В один прекрасный момент случается «8 чудо света»: эксперт хочет написать статью в блог на Хабре. Искра, буря, безумие — и если всё это происходит в компании, то на горизонте появляется редактор, с которым можно вместе размышлять над черновиком. Примерно так я уже 6 лет работаю рука об руку с авторами корпоративных блогов.
У некоторых быстро и с первого черновика получается готовый материал на выпуск, требующий минимальных правок, другим же требуется больше времени и вовлечения редактора в процесс создания статьи. Но есть ошибки, которыми грешат почти все.
Если вы задумываетесь написать свой первый пост на Хабр или (внезапно) начинаете карьеру редактора корпблога, то заглядывайте под кат — там найдете 15 самых распространенных ошибок: перед началом написания, в процессе и после публикации. Разбираю, почему они вообще появляются и как можно их избежать.
Ошибки перед написанием
#1. Не о чем писать. Все всё знают, нет ничего особенного
Начинаю свой список с не совсем ошибки, а больше предубеждения авторов. Такое бывает, когда написать про продукт или команду очень хочется, но «крайний за техническое наполнение» не знает, как именно, ведь «обо всем все знают».
Фокус первый — постараться (да, вначале просто постараться) выключить синдром самозванца (дальше пройдет сам). Фокус второй: отыскать тему вместе с кем-нибудь — например, с командой на очередном стендапе ответить на 3 вопроса:
Что нас волнует прямо сейчас?
Что классного мы делаем/сделали?
За что нас благодарили?
Что же делать, если писать хочется, а тема не придумывается? Главное, что следует знать, что статья — это всего лишь формат упаковки знаний. Можно не писать статью с чистого листа, если вы создаете контент в другом виде. И поэтому, чтобы не выжимать из себя слова, нужно найти ресурс. Выступление на митапе или конференции, подкаст, заметки в соцсетях, статья на английском (с авторскими комментариями), задачи в Jira, описанные процессы на странице в Confluence — всё это может стать ресурсом для статьи.
Кстати, эта статья родилась тоже именно так. Я проводила вебинар для AI Talent Hub и рассказывала основные моменты технописательства студентам.
#2. У статьи (= автора) нет цели
Автору хочется написать материал, но какой перпетуум мобиле движет им? Статья ради статьи в моем мире не значит ничего, поэтому если причина не появилась сама собой, нужно обязательно ее продумать до того, как сесть за Google Docs. Вот мои варианты, которые я часто обсуждаю с автором на первой встрече.
Прокачка новых навыков. Это возможность проявить себя с новой стороны и прокачаться в этом деле. Хотите написать статью — учитесь ясно формулировать мысли, структурировать материал и логично подавать информацию. А вдобавок поиграться с текстом, подачей, неймингом.
Упорядочить знания. Когда пишешь статью, приходится докапываться до мелочей и главное — все разложить по полочкам.
Просветительская. Сфера ИТ, как бы странно это ни звучало в конце 2022 года, остается популярным направлением, и много людей хотят успеть запрыгнуть в вагон «успешного успеха». Рассказав про личный опыт, вы дадите такой шанс кому-нибудь. Или просто убережете от граблей, на которые встали сами.
Виртуальный след в диджитал-мире. Если вбиваешь имя в поисковике, а там совершенно ничего нет, то кажется, что и человека нет. А если там ссылки на презентации, заметки, статьи — то сразу понятно: человек есть!
HR- или личный бренд. Вложенные усилия всегда возвращаются сторицей: зададут вопросы на интересующую тему, укажут путь, если где-то есть сомнения, вы смотивируете кого-то устроиться на работу в свою команду, получите контрибьюторов в opensource-проект.
#3. У статьи нет сроков
Как любому проекту, статье желательно поставить срок запуска. Это могут быть сроки на написание черновика и комментирование от коллег. Условный дедлайн дисциплинирует и не даст много прокрастинировать. Таймлайн статьи может выглядеть так:
2-3 недели на написание черновика (запараллелить комментирование коллег после первой итерации).
1 неделя на чистовик (плюс если нужно согласовывать статью с внутренними службами, например, отделом информационной безопасности или PR-службой).
1 неделя на создание картинок, корректуры готового текста и вёрстки в редактор Хабра.
И на неделе X, где запланирован выход, позаботиться о продвижении, непосредственно опубликовать материал и вовремя включаться в комментарии к статье.
Обычно я каждые две недели списываюсь с автором, чтобы узнать, как продвигаются дела со статьей. Если что-то затягивается, то пытаюсь разобраться, в чем именно «затор» и можно ли это полечить моими силами (согласовать что-то с руководителем/встретиться лично на интервью, чтобы дописать самой и т.д.)
В среднем, одна статья готовится 1.5-2 месяца. Но конечно, случаи бывают разные. Например, самая долгая статья, которую мы создавали вместе с экспертом, писалась ровно год. Из-за высокой нагрузки на работе, мы созванивались с ним в Zoom примерно каждый месяц по полчаса-часу, и писали статью в режиме онлайн.
Ошибки в процессе написания
#4. Нет структуры/плана
Бывает так, что сама статья пишется «в порыве», поэтому вполне нормально, что в начале она не структурирована. Но в процессе саморедактуры, автору лучше выстроить «позвоночник» материала, чтобы читателю было лучше его понять. Бывает, что пишущему не всегда это очевидно, поэтому взгляд со стороны помогает сделать материал логичнее.
Например, своим авторам я даю ориентироваться на такой план. Этот вариант всегда наготове, так как именно в корпблогах чаще встречаются всевозможные кейсы наподобие «Как внедрить что-то и не умереть».
#5. Нет вступления или заключения
Вступление — на Хабре это можно смело назвать текст до ката — важная часть для привлечения читателя в вашу статью. И если его нет, то читатель не поймет, зачем ему читать материал, чем он будет полезен для него и в целом: про что статья? Поэтому небольшое интро о себе и на какой важный вопрос отвечает данная статья написать обязательно нужно.
Про итоги забывают, так как некоторые думают, что всё уже рассказано. Но это не так. Заключение часто помогает при объемных материалах, чтобы сделать краткий вывод рассказанного. Или у вас есть обобщающие мысли-рефлексия по всей статье в целом. А возможно, у вас остались открытые вопросы, про которые также хочется упомянуть, или хотите поделиться планами на будущее.
#6. Нет прикладной полезности для читателя
Одна из самых печальных ошибок, если статья уже написана, а о прикладной полезности автор не подумал. Иногда так бывает, если вы хотели рассказать сам факт чего-то без описания конкретных действий, как этого добились.
Такое может выстрелить, но аудитория на Хабре чаще же ждет подробностей. Поэтому в начале задайте себе такие вопросы:
«Какую боль читателя я смогу полечить статьей?» (= какую свою боль я полечил).
«Что должен сделать человек после прочтения?» (= чисто порадоваться за вас или сможет повторить алгоритм шаг за шагом)
Если на эти вопросы вы не можете ответить, то это нужно добавлять.
#7. Статью не согласовали коллеги/ИБ/PR
Сейчас нельзя просто взять и опубликовать материал про проекты, которые создаются «в онлайн-стенах» компании. И любую активность (будь то статья, выступление или запись подкаста) требуется согласовать. Многие начинающие авторы и правда не знают, сколько этапов проходит материал, чтобы появиться во внешнем инфополе. Вот у эксперта на руках чистовик. Что дальше?
Редактор (главред/выпускающий редактор) оценивает, соответствует ли статья аудитории и медиа, логично ли повествование, всё ли раскрыто, о чем хотел рассказать автор.
Команда и руководитель эксперта проверяют факты, делают ревью кода/схем/etc.
Отдел информационной безопасности чекает «техническое наполнение», чтобы не было конфиденциальных данных.
Корректор исправляет грамматику, орфографию, стилистику.
Отдел PR согласует общую повестку статьи (нет ли потенциальной угрозы для бизнеса).
Всё это не должно восприниматься как «посягание» на свободу слова, скорее сейчас это уже общепринятая норма. Автор не может знать всё о возможных рисках, поэтому эти риски следует диверсифицировать на большее количество людей:)
Поэтому если в вашей компании нет редактора, который подхватывает этот организационный момент, рекомендую самостоятельно списаться (лучше на почте, а не в мессенджере) с вышеперечисленными отделами и узнать, сколько времени потребуется согласовать материал/внести правки. И как только у вас на руках будет чистовик, отправить всё на ОК. Тогда, нажимая на кнопку «Опубликовать статью», все ваши тылы будут под корпоративной защитой!
Ошибки оформления
#8. Название и вступление не привлекают внимание
Недавно листала Хабр, и мне попалась статья, где я не поняла ни из названия, ни по картинке и ни по тексту до ката, о чем будет материал.
У вас есть всего лишь пара секунд (да, так мало времени), чтобы человек решил — открывать ли ваше творение или нет. Если ни один из этих пунктов не вызвал интерес — статья написана впустую, к сожалению. Поэтому очень важно, чтобы все пункты усиливали суть статьи.
#9. Злоупотреблять мемами и картинками c фотостоков
На Хабр, да и любую другую площадку, приходят люди, чтобы получить новое знание и, конечно, нет смысла скрывать — отвлечься/развлечься. Но иногда количество развлечения на квадратный сантиметр статьи превышает уровень полезности. Поэтому я не рекомендую злоупотреблять картинками-мемами для привлечения внимания. Для меня это и вовсе моветон, как наличие стоковых картинок. Как сделать лучше?
Нарисуйте в редакторах (Photoshop, Canva).
Попросите дизайнера с работы (или знакомого) нарисовать уникальную картинку. Пусть там даже будет мем, зато уникально отрисованный или интегрированный в фирстиль.
Отдайте все в руки ИИ — читала тоже на Хабре, что доступно обладателям API DALLE-2 (или есть вариант написать свою нейросетку, но это сложнее:).
#10. Картинок нет вообще
А еще есть обратная сторона. Вы вообще не используйте картинки, и текст идет сплошным полотном. Так вы не даете читателю воздуха, чтобы передохнуть. И я не говорю, что нужно на каждый абзац по картинке: на среднюю статью достаточно 1-3 картинки, которые проиллюстируют вашу работу. Что в таком случае подойдет для картинки? Скрин кода, матформулы от руки, схемы, таблицы.
Если говорить про картинку в самом начале — все называют ее КДПВ (картинка для привлечения внимания) — то важно помнить, почему она так важна. Большинство читателей Хабра читает его с десктопа, а не с мобильного телефона (где кстати картинок в превью нет вообще). А картинка занимает много места по отношению к названию/вступлению. Поэтому задумайтесь, что хотите туда поместить.
#11. Забыть про орфографию и грамматику
Не пренебрегайте правилами русского языка при написании статьи. Если вы сами не уверены в том, что пишете грамотно, обратитесь к коллегам, друзьям, знакомым, команде пиара за корректурой. Почему?
Во-первых, модераторы Хабра из-за большого количества ошибок завернут статью на доработку. Во-вторых, беснуются сами читатели и могут даже кидаться тапками минусами.
#12. Пренебречь вёрсткой
Сплошное полотно текста — не лучшее времяпрепровождения. Сделайте так, чтобы ваш материал удобно было читать. Для этого у Хабра есть большой функционал для красивого оформления вашей статьи. Можно поиграться с ним: выделение цитат, фоточки людей, скрытые смыслы.
Ошибки после публикации
#13. Не следить за комментариями
Вы написали статью — ура, молодцы! А кто-то еще молодец, что прочитал вашу статью и оставил комментарий. Потратил свое время, не прошел мимо. Не оставайтесь равнодушными к таким же неравнодушным.
Какие рекомендации тут:
Установить уведомления на почту, которую проверяете чаще Хабра:)
Публиковать статью в самые незагруженные дни (меньше встреч, звонков).
Выделить специальное время (забронировать время в календаре), например, в обед или вечером, чтобы ответить всем-всем.
Исключение из правил — комментарии троллей. Своим авторам я советую и правда им ничего не отвечать.
#14. Не подумать о продвижении
И тут не про то, что вы должны закупить рекламу в дорогущих пабликах и запускать таргетинг. Совсем нет (хотя было бы оригинально!). Всего несколько простых действий помогут запустить «сарафан», и тогда ваша статья скорее наберет больше просмотров и окажется на главной ленте Хабра и его сетях. Что это за действия такие?
Сделать посты во все личные соцсети с призывом читать, комментировать и ставить лайки.
Договориться с друзьями о репостах.
Если кто-то из знакомых или вы ведете блог (телеграм-канал или что-то другое), попросить рекомендовать статью.
Если это статья в корпоративный блог — проследить, чтобы статья в первые пару суток вышла и на официальных площадках бренда (соцсети, сайт, внутренние рассылки в мессенджерах, дайджесты).
#15. Останавливаться на 1 статье
И последняя ошибка на сегодня будет такой. Да, я тоже считаю это ошибкой. Возможно, у вас случился негативный опыт с площадкой (минусовой рейтинг статьи), затроллили в комментариях или вы заплакали (я шучу, хотя иногда тоже хочется). Я не считаю это настоящим поводом останавливаться в технописательстве, если у вас есть чем делиться (см. ошибку #1). Ведь столько всего еще нового и внезапного! Например, я вот точно не ожидала, что посчитать котов на Хабре наберет 150 плюсов и 40к просмотров! А вы?
Вместо итогов
Я повспоминала типичные ошибки начинающих авторов: от бесцельности статьи до забывчивости ответить на комментарии. Прекрасно понимаю, что некоторые пункты можно не считать ошибками, а уже излишней работой для и так нагруженного автора. Но как редактор, я так вижу.
Если у вас есть еще варианты возможных ошибок — пишите в комментариях. Буду рада, если поделитесь, какие грешки замечали за собой или какие ошибки найдете в моей статье.
Комментарии (20)
Exosphere
19.12.2022 11:37-1Очень хорошо систематизировано, всё по делу. Приятно почитать, спасибо :-)
Mirzapch
19.12.2022 11:38+1Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
Сделайте же вычитку. Не надейтесь, что читатели хабра укажут на ошибки в статье.
Это со временем утомляет.
Borovkov
19.12.2022 13:09Спасибо за материал, сохранил
NataliaZheltova Автор
19.12.2022 17:59Надеюсь, пригодится и на практике, а не только в сохранёнках:) Спасибо!
vconst
19.12.2022 14:41+7Без обид, рекомендации выглядят неплохо, только вот ваш блог не является иллюстрацией к ним. Статей не мало, но в рейтинге они едва отрываются от нуля и комментариев десятка-полтора
Про картинки — не согласен
Одна моя статья, весьма успешная: 200к просмотров и 1к закладок — без КДПВ и вообще не содержит картинок. Ни в каких соцсетях ее не пиарил и друзей голосовать не просилNataliaZheltova Автор
19.12.2022 17:58+2Иллюстрацией, подтверждающей мою успешность как Хабр-автора, который смеет давать рекомендации? Да, я далека от топ-авторов, но считаю себе хорошим серым кардиналом — редактором, через которого проходит много статей других авторов-экспертов.
Возможно, в Вашем конкретном случае картинки и были не нужны. Но если картинки усиливают материал или показывают то, что нельзя рассказать текстом, а нужно, то не добавлять их — в моей практике ошибка.
Насчет соцсетей и другого пиара та же история. Если это может усилить продвижение (например, в каком-нибудь телеграм-блоге много подписчиков и т.д.) и не требует больших вложений, то тоже ошибка не воспользоваться возможностями.
vconst
19.12.2022 18:54+1который смеет давать рекомендации?
Не надо так агрессивно бросаться в атаку ))
Редакторов мы любим и ценим, я много с ними работал, но личный блог реально не отражает ваших успехов. Вот если бы вы показали ссылки на блоги, которые ведете — это было бы нагляднееNataliaZheltova Автор
20.12.2022 10:24А где в статье я обнадежила, что избежание этих ошибок приведет к тому успеху, о котором Вы все упоминаете? И в мыслях не было замахиваться на советы в стиле книги «Хит на Хабр»:)
vconst
20.12.2022 10:45Тогда надо было назвать «15 ошибок начинающего автора. Но это не точно» ))
NataliaZheltova Автор
20.12.2022 11:53Хахахах! Забавный заголовок! Возьму на заметку, если решусь написать что-нибудь ещё (но это не точно:)
VSRAP
20.12.2022 11:54Мне кажется вашу статью стоит прочитать каждому. Переименуйте ее в Хабровский клуб самоубийц. Сразу Стивенсон и Диккенс в одном флаконе. А внутри ...
Нашим глазам предстает презентация. Предлагается продемонстрировать свободу воли и изъявить желание обзавестись статьей, потому что можете и этого достаточно.
Дальше по неведомой причине вы верите, что все можно сделать на коленке и лишь 15 хлопотных пунктов предлагается доверить редактору.
Как вариант можно посмотреть в интернете как сделать очередной копроблог.
Раз уж вы дошли до пунктов. На каком наконец вам вправит мозги. Выбрать номер по желанию.
8-ой в это время суток удивительно хорош
Недавно листала Хабр, и мне попалась статья, где я не поняла ни из названия, ни по картинке и ни по тексту до ката, о чем будет материал.
Цвет картинки привлекает всех, а содержимое фильтрует целевую аудиторию. Если статья написана не для вас, зачем декадентствовать, чтобы вы вообще что-нибудь в ней поняли?
Но это не значит, что для иллюстрации вашего тезиса эту картинку нельзя использовать.
Все равно не понятно почему вы не продаете желание сотрудничать с редактором. 15 причин подружиться. Статья даже убогая требует усилий. И есть ряд пунктов по которым можно облегчить себе жизнь, сосредоточившись на другом. Все вертится вокруг проблем человека, но торгуем мы желаниями. Все уже придумано до нас, но требует усилий, чтобы понимать механизмы.
Редактор — исполнит 15 ваших желаний.
15 ошибок начинающего хабр-автора
В первом вам предлагают утолить любопытство и бонусом будет дофамин
Во втором случае вы считываете, что в статье будет негатив и вам в него нужно нырнуть, чтобы потом возможно случился катарсис. Вам даже заходить не нужно в статью, как организм произвел кортизол и зашевелилась тревожность.
NataliaZheltova Автор
20.12.2022 12:14+1Я настолько преисполнилась Вашим комментарием, что просто не смогла не одобрить его. Спасибо за обратную связь!
Дальше по неведомой причине вы верите, что все можно сделать на коленке и лишь 15 хлопотных пунктов предлагается доверить редактору.
и
Все равно не понятно почему вы не продаете желание сотрудничать с редактором.
А разве не все можно сделать на коленке? Вот, допустим, когда конкретно Вы соберетесь написать свою первую статью на Хабре, будете активно искать себе редактора в помощь?
Цвет картинки привлекает всех, а содержимое фильтрует целевую аудиторию. Если статья написана не для вас, зачем декадентствовать, чтобы вы вообще что-нибудь в ней поняли?
Предмет статьи понятен (и целевая аудитория у этого материала вполне может быть широкая, куда могу войти и я), но она не раскрыта и не зацепила меня возможной полезностью, которую я могу получить после прочтения. Поэтому возможно, если бы название и текст до ката были написаны по-другому, статья получила бы больший охват.
Все вертится вокруг проблем человека, но торгуем мы желаниями
Идея с другим названием и смыслом мне понравилась. Спасибо за другой взгляд на эту тему! Но знаете, в корпоративном мире и так много крутится вокруг авторов-экспертов, которым и редактор, дизайнер в помощь, что все эти ожидания «придёт
джинредактор и все сделает лучше» только больше их расхолаживает.
Mike-M
21.12.2022 02:23на среднюю статью достаточно 1-3 картинки
Уточните, пожалуйста, «средняя статья» в Вашем понимании — это сколько символов?NataliaZheltova Автор
21.12.2022 11:59+1Обычно количество символов не считаю, если честно, но навскидку примерно 10-15к символов без пробелов — средний формат. Конечно, от специфики эксперта (темы статьи) многое зависит. Где-то нужно больше картинок, так как материал крутится вокруг иллюстраций (экраны у дизайнеров, UX), где-то меньше.
LindaGirsh
Полезно! Спасибо, буду пользоваться))
NataliaZheltova Автор
Надеюсь, скоро свою первую статью опубликуете!: