Принято считать, что в последнее время регулярно происходит «взрывное развитие информационных технологий». При этом меняются основные лозунги – от «автоматизации» к «информатизации», затем к «цифровизации» и так далее... Но если пристальнее вглядеться в существо происходящих изменений, то становится немного грустно. В основном всё направлено на упрощение, местами даже упрощенчество. От решения сложных, комплексных задач управления предприятиями, корпорациями и целыми отраслями скатываемся к небольшим частным задачам в той или иной предметной области. Отсюда повышение интереса к отдельным программным продуктам и решениям с максимальным приближением средств управления, связи и коммуникации к конечному пользователю в виде мобильных устройств и приложений.

Тем не менее проблема комплексирования этих средств никуда не ушла. Напротив, в последнее время происходит её обострение в связи с увеличением объёма обрабатываемой информации, форм и способов её представления, а также многократного дублирования одной и той же информации в разных программных средствах (далее – ПС).

Для хранения информации в ПС традиционно используются различные базы данных и файловые хранилища. Структура хранения определяется разработчиком ПС и максимально соответствует потребностям решения задач. Естественно, что эти структуры уникальны для каждого ПС и не согласованы с другими. Одной из важных причин такого состояния дел является то, что практически отсутствуют единые стандарты в области структуризации данных и унификации информации.

Все это приводит к тому, что при попытке включить различные ПС в общую автоматизированную систему возникают сложные задачи обеспечения информационного взаимодействия и формирования общего пространства данных.

Решение таких интеграционных задач необходимо начинать ещё на начальных этапах создания автоматизированных систем (далее – АС), начиная с определения требований и формирования тактико-технических заданий на их разработку.

Необходимо отметить, что разработка практически каждой автоматизированной системы сводится, как правило, к разработке видов её обеспечения. Всего имеется 9 видов обеспечения: техническое, программное, информационное, лингвистическое, математическое, организационное, эргономическое, методическое, правовое (рисунок 1).

Рис. 1. Виды обеспечения автоматизированных систем
Рис. 1. Виды обеспечения автоматизированных систем

При этом наибольшую практическую значимость для функционирования АС имеют первые три (техническое, программное и информационное), а также один компонент лингвистического обеспечения – система словарей.

Под информационным обеспечением АС будем понимать упорядоченную по структуре и формам представления и предназначенную для использования в АС информацию, а также совокупность методов и средств её формирования, хранения, актуализации и предоставления для использования в системе.

Как показывает опыт создания больших и сложных автоматизированных систем, информационное и лингвистическое обеспечение (ИЛО) оказывает существенное влияние прежде всего на информационную поддержку решения задач. При этом в процессе его создания происходит реструктуризация как внутренней, так и внешней информации в виды и формы, приемлемые для использования в системе.

Как правило, при создании АС основное внимание уделяется созданию технического обеспечения (закупка компьютеров и другого оборудования) и разработке программного обеспечения, расходы на них составляют до 80 и 20 процентов бюджета проектов соответственно. Остальные виды обеспечения разрабатываются по остаточному принципу.

Ситуация усугубляется тем, что в существующей системе подготовки IT-специалистов вопросы разработки иных видов обеспечения практически не рассматриваются. В результате в настоящее время на рынке фактически отсутствуют специалисты, умеющие правильно разрабатывать другие виды обеспечения автоматизированных систем.

Особенно остро эта негативная ситуация складывается в части разработчиков информационного и лингвистического обеспечения. Существовавшие в прежние времена коллективы разработчиков ИЛО практически развалились, количество действительно квалифицированных и опытных специалистов, способных не только сформулировать требования к ИЛО, но и реально выполнить весь комплекс работ по его созданию, можно перечислить по пальцам.

Кроме того, состояние развития науки в этой области можно сформулировать как стагнацию. Практически отсутствуют новые подходы, методы и технологии разработки информационного и лингвистического обеспечения. Требования, формулируемые в технических заданиях на разработку АС в части ИЛО, содержат, как правило, выписки из стандартов без учёта специфики разрабатываемых автоматизированных систем. При разработке информационного и лингвистического обеспечения по-прежнему используются устаревшие подходы и технологии, не учитывающие современное развитие информационных технологий, с применением архаичной терминологии. Хотя весь мир уже широко использует облачные технологии, сервисные модели обслуживания и другие достижения цифровизации.

Все это приводит к тому, что информационное наполнение АС, созданное в ходе её разработки, оказывается практически неприменимым и требует существенной доработки в ходе эксплуатации, особенно на начальном этапе. Более того, использование устаревших решений в части ИЛО делает невозможным создание принципиально новых автоматизированных систем, построенных на современных технологиях.

Для решения этой проблемы необходимо устранить перекос в распределении усилий и уделить самое пристальное внимание вопросам создания ИЛО. При этом следует выделить следующие направления его разработки:

  • информационное – разработка баз данных, форм документов, классификаторов, справочников, словарей, т. е. того, что обычно называют «контентом», а также его семантического описания;

  • программное – разработка специализированных программных средств, предназначенных для актуализации и предоставления контента пользователям АС и программным средствам через соответствующие сервисы и интерфейсы;

  • организационное – разработка нормативно-методических документов, регламентирующих порядок и правила формирования, хранения, ведения и предоставления контента в АС и во взаимодействующие системы.

На первый взгляд может показаться, что на рынке есть все эти решения и имеется большое количество организаций, готовых предложить свои услуги в деле разработки ИЛО. Однако при более внимательном рассмотрении выясняется, что комплексные решения, охватывающие все вышеперечисленные направления, практически отсутствуют.

Это объясняется тем, что для выполнения всего комплекса работ требуются коллективы специалистов, умеющие проводить разработку информационного и лингвистического обеспечения совместно и согласованно с другими разработчиками АС и разработчиками взаимодействующих систем.

Как показывает опыт создания автоматизированных систем в ряде проектов ведомственного уровня, для обеспечения информационного взаимодействия как внутри АС, так и с другими взаимодействующими системами необходимо предусматривать создание общесистемного информационного и лингвистического обеспечения (ОИЛО). При этом основной упор должен быть сделан на упорядочении, систематизации и предоставлении условно-постоянной информации (классификаторов, нормативно-справочной информации, форм документов, словарей, метаданных), необходимых для последующего упорядочения всего контента в АС. Кроме того, в состав ОИЛО должна входить та часть оперативной информации, которая используется несколькими подсистемами или программными средствами. По сути ОИЛО должно представлять собой то самое общее пространство данных, о котором говорилось выше.

Излишне напоминать, что от качества, технологичности и востребованности этих решений будет зависеть судьба информационного и лингвистического обеспечения как в АС в целом, так и в её составных частях. Именно поэтому прежде всего в ОИЛО опережающими темпами должны внедряться современные методы и технологии работы с контентом, чтобы в последующем тиражироваться во все составные части АС.

Учитывая современный уровень развития информатизации и цифровизации, в качестве наиболее приоритетного вектора можно выделить предоставление информации как сервиса, доступного как на программном уровне через соответствующие программные интерфейсы, так и для автоматизированной обработки с участием человека. На первый план в этом случае выступает формирование полноценных описаний всех видов информации, используемой в АС.

Традиционно в эпоху реляционных баз данных для этого преимущественно использовались классификаторы и справочники, содержащие систематизированный перечень наименований объектов, каждому из которых присвоен уникальный код.

По мере появления новых видов информации, используемой в АС, потребовались новые средства её упорядочения и систематизации. Традиционных классификаторов и справочников для этого стало недостаточно. Сформировался и получил широкое развитие механизм описания информационных ресурсов, основанный на применении метаданных. Основные элементы для описания ресурсов стандартизованы на международном уровне как «Дублинское ядро». Используя эти элементы и расширяя их дополнительными свойствами, можно построить описание практически любого информационного ресурса с требуемой релевантностью.

В ходе развития механизма метаданных возникла задача их собственного упорядочивания и систематизации. Учитывая, что метаданные формируются по мере появления самой информации, традиционные методы, используемые для упорядочения и систематизации классификаторов и справочников, здесь практически неприменимы. Поэтому для формирования системы метаданных в настоящее время в автоматизированных системах государственного и ведомственного уровня за рубежом используются механизмы, основанные на онтологическом описании предметной области.

Под онтологией будем понимать формализованное представление набора наименований понятий в предметной области и отношений между этими наименованиями понятий.

Отдельно необходимо рассмотреть программные средства предоставления информации, прежде всего применительно к общесистемному информационному и лингвистическому обеспечению. Как уже отмечалось выше, необходимо переходить от традиционной пересылки данных к сервисной модели предоставления информации с широким использованием программных интерфейсов и web-технологий. При этом необходимо предоставлять потребителям требуемую информацию не только в заранее предопределённых унифицированных форматах, но и в том виде и объёме, как будет определено в поступающих запросах.

Необходимо отметить, что даже самые лучшие решения и передовые технологии не смогут правильно функционировать без полноценной системы поддержки. Поэтому еще одним ключевым фактором является выстраивание соответствующей организационной структуры, обеспечивающей эксплуатацию средств ОИЛО на объектах автоматизации и в обеспечивающих подразделениях, а также укомплектование этой структуры квалифицированными специалистами.

В заключение хотелось бы отметить, что весь комплекс работ по созданию общесистемного информационного и лингвистического обеспечения необходимо решать комплексно, с привлечением высококвалифицированных специалистов как из организаций – разработчиков АС, так и автоматизируемых органов управления.

В целом необходимо осуществить переход от разработки информационного и лингвистического обеспечения к формированию системы управления информацией, без которой невозможно создавать современные высокоинтеллектуальные автоматизированные системы.

Комментарии (3)


  1. killeralex
    27.10.2022 00:36
    +1

    Зачем это вечнозеленое из ГОСТов 19, 34 и РВ, РД 50 и пр. древней чуши здесь?


    1. beskov
      29.10.2022 19:33

      это видимо автор младшекурсный реферат запилил сюда

      ладно бы из гостов — так ведь и ответа на вопрос "как" в статье нет :(

      только какие-то занудствования и стенания о "негативных ситуациях"

      а что ты, автор, сделал, чтобы было лучше? судя по статье — ничего


  1. saipr
    27.10.2022 10:02

    "Основы построения систем автоматизации проектирования", 1987 год:
    image


    image