Стартап-краудфандинг назвали прорывным способом привлечения капитала в 2022 году. «Народное» финансирование действительно может стать эффективным и, что также важно, простым способом привлечения средств на развитие проекта. Под катом мы разберем мировые и российские IT-примеры, а также посмотрим на рынок в целом.

Краудфандинг неуклонно набирает популярность в течение последних нескольких лет. В 2021 году мировой рынок оценивали в $17,51 млрд, а к 2028 прогнозируется рост до $42,93 млрд. Большую роль в этом развитии играют технологические стартапы, всё чаще предпочитающие краудфандинг другим способам привлечения первых инвестиций — венчурным капиталам, кредитам, бутстрэппингу, грантам и т.д. 

В 2021 году краудфандинговые кампании принесли стартапам в общей сложности $502 млн, за первые пять месяцев 2022 — $215 млн, средний чек оценивается менее чем в $1000.

Краудфандинг “демократизирует” привлечение капитала, не ограничивая его географическими и демографическими рамками, позволяет охватить более широкую аудиторию с помощью цифровых медиа. Это повышает узнаваемость молодых компаний и лояльность к ним.

В топ-10 мировых площадок вошли:

Отдельно отметим платформы для IT-проектов: Product Hunt, а также AngelList, где выросло уже 287 единорогов (компаний стоимостью более $1 млрд). Подробнее о ней можно почитать тут

Давайте посмотрим на несколько примеров краудфандинговых кампаний от IT-стартапов.

Гонконгский стартап NEWYES разработал умную ИИ-ручку Scan Reader Pen 3 Pro. Писать ей нельзя, зато можно сканировать читаемый текст — она его мгновенно переведет (поддерживается 112 языков) и, если надо, озвучит. Также в устройство встроен диктофон, чтобы переводить устную речь. На Indiegogo стартап собрал около $50 тыс. от 575 спонсоров, а ранее — почти столько же на другой платформе. Поддержка NEWYES не дает привилегий, кроме стандартной — стать одним из первых клиентов новинки. Можно купить саму ручку за 6700 рублей.

Американский стартап MelGeek собрал уже почти полмиллиона долларов на Kickstarter. Он разработал первую клавиатуру, совместимую с конструктором Лего. Ее можно кастомизировать детальками конструктора так, как этого хочется именно вам. Мозаика, узор или картинка — выбор возможностей предельно широк. Идею оценили уже более 2000 человек.

Для хорошего поста и плюсов в карму нужны котики. Особое место в наших сердцах занимает Only Cat с его милейшей видеопрезентацией. Этот британский стартап создал умную кошачью дверь, не позволяющую проносить в дом пойманную добычу (да, да, все мышки и птички остаются за дверью). С помощью ИИ она определяет наличие в зубах кошки добычи и блокирует вход. На Indiegogo привлечено уже $70 000 — в 2,5 раза больше планируемого. А еще у продукта интересная история  — почитайте в нашей телеге.

Американская компания Lodge Outdoor и вовсе собрала на Indiegogo почти в 35 раз больше цели ($349 819 вместо $10 000 + $254 000 в  мае на другой площадке). Люди оценили беспроводные ландшафтные колонки, которые не нужно подключать или заряжать — они питаются исключительно солнечной энергией. Получается, ночью шуметь никто не будет!

Американский стартап Atom Limbs привлек на Wefunder $7,26 млн от 6 671 инвестора благодаря краудфандинговому агентству Arora Project. Atom Limbs объединил сильную команду разработчиков из Apple и Intel и создал первую в мире бионическую руку, управляемую мозгом вплоть до каждого отдельного пальца, и хочет покончить с инвалидностью во всем мире.

Их калифорнийский сосед Gamestar+ создал интерактивную стриминговую платформу для игр по запросу и привлек $5 млн инвестиций с отличной рентабельность 60%. А GroGuru собрал $1 млн уже на второй день кампании: платформа ИИ и SaaS обеспечивает рациональное использование воды в сельском хозяйстве.

Благодаря размещению на Product Hunt белорусский стартап Wannaby привлек $2 млн. Компания разработала AR-приложение по подбору кроссовок, стала партнером Gucci и Lamoda. Суть технологии в том, что с помощью компьютерного зрения и рендеринга пользователи через камеру смартфона могут «примерить» товары из онлайн-магазинов и узнать, как они смотрятся. 

А как дела с краудфандингом в России?

В целом не всё так здорово, но есть и классные кейсы (о них расскажем ниже). Исследователи пишут, что средние суммы финансирования слишком незначительны для большинства стартапов, а более крупная цель сбора означает более низкую вероятность успеха. Краудфандинг может играть жизненно важную роль в финансировании весьма ограниченного числа российских технологических стартапов, которым не нужны большие суммы сразу — люди склонны поддерживать проекты со скромными целями (до 50 000 рублей). Всего же в России на технологические стартапы приходится 9% краудфандинговых проектов и 6% привлеченных инвестиций.

Одним из драйверов развития российского краудфандинга считается меньшая развитость венчурных площадок. В 2021 году объем привлеченных «народных» средств увеличился на 97%: с 7 млрд до 13,8 млрд руб. Минэкономразвития также поддерживает краудфандинг, возмещая часть затрат на обеспечение доступа к платформам для коллективного инвестирования. Размер выделенной субсидии на 2022 составляет 75 млн рублей.

Крупнейшая отечественная платформа — Planeta, объединившая около 1,3 млн человек. Сбор средств ведется в основном на культурные (издание книг и музыкальных альбомов, создание фильмов) и социальные проекты (импакт-стартапы), чисто коммерческие разработки запрещены.

Например, на «Планете» программист с ограниченными возможностями зрения Максим Спиридонов из компании Oriense собрал 335 500 рублей на навигатор для инвалидов по зрению. OrNavi — полноценный электронный поводырь, который рассказывает о мире вокруг и приводит к необходимому месту. Устройство, объединяющее компьютерное зрение и навигационные технологии, призвано повысить самостоятельность и социальную адаптацию незрячих. В кампании была система вознаграждений инвесторам: за 100 рублей — благодарность в соцсетях, за 500 — новогодняя игрушка, за 1000 — печенье ручной работы, за 3000 — лекция по компьютерному зрению от технического директора, за 5000 — чаепитие с командой проекта, за 17 770 — навигатор в подарок незрячему, а за 25 000 — часовая экскурсия по Санкт-Петербургу вслепую.

Еще одна крупная краудфандинговая платформа — Boomstarter, на счету которой более 1 млн участников и более 549 млн рублей привлеченных средств. В частности, на ней размещался краснодарский IT-стартап SFERA, разрабатывающий суперапп. За 60 дней команда собрала 205 000 рублей на разработку мини-приложения для работы и бизнеса Work & Business. Своим опытом захода на Boomstarter команда поделилась тут. В числе вознаграждений значились электронная благодарственная открытка, упоминание в качестве партнера, красивый ID и другие «плюшки» в приложении. Основой системы SFERA является мессенджер, на базе которого существуют различные сервисы. Все сервисы и контент супераппа ориентированы на три сферы жизни каждого человека: работа, личная жизнь, хобби. SFERA должна помогать развиваться пользователю в первую очередь в офлайне. 

Технологические проекты в принципе стали одной из визитных карточек Boomstarter (именно тут 2,5 млн рублей собрал первый российский экспресс-тест на коронавирус). Большое внимание привлекла команда выпускников МФТИ, разработавшая ушную клипсу для контроля уровня глюкозы в крови без прокола. Компактное устройство собрало 833 540 рублей — вдвое больше планируемого. В качестве вознаграждений выступали: онлайн-встреча с командой (за 500 рублей), онлайн-консультация нутрициолога (2500 р.), сама клипса-трекер (7900 р.).

Челябинская группа компаний «ЭДО» прошла путь от простого арендатора зерновых кофемашин до первого в мире сервиса кофемайнинга — «CoffeeMine», собравшего 451 700 рублей. Теперь это сервис c фиджитал, IoT и геймификацией. Арендуемые кофемашины — часть IoT, они майнят виртуальные бонусы, которые учитываются в блокчейн-системе, обеспечивающей прозрачность начисления по приготовленным порциям. Выигранные бонусы можно обменять на реальные условия и продукцию. Посмотрим, какую систему краудфандинг-вознаграждений придумал фаундер: 100 рублей — просто поддержать идею, 1250 р. — получить зерновой кофе высшего сорта, 1500 р. — вечная спеццена на порцию в сервисе, 2000 р. — монета «Эд-койн», различные спеццены на кофемашины, бонусы в приложении и — внимание — за 400 000 рублей предлагалось увековечение профиля на Монументальной Горе «ЭДО» (высеченный наскальный профиль в виртуальном игровом разделе приложения «Междумирье») и доступ к архивным материалам. В общем, с фантазией всё в порядке.

Также сегодня в России набирает популярность модель краудинвестинга, при которой молодые компании размещают свои проекты на инвестиционных площадках и предлагают инвесторам акции без посредников, отдавая долю в проекте. Сейчас в реестре операторов инвестиционных платформ (ОИП) значится 63 компании. Примеры краудинвестинговых площадок России: Поток.Диджитал (бывш. Альфа-Поток — выдача займов под процент компаниям и небольшим ООО. Минимальная сумма инвестирования — 10 000 рублей), Penenza (краудлендинговая платформа, выдающая займы компаниям, занимающаяся тендерами и госзакупками. Начальная сумма – 3000 рублей), Lemon.online (инвестирование в малый бизнес на маркетплейсах с доходностью до 30% годовых), Rounds (единственная в России онлайн-платформа, где можно акционировать компанию, а полученные деньги вложить в развитие бизнеса).

Например, в 2022 году финтех-стартап для финансирования малых и средних автотранспортных предприятий Must планирует привлечь 100 млн рублей, разместив предложение на Rounds.

Выводы

Главный: краудфандинг может быть крайне полезным инструментом, особенно если вы не знаете, с чего начать привлечение инвестиций. Тем более за платформами давно следят не только простые люди, но и крупные капиталисты. 

Краудфандинг может сформировать целое сообщество вокруг бренда: главное красиво его подать, по возможности продумать оригинальную систему вознаграждений.

Как видно, чаще всего отлично заходят решения, связанные с повседневной жизнью людей: колонки, ручки-переводчики, виртуальная примерочная, кофемашины, суперапп — а также социальные проекты, отвечающие запросам общества. На такой волне веганского хайпа испанский стартап Heura, делающий растительное мясо, в апреле на CrowdCube привлек планируемый €1 млн за полчаса и €4 млн за полсуток. Вложились почти 5000 человек.

А у вас есть проекты, которые вы развиваете через краудфандинг? Или может, вы поддерживаете других через такие площадки? Делитесь опытом в комментариях, мы посмотрим и, возможно, включим в наш обзор. 

Комментарии (1)


  1. progchip666
    01.11.2022 20:45
    +3

    Запускал свой проект на Кикстартере лет 8 назад, подумывал на нашей Планете позже, но не стал. Уже тогда эта платформа была не столько поддержкой талантливых разработчиков, сколько инструментом маркетинга.

    Отлично подходит для создания Хайпа вокруг проекта и "прощупывания спроса". Для того, чтобы поднять деньги с технологическим проектом на зарубежных краудфандинговых платформах нужна очень серьёзная работа и как не странно слышать это для непосвящённых рекламная компания. Очень много зависит буквально от первого дня публикации, если в это время нет серьёзного освещения в прессе и масмедиа проект не завершить успешно каким бы гениальным он не был.

    Да и по ходу проекта необходимо постоянно поддерживать связь с бекерами. Обычная практика привлечения повышенного внимания к проекту - стоимость лотов ниже себестоимости изделия - мелкосерийное производство обходится весьма дорого, очень много "отъедает" логистика и доставка.

    Кроме этого, даже 8 лет назад непросто было зарегистрировать российский проект на КС(приходилось делать это обходными путями), сейчас думаю ещё сложнее.

    На российских площадках невозможно собрать сколь-нибудь значительные суммы на технологические проекты.

    И это лишь часть проблем, небольшая часть.