FrontendConf входит в группу конференций Олега Бунина «Онтико». Это профессиональное мероприятие для фронтенд-разработчиков различных грейдов. Его организацией занимается программный комитет: ищет спикеров, готовит программу, помогает сделать доклады интересными и полезными. Как все устроено изнутри и можно ли стать частью этого большого и важного дела, рассказывают члены программного комитета.
Знакомьтесь с программным комитетом FrontendConf:
Глеб Михеев — основатель и CTO Beta. Руководитель программного комитета FrontendConf. Программный директор по Frontend в Skillbox.
Андрей Смирнов — руководитель управления клиентской разработки в X5 Group. Бессменный ведущий подкаста Frontend Weekend. Участник программного комитета FrontendConf и организатор московских митапов
Сергей Попов — CEO аутсорса по фронтенд-разработке Лига А. Ментор и наставник начинающих специалистов, преподаватель авторских курсов, лекций и воркшопов по фронтенд-разработке. Спикер российских и международных отраслевых конференций. Организатор локальных сообществ и митапов moscowcss и pitercss.
Формируем программный комитет
Сейчас у нас в программном комитете 11 человек. Участие в программном комитете конференции — это работа, но каждый тратит на нее столько времени, сколько может. Кто-то вкладывается больше, кто-то меньше, но в результате комитет работает как единый слаженный механизм.
Например, Саша Шинкевич и Ваня Ботанов очень много занимаются своими проектами, у них остается на конференцию не так много времени. Тем не менее есть моменты, когда команда целенаправленно ждет их экспертизы.
Кто сильнее вкладывается, видно по количеству докладчиков. У одних это 15 человек, у других 3-7. Все зависит от личной и рабочей загрузки и предварительного планирования. Также загрузка может меняться от сезона к сезону.
В программный комитет приглашают новых людей, когда возникает такая потребность — иногда кто-то покидает его «по выслуге лет», из-за переезда или рождения ребенка. Тогда появляется вакантное место, начинаются поиски нового человека с необходимой экспертизой и компетенциями. Ведь каждый участник комитета дополняет других своими навыками и умениями.
«С 2018 года у нас сформировалась крепко сбитая команда. В нее вошли активные ребята из фронтенд-комьюнити. Каждый из нас уже прошел определенный путь во фронтенде. В какой-то момент весь программный комитет состоял из специалистов уровня тимлида и выше. При этом экспертиза у нас сохранялась, и мы старались нивелировать недостатки друг друга, потому что ни один человек не может быть компетентным во всем. Например, Сергей Попов знает все про интерфейсы, дизайн, верстку. Я специализируюсь на тимлидерском развитии и гибких навыках. А у Глеба Михеева хорошие hard skills: он может глубоко погрузиться в Angular и другие фреймворки».
Андрей Смирнов
В первую очередь при поисках обращают внимание на людей из комьюнити с опытом выступлений и «прогонов» докладов или тех, у кого есть собственное интересное видение того, какие доклады нужны конференции. Но главное, говорят в ПК, чтоб у них с новичком совпадал вайб — настроение и атмосфера.
«Идеально, если у человека опыт от 10 лет и он регулярно выступает. Например, по этому критерию мы пригласили в комитет Авдеева и Виктора, а еще Полину — она крутая специалистка в известной компании, хороший инженер, много выступает, разбирается в ML и других сложных вещах».
Глеб Михеев
Подходит кандидат или нет, решают коллегиально. Новобранцу рассказывают о формате работы, так как важно, чтобы участники программного комитета были на одной волне. Главное, чтобы у человека горели глаза. У комитета горизонтальная структура, и если новый участник не будет справляться или не совпадет с другими участниками по культуре, то быстро покинет команду.
«Не все готовы перейти от критики к делу. Бывали случаи, когда кто-то из комьюнити критиковал нашу конференцию. Тогда мы предлагаем вступить в программный комитет, чтобы все сделать лучше, но обычно слышим отказ».
Сергей Попов
Отбираем спикеров
FrontendConf — очень старая конференция. В 2016-2017 году это и другие мероприятия назывались «Бунинские конференции». Отношение в сообществе к ним было как к бизнесу, зарабатыванию денег. Считались, что конкурсного отбора нет и выступать берут всех желающих. Это было большой проблемой. Тогда программный комитет принял решение набирать больше людей из сообщества.
Готовиться к конференции мы начинаем через несколько месяцев после окончания предыдущей. На подготовку уходит около 9-10 месяцев. Например, прошлая конференция состоялась в октябре 2021 года. Первым делом программный комитет проводит ретро, делает выводы, намечает будущие планы. Три следующих месяца обсуждают примерный пул возможных тем. А после новогодних праздников начинают продумывать УТП.
Сначала составляют так называемый call for papers, в котором описывают ожидания от докладчиков. В отличие от многих других конференций, у FrontendConf он достаточно сложно проработанный, детерминированный, с обоснованием важности той или иной темы.
«Составляя call for papers, мы пытаемся определить, чего не хватает на рынке, опрашиваем компании и обмениваемся мнением друг с другом. Ведь у каждого из нас под управлением команды, и мы знаем, с какими проблемами они сталкиваются. Наша задача — определить, какие доклады помогут решить эти проблемы».
Глеб Михеев
По изменениям в программе конференции можно отследить ее эволюцию. Например, в какой-то момент у нас появился раздел FrontOps, и постепенно это направление становилось все насыщеннее. Аналогичная ситуация с микросервисами. А трек про CSS и HTML эволюционировал сейчас в трек про интерфейсы.
«Нам кажется, что дождаться заявок и потом отобрать из них самые интересные — это не совсем правильный способ организовать подобную конференцию. Наше ключевое отличие от большинства конкурентов в том, что мы программу полностью собираем сами. Например, в один из сезонов мы решили включить в программу доклады про микрофронтенды и целенаправленно искали докладчиков, готовых об этом рассказать. Это не значит, что мы не берем заявки с рынка, но точно не формируем из них всю программу».
Сергей Попов
«В этом году call for papers мы открыли 22 февраля. Время тяжелое, поэтому заявок было совсем мало. В этой ситуации идея проактивно искать людей на конкретные темы актуализировались. Мы закидывали докладчиков сообщениями с предложением выступить на конкретную тему, писали компаниям и приглашали спикеров от них».
Андрей Смирнов
У FrontendConf на разбор заявок уходит три месяца — только для того, чтобы утвердить темы. Ведь по каждой заявке мы обязательно созваниваемся и обсуждаем тему со спикером. Разговор длится от 15 минут до получаса в зависимости от темы и количества материала. Эта беседа позволяет предварительно понять, какой из человека выйдет спикер, задать ему вопросы: что он пытается донести до аудитории, с чем аудитория должна выйти из зала, почему он пришел к этой теме.
Исходя их полученных ответов уже можно сделать вывод, как человек говорит, насколько умеет использовать жестикуляцию, умеет ли донести свою мысль или какой-то спорный тезис, насколько увлечен темой.
«Однажды к нам с докладом подался человек, а потом его выступление отменилось из-за семейных обстоятельств. Тогда он предложил заменить его коллегой, который выступит с той же самой темой. Мы считаем такой подход неправильным. Между темой и докладчиком должна быть синергия, тогда выступление получится действительно хорошим».
Андрей Смирнов
Подавая заявку в call for papers, спикер может приложить видео предыдущих докладов, презентации, статьи. Это нужно нам для понимания, войдет ли человек в программу, как хорошо он готовит презентации, как говорит, как держится на сцене. Чем больше у нас есть этой вводной фактуры, тем проще принять решение. Поэтому часто после ознакомительного созвона программный комитет просит прислать дополнительные материалы.
Очень важны спикеры, которые будут выступать впервые. Много сильных докладчиков сейчас уехали из страны и не собираются возвращаться назад. Но есть огромное количество классных молодых инженеров, которые хорошо разбираются в своем деле.
«Эти молодые спикеры еще никогда не выступали, но у них хорошее понимание темы. На этой конференции у меня будут выступать с классными темами ребята из ВК, практически все в первый раз. Вопрос только к подготовке. Ведь программный комитет не только отбирает заявки и темы, но и серьезно помогает с докладом. У нас бывали случаи, когда блестяще выступали как раз изначально неопытные докладчики. Да, им было тяжело, они волновались, но мы помогали подготовиться, устраивали очные прогоны. С одним из них мы восемь раз созванивались перед выходом на сцену и сняли огромное количество барьеров, которые мешают выступать».
Сергей Попов
Необязательно подавать заявку, только если уверены, что вы шикарный спикер. В первую очередь важна тема, экспертиза и желание. При этих составляющих с определенными усилиями можно при помощи программного комитета значительно усовершенствовать доклад.
«Мы выполняем роль некоего буткемпа для докладчиков. Главное — гореть темой. А мы поможем добиться хорошего результата или честно скажем, если задатков для выступлений нет и лучше попробовать себя в чем-то другом. Но если вы прошли отбор, обещаем помогать и не жалеть на это времени».
Андрей Смирнов
Формируем программу
Когда заявки утверждены, получается список из тем, между которыми нужно установить логические связи, чтобы получились интересные взаимодействия. Таким образом, например, получился суперсет про инженерное развитие. Целый день можно посещать доклады только по этой теме, начиная с того, как составить свой индивидуальный план развития, заканчивая тем, как техлиду или тимлиду собеседовать людей.
«У нас не было нужного количества заявок по этой теме и мы «добирали» докладчиков самостоятельно. Так вырисовывается карта того, что мы хотим видеть на конференции. Она основывается на поданных заявках, а потом дополняется нашей экспертизой и активными стратегическими действиями организаторов».
Андрей Смирнов
«В прошлом году нам были интересны монорепозитории, и мы пригласили выступать Игоря Кацубу. В этом году нам важно сделать доклад про роль архитектора ПО — мы нашли человека, который про это расскажет. Плюс мы сами много выступаем на конференциях, видим хороших докладчиков, помогаем с новыми темами. Так мы пересобрали доклад Алексея Попкова про импакт анализ».
Глеб Михеев
Если заявку подаст опытный спикер с классным докладом, то его включат в программу в любом случае. Для таких докладчиков формируется отдельный трек с общетехнической тематикой. Но в целом программный комитет стремится соблюдать баланс и придерживаться единой идеи.
В каждый трек входит от 5 до 7 докладов. Гости конференции обычно приходят с конкретным запросом. Например, прокачаться во FrontOps. А компании отправляют к нам своих сотрудников, чтобы они подтянули свои навыки. Поэтому организаторы стараются дать больше, чем просто возможность посмотреть один полезный доклад.
Так, например, появился суперсет про микрофронтенды. В последнее время заявки на доклады с этой темой стали подаваться чаще. Говорят уже не только о том, что это классная концепция, но и о ее применимости. Чтобы усилить этот блок, обратились в Тинькофф, у которого большой опыт в теме. Вспомнили также про спикера с прошлогодней конференции из компании Cloud (ранее SberCloud). Предложили рассказать о технических аспектах работы с этой технологией.
В результате несколько спикеров последовательно рассказывают о своем практическом опыте по мирокфронтендам: как менялись процессы, как разрозненные продукты стали связаны одним фронтендом, как они управляют изменениями, как теперь работает сборка.
«Первым поставили доклад, который погрузит в контекст, объяснит проблематику и цель этой концепции. Следующими — доклады о процессах и сборках. В качестве бонуса позвали спикеров рассказать, как они пошли по пути зеро кода. Завершили это все мастер-классом человека, который еще в 2016-2018 годах выступал с докладом о микрофронтендах. Он передаст свой опыт по написанию микрофронтендов с нуля для тех, кто хочет действительно глубоко погрузиться в тему. Так и получается суперсет из докладов».
Глеб Михеев
Суперсет может родиться и случайно. Например, так случилось с суперсетом про инженерное развитие. Пришло много заявок на софтовые доклады про развитие. Благодаря этому появилась возможность выбрать лучшие доклады и оформить их в единую концепцию.
«Иногда можем и пошутить. Например, поставить трех спикеров с одинаковой фамилией в один день. В этом году у нас есть Дмитрий Захаров, Зар Захаров и Владимир Захаров. Они все открывают конференцию. У них разные темы, которые отлично друг друга дополняют».
Глеб Михеев
Дорабатываем доклады
Около 70% заявок в результате работы с программным комитетом видоизменяются. Человек приходит с определенной темой, с ним общаются и находят способы сделать доклад интереснее и полезнее. Иногда достаточно сузить тему, а иногда — наоборот, расширить, не фокусироваться на чем-то одном.
«Есть определенные приемы: проблематика, кейсы, примеры. Если вы говорите, что решили проблему, то должны показать это в цифрах. Например, один докладчик рассказал, как в компании ускорили слишком долгий процесс найма фронтендеров. Раньше на это уходило два месяца, потом они потратили кучу ресурсов и в итоге стали справляться за полтора. Все удивились: вы вложили столько усилий, а у вас практически ничего не изменилось? Примеры должны быть более показательными».
Сергей Попов
В комитете еще на этапе подачи заявки стараются развернуть тему с максимальной пользой для аудитории в рамках экспертизы докладчика. Когда спикера и тему утвердили, работают над укрупненной структурой доклада. А после ее утверждения работают над черновой версией презентации. На каждом слайде написано, о чем спикер будет говорить в этот момент. Это позволяет просчитать, получилось ли уложиться в тайминг и что нужно изменить. Следом готовится чистовая презентация, по которой делается минимум 1-2 прогона, последний — за день до конференции. Один из прогонов всегда — очный, на сцене, при нескольких других спикерах и организаторах.
«На ознакомительном созвоне всегда пытаемся докрутить тему. Часто думаю: какая интересная тема и как плохо ее пытаются объяснить! Часто докладчик приводит неудачные примеры или рассказывает лишние подробности. Тогда я предлагаю генерализировать проблему, а пример, который был основой истории, коротко привести в качестве подкрепления. Не нужно подробно перечислять и описывать все проблемы. Лучше так: у нас были такие проблемы, мы наняли специальных людей, чтобы их решить, но вылечили симптомы, а не причину; наше решение такое, вот примеры, а вот вывод. Так человек с такой же экспертизой и темой рассказывает ее понятно и интересно для каждого. Это называется структурный коучинг».
Глеб Михеев
Такой коучинг проводят для докладчиков бесплатно, чтобы на конференции были очень хорошие доклады. Для любой компании, которая бы отправила сотрудника на подобную платную сессию, это стоило бы дорого.
«В таких условиях можно очень хорошо прокачаться как спикер. Ведь мы не просто говорим человеку что поменять, а объясняем, что именно и зачем. Почему этот опыт полезный, а этот — нет. Например, мы давно условились, что не будем больше говорить, что такое soft skills и зачем они нужны. Мы просто выходим на сцену уже с постулатом, что они важны. Спикерам я так и говорю: давай эти четыре слайда общей информации про гибкие навыки заменим на что-то более полезное, потому что это все уже и так знают».
Сергей Попов
Сообщество развивается с каждым годом, какие-то вещи становятся очевидными, а какие-то требуют раскрытия. Важно, чтобы аудитория не получала бесполезную информацию. Наш опыт позволяет выжимать из сырых докладов пользу и убрать лишнее.
«Каждый из нас — структурный коуч, который прекрасно знает, как сделать доклад не избитым. Однажды я собеседовал спикера, который у себя в компании сделал реформу найма и собеседований. Теперь у них кандидатов нанимают не разные HR-специалисты в 15 стримов, а в один стрим сразу приглашают весь ресурсный пул. Было видно, что он искренне считает это суперновостью, а я понимаю, что так работали в большинстве продвинутых компаний еще с 2016 года».
Андрей Смирнов
Доклады оцениваются после каждой конференции. Программный комитет отслеживает, какие доклады лучше или хуже заходят аудитории, и делает выводы на будущее, опираясь на мнение и оценки гостей.
«Приезжая на другие конференции, мы видим, какие доклады попадают в топ. Бывает, докладчик вытаскивает неважную тему классной подачей. Бывает наоборот — очень классная тема, но спикер настолько нудно рассказывает, настолько не подготовлен, что к нему относятся негативно. А бывает, средняя тема со средней подачей выигрывает конференцию за счет проблематики, потому что попадает всем в сердечко. Так у нас формируется опыт и насмотренность, и в большинстве случаев мы знаем, как сделать доклад так, чтобы он понравился людям».
Глеб Михеев
«Несмотря на огромный объем работы, не все доклады получают «пятерки». Всем не угодишь. Даже суперклассным докладам иногда ставят плохие оценки. Бывало, спикер феерично выступает, все аплодируют, ставят «отлично», а один зритель ставит «двойку» и пишет: «спикер — душный». Но это тоже мнение аудитории, и оно учитывается. Поэтому прямо во время конференции мы подходим и спрашиваем у зрителей, что им понравилось, а что нет».
Андрей Смирнов
В конференции важны не только доклады. Огромное значение имеет и атмосфера. Программному комитету важно, чтобы гостям и спикерам было максимально комфортно на всех этапах — с момента покупки билета или подачи заявки и до ухода с конференции.
«Мы начали уделять внимание и этому: выбирали экраны, решали, как будет выстроен процесс задавания вопросов, каким будет сайт и маркетинг. Долго работали над текущим сайтом. Ездили по европейским и российским конференциям и брали от них лучшее. Так FrontendConf конференция с каждой итерацией становится лучше. Например, на прошлой конференции Red October мы перешли от задавания вопросов из зала с поднятой рукой к модерируемой части, когда у нас на сцене стоят кресла, ведущий общается со спикером, задает вопросы из чата и из зала. Это изменило подход к вопросам, стало гораздо удобнее. А как-то мы два часа спорили, какой должна быть тумба для ноутбука, чтобы за ней было удобно стоять и она адекватно выглядела. Спикерам стало гораздо удобнее использовать собственные компьютеры».
Сергей Попов
«Удобство касается всего: площадки, afterparty, выбранного для спикера отеля и его удаленности от площадки. Такие тонкости делают конференцию действительно комфортной. Мы — прежде всего комьюнити, к нам приезжают инфлюенсеры, блогеры, известные люди, подкастеры. У гостей есть возможность с ними пообщаться. Это место, где встречается фронтенд всей страны. Мы и есть фронтенд».
Глеб Михеев
Ближайшая конференция FrontendConf пройдет уже 24 и 25 октября 2022 года в Москве в Старт Хаб (Start Hub). Полную программу, расписание и билеты смотрите на сайте