Привлечение финансирования в стартап — долгий и ресурсозатратный процесс, который требует не только сил, но и компетенций. С опорой на свой опыт венчурного аналитика рассказываю, на что стоит обратить внимание, если вы запускаете стартап и планируете рейзить деньги.
За три года работы венчурным аналитиком я пообщался с сотнями стартапов, и посмотрел более 1000 питч дек. Часто мне приходилось видеть отличные продукты и технологии, в которые партнеры фондов отказывались проинвестировать, несмотря на сильную техническую сторону продукта. Как правило, при обсуждении таких проектов все сводилось к одному из этих пяти возражений:
Не видим (достаточного) профита;
Неполная / слабая команда;
Никто не знает этих людей;
Берут деньги неизвестно на что;
Не прошли Due Dilligence.
Поэтому я решил выложить чек-лист из 5 пунктов, универсальных для каждого продукта и не связанных с конкретной технологией, о которых нужно подумать чуть ли не сразу при запуске стартапа. Надеюсь, это поможет командам не потерять драгоценное время на длительных переговорах и снизить вероятность отказа.
1. У вас есть понимание метрик продукта и умение управлять ими
Да, ваш продукт может быть еще на стадии разработки. Проекты зачастую показывают цифры не ранее, чем на стадии Seed+. Тем не менее, прежде чем приступать к разработке, опытные фаундеры проверяют свои идеи: запускают тестовые креативы, ручные MVP, собирают комьюнити вокруг свой проблемы, листы ожидания. Эти метрики можно и нужно показать инвестору. Однако этого недостаточно. Вам нужно не только смоделировать юнит-экономику (прогнозирование по трем сценариям — негативному, позитивному и наиболее вероятному), но и глубоко понимать как именно эти цифры буду достигнуты. Вот общие метрики, о которых спросят инвесторы и которые касаются практически любого продукта и бизнеса:
Growth rate: метрика показывает рост выручки компании. Для стартапа скорость роста важнее, чем объем revenue.
На что ориентироваться: круто, если ваш продукт показывает рост на 5-7% в неделю (YCombinator, Пол Грэм).LTV / CAC: Метрика показывает соотношение пожизненной ценности клиента и стоимости его привлечения. Эта метрика по сути показывает прибыльность вашего бизнеса.
На что ориентироваться: для ранних стартапов на этапе поиска product market fit это не определяющий фактор, но желательно максимально быстро научиться показывать LTV / CAC > 1.Runway: Важнейшая для планирования метрика, которая показывает, на сколько месяцев жизни у вас остались деньги. Считается путем деления денежного резерва на Burn rate (стоимость жизни компании в месяц).
На что ориентироваться: привлечение инвестиций — не быстрый процесс, который нужно начинать имея Runway минимум 6 месяцев.Retention и Churn: Эти две метрики демонстрируют, насколько ваш продукт может удерживать пользователей. Чаще всего retention является индикатором жизнеспособности продукта. Помните, о том, что рынки и каналы конечны, поэтому важно, чтобы продукт мог не только эффективно привлекать, но и удерживать пользователей.
На что ориентироваться: метрики индивидуальны для продукта, главное — придерживаться баланса оттока клиентов и их удержания и уметь “отстоять” цифры перед инвестором.
2. Вы умеете привлекать в проект нужных людей
Когда речь идет об инвестициях в стартапы на ранних стадиях, особенно важно собрать действительно сильную команду. Любой инвестор понимает, что важен не только продукт, но и тот, кто знает, что с ним делать. Чаще всего фаундеры, запускающие стартапы, обладают экспертностью в сфере, в которую заходят с продуктом.
Перед тем как питчить свой проект, будьте готовы, что инвестор захочет убедиться в том, что в команде закрыты все необходимые для развития продукта компетенции. Важно понимать, что это не должности, не задачи и не распределение зон ответственности, а именно компетенции. Чаще всего интересует опыт и достижения CEO (исполнительный директор), CTO (технический директор), CMO (директор по маркетингу). Отлично, если у вас в фаундерах эта классическая троица — хакер, хипстер и хастлер.
Далеко не меньшую роль играет и отраслевая экспертиза. Например, запуская MedTech стартап, вы скорее всего столкнетесь с необходимостью привлечь к работе медика. Если же вы не понимаете целевой рынок изнутри, отличной идеей будет привлечь эдвайзера.
3. У вас есть нетворк и репутация
Репутация для венчурного рынка — все. Никогда не жалейте сил и времени на то, чтобы вас знали инвесторы или могли дотянуться до информации о вас через несколько рукопожатий. Любой фонд спросит о вас, прежде, чем инвестировать.
Также, желательно чтобы основатели гуглились — не пренебрегайте своим публичным профилем. Не всегда обязательно нанимать PR-специалиста — если вы эксперт в определенной области, сделайте публикации и постарайтесь поучаствовать в мероприятиях в качестве спикера или члена жюри. Ведите и развивайте свой Linkedin хотя бы минимально (удивительно, но до сих пор еще не все это делают). Знакомьтесь с людьми, участвуйте в открытых конкурсах и pitch days. Постарайтесь построить теплые отношения с аналитиками, associates или, если повезет, партерами фондов.
Хорошая новость в том, что венчур — открытая и гостеприимная среда, ведь любовь к большим деньгам объединяет :)
4. Вы умеете обращаться с деньгами
Вам нужно будет не только поднять деньги, но и грамотно управлять ими. Чаще всего, когда я задаю вопрос командам “на что вы поднимаете деньги”, я слышу ответ “на масштабирование” или “на выход на новые рынки”. При этом, многие не могут конкретно ответить, как именно будет реализована та или иная стратегия роста. Например, отлично, когда в разговоре о масштабировании каналов маркетинга, команды показывают, каких именно и почему, учитывают емкость канала.
Еще лучше, когда фаундеры вместе с финансированием стараются привлекать возможности для компании — речь идет о так называемых Smart Money. Даже если однажды вы уже нашли точки роста и привлекли финансирование, вам нужно будет показывать растущие метрики и дальше, а для этого потребуются не только ресурсы, но и дополнительные компетенции.
Вот самые приятные плюшки, которые дают Smart Money:
Помощь в освоении новых географий. Если вы планируете экспансию на новые рынки, неплохой идей будет посмотреть на местные фонды и акселераторы. Например, у той же Sequoia есть подразделения в Индии, Китае, Юго-Восточной Азии.
Закрытие компетенций. Никогда не отказывайтесь от хорошего эдвайзера, даже если у вас закрыты все компетенции в команде. Это позволяет освежить взгляд на проект у C-level сотрудников.
Доступ к нетворку. Удивительно, но этим зачастую пренебрегают больше всего, а для венчура нетворк — чуть ли не самое главное (см. предыдущий пункт).
5. Вы умеете строить прозрачные отношения
Абсолютно все венчурные инвесторы перед заключением сделки проводят Due Dilligence.
Due Dilligence в дословном переводе означает “должная осмотрительность” — это процедура независимой оценки стартапа аналитиками инвестора (его положения на рынке, технического уровня и финансового состояния).
Здесь самое главное не оказаться на словах Львом Толстым. Это наверное самая сложная вещь в переговорах с инвеcторами, ведь соблазн умолчать не самые красивые метрики очень велик (идеальных проектов не бывает, слабые стороны есть всегда). Гораздо важнее здесь в нужный момент правильно преподнести их, показать, что вы умеете оборачивать уязвимости своего бизнеса в преимущества. Для того, чтобы грамотно выстроить стратегию переговоров, важно понимать, на что инвесторы смотрят при проведении Due Dilligence в зависимости от стадии проекта:
Pre-seed
Цель стартапа: сделать MVP
На что посмотрят инвесторы: на команду, которая будет разрабатывать продукт и выводить его на рынок, компетенции, биографии основателей.
Seed
Цель стартапа: найти Product Market Fit
На что посмотрят инвесторы: также, как и в pre-seed — команда. Помимо этого — востребованность на рынке, первые метрики, интеллектуальная собственность на код / изобретение.
Series A +
Цель стартапа: показывать рост
На что посмотрят инвесторы: продуктовые и финансовые метрики в динамике, юридическая составляющая, интеллектуальная собственность.
Самое главное, чтобы все показанные в ходе переговоров метрики подтвердились данными. Если команде удастся построить прозрачные отношения со старта, это станет большим плюсом в карму вашего проекта. Сознательное умалчивание болевых точек, напротив, может навредить вашей репутации, ведь даже глобальный венчур — большая деревня.
К сожалению, даже если вы собрали 5/5, это, конечно, не гарантия успеха (особенно в текущей ситуации). Рынок падает и деньги становится привлекать сложней. 2022-й год не радует оптимизмом в отношении венчурных инвестиций (как и всего остального, впрочем) по сравнению с бодрым 2021-м.
Хорошая новость в том, что ранних продуктов это касается в наименьшей степени — уже писал об этом здесь. Как говорится, seek and you will find :)
Комментарии (22)
DDroll
06.12.2022 01:13+9"Рейзить", "эдвайсор", "нетворк" - мне кажется, в тексте слишком мало пафосных англицизмов, могут подумать, что писал какой-то деревенский.
alice_rrrrrrr
06.12.2022 08:51+1Разумеется, автору следовало писать «советчик» и «связи», а во имя великого и могучего русского духа стоило заменить стартап на «малое предприятие». Тогда смысл статьи был бы донесён куда точнее.
Ребят, это глобальная сфера, от которой, к большому сожалению, Россия сильно отстаёт. Венчурное инвестирование зародилось, развивалось и обзавелось терминологией на западе.
Следуя вашей логике, стоит заменить всю терминологию латинского происхождения в медицине на более православную? Тогда медикам не придётся учить латынь.
Заимствования это нормально для языка и культуры, гораздо хуже — их отсутствие и железный занавес.a40
06.12.2022 09:04+2Все-таки медики с пациентами не на латыни разговаривают.
Всё хорошо в меру ????
alice_rrrrrrr
06.12.2022 10:06+1С пациентами не говорят, а в публикациях вполне себе. Эту статью спокойно можно читать и без словаря, даже если не знаком с областью. К тому же я, например, вообще не могу придумать чем заменить тот же «питч». «Презентация» это вообще не то же самое. Кстати, даже сами файлы называют «питч деками» и у них очень чёткая структура и конкретный контекст. Рассказывать инвестору «презентацию продукта» не стоит, а вот пропитчить стартап — уже совсем другое дело :)
a40
06.12.2022 10:10+1а в публикациях вполне себе
Ну это же публикации для таких же коллег-медиков.
чем заменить тот же «питч». «Презентация» это вообще не то же самое
Всё равно что требовать от пациента описывать симптомы на латыни. Можно, удобно. Но пациентов может оказаться меньше.
Ну ладно, дело хозяйское, инвесторам однозначно виднее. Почему бы и нет.
PuerteMuerte
06.12.2022 14:16Причём словосочетание "презентация продукта" от "пропитчить стартап" отличается лишь тем, что было притащено из иностранных языков несколько раньше, и мы уже воспринимаем его как нечто нативное.
a40
06.12.2022 14:25словосочетание "презентация продукта" от "пропитчить стартап" отличается лишь тем
Нуу, тут выше писали, что это совсем не одно и то же.
Так что нам вместе осваивать современную лелексику ????
PuerteMuerte
06.12.2022 14:10+1Все-таки медики с пациентами не на латыни разговаривают.
Скажите, а вам случалось болеть ринитом, ангиной или пневмонией? Инфекцию какую-нибудь подхватывали? Вирусную или бактериальную? А антибиотики вам назначали? Инъекции или перорально? Витамины для профилактики пили? ;)
Врачи разговаривают как раз на латыни, вы просто это слышите с детства, и поэтому привыкли к этим словам, и они вам не кажутся чужеродными в отличии от терминологии более молодых профессий.
mayorovp
06.12.2022 14:35+2Проблема в том, что новые слова вводятся там, где в русском языке имеются живые полные синонимы.
"Нетворк" в данном случае — это полный синоним "связей". И используют его лишь по той причине, что если написать "чтобы хоть чего-то добиться — нужны связи в финсекторе" — будет нытьё, а заменив связи на "нетворк" — мы получаем мудрый совет по софтскилам (ага, в духе "мыши, станьте ёжиками" — но за модными словами это типа не видно).
А вот "стартап", к слову, вовсе не синоним "малого предприятия", к нему претензий меньше.
PuerteMuerte
06.12.2022 14:49"Нетворк", это не полный синоним, он имеет чуть более узкое значение, чем "связи". Это "профессиональные связи". Поэтому вполне себе приживётся, как по мне.
mayorovp
06.12.2022 14:56Что-то я с трудом представляю как именно профессиональные связи позволяют получить инвестиции (если не считать основательство стартапов профессией)
PuerteMuerte
06.12.2022 15:07Да обычно как раз профессиональные и позволяют. Если связи личностные, грубо говоря, получить деньги на бизнес от папы школьного товарища, то это уже нифига не венчурное инвестирование :)
А так, общаешься в ИТ-тусовках, обрастаешь знакомствами, кто-то из них работает в компаниях, уже сотрудничающих с инвестфондами, и они рекомендуют инвесторам посмотреть ваш проект.
a40
06.12.2022 08:51+4"питчить проект"..
Записал себе, вдруг с инвестором доведётся пообщаться. Сразу будет видно, что я в теме.
a40
06.12.2022 08:42+9Если стартап на отлично соответствует всем упомянутым требованиям, то кхм.. А так ли нужны ему инвесторы ????
Если у меня и денег на полгода вперёд есть и рост бизнеса на 5% в неделю (250% в год), и стоимость привлечения покупателя мала и крутые люди в команде..
Так на кой мне какие-то непонятные инвесторы.
Такой инвестор должен сильно постараться меня убедить. И чтобы известный был. И только после due diligence.
Arhammon
06.12.2022 09:31+2Есть такой нюанс - масштабируемость, можно показывать рост 5% в неделю, своем городе/нише итп. Но только потом придёт конкурент, который привлёк деньги инвесторов масштабировался и может теперь раздавить и не заметить.
Dmitrii_DAK
07.12.2022 04:00Мне всё-таки кажется ваша система не работает для инди проектов, команда которых состоит из 2-5 человек
Arhammon
07.12.2022 08:46Это универсальная система - если бизнес не является нишевым "неуловимым Джо", ему рано или поздно придётся масштабироваться (а на это нужны деньги) или проиграть конкурентам. Просто в физическом бизнесе это визуально наглядно - вот открылся новый магазин. В ИТ команда из 2-5 человек может делать продукт, но поддерживать, продавать, обеспечивать юридическую защиту итп. не может.
PuerteMuerte
Одни построили бизнес по вкидыванию денег налево и направо в разные проекты с надеждой, что один-два выстрелят и с лихвой окупят все остальные затраты. Другие построили бизнес и целую науку по правильному выдаиванию денег из первых. Так и живём. Хотя грустно всё это.
vagon333
Иначе за чужие деньги никак.
Если дают деньги под развитие идеи/продукта, очевидно, что нужна прозрачность расходов, планируемая отдача.
Мне, как разрабу, необходимо это знать если не хочу закладывать свой дом под бизнес. :)
Jubilus
Да, любому нормальному человеку это должно быть интересно