Минидиск, один из самых приятных и наиболее бесполезных носителей звука, был выпущен ровно 30 лет назад, в ноябре 1992 года. Тогда в продажу поступило первое устройство — условно портативный плеер и рекордер Sony MZ-1. В 2002 году формат еще был вполне актуален, выпускался полный ассортимент устройств от портативных плееров до магнитол в автомобиль. Появилась возможность копировать треки с компьютера, хотя и с серьезными ограничениями. В 2012 году минидиск все еще поддерживался производителем, хотя последнее новое устройство было выпущено в 2006-м. В 2022 году формат мертв. Да что там, окончательно потеряли актуальность все физические носители данных, кроме разве что флешек и карт памяти. Наступила эпоха тотального стриминга данных из разнообразных облаков, и больше не надо изучать полку с дисками, чтобы найти любимый альбом.


Впрочем, у меня дома минидиск живее всех живых. Недавно моя коллекция пополнилась еще одним очень интересным экспонатом. Это стационарный минидисковый рекордер Sony MDS-JA30ES, выпущенный в 1998 году. Это довольно нестандартное устройство: большой, тяжелый аппарат с классическим дизайном, принадлежащий серии ES, в которой компания Sony традиционно выпускала наиболее качественные компоненты. Это, если хотите, аудиофильское устройство, в котором какие-то решения действительно влияют на объективные характеристики, а некоторые просто призваны радовать владельца крайне недешевой техники без какой-либо реальной пользы. Давайте обсудим разницу между объективным и субъективным, и заодно попробуем ответить на вопрос: как так получилось, что в аудиофильском устройстве используется сжатие с потерями, наподобие MP3.

Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.

Предыдущие статьи про минидиск:



Минидиск — компактный цифровой носитель звука, использующий магнитооптическую технологию. Чтение данных с диска осуществляется с помощью лазера, точно так же, как у компакт-диска. Для записи используется магнитная головка, но лазер также задействован: он нагревает поверхность диска примерно до 200 градусов. Без нагрева данные на диске нельзя стереть, например, с помощью сильного магнита. Размеры у минидиска максимально компактные, в этом смысле он выгодно отличается от предшественников: аудиокассеты и компакт-диска. Минидиск появился слишком рано: в 1992 году создать действительно портативную технику с использованием технологии сжатия данных с потерями было нелегко. Но при этом, как мы теперь знаем, минидиск выпустили в продажу слишком поздно: незадолго до компьютерной и интернет-революции, благодаря которой записывать музыку на какой-либо носитель стало вовсе не обязательно.



У выпущенного 30 лет назад рекордера Sony MZ-1 был аппаратный баг, влиявший на качество звука. Судя по всему, отладить процесс сжатия музыки с потерями до конца не получилось. В минидиске используется проприетарный кодек ATRAC, сжимающий данные с потерями. Итоговый битрейт составляет 292 килобита в секунду. Периодически в логике MZ-1 происходил сбой, результатом которого был негромкий щелчок при воспроизведении ранее записанной фонограммы. Подробнее об этой неудаче я написал в отдельной статье. Вот это потрескивание сразу сделало невозможным использование первого минидискового устройства для сколько-нибудь серьезных задач — как для записи, так и для воспроизведения. В общем запуск формата прошел так себе: MZ-1 стоил дорого, носители тоже были недешевые. От батареи этот «портатив» работал два часа, да еще и периодически трещал.

Развитие формата, тем не менее, продолжилось. За 1993 и 1994 годы был выпущен чуть более компактный и долгоиграющий портатив, исправлены косяки кодировщика, появились устройства для дома и автомобиля. В 1995 году в продажу поступает первая особо качественная минидисковая дека — Sony MDS-JA3ES.



Давайте отвлечемся от минидиска и поговорим про серию Sony ES в целом. Это такое маркетинговое обозначение, которое позволяло производителю выделить наиболее качественную технику. Иногда ES расшифровывается как Elevated Standard или Extremely High Standard, одно время у Sony был совсем уж дорогой бренд ESPRIT, а злые языки утверждают, что ES обозначает Extremely expenSive — Очень Дорого. В любом случае для потребителя это был сигнал: хочешь самое-самое, что у нас есть, ищи буквы ES в названии модели. Это был именно маркетинговый инструмент, потому как Sony не брала на себя какие-то особые обязательства, выпуская технику с таким обозначением. В огромном ассортименте ES-устройств, выпускавшихся с середины восьмидесятых годов прошлого века, попадаются как реально выдающиеся технически аппараты, так и средненькие, которые «просто чуть лучше, чем все остальное». Напрашивается аналогия с автомобилями: у компании BMW есть M-серия автомобилей повышенной мощности. А есть M-стиль — это когда на обычный автомобиль наклеивается заветная буква М и прикручиваются бампера какой-то дерзкой формы.

Покупатели техники Sony ES (автомобилей BMW M и прочих элитных товаров) делятся на тех, у кого просто много денег («дайте мне что-нибудь подороже»), и на тех, кто ищет устройства с какими-то реальными или воображаемыми преимуществами. Вот вам самый, пожалуй, вопиющий пример из современности, условно портативный цифровой плеер Sony стоимостью 3700 евро:



Да, у него медное шасси с позолотой, большие конденсаторы, «улучшенная система питания» и особо качественные провода от платы к разъему для наушников, но так ли это влияет на звук? У дорогущего портативного устройства при этом довольно скромный пятидюймовый экран с разрешением 720p. За эти деньги можно купить пару самых навороченных смартфонов, которые функционально будут гораздо лучше. Ну и независимые измерения качества звука показывают неплохие, но совсем не выдающиеся результаты… на уровне штатного переходника на проводные наушники для айфона стоимостью 10 баксов. Что не мешает некоторым субъективно превозносить данное устройство — не может же оно при такой цене звучать так же, как все остальное?

Самый наглядный пример по этой теме — часы. Уже миниум 50 лет нет никакой проблемы вести точный счет времени с помощью наручных часов, за минимальный бюджет. Это не мешает производить часы за сотни, тысячи и десятки тысяч долларов. А их покупатели будут выбирать такие дорогие товары, потому что могут, или чтобы прикоснуться к какой-то необязательной, но приятной технологии. Производителям важно дать пользователям выбор: если есть спрос на технику «высшего разряда», то его надо удовлетворить, иначе прибыль уйдет к конкуренту. Далеко не весь "прээээмиум" представляет собой надругательство над здравым смыслом. Уж точно с выпуском JA3ES, первой «особо хорошей» минидисковой деки, компания Sony пыталась найти общий язык не только с богатыми людьми (которым и позолоты с толстыми кабелями будет достаточно), но и с технарями. Результатом стала кампания в специализированных изданиях, от которой до нашего времени дошло вот это интервью не с маркетологами, но с инженерами.

Инженеры рассказали вот что. За три года с момента выпуска первого минидискового устройства формат ATRAC, сохраняя общие параметры, претерпел четыре переработки. В самой последней на тот момент версии ATRAC 3.5 ввели множество улучшений, повышающих качество сигнала даже после сжатия с потерями. Была внедрена обработка цифрового сигнала в 20-битном разрешении. Доступная инженерам вычислительная мощность (в данном случае в виде специализированных микросхем цифровой обработки сигнала) к 1995 году стала достаточной, чтобы реализовать все идеи по оптимальному сжатию звука. В 1992 году этой мощности было не достаточно. Косвенно это можно подтвердить простым сравнением возможностей минидискового устройства с настольным ПК. Ранние процессоры Pentium могли декодировать звук, сжатый с потерями (например, в формате MP3) в режиме реального времени. Но даже они вряд ли бы справились с кодированием, также в реальном времени, это гораздо более требовательная к ресурсам операция. Естественно, более качественной цифровой обработкой преимущества деки не ограничивались, но давайте обсудим их на примере более поздней модификации в серии ES, модели MDS-JA30ES 1998 года выпуска.

Пересадка лазера


Прежде чем знакомиться с декой, мне нужно было заставить ее работать. Увы, в этот раз мне не совсем повезло, и устройство оказалось с «уставшим» лазерным диодом. Для чтения его кое-как хватало, хотя и с трудом — дека долго читала таблицу содержимого на дисках, иногда происходили сбои при воспроизведении. Запись, при которой мощность лазера увеличивается в разы для нагрева поверхности, в принципе не работала. Решается это только заменой лазерной головки на новую. И в деке MDS-JA30ES она слегка нестандартная — отличается от тех, что используются в более массовых моделях. Новые лазерные головки из старых запасов периодически всплывают на eBay, но стоят дорого. Я слегка облегчил себе работу и купил механизм целиком, в который кто-то до меня установил новый лазер. Это позволило не настраивать мощность лазерного излучения, для чего требуется как минимум осциллограф, а в идеале — специальный прибор.


Впрочем, до лазерного механизма еще надо добраться. Для этого я снимаю крышку, прикрученную к корпусу не только по бокам, но и сверху, для уменьшения вибраций, и смотрю на высококачественную Sony-красоту:


Слева расположен большой, красивый трансформатор — обязательный атрибут любой качественной аудиотехники вплоть до конца девяностых, обеспечивающий стабильное питание всего остального. MDS-JA30ES — вторая по старшинству дека 1998 года, чуть круче была модель JA50ES. В ней таких трансформаторов было два, таким образом скорее всего обеспечивалось полное разделение аналогового тракта и управляющих схем — опять же, для снижения помех. Обратите внимание на разделение внутренного пространства на три отсека. Платы в каждом из них отделены друг от друга металлическими экранами. Довольно много усилий приложено для снижения вибраций, что, например, в аналоговом кассетном магнитофоне вполне оправдано. Для цифрового минидиска это, наверное, вовсе не обязательно. Но выглядит красиво!

Еще больше защищает от вибраций крепеж минидискового механизма. Это толстая стальная рама, к которой сам механизм крепится через четыре резиновых демпфера. Разобрать это все было достаточно просто, собрать — чуть сложнее — нужно правильно выставить друг относительно друга пластмассовые шестерни, выдвигающие трей для минидиска. Собираю, проверяю в сервисном меню, что количество ошибок чтения не превышает лимит, указанный в инструкции по ремонту. Тестирую воспроизведение и запись: все работает!


Косвенным подтверждением того, что декой пользовались много, является относительно тусклый дисплей. Впрочем, в некоторых случаях яркость таких экранов может снижаться не от длительной работы, а даже при хранении. Сравним с чуть лучше сохранившейся декой Sony MDS-JE520, также выпущенной в 1998 году:


Вот она, кстати, является примером разумной покупки. Возможностей она предоставляет почти столько же, качество звука — адекватное (чуть ниже я его сравню объективно), версия кодека ATRAC — такая же, 4.5. Стоимость MDS-JA30ES в 1998 году составляла 1200 долларов или $2200 с учетом инфляции. JE520 новой стоила 360 долларов ($650 в современных деньгах), в три с лишним раза дешевле! В 2022 году разница еще круче: менее элитная дека обошлась мне в 30 раз дешевле более премиальной! Причем лазер у нее в порядке, экран яркий, все работает! Такая разница в цене обусловлена редкостью: устройств среднего класса было продано достаточно много, дорогих дек серии ES произведено и сохранилось гораздо меньше.


А вот так дека JE520 выглядит внутри. Тощий трансформатор, никаких мощных рам вокруг минидискового механизма и разделения на отдельные экранированные платы.

Сделайте мне богато


Чем они вообще отличаются? Для начала я хочу показать самое важное различие, ради которого я собственно и приобрел в коллекцию дорогой стационар JA30ES. У него, видите ли, минидиск выезжает на тарелочке!


Подавляющее большинство дек имеют вполне удобный щелевой привод, в который нужно с небольшим усилием вставить диск, после чего его сожрет механизм.


В JA30ES и в паре других моделей такого же класса сделали трей, похожий на тот, что используется в CD-плеерах. Делает ли он жизнь фаната минидисков удобнее? Да не очень. Просто выглядит иначе, и это представляет интерес. Фронтальная панель деки ES получает более качественный лук без отверстий посередине:


Из-за этого дополнения механизм пришлось сдвинуть вглубь корпуса. Дело в том, что диск нельзя просто «положить сверху» на шпиндель мотора, как CD. Требуется сдвинуть защитную шторку. В обычной минидисковой деке вы ее сдвигаете сами, когда вставляете диск в слот. Здесь же это делают за вас при помощи специальной металлической рамки, передвигающейся на салазках со сложной системой роликов.


Ладно, а если серьезно, что полезного вы получаете за три ценника обычной минидисковой деки? Много переключателей на корпусе. В JE520 уровень аналогового сигнала регулируется через меню. Здесь доступны отдельные крутилки, причем можно регулировать уровень не только аналогового сигнала, но и цифрового — если вы, например, делаете сборник с разных CD, и какой-то исходный трек записан слишком тихо. В принципе большинство дополнительных фич относятся к записи. Индикаторы уровня сигнала имеют больше делений. И дешевая дека, и дорогая имеют функцию плавного нарастания и затухания сигнала во время записи (fade in и fade out). Но в дорогой можно выбрать не только время плавного повышения или снижения уровня, но и кривую этого изменения — линейную, синусоидальную или логарифмическую! В JA30ES можно включить fade in/out не только при записи, но и при воспроизведении — если вы, например, перегоняете звук с минидиска на ленту.

Короче, кроме тарелочки, нет в премиальном устройстве ничего такого, без чего никак нельзя жить фанату минидисковой звукозаписи. Да, она удобнее: большой дисплей, крупные кнопки со светодиодами, отдельные регуляторы уровня. Но не более того. Хотя нет, подожите, есть одна уникальная функция, и вот это уже чистый маркетинг. Портативные минидисковые плееры при остановке воспроизведения запоминают позицию, и потом к ней возвращаются. Стационарные устройства Sony этой фичей обычно не обладают, для кратковременного перерыва в прослушивании их нужно ставить на паузу. JA30ES запоминает позицию даже при нажатии кнопки Stop!


Если вы купили деку со значком ES, Sony вам также предлагала купить дорогие минидиски с аналогичным лейблом! Они сделаны из прочного пластика «под керамику», выглядят красиво, но… Вот это уже действительно аудиофильский перебор. Все минидиски, даже самые дешевые, соответствуют требованию стандарта. И если они записываются и читаются без ошибок, то и разницы между ними нет никакой, это вам не кассета.

Объективные параметры и немного аудиофилии


Но для чего-то в топовую деку поставили толстый трансформатор и прочие ухищрения? Любая дорогая аудиотехника прежде всего отличается от «бюджетной» качеством звука, по крайней мере — должна. Мне хотелось измерить это самое преимущество (или зафиксировать его отсутствие), но возможностей моей привычной звуковой карты EMU 0404 уже не хватало — ее характеристики по паспорту чуть хуже, чем у измеряемого устройства. Пришлось сделать апгрейд:


Это E1DA Cosmos, современный АЦП, совершивший небольшую революцию в узких кругах меломанов-объективистов. Его параметры приближаются к таковым у профессиональных измерительных комплексов стоимостью в десятки тысяч долларов, при весьма доступной цене. Я записываю на минидиск тестовый сигнал для программы RMAA через цифровой вход деки. И делаю измерение качества аналогового выхода у дек JA30ES и JE520:


Заявленный динамический диапазон деки JA30ES — 104 децибела, и это достаточно консервативная оценка. В моем случае результат получился почти в 110 децибел (надо учитывать, что RMAA не самый точный инструмент для измерений, и склонен завышать показатели). Теоретически 20-битный сигнал должен давать 120 децибел динамического диапазона, но для 1998 года 110 дБ (18 бит) — это прекрасный, даже выдающийся результат. По сравнению, дека JE520 показывает результат в 99 дБ, хуже, но все равно достойно. Сравним уровень шума относительно полезного сигнала максимальной амплитуды на графике:


Высокая разрешающая способность АЦП E1DA Cosmos позволяет рассмотреть множество артефактов, которые, впрочем, у деки JA30ES находятся ниже границы слышимости. А вот график JE520 странный, в идеале этой «бороды» вокруг основного сигнала с частотой 1 килогерц быть не должно. Коэффициент гармонических искажений у деки JA30ES в 4 раза ниже, чем у устройства JE520. Представляет интерес и качество преобразования аналогового сигнала в цифровой у этих двух устройств. Для этого на линейный вход каждого из них надо подать тестовый сигнал с какого-то устройства. Я использую плеер Fiio X5 II.


Вот результаты:


Слева — замер цифрового плеера, уже достаточно старого, недорогого, но все равно по характеристикам превышающего возможности даже самой качественной минидисковой деки. Далее результаты оцифровки с помощью JA30ES и JE520. JA30ES показывает неплохой результат, он действительно имеет разрешающую способность выше стандартных для CD-качества 16 бит. JE520 в режиме АЦП работает вполне достойно для цены и возраста. Разница в уровне искажений между дорогой и дешевой деками здесь еще выше — в 16 раз.

Но тут надо все-таки спуститься с небес на землю и вспомнить о том, что параметров JE520 в принципе достаточно для комфортного прослушивания. То, что объективные измерения этой деки оказываются сильно (иногда в разы) хуже более качественной деки, вовсе не значит, что ее невозможно слушать. Я довольно много слушал обе деки, и не могу сказать, что между ними есть какая-то гигантская разница, хотя «по приборам» она заметна. Что касается качества записи с линейного входа, то дека JA30ES тут действительно хороша, и можно аргументировать ее приобретение именно этой особенностью. Но какие источники записи были доступны меломану-любителю в 1998 году? У винила, кассеты и радио характеристики заведомо хуже, чем даже у доступной по цене минидисковой деки — ее собственный уровень шумов будет гораздо ниже. Что еще остается… Качественные записи с катушечного магнитофона? Запись в студии? Может быть, но для профессионального применения будет совсем другой набор требований — топовая домашняя дека может быть просто неудобной. Что впрочем не мешало использовать минидиск именно как очень качественное, и достаточно дешевое решение для профессиональной работы.

Тем не менее мои измерения объективно показывают, что в 1998 году покупатель этой минидисковой деки заплатил много денег не зря — она объективно лучше устройств среднего класса. Я даже предположу, что качество JA30ES окажется выше доступных тогда DAT-дек и CD-рекордеров, сохраняющих сигнал в 16-битном формате (хотя АЦП у них может быть также более высокого разрешения). Выходит, JA30ES — одно из лучших, если не самое лучшее устройство для цифровой записи конца 20-го века? Но подождите, там же сжатие с потерями, смешные 292 килобита в секунду, как так?

Особенности MP3 и подобных


Тест RMAA ни в одном из режимов измерения не показывает однозначные последствия сжатия звука с потерями. На работу алгоритма может указывать частотная характеристика у двух устройств. Она немного отличается:



Более дешевая дека режет частоты выше 16 килогерц, у JA30ES потолок — честные 20 килогерц. Но это также могут быть особенности преобразования цифрового сигнала в аналоговую форму. Сжатие с потерями может влиять на форму искажений, хотя в любом случае результаты получается неплохие что в дорогом устройстве, что в дешевом. Дело в том, что в большинстве тестов используются сигналы определенной частоты. Например, динамический диапазон измеряется путем подачи на вход синусоидального сигнала с частотой 1 килогерц. При измерении АЧХ частота такого сигнала меняется в пределах от 20 герц до 22 килогерц. Для алгоритма сжатия это простая задача. Сложная задача — это настоящая музыка, в которой полезный сигнал присутствует во всем или почти всем спектре частот. Цель алгоритма сжатия, такого как MP3, AAC или в данном случае ATRAC — «выкинуть ненужное», то, что человек в любом случае не услышит. Высокочастотный шум, сигналы малой амплитуды, которые все равно маскируются каким-то более громким звуком. Всегда есть шанс, что на каком-то особо сложном фрагменте алгоритм сжатия не справится и выбросит то, что хорошо слышно. Вероятность такого, впрочем, относительно небольшая.

Есть способ сгенерировать сигнал, который будет симулировать настоящую музыку. Точнее можно сделать гораздо сложнее: воспроизвести одновременно десятки тонов разной частоты. Так, чтобы все они имели максимальную амплитуду, и покрывали весь диапазон частот. В качестве такого генератора я использую программу Room EQ Wizard. Вот такой сигнал получается при захвате напрямую с современного плеера:


А так этот сигнал выглядит после того, как его пропустили через минидиск:


Вот здесь кодировщику ATRAC пришлось делать непростой выбор. Все сигналы громкие, все «важные», ничего нельзя отрезать без существенных потерь. Кодировщик честно постарался сохранить амплитуду сигналов, но только до 15 килогерц. Общий уровень шума значительно вырос, разница между сигналом и шумом составляет не более 30 децибел, что по идее крайне мало. Сказывается ли эта особенность ATRAC при прослушивании реальной музыки? Выпуская первую минидисковую деку в серии ES в 1995 году, Sony старалась показать, что сжатие с потерями особо никак не портит звук. Я, пожалуй, соглашусь. Я специально устраивал себе слепой тест, в котором я не мог отличить оригинальную запись в высоком разрешении от копии на минидиске. Главным результатом данных измерений стало легкое разочарование в более дешевой деке. Она не то, чтобы сломана, но работает не совсем идеально. А вот JA30ES хорош не только за счет толстого трансформатора, но и по своим реальным характеристикам.


Элитную минидисковую деку я планирую использовать по назначению: слушать минидиски и, раз уж в у меня в наличии оказался очень качественный АЦП, переписывать на минидиск виниловые пластинки. Подозреваю, что такой вариант сохранения еще более древнего носителя был одним из основных поводов для покупки такого устройства почти 25 лет назад.

Тридцатилетие минидиска


Мне конечно жаль, что минидиск не стал популярным форматом, и не дожил до наших дней. Все физические носители постепенно уходят в прошлое, но было бы приятно зайти в магазин и приобрести новый альбом не на CD, а на минидиске. Этот формат сейчас переживает скромный ренессанс, небольшие издатели и отдельные исполнители выпускают музыку на MD — самостоятельно делают тираж самописных минидисков с нанесенной на них полиграфией. Ходят упорные слухи, что чистые минидиски до сих пор выпускаются компанией Sony. По крайней мере в Японии их можно без проблем приобрести.

Но самое интересное — это продолжающееся изучение минидиска энтузиастами. В этом направлении к 30-летию формата произошел ощутимый прогресс. Был сделан дамп прошивки ряда устройств формата NetMD, подключающихся к компьютеру. С его помощью впервые удалось найти способ копирования данных с минидисков на компьютер, не используя редкий и дорогой рекордер MZ-RH1. Была применена интересная своего рода «уязвимость», позволяющая последовательно вытаскивать информацию из 40-секундного буфера. Развивается современное ПО для работы с минидиском, которому я обязательно посвящу отдельную статью. Приятно, что у этого устаревшего формата есть достаточно поклонников, чтобы наше общее странное хобби двигалось вперед.

Комментарии (23)


  1. victor_1212
    01.12.2022 18:59
    +4

    Меня тоже заинтересовал E1DA Cosmos ADC, сейчас читаю обзор на audiosciencereview.com. Было бы интересно посмотреть, что может моя Sony DVP-S9000ES SACD, которую использую именно для SACD.

    В этой связи вопрос: чем отличаются градации E1DA, и что еще по Вашему мнению может потребоваться для этих измерений из предлагаемого в E1DA Audio Store на AliExpress ?

    ps

    Спасибо за статью, также было бы интересно померить усилители и dac, которых уже набралось достаточно много в конюшне


    1. f15 Автор
      01.12.2022 20:11
      +2

      Вот и мне стало интересно. Я купил Grade A, но на самом деле Grade B будет более чем достаточно для вообще всего, что мне может попасться для измерений. Ну не знаю, разве что кроме каких-то новых устройств. Разница там небольшая - >127дБ SNR для Grade B и >128-129 для Grade A. А разница в цене заметная. Если бы я измерял JA30ES с помощью аудиокарты E-Mu 0404, вообще все искажения, которые видны на графике выше, утонули бы в собственном шуме интерфейса.

      Помимо Cosmos есть APU, который позволяет еще немного улучшить диапазон измерений (там малошумящий предусилитель и notch filter), но для моих задач это конкретный перебор.


      1. victor_1212
        01.12.2022 23:33
        +2

        Спасибо, Константин, мой Topping DX7 Pro SNR на XLR выходе порядка 126 db (1kHz), все остальное еще ниже, так что должно хватить Grade B


  1. Myclass
    02.12.2022 00:26
    +2

    Спасибо за обзор. В подвалележит уже 15 лет без использования Sony MDS-JE520 и куча дисков. Надо как-нибудь вытащить, а то и дети мои даже не знают, что такой технологией их папа пользовался.


    1. Myclass
      02.12.2022 16:27
      +1

      и да кстати там-же и авто магнитолла с минидиском лежит. Вот ведь радость когда-то была. Дома сидишки, с собой любую копию в дорогу брал, трэки составлял как только душе было удобно, именя трэков с дисков переносились, или свои вставлял - ляпота...


  1. nixtonixto
    02.12.2022 09:42

    и, раз уж в у меня в наличии оказался очень качественный АЦП, переписывать на минидиск виниловые пластинки. Подозреваю, что такой вариант сохранения еще более древнего носителя был одним из основных поводов для покупки такого устройства почти 25 лет назад.

    Почему бы не переписывать пластинки на жёсткий диск, в современных форматах сжатия БЕЗ потерь? Если речь идёт о сохранении, а не «поиграться». Учитывая, что у автора уже есть отличная звуковая карта и компьютер, к которому он её подключал для тестов.


    1. Voland69
      02.12.2022 11:02

      вариант сохранения еще более древнего носителя был одним из основных поводов для покупки такого устройства почти 25 лет назад

      Тут речь о временах, когда подобный сэтап из компа и карты не факт что существовал или по крайней мере был недоступен обывателю.

      В современности понятно, что это скорее "поиграться" и вспомнить-попробовать то как это раньше работало.


    1. f15 Автор
      02.12.2022 13:44

      Да, речь идет скорее о "поиграться". Точнее я достаточно много слушаю эти винилрипы на MD. А если мне вдруг захочется послушать "без потерь", у меня всегда есть доступ к самой пластинке.


  1. alexhott
    02.12.2022 12:24
    +4

    В 1999 я учился в вузе и работал в местном доме культуру звукооператором.
    На любом концерте у тебя есть примерно 20 треков (музыка для танцоров, фонограмма для певцов, звуки для театралов ). И это разбросано на десятке компакт кассет. Певцы ходят со своими, танцоры иногда со своими или из общей фонотеки, театралы - все подряд. С CD там как-то не срослось, записываемых не было и резак не доступен, а покупать с записями - дорого, поэтому работали на кессетах.

    И вот у тебя эти кассеты подмотаны точно в нужное место лично тобой, расставлены и подписаны. Занимают полстола примерно места, мешаются, падают.
    Все идет по сценарию, в нужном месте вставил кассету включил ,выключил.

    Но тут забегает взъерошенная девочка - велели передать что вместо Попугаев будут Чебурашки. И Хорошо если у тебя Попугаи и Чебурашки жирным шрифтом в сценарии, а не "Ну мы же васю так всегда называем, ты че не знал?? И если это отдельная кассета, подмотанная в нужное место то проблем нет, а если у тебя на одной кассете номер 1,3,7 то надо быстро перематывать, потом обратно. Иногда эта девочка еще со своей кассетой забегает и говорит сторона а там подмотано (но верить этому нельзя).
    А часто надо было склеить между собой разные песни, мелодии - папури будем танцевать. На кассетах это делать было увлекательно.

    Так вот тут MD стал просто палочкой выручалочкой! Собрал все треки, закатал на минидиск, подписал названия. Отрезал, склеил, поменял местами. Певцы со своими мини дисками. Мог останавливаться сам проиграв один трек и не переходить на следующий. При изменении в программе просто на пульте другой номер нажал или энкодером покрутил и по названию нашел. Позже даже дискотеки с него крутили, удобная штука оказалась.

    Потом купили ПК и весь звук в т.ч. дискотека пошла с ПК.


    1. emusic
      02.12.2022 14:41

      Ладно, если бы в 1980-м, или даже в 1990-м, но работать с кассет в 1999-м? Или $1000 за простенький ПК там было нерентабельно?


      1. f15 Автор
        02.12.2022 14:53

        Думаю, зависит от географии. В 1997 году в моем областном центре тоже было кассетное диджейство. В 1999 правда уже гоняли MP3 с винампа.


      1. daggert
        02.12.2022 15:08

        Я в архив с фонозаписями пришел в 2006 и тут только-только началась работа по переписыванию всего и вся на сиди. До этого делали копии на кассеты…


        1. emusic
          02.12.2022 15:19

          Если архив был государственным, или при какой-нибудь небогатой организации - понятно. Но "дома культуры" на стыке веков уже были вполне себе коммерческими, бесплатно проводились только мероприятия по заказу властей. Поэтому и удивило.


      1. SADKO
        02.12.2022 17:00
        +1

        Дело не в деньгах, точнее не только в деньгах, в районе 300-400$ можно было взять бытовую MD деку, при этом, положенный срок она отрабатывала с проф пригодной стабильностью и качеством. (а если только в качестве плеера и с регулярным обслуживанием то гораздо дольше)
        К компьютеру нужна была профессиональная звуковуха, и специалист способный настроить ОС таким образом, что бы исключить всякие внезапности, которые были не редки в те годы.
        Компы использовались в основном на радио, и не многочисленными понимающими понимающими музыкантами.
        Дискотеки с компа тоже делали, при условии наличия пульта и кармана, на который можно было переключиться если вдруг что...
        Но это было не круто, начало нулевых в России, это место встречи винила и сидюкоков, но были и оригиналы с грув машинами, в общем в клубах было весело...
        ...это потом до владельцев дошло, что можно просто врубить фуллон, а за пульт поставить девчёночку с сиськами, ну или смазливого пацанчика, в зависимости от формата клуба. Но и клубы стали банальностью, а культура двинула на свежий воздух ;-)
        А потом, наше поколение стало приходить во власть, и это позволило устраивать феерические мероприятия, вроде "электронная танцевальная музыка против наркотиков", на площадях городов, с дежурными милицией и медиками.


        1. emusic
          02.12.2022 17:37

          К компьютеру нужна была профессиональная звуковуха

          Профессиональная была нужна на студии. Для зала/клуба было по уши достаточно минимально приличной, в районе $50.

          специалист способный настроить ОС таким образом, что бы исключить всякие внезапности, которые были не редки в те годы

          Если в системе не крутилось десятков разномастных приложений, то чистая Win 95/98 с проигрывателем была достаточно стабильна, на нее вполне можно было полагаться. "Специально настраивать" нужно было связки из проигрывателей, обработок, рекордеров, программ для связи всего этого с аппаратными пультами, и подобного.


          1. SADKO
            03.12.2022 21:37
            +1

            О как быстро привыкают люди к хорошему... Вы похоже звук движущегося по экрану курсора из звуковой карты за 50$ забыли ;-) Так вот, в зале это бывало громко и в отличии от магнитофонного -сссссс- звучало весьма противно. 98 без правки напильником могла лагануть от простого хождения по директориям, ну а если мы говорим про клуб, с большим звуком и ядрёным сабвуфером, то там дисковые операции проходили с некоторой вероятностью...


            1. emusic
              03.12.2022 21:44

              Я "звук движущегося по экрану курсора" вообще никогда не слышал, даже из самых копеечных звуковых карт и встроенных адаптеров, а занимался я в ту пору как раз сборкой и продажей компьютеров для разных звуковых применений, так что разных конфигураций наблюдал множество.

              Если Вы слышали такие звуки - у Вас явно были не просто плохие, а крайне позорные компьютеры и карты.

              От "простого хождения по директориям" Win98 никогда не лагала, никакой "правки напильником" для этого не требовалось. Такое было возможно при работе с "засыпающим" HDD, но такое возможно и сейчас, с тех пор в этом плане ничего не изменилось.


  1. remendado
    02.12.2022 12:33
    +4

    У меня с начала нулевых лежит двойная минидисковая дека Sony MDS-W1, замечательный аппарат с отличным звучанием, на нем тогда прикольно было записывать эфир FM-радио и прямо на том же аппарате вырезать из записи рекламу и ненужные песни, в итоге за пару дней получался чумовой сет для вечеринок ))). Один привод на нем недавно помер, что-то с механикой, но второй еще жив, слушаю под настроение иногда.


    1. f15 Автор
      02.12.2022 13:46
      +1

      Это, кстати, уникальный аппарат. Единственный известный мне "минидисковый двухкассетник", не считая одного музцентра, где скорее был 3MD-ченджер. И один из двух аппаратов, который может переписывать MD на MD без потери качества, то есть с передачей непосредственно данных ATRAC.


      1. SADKO
        02.12.2022 17:05
        +1

        Он не просто без потери какчества, он быстрее реального времени, раза в четыре это делал.


  1. tormozedison
    02.12.2022 14:26

    Формат широко применялся звукорежиссёрами театров благодаря возможности присваивать трекам названия.


  1. sim2q
    02.12.2022 22:12

    Косвенным подтверждением того, что декой пользовались много, является относительно тусклый дисплей. Впрочем, в некоторых случаях яркость таких экранов может снижаться не от длительной работы, а даже при хранении.

    С детства люблю всяко-разно индикаторы. Много было аппаратов и с VFD разной степени убитости. Но последний даже заставил немного подумать над физикой процесса.

    фото "севшего" индикатора при возбуждении от электрического поля и УФ.

    Видно, что в УФ - как новый. Причём первое - это уже раскаченный вариант. Штатно там 37V питание, пробовал поднимать до 60(!) с одновременной программно-аппаратной оптимизацией (PWM) яркости знакомест. Возможно, что на первом фото уже компенсированный вариант, а в реале - ещё хуже. Отдельно компенсировать севшие пиксели меня уже не хватило. Да и думаю, что хватило бы не на долго при таком напряжении.

    Как я [возможно] понял - это результат оседания тончайшего слоя металла катода. Который тем не менее уже значительно экранирует анод (люминофор). И сделать уже ничего нельзя.
    Интересно конечно что по этому поводу бы сказал videoelektronic


    1. f15 Автор
      02.12.2022 22:53

      Я посмотрел пару видосов с "прожаркой" VFD путем кратковременной подачи постоянного напряжения, вроде даже с каким-то результатом. Я наверное так делать не буду, хочу просто убедиться, что на экран подается питание в соответствии со схемой. Мало ли, вдруг там по пути что-то отвалилось. Но вряд ли.