ещё у ряда государств, имеющих интересы в высоких широтах. Но вот гражданские атомоходы — это чисто русская фишка.

Причём число наших атомных ледоколов в последние годы выросло, увеличилась их мощность, а в перспективе в строй должен войти ещё и сверхледокол, равного которому не знала история. Но давайте обрисуем ситуацию с современным атомным ледокольным флотом чуть более подробно.

На сегодня в составе «Атомфлота» есть шесть атомоходов разных лет постройки, разной мощности и трёх разных проектов. Удобно их разбивать по парам, как раз получится по два судна каждого проекта.

«Таймыр» и «Вайгач»

image

Это самые старые атомные ледоколы из тех, что находятся в строю прямо сейчас. Построены они оба были на самом излете существования Советского Союза по проекту 10580. «Таймыр» — в 1989 году, «Вайгач» — на год позже.
Строительство корпусов велось на финском заводе Wärtsilä в Хельсинки, но ядерную энергетическую установку на основе реактора КЛТ-40М произвел СССР. Её монтаж проходил в Ленинграде на Балтийском заводе, куда корпуса последовательно отбуксировали из Финляндии.

Ледоколы получились своеобразного формата: они мелкосидящие, с осадкой всего 8,1 м, поскольку предназначены для работы не в открытом море, а в устьях великих сибирских рек. При этом обладают внушительной мощностью в 35,5 МВт. Для сравнения — самый могучий в мире дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин», введённый в строй в 2020 году, может похвастаться мощностью в 25 МВт.

«Ямал» и «50 лет Победы»


image

Следующая пара действующих атомоходов относится к хорошо зарекомендовавшему себя проекту 10520, по которому в советское время была построена целая серия ледоколов. Первым представителем проекта стала «Арктика», спущенная на воду ещё в 1972 году.

"Ямал", вошедший в строй в 1992 году, являлся пятым по счёту ледоколом этой серии. Если вам попадались в интернете красочные фотографии идущего сквозь льды судна с нарисованной на носу акульей пастью, то знайте: это и есть «Ямал».

Ледокол развивает скорость до 21 узла на чистой воде и способен преодолевать льды толщиной в 2,8 м. Оснащён двумя ядерными реакторами ОК-900А, обеспечивающих мощность в 55 МВт.

Его собрат «50 лет Победы», сданный корабелами Балтийского завода в 2007 году, был построен по модернизированному проекту, поэтому отличается особой ложкообразной формой носа. Он оказался шестым и последним в серии. Продолжения не предвидится, поскольку ставка сейчас сделана на другой проект — более мощный и более современный.

«Арктика» и «Сибирь»


image

Это два самых новых атомохода, находящихся в распоряжении «Атомфлота». На сегодня это самые мощные в мире ледоколы. Построены они Балтийским заводом по довольно интересному проекту 22220, главной особенностью которого является двухосадочность. Особая конструкция с балластными цистернами позволяет ледоколу менять осадку и превращаться в мелкосидящее судно.

Это даст возможность «Атомфлоту» в ближайшие годы вывести из эксплуатации устаревшие «Таймыр» с «Вайгачом», поскольку суда проекта 22220 смогут работать и на океанских глубинах, и в устье сибирских рек.

На сегодняшний день атомоходы «Арктика» (в строю с октября 2020 года) и «Сибирь» (в строю с января 2022 г.) являются самыми мощными в мире ледоколами. На борту у них стоит по два атомных реактора РИТМ-200, разработанных ОКБМ им Африкантова, которые в связке обеспечивают мощность в 60 МВт.

Ледоколы проекта 22220 способны проходить льды толщиной до 3 м. Причём «Арктика» блестяще подтвердила эту характеристику, посетив Северный полюс прямо в ходе испытаний. По пути к макушке Земли судно преодолело трёхметровую ледяную толщу.

Особую пикантность этой истории придаёт то, что на полюс «Арктика» отправилась с одним неисправным гребным двигателем, то есть была частично лишена своей мощности. Но и этих сил ледоколу хватило для выполнения задачи. Сейчас с головным судном проекта 22220 всё в порядке, ГЭД заменён.

Перспектива: «Урал», «Якутия», «Чукотка» и сверхледокол «Россия»


image

И напоследок несколько слов о том, какие атомные ледоколы сдадут российские корабелы на отрезке в ближайшие пять лет.

Во-первых, будет продолжена серия атомоходов проекта 22220. Уже в текущем году к двум своим старшим собратьям присоединится «Урал». Сейчас он в процессе прохождения швартовных испытаний, а дальше выйдет на ходовые. В 2025-2026 гг. серия пополнится ещё двумя представителями: ледоколами «Якутия» и «Чукотка».

Во-вторых, в декабре 2027 года судостроительный комплекс «Звезда», расположенный на Дальнем Востоке, обещает сдать уникальный атомоход «Россия», строящийся по проекту 10510 «Лидер». Он будет гораздо крупнее «Арктики» и «Сибири»: его длина корпуса превысит 200 м. И, что важнее, на борту у него будет стоять новейшая ядерная энергетическая установка в составе двух реакторов РИТМ-400, которая гарантирует этому судну неслыханную мощность в 120 МВт. Вдвое больше, чем у самых могучих на сегодня атомных ледоколов проекта 22220.

Этот гигант сможет взламывать ледяной панцирь толщиной до 5 метров, а на двух узлах — идти по льду толщиной в 4,3 м. Впрочем, с такими экстремальными условиями ему не придётся справляться на регулярной основе. В этом нет необходимости. Основное его преимущество в том, что по двухметровому ледовому полю он сможет идти практически как по маслу – на 15 узлах! По крайней мере, такие параметры заложены в проект.
При этом, благодаря своим размерам, сверхледокол «Россия» обеспечит прокладывание канала во льдах шириной в 50 м.

Всё это необходимо для комфортного решения основной задачи: сделать прохождение караванов газовозов и танкеров по Северному морскому пути не только круглогодичным, но и максимально устойчивым и скоростным.

В планах у российского правительства значилась постройка ещё двух атомоходов по этому проекту. Однако рост грузооборота по Севморпути в нынешних условиях может оказаться не столь впечатляющим, как хотелось бы. Поэтому вопрос о целесообразности дополнительных ледоколов такой мощности остаётся открытым.

В качестве иллюстрации: 4 августа 2022 г. премьер-министр Михаил Мишустин подписал обновлённый план развития Северного морского пути (СМП) до 2035 года, в котором указана необходимость проработать предложения по двум серийным ледоколам проекта 10510 с указанием источников финансирования и предполагаемых тарифов на ледокольные услуги. Для сравнения, в предыдущей версии плана от 2019 года строительство 2-го и 3-го сверхледокола было обозначено как данность с чётко прописанной датой сдачи каждого из них.

Комментарии (19)


  1. Matshishkapeu
    12.08.2022 01:56
    +10

    Люблю эту фотку. Март 2020, Балтийский завод. Арктика достроена, Урал и Сибирь - в процессе. Пекут как пирожки.


    1. sepetov
      12.08.2022 07:19
      +5

      Какие они всё-таки красавцы, все трое. Это отчётливей видно поближе


  1. pbw
    12.08.2022 03:58
    +6

    Та же гравюра, катание на медведе.


  1. phenik
    12.08.2022 04:18
    +8

    Как-то скромно умолчали о еще одном наследнике) Все-таки был первым атомным.


  1. Yak52
    12.08.2022 04:58
    +1

    Вот только будут ли эти караваны газовозов и танкеров в ближайшие годы?


    1. Altaev
      12.08.2022 05:47
      +5

      Размышляя: А вдруг эти решения сделают севморпуть доступнее и стабильнее для логистических задач не только сырьевого класса? Если я правильно всё перепутал, то логистически весьма много груза (втч транзитом) можно гнать через север, но пока грузоотправителей смущает непредсказуемость пути


      1. BigBeerman
        12.08.2022 06:09
        +4

        Там дело не только в наличии льдов, была статья на Хабре про проблемы Севморпути.


        1. Kasyan666
          12.08.2022 14:56

          А можно ссылку на статью? Увы, видимо, я её упустил.


          1. BigBeerman
            12.08.2022 16:17

            1. Kasyan666
              12.08.2022 16:54

              Спасибо!


  1. andy_p
    12.08.2022 09:13

    Этот гигант сможет взламывать ледяной панцирь толщиной до 5 метров, а на двух узлах — идти по льду толщиной в 4,3 м.

    А может вообще не понадобиться.
    Глобальное потепление...


    1. ciuafm
      12.08.2022 09:39
      -15

      А может вообще не понадобиться.

      Подорвутся русские минеры-срочники на ЗАЭС и привет Фоллаут.


      1. Matshishkapeu
        12.08.2022 11:37
        +3

        Ога, именно так ведь и было при выходе с ЧАЭС, саркофаг подорвали, все собранные отходы сбросили в Припять, радиоактивный лес подожгли огнеметами, все под роспись действующего начальства станции.


    1. johnfound
      12.08.2022 10:01
      +2

      Ну-у-у, давно уже известно и все экологи об этом говорят – глобальное потепление приводит и к локальным похолоданиям.


      1. bbs12
        12.08.2022 16:43
        -2

        К Арктике это не относится, там температура растет в 2 раза быстрее, чем в среднем по Земле.


  1. tas
    12.08.2022 11:25
    +1

    А почему про Еевгений Примаков не упомянули? - один из самых красивых атомных ледоколов...

    Есть еще вот такая страничка с инфой по ледоколам: https://alaff84.wordpress.com/icebreaking-fleet-of-russia/


    1. JhaoDa
      12.08.2022 11:45
      +1

      Видимо, перед «атомных» потерялась частица «не»?


    1. Xobotun
      12.08.2022 14:51
      +1

      15. Evgeniy Primakov (D-E) *new

      Потому что он дизель-электрический.

      И спасибо за интересную ссылку, да.


  1. timofeevka
    12.08.2022 12:53
    +5

    Да! А на нашем софте считали динамику ядерной энергоустановки проекта 22220 !