Мы в команде Third Man по долгу службы изучаем довольно много англоязычных материалов. Часто интересными статьями хочется поделиться и обсудить поподробнее. Но не всегда есть время всей командой читать 20+ страниц англоязычного текста, поэтому сокращённый и “подсушенный” перевод может стать отличным компромиссом. А удачные “переводы-пересказы” попробуем облагораживать и публиковать на Хабре. Не пропадать же добру.

Сегодня мы рассмотрим статью от инженерно-консалтинговой фирмы Capgemini engineering: “Optimize Vehicle Service with Edge-Based Telematics”. Для нас она интересна тем, что в разработке подобной системы мы уже принимали участие и, вероятно, поучаствуем и в будущем. А значит можем перенять удачные идеи и произвести работу над ошибками.


Введение

Практически все автопроизводители рекомендуют проводить регулярное техническое обслуживание автомобиля. Периодичность зависит от времени и пробега. Специалисты на СТО при осмотре автомобиля могут порекомендовать отремонтировать или заменить некоторые узлы. Даже если автомобиль кажется вполне исправным, к их советам лучше прислушаться. Ведь это может спасти от серьёзных трат в будущем.

Современные технологии и практически повсеместный доступ к беспроводному интернету позволяют непосредственно на автомобиле собирать массу данных с сенсоров, выделять релевантные показатели и пересылать полученную телеметрию в сервисный центр в режиме реального времени. К таким данным можно отнести текущую и максимальную скорость, время холостой работы двигателя, информацию о стиле вождения (резкие ускорения и замедления), потребление топлива, температура системы охлаждения, уровень и состояние технических жидкостей и т. д. Анализ этой информации позволяет вовремя порекомендовать произвести обслуживание автомобиля, и, тем самым, избежать дорогостоящего ремонта.

Сервисное обслуживание с использованием телемтической системы
Сервисное обслуживание с использованием телемтической системы

За сбор и обработку телеметрии отвечают системы мониторинга данных с автомобиля (Car Data Monitoring System - CMDS). Собираемая информация также позволяет лучше подготовиться к путешествию и заранее заменить наиболее изношенные узлы.

Серьезной проблемой подобного подхода являются объёмы данных. Современный автомобиль с продвинутой телематической системой может генерировать до 25 ГБ данных в час [1]. Такие объёмы невозможно передавать через сотовую сеть. А значит телеметрию следует анализировать непосредственно на автомобиле, и передавать только критически важную информацию. Плюс ко всему данные должны быть зашифрованы, а облако автопроизводителя должно быть надёжно защищено от взлома. 

К целям CDMS можно отнести:

  • Уменьшение стоимости обслуживания автомобиля;

  • Уменьшение времени простоя при поломках;

  • Увеличение производительности и надёжности автомобиле;

Даже без передачи данных в облако автомобиль становится более надёжным, так как развитая бортовая система диагностики позволяет заранее выявить отклонения в работе некоторых узлов и предупредить владельца.

Архитектура телематической системы автомобиля
Архитектура телематической системы автомобиля

В этой статье мы постараемся сфокусироваться на таких аспектах CDMS, как мониторинг, анализ данных, сжатие и бесшовная передача информации через постоянно меняющиеся типы беспроводных сетей, таких как 3G, 4G, 5G, Wi-Fi.

Современное состояние индустрии

Можно выделить 5 основных элементов современной телематической системы:

  • Сбор и обработка информации;

  • Мониторинг и управление данными;

  • Оптимизация использования интернет-трафика (сжатие данных);

  • Безопасная передача данных;

  • Бесшовное переключение между сетями;

1. Сбор и обработка информации

CDMS анализирует показатели датчиков скорости, уровня и потребления топлива, состояние выхлопных газов, стиль вождения и массу другой информации, агрегирует данные других автомобилей и предупреждает о приближающихся неисправностях. Например, CDMS может выдавать персонализированные рекомендации по обслуживанию, основанные на стиле вождения и истории ремонта конкретного водителя. В свою очередь сервисный центр может заранее заказать требуемые детали, что существенно уменьшает время ремонта или обслуживание автомобиля. Ещё специалисты могут изучить режимы использования автомобиля, чтобы повысить качество обслуживания. А страховые компании могут адаптировать условия страховки под привычки владельца.

Механизм обнаружения неполадок
Механизм обнаружения неполадок

2. Мониторинг и управление данными

Сегодня автомобиль зачастую содержит более 40 модулей, соединённых по CAN шине, таких так спидометр, тахометр, различные термометры и датчики давления. Информация с них позволяет получить данные о скорости, ускорении, давлении в шинах, состоянии дороги, расстоянии до других участников движения и состоянии водителя. Этап обработки информации можно разделить на 4 основных задачи:

  1. Приём данных. Тут можно выделить 2 типа данных - текущее состояние систем и произошедшие события.

  2. Сохранение данных. На относительно слабом встроенном в автомобиль железе требуется организовать гибкое и надёжное хранилище информации.

  3. Локальный анализ. Этот шаг можно разбить на анализ и удаление нерелевантных данных. В режиме реального времени система выделяет полезную информацию и предсказывает вероятные неполадки.

  4. Унификация данных. Вся информация с разных датчиков автомобиля представляется в едином формате. Например, для этих целей можно выбрать MQTT.

3. Сжатие данных

Телематическая система автомобиля генерирует огромный объём данных даже с учётом отсеивания нерелевантной информации. Как было упомянуто выше, поток данных достигает 25 гигабайт в час.

Мониторинг данных и местоположения
Мониторинг данных и местоположения

По этой причине блок сжатия данных - это сердце любого CDMS фреймворка. Эффективные алгоритмы сжатия позволяют в режиме реального времени передавать всю необходимую телематику, уменьшая использование трафика на 80-90%. Также сервисный центр может запрашивать только необходимые данные, разгружая сети мобильных операторов.

4. Безопасная передача данных

Постоянное подключение автомобиля к сети позволяет хакерам перехватить или же подменить сообщения. Так что одной из важных задач телематической системы является безопасная передача информации. Для достижения цели используются TEE/Trustzone, SSL туннели, корневые сертификаты, сгенерированные автопроизводителем для каждого автомобиля, аутентификация и авторизация, 4 уровня шифрования для передачи различных данных: высокий, средний, низкий и отсутствие шифрования. Безопасность данных и устройств включает использование публичных/приватных ключей, сертификаты сервера и девайсов, шифрование и использование хешей.

Peer to peer передача зашифрованных данных в датацентр автопроизводителя
Peer to peer передача зашифрованных данных в датацентр автопроизводителя

5. Бесшовное переключение между сетями

Автомобиль не всегда имеет стабильное и качественное подключение к беспроводной сети. При движении качество сотовой связи может падать. А иногда подключение может пропадать совсем. Частично решить проблему позволяет своевременная подготовка альтернативных источников связи. CDMS заранее подключается к нескольким сетям, поднимает зашифрованный туннель к облаку через них и переключается на запасные, если основной источник связи пропадает. 

Бесшовное переключение между сетями
Бесшовное переключение между сетями

Для этого реализуется довольно сложная логика мониторинга всех доступных сетей и определения их качества. При переключении между сетями CMDS старается сохранять IP адреса для быстрого восстановления сессий.

Пример организации CDMS сети

Архитектуру CDMS можно организовать с помощью Raspberry Pi с CAN интерфейсом и LTE модемом в качестве центрального контроллера, смартфоном для удалённого мониторинга состояния систем автомобиля владельцем, и сервера на стороне производителя автомобиля.

 

Тестовый стенд для CMDS
Тестовый стенд для CMDS

Программное обеспечение CDMS можно сделать частью цифровой приборной панели (e-cockpit). Полученную информацию можно отображать водителю через IVI систему. Такие показатели, как скорость, обороты и температура двигателя, уровень и расход топлива и так далее можно найти на приборной панели практически любого автомобиля.

Наиболее критичная информация сохраняется на случай отключения питания батареи и позволяет при ремонте получить более полную картину. Если CDMS обнаруживает критическую неполадку - информация о ней незамедлительно выводится на приборную панель или же дашборд.

CMDS дашборд
CMDS дашборд

Точка зрения Capgemini Engineering

Продвинутая телематическая система, обладающая возможностью удалённого доступа к автомобилю, широким набором собираемых данных и достаточно мощным модулем аналитики имеет ряд неоспоримых преимуществ. К ним можно отнести:

  • Уменьшение затрат на топливо;

  • Получение данных об использовании автопарка в режиме реального времени;

  • Повышение эффективности обслуживания автомобиля;

  • Повышение уровня безопасности за счёт мониторинг состояния водителя;

  • Возможность точнее планировать расписание работ сервисных центров;

  • Уменьшение затрат на обслуживание автомобиля;

  • Уменьшение затрат на запчасти;

  • Уменьшение загрузки сотовых сетей;

  • Безопасность данных;

  • Точные данные об имеющихся активах;

  • Возможность точнее принимать стратегические и финансовые решения;

Беспилотные автомобили следующего поколения смогут передавать терабайты данных через 4G, 5G и Wi-Fi сети. Кроме того, вероятно автомобили будут иметь возможность передавать данные через несколько разных интерфейсов одновременно. Это будет серьёзный шаг вперёд по сравнению с передачей данных только через один интерфейс.

Преимущества и методы применения телематической системы
Преимущества и методы применения телематической системы

Стремительный рост цифровых технологий в автомобильной индустрии

К 2025 году автопроизводители собираются встроить в автомобиль больше сотни цифровых сервисов, из которых 20-30 будут мониторить состояние автомобиля. Рынок решений для управления автопарком вырастет с 20,6 миллиарда долларов в 2021 до 33,9 миллиарда в 2026 [2]. Сюда можно отнести операционный менеджмент, обслуживание и диагностика транспортных средств, анализ использования автопарка. Такой рост обусловлен развитием как облачных вычислений, так и решений для организации вычислительных модулей непосредственно в автомобиле. В то же время небольшие стартапы предлагают всё больше решений в данной области.


Сегодня телематические системы существенно упрощают жизнь коммерческим клиентам. И решение, описанное в статье, будет отлично масштабироваться. Хоть и предложенный пример дашборда вряд ли рассчитан на пользователя с крупным автопарком. Но это уже детали реализации.

Идея постоянного активного подключения к нескольким сетям для мгновенного переключения выглядит очень даже интересно, но насколько разумно использовать их одновременно для увеличения потока передаваемых данных - вопрос спорный. Кажется, что следует улучшать методы анализа данных непосредственно на автомобиле, а не прибегать к сложным техническим решениям для выгрузки их в облако. Современное железо это вполне позволяет. Анализ потоков цифр сильно менее требователен к вычислительным ресурсам, чем анализ видео, который уже много где применяется для функций ADAS.

Самым неоднозначным моментом, на мой взгляд, является установка подобных систем на личные автомобили обычных людей. Даже с учётом всех описанных преимуществ не все согласятся передавать по 25 гигабайт в час обо всём, что происходит с автомобилем, на сторону. Например, в страховую компанию, которая может повысить платежи или же вовсе лишить страховки. Или же автопроизводителю, который, в случае чего, сможет найти повод для отказа в гарантийном ремонте. Как считаете, в какую сторону будет развиваться телематика для некоммерческого сегмента?

Комментарии (18)


  1. PKav
    20.12.2022 22:53
    +5

    Не знаю как в других странах, а в РФ и подобных это выглядит как ещё один повод для отказа в гарантийном ремонте. "В логах записано, что вы неправильно ездили. Логи мы вам не покажем. Или покажем, но доказывать что это настоящие логи с вашего автомобиля не будем. С вас 2 миллиона за замену двигателя, касса вон там."


    1. sdy
      20.12.2022 23:30

      Одни скажут - не повод, а другие бесплатно деталь заменят до поломки на основании телеметрии. Это как карта ляжет.


      1. evoq
        21.12.2022 03:53

        До поломки? Если до этого не будет подтвержденного серийного брака, то верится с трудом. Так производители без прибыли останутся. Премиум от 100к долларов (в старых реальных ценах ) в расчёт не берём, там уже репутация дороже детали действительно, но основная выручка все-таки с масс-сегмента


        1. sdy
          21.12.2022 10:05
          +1

          Так как раз с масс-сегмента статистика и наберется. Если не сейчас, то в след. раз деталь доработают.


      1. PKav
        21.12.2022 17:21

        А зачем им бесплатно заменять до поломки? Авось до конца гарантии доедет, а там можно будет поменять уже за деньги.


  1. hspd
    20.12.2022 23:09
    +3

    Фантастический бред. Протокол j1939. Это 29 бит на параметр (назовем так), который может включать в себя 4 значения с разных датчиков. Ну вообще не важно. Например обновляется раз в секунду (да, бывает чаще) 100 параметров возьмём, с охренеть каким запасом, ни одна современная машина столько не выдает. Ну и пусть не 29 бит а 10 байт. Это 86 мегабайт в сутки. При этом почему-то мы не хотим знать раз в секунду износ тормозных колодок, уровень топлива, уровень антифриза и ещё половину параметров. Что за бред здесь написан


    1. innokenty_vyz Автор
      20.12.2022 23:13
      +2

      Про данные по CAN - это верно, там столько не наберётся. Но автор оригинал цифру про 25 гигов брал из https://www.tuxera.com/blog/autonomous-cars-300-tb-of-data-per-year/. То есть это с учётом данных лидаров, радаров и камер. Вполне реально для какой-нибудь Теслы или продвинутого автобуса, обвешенного камерами.


    1. binakot
      21.12.2022 09:28
      +3

      Поддерживаю.

      У нас в компании своя разработка. Написанный телематический сервер, который поддерживает тысячи разных девайсов от десятка производителетей. В рамках различных протоколов (открытых и проприетарных) поддерживается порядка 500 пунктов, которые можно получить с самого терминала, плюс переферийные датчики, входы/выходы цифровые, аналоговые, импульсные, чтение с CAN, BLE, датчики нагрузки, акселерометры и так далее. Дискретность данных порядка 5 записей в минуту (можно увеличить, если требуется). В итоге "в сухом остатке на диске" на 1 ТС, для которой выкрутили получение всего и вся, уходит максимум несколько десятков мегабайт в сутки.

      У нас 25 гигов в час не получается набрать, даже если мы передаем видео с камер кругого обзора в 360 в реальном времени. Насколько надо написать неоптимально протокол и выбрать движок хранения данных, чтобы получить 600 Гигабайт в сутки с 1 ТС.


  1. achekalin
    20.12.2022 23:39
    +3

    Дашбоард из поста - пример того, как делать не надо (в авто): информации много, но именно что высосанной из пальца, только чтобы забить место.

    Мне график оплаты pay as you go, срок гарантии и прочая ересь на постоянной основе в авто рядом с мелкой картой и (напр) кнопками радио не упали совсем. А дизайнер (ну, в кавычках такого человека только назвать дизайнером) напихал так, поскольку нечем было забить новейший 12 дюймовый экран, который дизайнеры салона авто зачем-то впилили - мол, круто и модно.

    Хороших примеров дизайна таких систем - изчезающе мало. А рассуждать, как данные из авто гонятся в облако (третьей стороне вообще) или в ЦОД производителя авто (а ЦОД ой и упал, а за это не просто никто ге ответил, так даже поддержка производителя ответит по телефону "у нас есть ЦОД? мы ге знали!") - это не прелесть, это мерзость.


    1. innokenty_vyz Автор
      21.12.2022 07:45

      В плане дашборда - похоже он скорее для оператора, не в авто. Это собранные данные по автопарку так смотреть предлагают. Но и для такой задачи дашборд что то не очень подходит.


  1. sentimentaltrooper
    21.12.2022 03:22
    +1

    С одной стороны у меня есть клиенты для которых мы разрабатываем систему сбора данных с коммерческих авто (обычно муниципальных), что бы они могли более аргументировано предлагать уже своим клиентам как заменить их F150 на что-то с батарейкой (основной аргумент - цена). С другой стороны, в моей Ауди оно вроде как есть, но в части веб-интерфейса/приложения и региональных ограничений - полная шляпа, никогда не пользуюсь. При это Ford Pass особенно в США - огонь. С еще одной стороны у нас страховые любят заставлять ставить приложение для сбора телеметрии, типа вы заработаете скидку. Но по факту вводят такие драконовские критерии что вы скидку никогда не заработаете (куда это ты после полуночи поехал? небезопасненько!), а вот не так давно в Онтарио разрешили использовать те же данные для повышения страхового коэффициента (кто бы сомневался). Так что на работе я вам и сам такое соберу, еще и AI туда насыплю и любых модных слов (приправим экономией и завернем в заботу о вашей безопасноти). А для личного пользования..."Телеметрию эту Телеграммы эти никуда не носите и никому не показывайте" (с)


    1. saege5b
      21.12.2022 07:08
      +1

      Зачем в полночь?
      По трассе сотка, и тут асфальт заканчивается :) а предупреждающих знаков нет ;) - здравствуй небезопасное вождение.
      А сейчас зима, скользко. Пока в горку заедешь, уже и внуки должны будут.


      1. innokenty_vyz Автор
        21.12.2022 07:49
        +1

        Ага, и счётчик под тахометром выводить сразу: "Страховка в тек. месяце". Затормозил резко - лихач! И сумма расьёт!


        1. sentimentaltrooper
          21.12.2022 16:47
          +1

          Когда я единственный раз попробовал эти приложения от страховых у меня там были постоянные "резкие ускорения" и "резкие торможения". При том что по московским меркам я вожу как дедушка. Но приложения считывали данные с GPS в телефоне, а там точность пляшет (я тестировал несколько различных типов GPS без RTK месяц назад для предсказания столкновения через AI). И дам там было что-то вроде начинаешь со скидкой 35% и потом эти проценты теряешь за резкое вождение, вождение ночью, в часы пик и так далее.


          1. innokenty_vyz Автор
            21.12.2022 20:59

            Натыкался на статью от Росгосстраха. Они там выдавали устройство, которое втыкалось в OBD-II. Так данные о скорости и ускорении точнее собирать должно.


            1. sentimentaltrooper
              22.12.2022 04:12
              +2

              OBDII конечно точнее, у меня был опыт использования такой штуки от страховой - вот тут понравилось. Меня "подрезали" когда я стоял в правой с поворотником, смяли левое крыло и уехали. Звоню в страховую, объясняю ситуацию - они тут же подключаются, смотрят "логи" - вы и правда уже 40 секунда стояли, с поворотником, а на этой улице нельзя налево из второго ряда; вашей вины очевидно нет, машина в рабочем состоянии - езжайте домой, адрес ближайшего к вашему дому гаража вот он; платить ничего не надо. Прекрасный опыт мелкого ДТП. Но видимо устройства которые надо куда-то выткать (и каждому еще объясни куда и где это на его машине) и оно чаще всего не прячется под панель - user acceptance около нуля. Все перешли на приложения.


      1. sentimentaltrooper
        21.12.2022 16:51

        Обычно когда люди едут в полночь, то им надо. Я живу в провинциальной Канаде, у меня (как и у всего потока) режим 50-70 в типа городе и 120-130 на трассе. Полиция за 120 даже мигалку не включит. За 140 выгоднее (там потеря поинтов, адский штраф)


    1. innokenty_vyz Автор
      21.12.2022 08:05

      Да вот интересно, настанет ли момент, когда страховые просто будут всеми доступными способами отказывать в страховании без согласия передачи телеметрии. Вполне легко себе такое представить, если данные тачка и так будет собирать и передавать куда-то.