Актуальные вопросы про особые категории респондентов на UX-исследованиях в банковской сфере (и рекомендации по работе с ними)

В прошлой статье о некоторых группах респондентов фигурировали любимцы публики: дворовый парень, VIP‑клиент, эксперт, продвинутый и провинциал. На самом деле, мы невероятно благодарны за обратную связь по статье как коллегам (эх, какой был тред воспоминаний о встречах с типажами!), так и всем‑всем‑всем заинтересованным лицам.

Мы продолжаем разговор, и сегодня — рассказ в демографическом разрезе. А именно — возраст и семейное положение. А конкретно: дети, подростки, семейные пары, молодые мамы и наши фавориты — пенсионеры. Как и в прошлой статье, расскажу про каждый типаж на UX‑исследованиях и дам рекомендации по общению с ними.

Заметки модератора на полях про мой опыт: 12 неполных лет в качественных исследованиях (GfK, Ipsos) + год в банке. Из них 5 лет в финтех‑рисече и 2 года в UX. Итак: финтех, банковская сфера, продуктовые in‑house исследования. Добро пожаловать под кат.

Сцена 1. Дети

Споры о том, кого именно и в каком возрасте относить к детям на исследовании, не утихнут, кажется, никогда.

Равно как и споры, c какого возраста можно приглашать детей на исследования в целом и на исследование интерфейсов в частности.

И всё же — кто? Ребёнок в возрасте от 3–4 до 9 (реже 10) лет.

Активно взаимодействует с мобильными интерфейсами: преимущественно в играх и любых программах, связанных с трансляцией видеоконтента. С 7–8 лет может производить контент самостоятельно.

Как ведёт себя на интервью: может стесняться незнакомого взрослого на интервью, требует ассистирования взрослого на онлайн‑форматах.

Речевые и поведенческие особенности: ребёнку может быть сложно выражать свои мысли и реакции вербально и гораздо проще показывать, выбирать картинки, рисовать. На интервью градус милоты может зашкаливать, а вся команда — дружно умиляться.

Вот это вот так делает и у‑у-ух! И потом — и‑и-и! А тут жух‑жух и сюда надо нажимать!

Чем важен: вряд ли кому‑то в наши дни нужно рассказывать, как формируется лояльность и с какого возраста бренд должен растить свою аудиторию (спойлер — с пелёнок!). Понятно, что в банковской сфере вход в категорию происходит с помощью и при посредничестве родителей. Однако соль в деталях и во внимании к категории и аудитории. Если в бэклоге нет детских продуктов или они стоят на десятом месте — никогда бренду не стать первым выбором на жизненном пути.

Чем удивляет: что у ребёнка не отнять — так это умение удивлять, имхо! Важно: не ждите невиданных инсайтов на КАЖДОМ интервью! Повторов и родительских шаблонов тоже будет вагон.

Чем поможет: найти самое простое и эргономичное решение и понять логику отношения к категории и алгоритм выбора продукта. У родителя и ребёнка они будут отличаться, и важно понимать паттерны обоих субъектов выбора.

«Мама мне предложила карту: сказала, там какая‑то программа есть, и про финансовую грамотность. Но я посмотрела дизайн, мне не очень зашло. И я попросила посмотреть — какие картинки [дизайн детских карт] у других. И выбрала единорожку на банковской карте» (10 лет).

Руководство к действию для модератора

Чего НЕ стоит делать в любом случае

Что стоит делать

Запланировать интервью на полтора часа стопицот задач (даже если внутренний клиент очень настаивает).

Возрастную психологию никто не отменял! Вы измучаете ребёнка, команду и себя любимого.

Про время: для дошкольника не рекомендуется планировать интервью/диаду более чем на 30–40 минут, для школьника младших классов — более 45–50 минут и для школьника средних — более 1 часа. Для фокус-группы время может быть немного увеличено.

Выберите 3–5 ключевых вопросов (в зависимости от возраста), определитесь с приоритетами — если ребенку сложно, остановитесь на основных задачах.

Модерировать группу как со взрослыми.

Использовать сложную терминологию.

Призывать к порядку.

Просить себя хорошо вести.

Паниковать и отчаиваться ☺

Если в университете не было курса возрастной психологии — стоит хотя бы почитать пару статей на тему!

Быть для ребёнка в первую очередь аниматором (можно в костюме, в декорированной комнате или на соответствующем виртуальном фоне).

Решать исследовательские задачи через игру (ритм сценария должен подразумевать чередование, концентрацию внимания и игровые вставки). Не ставьте основную нагрузку под конец интервью!

Говорите простыми короткими фразами, используйте терминологию ребёнка.

Если ребенок дошкольник, он, скорее всего, придёт с игрушкой — предлагайте вовлекать игрушку в разговор.

Дети могут ещё не уметь читать (до 5 лет)
или учиться это делать (старше 5) —
используйте визуальные материалы, где минимум текстов. Ну и заполнение анкет
отдайте взрослому.

Пытаться добиться от ребёнка рефлексии и аргументации.

Идти строго по гайду.

Примеры, примеры и ещё раз примеры! В том числе: ссылки, поисковые запросы и т. п. Если ребёнок затрудняется найти ссылку, но описывает вам — что и где он видел — не поленитесь быстро найти самостоятельно и проверить — то ли имеется в виду.

Карточки всех мастей и расцветок в помощь (карточки-реакции, карточки-эмоции и любые наборы под ваши задачи).

Бумажные прототипы! Отлично зайдут и будут интересны. Сделайте несколько комплектов и давайте участникам рисовать на них.

Следуйте внутренней логике рассуждений ребенка. Если он в начале беседы сам вышел на пункт 7 — не перебивайте, перестройте беседу (только тайминг тоже нельзя забывать).

Игнорировать родителей или модерировать интервью с сидящим рядом родителем/родственником (если, конечно, это не специальный кейс, но здесь речь не о нём).

Наиболее продуктивно будет запланировать отдельные коммуникации с родителем и ребёнком — поверьте, сравнение показаний очень продуктивно.

Если малышам комфортнее с мамой, мама может посидеть в том же помещении, но желательно, если она находится ЗА спиной ребёнка и не будет вмешиваться в процесс, а тем более корректировать или влиять на ответы. Идеально, когда ребёнок начал доверять модератору и забыл, что мама в комнате.

Если у вас нет опыта в общении с детьми, договоритесь с мамой о помощи. Но чётко проговорите, когда нужна будет её помощь. Иногда сложно понять речь ребёнка, а иногда сложно избавиться от привычной лексики и сказать простыми словами.

Думать, что нет принципиальной разницы офлайн- и онлайн-подхода (это и со взрослыми-то не очень работает).

Чем младше ребёнок, тем меньше для него подходит онлайн-формат беседы. Нежелательно (хотя и возможно) проводить онлайн-форматы с дошкольниками.

Школьники (особенно пережившие опыт онлайн-обучения), скорее всего, справятся, но в любом случае нужно предусмотреть возможность помочь ребёнку подключиться или поделиться экраном со стороны взрослого.

Важно! Если всё же планируется онлайн-формат — урезайте время! Дети быстрее устают от онлайн-, чем от офлайн-коммуникации.

Забывать про юридическую сторону вопроса.

Игнорировать национальный учебный календарь.

Не учитывать риски срывов интервью.

Игнорировать эмоциональные последствия отказа запасным участникам.

Комментарии по рискам, связанными с юридическим оформлением участия ребёнка, наверное, излишни. Осталось только подготовить при помощи юристов компании нужный формат всех бумаг, которые должны подписать родители ПЕРЕД началом.

Помните про 1 сентября, посмотрите календарь каникул по триместрам и четвертям, учитывайте время отчётных концертов/показов/сборов в допобразовании (март). В это время лучше не ставить поля или учесть риски.

Дети — категория повышенного риска отказа/переноса. Сезонные ОРВИ, внезапные перемены настроения и другие факторы неприятно удивят количеством переносов и отмен. Этот факт нужно смиренно принять и предусмотреть а) сроки полей с запасом, б) предупредить команду, в) предусмотреть 100% запас, если нет возможности ждать переносы и замены.

Если у вас есть запас — у вас будут тихие и не очень слёзы и маленькие трагедии. Чем младше, тем драматичнее. Среди старших детей вопрос решает
вознаграждение, среди младших —
подарки. Если малыш отказывается от подарка и безутешен отказом от участия — имейте сердце, проведите дополнительное микроинтервью!

Вообще, всем исследователям, которые планируют работать с детьми, крайне рекомендуется пройти практику в летнем детском лагере вожатым с младшими группами или как минимум отработать пару недель аниматором. Мы серьезно Никакие теоретические выкладки не заменят практики. Возможно, после практики вы откажетесь навсегда или на время модерировать детские интервью/группы.

Сцена 2. Подростки

Про подростков споров по возрасту ещё больше, чем про детей. Имхо: возраст тинейджерства сугубо индивидуален, судить по цифрам в свидетельстве о рождении нельзя. Кто‑то в 9 уже натуральный подросток, кто‑то в 12 — сущее дитя.

Итак — кто? В возрасте от 10–11 до 16–17 лет (в литературе поздний подростковый возраст фигурирует с 17 до 21–24 лет, но при смене формы обучения со средней на высшую/средне‑специальную меняется и образ жизни, и формат потребления, поэтому мы придерживаемся таких рамок).

Живёт в телефоне, укрывшись наушниками. Коммуницирует онлайн больше, чем офлайн. Интересуется финансовыми инструментами, хочет/уже имеет свою карту. Может интересоваться инструментами накопления и кешбэка.

Как ведёт себя на интервью: между двумя полюсами — застенчивость и демонстративность (второе сильно хуже, ибо нужно делить на 2 и продираться в поисках реальных паттернов и установок).

Речевые и поведенческие особенности: ох, общей температуры по больнице точно быть не может. Зависит от индивидуальных коммуникационных навыков и интереса к предмету. Что точно может встретиться в ассортименте — много незнакомых слов.

Эта игра — мой краш! Я залутал много артефактов. Нафармил на доспех!

Чем важен: не будем повторять общеизвестные вещи про важность формирования лояльности и воспитания своей аудитории, а просто ещё раз напомним очень простую и очевидную вещь: посмотрите на возрастную структуру населения РФ. И подумайте, кто будет в корн‑группе вашей целевой молодёжной аудитории буквально через несколько лет.

Чем удивляет: если человек настроен выпендриться, удивить вас на интервью/сессии — точно его сверхзадача. Устраивайтесь поудобнее и удивляйтесь: примерам, хакам/лайфхакам, как работать с той или иной программой/приложением, источникам информации и вот этому всему.

Чем поможет: сравнениями интерфейсов из разных сфер. Если не полениться и попросить дать best cases — можно собрать сет новых идей и решений.

Руководство к действию для модератора

Чего НЕ стоит делать в любом случае

Что стоит делать

Сбиваться в назидательный тон (даже если слышите полный сюр) или, наоборот, пытаться мимикрировать под стиль и язык подростка, не переспрашивать термины.

Искренне и уважительно поблагодарить подростка за помощь с приобщением к новым технологиям и реалиям (даже если вы знаете в 10 раз больше по теме), переспрашивать значение любого нового слова.

Подготовиться к теме: пошерстить терминологию, почитать обзоры популярных сейчас подростковых игр, просмотреть аккаунты популярных в среде тинейджеров блогеров.

Принимать всё, что говорит подросток, за чистую монету.

Подростки — очень уязвимая категория, они часто крайне не уверены в себе. Это может побуждать их транслировать, и, в частности, модератору, улучшенную версию себя. Бесконечно просите примеры: дать ссылку, пройти действие, описать паттерны использования. Если очная ставка утверждения и практики не совпадает — не акцентируйте внимание, идите дальше и сосредоточьтесь только на практических доказательствах.

Пытаться добиться от младшего подростка рефлексии и аргументации.

Идти строго по гайду с серьёзным лицом.

Всё как с ребенком: примеры, примеры и ещё раз примеры! (Слова «примеры» много не бывает).

В отличие от детей вы уже не аниматор, но геймификатор для подростка. Ему должно быть интересно с вами! Джинглы, мемы на экранах и геймификация всех мастей во время интервью — в помощь!

Точно так же как с детьми: следуйте внутренней логике рассуждений участника.

Игнорировать родителей или модерировать интервью с сидящим рядом родителем/родственником (если, конечно, это не специальный кейс, но здесь речь не о нём).

Наиболее продуктивно будет запланировать отдельные коммуникации с родителем и ребёнком — поверьте, сравнение показаний очень продуктивно.

Забывать про юридическую сторону вопроса.

Игнорировать национальный учебный календарь.

Если человеку ещё нет 18 лет — согласие родителей строго обязательно! Позаботьтесь о юридической стороне вопроса.

Всё то же самое, что для детей + период ОГЭ/ЕГЭ явно не лучший для полей.

Сцена 3. Семейные пары

В практике качественных исследований встречаются (редко) диады с семейными парами. Чаще для продуктов совместного использования и строго совместного выбора. Это может быть ипотека, семейный банкинг всех типов и расцветок, турпоездки — подставьте свою категорию сами!

Кто? Пары, состоящие или не состоящие в браке и ведущие общее хозяйство (и что важнее, имеющие общий бюджет: по крайней мере, на основные и крупные расходы). Принимающие финансовые и потребительские решения для крупных покупок совместно.

Как ведут себя на интервью: о, пары подарят команде ни с чем не сравнимое удовольствие! Если в анамнезе была семейная психология — будут флешбэки Коммуникационная модель взаимодействия пары отражает все оттенки взаимодействия в браке. Где-то это будет монолог одного из партнёров, где-то спор и постоянные перебивания, ну а где-то натуральный семейный стендап на публику. Готовьтесь.

Речевые и поведенческие особенности: сильно зависит от пары и паттернов самопрезентации пары на публику. По крайней мере в начале пара будет пытаться представить свою семью в лучшей версии себя.

Чем важны: для ряда сложных покупок с высокой ценой ЛПР будет коллективным — и крайне важно понять, как именно выстраивается СJM и какие потребности есть у такого коллективного семейного потребителя.

Чем удивляют: логика принятия решений в паре, логика классификации, логика ротирования факторов — список можно продолжать бесконечно. Особенно интересно наблюдать за поисковыми исследованиями или тестами продуктовых концепций для новых категорий/продуктов.

Чем помогут: понять, есть ли различия между коллективным семейным и индивидуальным потребителем и какие, понять, есть ли условный ведущий и ведомый в категории и кто именно, лучше понять потребности и боли коллективного семейного потребителя, разработать и откалибровать коммуникацию равнениями интерфейсов и многое другое.

Руководство к действию для модератора

Чего НЕ стоит делать в любом случае

Что стоит делать

Идти строго по гайду и жёстко регулировать процесс, не стимулировать групповую динамику — получите на выходе два обрезанных одиночных интервью.

Идеал — это чтобы семейная пара забыла про вас любимого и начала увлечённо обсуждать предмет исследования. Вам же нужна внутренняя логика и коллективные решения, верно? Увлекаться, правда, тоже не стоит — это не ток-шоу и тайминг не резиновый.

Принимать всё, что говорят вам пары, за чистую монету (универсальный совет, не так ли?).

Факты, факты и снова факты. В случае новых фич — контролируемый эксперимент. Как можно больше практики. Пары могут утверждать, что ведущий ЛПР в семье — супруг. Но на практике выясняется, что поиск, сравнительный анализ и презентацию финального сета вариантов с лоббированием какого-то опредёленного производит жена.

Если тема исследования сенситивная — можно предусмотреть короткий сет индивидуальных блоков (но тогда нужен второй модератор или каждый из пары должен согласиться поговорить с исследователем позже). Это подходит для таких ситуаций, как. например обсуждение личного бюджета, его источников, размеров и распределения после продуктивной дискуссии про общий бюджет.

Ставить диады друг за другом и не предусмотреть запас по времени поля. Диады с семейными парами несут в себе повышенные риски переносов и отмен.

Обсуждение совместного потребления не на шутку захватывает модераторов, команду и участников. Тайминг абсолютно точно будет стремиться за рамки. Лучше предусмотреть зоны безопасности от 15 до 30 минут между диадами.

Запланировать сложный рекрут с жёсткими критериями. Пусть один супруг будет клиентом очень редкого, а другой — регионального банка! Рекрутеры должны отрабатывать свой хлеб!

Если нам нужен один из супругов с редкими критериями — желательно второго или совсем не квотировать, или квотировать максимально мягко. Если мы хотим остаться в рамках тайминга, конечно.

Не заботиться о технической составляющей: супруги люди взрослые, подключатся как-нибудь. Тем более они живут вместе — вот в один телефон и поговорят!

Когда более одного человека говорит в микрофон телефона или ноутбука, разборчивость может сильно снизиться. Особенно если они увлекутся и будут говорит не в микрофон, а друг в друга, отвернувшись. Рекомендация: попросить говорить в микрофон и отслеживать ухудшение звука, напоминать. В качестве плана "Б" супруги могут подключиться из разных комнат со своих устройств к конференции (но это, скорее, нежелательный вариант, так как пропадает контекст живого общения по теме). Такую возможность нужно предусмотреть заранее. На всякий случай: ни в коем случае не просите их это сделать в одной комнате, но это может быть сложно для восприятия командой.

Сцена 4. Молодые мамы

Молодые мамы — лакомый сегмент для релевантных FMCG-категорий и госпожи фармы. Однако финтех вездесущий не сидит сложа руки — оформление ипотеки с учётом материнского капитала, получение детских пособий и другие услуги всё чаще находятся в прицеле исследователей.

Кто? Молодые мамы детей в возрасте до 3 лет (по классике). Неработающие, на фрилансе, работающие неполный день и работающие.

Как ведут себя на интервью: идеально. В смысле, при депривации общения молодые мамы могут воспринимать интервью как праздник и возможность побыть «в свете» хотя бы часик. В случае, если (не дай Бог!) что-то не то с малышом (приболел, расстроен и т. п.), а мама не решилась перенести интервью по разным причинам — могут витать в облаках и быть далеко от предмета обсуждения, нервничать.

Речевые и поведенческие особенности: несколько более многословны, чем мамы подросших детей. Рады вниманию, готовы поделиться информацией.

Чем важны: являются прямой целевой аудиторией для различных товаров и услуг (примеры из финтеха — выше).

Чем удивляют: экономической активностью и аналитикой финансовых инструментов. Серьёзно! Если малыш позволяет, именно молодые мамы могут быть инициаторами введения новых инструментов накопления и контроля финансов (пока папа работает, мама читает про инвестиции, например).

А ещё умением почти всё делать одной рукой! Если никогда не пробовали — попробуйте! Разработчикам приложений для мам желательно абсолютно все решения тестить одной рукой. Если во второй получится держать младенца, идеально!

Чем помогут: понять, как работать с этой ЦА и какие потребности, боли, специфика поведения характеризуют женщин с маленькими детьми.

Руководство к действию для модератора

Чего НЕ стоит делать в любом случае

Что стоит делать

Набирать без запаса и ставить жёсткий тайминг. Малыши часто болеют. Порой внезапно. Или что-то происходит.

Запланировать безопасные интервалы между интервью, делать запас.

Согласиться на присутствие ребёнка во время интервью. НИКОГДА так не делайте!

Прописать, что во время интервью ребёнок должен оставаться под присмотром лица, НЕ участвующего в исследовании и в другом помещении. Если малыш зашёл, попросите маму проводить его обратно.

Позволить перерасти сессии из скучной проверки гипотез в увлекательный рассказ о гениальном сыне/дочке участницы.

Если вы мама/папа ребенка — уместно один раз упомянуть об этом. И далее тщательно следите за таймингом и постарайтесь быстрее перейти к основному предмету исследования.

Сцена 5. Пенсионеры

Одна из самых любимых и порой недооценённых ЦА!

Самое интересное, что при слове «пенсионеры» почему-то возникают ассоциации с бабулечками на лавочке, которые используют в лучшем случае кнопочные телефоны. А на практике оказываются порой людьми старше 45–55 лет. (Как давно у вас были участники старше? И были ли вообще?)

А ведь эта категория, даже если оставить за скобками этический ракурс и эйджизм — одна из наиболее перспективных по различным причинам: тренд на постепенное увеличение экономической и профессиональной активности верхних возрастных страт, наличие сбережений, рост пенетрации цифровых технологий в ЦА. Ещё проще — посмотрите на данные Росстата по распределению численности населения по полу и возрасту, проникнитесь!

Если у вас массовый продукт — запросите данные по возрастному распределению клиентов (если вы это ещё не сделали). Конечно, если у вас узкая ЦА и это исключительно молодёжь, пенсионеры будут вам не так интересны.

Кто? Женщины и в меньшей степени мужчины 55 лет и старше (потребительское восприятие верхних возрастов отличается от пенсионного возраста ПФР). Верхняя планка обычно 75 лет.

Как ведут себя на интервью: как правило — максимально открыты к диалогу, рады вниманию. С удовольствием поделятся с вами обратной связью на любую тему. Внимание, финтех! Могут заподозрить команду в мошенничестве, если категорией являются финансовые услуги.

«Ни на какие кнопочки я нажимать не буду! Сейчас повесите на меня кредит, мошенники!» [тестирование прототипа приложения в Figma]

Речевые и поведенческие особенности: многословны, могут растекаться мыслью по древу, сбиваться на отвлечённые темы, заинтересованы в личности исследователя, сами любят задавать вопросы.

Чем важны: уже представляют собой существенную долю клиентов массовых категорий. А с каждым годом их доля будет только нарастать (учитывая демографическую структуру общества).

Чем удивляют: умением формулировать свои мысли. На фоне молодёжных интервью, простите, отдыхаешь. А также приверженностью к простым и привычным инструментам и высоким порогом входа по отношению к любому новому интерфейсу.

Чем помогут: понять, какие сервисы наиболее востребованы для ЦА, а также проверить любые другие на понятность как минимум.

Руководство к действию для модератора

Чего НЕ стоит делать в любом случае

Что стоит делать

И снова тайминг запланировать стопицот интервью в день подряд. Идеально, если опция будет только онлайн на экзотической платформе. Они же цифровизуются! Вот и проверим!

Запланировать безопасные интервалы между интервью (участники рады поговорить, стандартно время интервью увеличится на 5–10% минимум).

Желательно планировать 100% или значительную часть тестов оффлайн.

Использовать только наиболее популярные и привычные для ЦА платформы для трансляций (да, Skype тоже существует!). Протестировать ДО интервью связь на платформах и помочь научиться транслировать экран, если это необходимо.

Помочь участнику установить ДО интервью нужный новый софт (если это
необходимо).

Разработать и отдать в тест сервис для ЦА с большим количеством мелких деталей и шрифтом помельче!

Помнить про развитие возрастной дальнозоркости и учитывать эту потребность при разработке интерфейсов.

Создать максимально реалистичные интерфейсы таких услуг, как финансы, госуслуги, сотовая связь и т. п.

В идеале можно нарисовать там крупные суммы, да побольше (если кредит — то никак не меньше 1 млн рублей!).

Ничего не объяснять или объяснить вскользь, как проходит процедура теста и на какой платформе.

Оставить несколько неработающих кнопок (которые не влияют на предмет исследования), оставить в конце пути экран с благодарностью за участие в исследовании и смайлик, на каждой странице прописать «тестовый экран» или другой подобный сопровождающий текст на ваш вкус.

Использовать небольшие суммы (например, 50 тыс. рублей).

Максимально подробно описать, как и где будет проходить тестирование, предупредить, что некоторые кнопки НЕ работают, так как это тестовый экран.

Над статьей работали:

Автор: Мария Нижегородова

Идейный вдохновитель, соавтор и научный консультант: Мария Симонова

Иллюстратор: Мария Хвастушкина

Комментарии (0)