Всегда задавался вопросом: почему Яндекс или Гугл не сделали одно общее приложение, а разбивают на отдельные сервисы (наверное, у Яндекса можно к подобному решению отнести Яндекс.Старт, но там акцент больше на поиск и на игрушки мобильные)? Как это, когда все в одно окно, удалось попробовать на примере приложения Careem в Дубае.
Поиск по Хабру не выдал обзора этого сервиса, поэтому выкладываю статью — возможно, будет кому-то интересно или подаст идеи, если с данным приложением не сталкивался. Я не являюсь разработчиком приложений, тестировщиком или дизайнером интерфейсов, никоим образом не связан с владельцами, и это не рекламный пост — просто обзор возможностей от обычного пользователя и мое сугубо личное непрофессиональное мнение (может не совпадать с мнением большинства или мнением профи) об удачных и спорных местах в данном решении.
Итак, я активный пользователь сервисов Яндекса (Такси, Доставка, Карта, Музыка, Кинопоиск, Расписание, Лавка и т. п.). Чтобы не потонуть во всех этих значках приходится сохранять все в отдельную папку, которую выносить на главный экран. Кроме этого приходится логиниться в каждом из них, в некоторых заполнять платежную информацию — делать кучу повторяющихся и ненужных телодвижений. Почему было бы не сделать некий лаунчер, в котором были бы все эти сервисы, сохранены все мои платежные и геоданные, история покупок/поездок, сделать систему лояльности и вывести в него службу поддержки? Подобное решение увидел в Кариме и решил вам рассказать, насколько это удобно/неудобно.
Что есть в приложении
Я не буду сильно расписывать составные части приложения, лишь пробегусь по направлениям.
Careem объединил не только свои, но и сторонние приложения для повседневной жизни:
Перевозки/Аренда:
Car – Uber купил Careem за 3.1 млрд долларов, и вот это и есть он в Дубае. Т.е. человек на своей машине (обычно, не хуже Лексуса) подвозит Вас в нужное место. Стоимость где-то на 30-50% дороже обычного такси
Hala Taxi – интеграция с RTA (Управление по Дорогам и Транспорту Дубая) — это обычное Дубайское такси (2 вида — Седан и Ван) с цветными крышами, которое можно поймать на улице или заказать через Приложение с небольшой наценкой за посадку (стоимость проезда такая же). Т.е. вызов через приложение — это в Дубае мажорство, но иногда необходимо :)
Аренда автомобиля — интеграция с сервисом Swapp – можно арендовать автомобиль на сутки или на месяц. Стоимость и машины разные. От Mitsubishi Attage (110 дирхам (2000 рублей) в день) до Nissan Patrol (740 дирхам (13 300) в день)
Аренда велосипеда — можно арендовать велосипед (не знаю, как это правильно — это не электрический, т. е. педали нужно крутить, но электромотор присутствует :)). Очень удобно по подписке использовать: поездки до 45 минут – бесплатные (главное успеть за это время поставить велосипед на станцию и можно опять брать новый). Если подписки нет, то брать в день можно только ограниченное число раз
Из города в город — тоже самое, что и Car, но между Эмиратами. Из интересного: можно не просто заказать в один конец, но и зафрахтовать машину с водителем на 5 или 10 часов (например для «путешествия на 1 день»)
Доставка
Еда — заказ еды из Ресторанов. Система сама подбирает список ресторанов в шаговой доступности от Вас (чтобы доставка не заняла больше определенного времени). Удобно, что сразу пишут примерное время доставки и есть градации по дороговизне заведения ($, $$, $$$) и кухне (индийская, ливанская, итальянская и так далее).
Quik Groceries –доставка продуктов. Опять-таки по Вашему местоположению подбирает пул магазинов, у которых как критерии для фильтрации есть время доставки, дороговизна и рейтинг. Карим во всю двигает свою собственную QUIK (аналог Яндекс.Лавки) с определенным ассортиментом, но с большим количеством складов по всему Дубаю
Товары для животных — тоже самое, что и продукты, но для животных
Цветы — доставка цветов. Опять - все как с продуктами. Рейтинг, время доставки, насколько дешево-дорого ($, $$, $$$)
Фарма — доставка лекарств. Если заказ больше 20 дирхам (360 рублей) — доставят бесплатно. Отдельно отмечаются препараты, на которые нужен рецепт.
Доставка — обычная курьерская доставка
-
Покупки — дублирует Quik Groceries, Фарму, Товары для животных и Цветы — зачем и кто пользуется я не понял
Оплата
Send/Request Money — сервис для отправки/запроса денег у друзей. Указываем сумму, указываем номер телефона и отправляем
Пополнение/оплата услуг — по типу Qiwi (первое, что в голову пришло) — можно оплатить сотовую связь, коммуналку и т. п.
Пожертвования — можно пожертвовать на благотворительность
Билеты — интеграция с Tikety – покупка билетов в музеи и сезонных абонементов на различные развлечения
Salik - Оплата системы платных дорог
Услуги
Уборка дома — интеграция с сервисом JustLife. Указываем количество часов, количество исполнителей, площадь помещения, что делать — из этого рассчитывается стоимость. Удивительно, но выходит дешевле, чем в России
Прачечная – интеграция с сервисом Washmen. Выдают цветные пакеты (цветовая дифференциация на красный/зеленый/белый/розовый/синий напомнила нетленку Георгия Данелия), туда складываешь вещи в зависимости от того что сдаешь и что с ним сделать (только постирать или постирать и отгладить и т. п.) выставляешь за дверь — забирают, через пару дней возвращают запаянные в отдельные пакеты вещи. По стоимости ± как в прачечной самообслуживания.
ПЦР-тест — интеграция с JustLife — назначаешь время, приходит медсестра, берет мазок, результат в течение 48 часов (по факту в течение 12 часов приходит на почту). Цена вопроса около 100 дирхам (1 800 рублей)
-
Вакцинация — показывает ближайшие больницы, где можно записаться и уколоть вакцину
Развитие приложения
Как писал выше — постоянно добавляют новые услуги.
Кроме того, явно видно, что с приложением работают (обновляется), а также отдел маркетинга работает с аудиторией — ведут работы по привлечению и удержанию клиентов, возврат брошенных корзин. Здесь у них стандартный пакет (письма, опросы, купоны со скидками), который сыплется на тебя, но не сильно навязчиво (1-2 раза в месяц):
После установки приложения, дней через 10 (явно скрипт) мне пришло письмо с предложением тестирования — выбирается фокус-группа из 4-х человек, недавно установивших приложения, по Zoom проходит общая сессия, где они «шарят» экран и выполняют поставленные задачи. За это платят 400 дирхам (порядка 7000 рублей). Я заявку подал - меня не выбрали
Периодически проходят опросы с возможностью выиграть приз (обычно техника Apple) — я пока не выиграл.
Постоянно есть купоны на скидку (причем существенную — 50/75% от заказа но до определенной суммы — обычно до 30-50 дирхам (500 — 850 рублей)), причем система сама предлагает их применить (нет этого мелкого жульничества — мол сам вводи руками)
Из смешного: я с социальными опросами знаком не слишком плотно, но даже я вижу как от вопроса к вопросу они хотят подвести меня к нужному ответу (что по идее ломает весь смысл подобных опросов).
Например, вот ряд вопросов, которые (по идее) должны выявить мои предпочтения по online-доставке, но почему-то постоянно хотят заставить меня выбрать определенный ответ (даже если я этого не хочу):
Что для Вас важнее:
- Быстрая доставка в течение 30 минут
- Качество продуктов
- Представленные бренды
Какую доставку бы Вы выбрали:
- Доставка за 30 минут
- Вежливый курьер
- Удобное приложение
Какой сервис доставки Вы бы порекомендовали знакомым:
- С доставкой в течение 30 минут
- С недорогими ценами
- С широким выбором известных брендов
К гадалке не ходи, заманивают в Careem Quik, где их фишка — доставка за 30 минут :D
При этом складывается впечатление, что пока ты не устанешь бороться и не выберешь «30 минут» вопросы идут по кругу (могу ошибаться :))
Плюсы
Основной плюс в материальном плане (ну и конечно морковка, заставляющая тебя при всех равных пользоваться их приложением) — Ежемесячная подписка.
Цена вопроса — 19 дирхам (270 рублей) в месяц.
Что она дает:
Скидка 10% на 10 поездок на такси
Бесплатная доставка продуктов
Бесплатная доставка еды
Безлимит на аренду велосипедов
20% скидки на уборку
15% скидки на ПЦР-тест
Как видно из списка, в подписку входят пока только услуги самого Careem и JustLife, но обещают и остальное добавить.
Получается ли экономить? Да, вот отчет за 3 месяца:
Как видите, есть довольно понятная и завлекающая пузомерка, которая «провоцирует» не отменять подписку.
Какие еще плюсы я заметил
Много различных сервисов для повседневной жизни в 1 приложении (с чего все и начиналось)
Общая (как оказалось не всегда) поддержка (а при подписке еще и приоритетная — тоже не понял в чем приоритет, если честно)
Есть общий счет Careem Pay, куда начисляют бонусные дирхамы (или возвраты) и с него уже списываются для оплаты услуг (сначала оттуда, потом с привязанной карты). Удобно, что бонус можно получить, скажем в Продуктах и потратить на Такси. Живые деньги без всяких там баллов, бонусов и т. п.
Избранные адреса (используются во всех сервисах, подсвечиваются первыми в часто используемых)
Много акций от магазина со скидками
Недостатки
Куда без них? За 4 месяца достаточно плотного пользования услугами, у меня было несколько возвратов, отмен поездок (не по моей вине) и нудных переписок/созвонов с клиентским сервисом, по итогам которых я выявил следующие недостатки сервиса:
Зарегистрироваться можно только на местный номер. Таким образом, заранее турист не может поставить себе приложение (как решение: в аэропорту выдают туристические SIM от Du - можно прямо в аэропорту установить и уже вызвать такси)
В связи с ситуацией с российскими банковскими картами, турист без местной карты сможет пользоваться только Hala Taxi и Car (либо, если кто-то из знакомых на Careem Pay Wallet не закинет Вам денег)
Поддержка в одно окно — не работает (точнее, если это интеграция, кроме Hala Taxi), нужно обращаться к отдельному суппорту каждого приложения. И ты этого не ожидаешь, ведь у тебя приложение Careem, у тебя отдельная кнопка Support.
Возврат денег — 3 круга ада, так как оплачивал ты через Careem (или внутренний кошелек), а возврат должен делать Партнер.
Избранные адреса — если поменял адрес проживания, выставил его в Избранном в Careem, не всегда передает изменения в сторонний сервис. Так было с JustLife: уборка 2 раза приходила на старый адрес (при этом в самом приложении стоит новый адрес, техподдержка бьет пяткой в грудь и говорит, что в базе у них новый адрес, но бедная уборщица стоит под дверьми совсем в другом месте). Самое смешное в этой истории, что уборка приходила в отель. Хотел бы я видеть глаза человека на Ресепшн, который звонит в номер и говорит, что ему пришла сторонняя уборка (т. е., по мнению гостя, в отеле настолько плохая уборка, что он решил заказать дополнительную).
Подведя итоги
Приложение мне нравится, идея «одного окна» отличная (эдакий “Дом быта”), система лояльности (в виде ежемесячной подписки) работает, но есть ряд проблем, которые нужно исправлять на глобальном уровне.
Если нашли неточность или есть какие-то более детальные вопросы по приложению — пишите в комментариях, я постараюсь ответить.
Если подобные разборы Приложений интересны также буду благодарен за обратную связь — могу более подробно разобрать каждую услугу или другие Приложения (например, есть что рассказать про приложения гипермаркетов LuLu и Carrefour или интересное приложение и сервис подписки на бутилированную воду Al Ain Water). Возможно, я смогу подать какие-то идеи отечественным разработчикам приложений и сделаю мир чуть-чуть лучше :)
Если Вам интересно, как живется в Эмиратах маркетологу и вынужденному домохозяину с двумя детьми и двумя котами — подписывайтесь на мой ТГ-канал Домохозяин в Дубае.
doo000
Собственно примерно такое гугль пробовал (Google Apps), обьединить все субсервисы в одном аппе. Не взлетело. Да и по большому счету: не все ли равно, обьединены ли приложения в агрегаторе-приложении или в агрегаторе-телефоне. А насчет логинов паролей: ну собственно тот же гугль дает сквозную аутентикацию с одной точкой входа. Многие сторонние приложения также могут использовать гуглевую (или фейсбуковую или еще какую, не суть).
Househusband Автор
Спасибо за комментарий. Кстати, вот прочитал его и еще один плюс нашел такого "сборника": не надо искать сервис - за тебя его нашли.
У меня так получилось с Прачечной: жена купила одеяло, которое просто не влезло в стиралку. На глаза попалась, что они добавили новую интеграцию - и я повелся :-D