Идея сдавать в аренду место под сервер стала ответом стремительно растущим потребностям ИТ-рынка. Ведь создать и полноценно оборудовать собственный дата центр — дело довольно затратное и хлопотное. А кроме того, далеко не всегда оно нужно. Потому услуги колокации так быстро обрели популярность на рынке хостинга. И за достаточно короткий промежуток времени этот вид бизнеса претерпел ряд изменений, которые позволили ему не только оставаться актуальным в новой эре информационных технологий, но и предлагать что-то свое.
Колокация (сolocation с английского — расположение рядом) представляет вид хостинга, где клиент размещает свое оборудование у хостинг провайдера. В свою очередь, хостинг провайдер предоставляет электричество, помещение и обеспечивает высокоскоростной бесперебойный доступ в интернет. Поддержка и администрирование осуществляется клиентом самостоятельно.
Появление и становление
Услуги колокации вместе с центрами обработки данных вызвали коммерческий бум в онлайн-бизнесе. Компании поголовно осваивали великий и могучий интернет, все более нуждаясь в местах, куда можно было бы ставить свои серверы. Но создавать собственные дата центры не всегда позволяли финансы. Кроме того, построить здание – это лишь часть дела. Куда важнее обеспечить подходящие условия для успешной и безотказной работы серверной. Таким образом, возникла необходимость в хостерах, которые взяли бы на себя выполнение этой непосильной задачи. Услуги колокации стали особенно популярны для онлайн стартапов, предлагая молодым компаниям доступный хостинг, удовлетворяющий первостепенные потребности.
Первые центры колокации появились примерно в середине 90-х. Одним из первопроходцев среди провайдеров стал уроженец Силиконовой долины Майк Лебер. В 1994 году он основал в своем гараже компанию связи Hurricane Electric, которая вместе с услугами веб-хостинга начала сдавать в аренду и место для серверов других компаний. Эта идея пришлась по вкусу потребителям и процесс набрал серьезных оборотов.
На протяжении своего существования колокация удерживалась на рынке за счет надежности предоставляемых услуг и сокращения расходов на них. Пытаясь идти в ногу со временем, провайдеры постоянно совершенствовали услуги. Так возникли колокации «нового поколения», которые начали поддерживать вычисления с более высокой плотностью, унифицировать порталы управления и соединять информационно-технологические инфраструктуры. Улучшилось качество предоставляемых услуг, что позволило организациям оперативно интегрировать технологические системы, данные и приложения. Рынок колокации активно развивался, предлагая что-то новое и интересное.
Современные веяния среди хостеров немного меняют представление о колокации — это уже не просто коммерческие и стандартизированные службы. Они улучшаются, увеличивают маневренность, совершенствуют дизайн дата центров, расширяют возможности управления, модернизируют управление инфраструктурой дата центров (DCIM) и создают свои порталы. Трансформируются модульные коммутаторы за счет их установки в стойки и поддержания высокой производительности с низким уровнем задержки. Внедряются новые услуги вроде корпоративных сетевых вычислений. Многое и вовсе автоматизируются, благодаря чему у заказчика появляется возможность запускать, менять настройки и производить другие действия с серверами в реальном времени.
Облако и колокация
Довольно актуальной темой является взаимодействие колокации и облака. Ведь популярность последнего постоянно растет, что, в свою очередь, может повлиять на востребованность услуг колокации. Облако занимает прочное место в сфере хостинга. Но с другой стороны — это хороший стимул для провайдеров колокации еще больше расширять возможности своих услуг.
Колокации уступают облачным технологиям в гибкости и масштабировании, поскольку имеют более сложную систему подключения дополнительных услуг. Для изменения пакета клиенту приходится менять железо, в некоторых случаях, еще и арендовать дополнительные стойки. В облаке же все можно произвести за несколько кликов. Кроме того, облако куда более мобильно. Колокация имеет географическую привязку, где дата центр, там и сервер.
Но неоспоримым преимуществом колокации перед облаком является надежность. Все таки облачные услуги не могут похвастаться настолько высокой сохранностью данных. А для крупных компаний именно безопасность является приоритетной.
И все же, одно дополняет другое. Колокация дает платформу технологиям облака, обеспечивая надежную сохранность данных клиентов. Тем временем облако, независимое от определенной территории, стремительно развивается и расширяет свои возможности.
Как не попасть впросак
Учитывая изобилие предложений и наличие ЦОД, выбрать подходящего провайдера не так уж просто. Но есть простые правила, следуя которым можно подыскать максимально подходящий и надежный вариант.
1. Качество Интернета
Доступ к оборудованию должен быть постоянным, а обмен информацией — эффективным. Соответственно интернет предполагает быструю и качественную работу без сбоев. Поэтому важно, чтобы дата центр имел несколько интернет каналов, аплинков, резервирование аплинка, резервирование канала по мощности под всплески, а также -хорошую связность.
2. Географическое размещение
Территориальное расположение дата центра — это важно. Необходимо учитывать климатические условия, возможные проблемы с электричеством, логистикой и транспортной инфраструктурой. Удаленность от главных магистралей, неблагоприятный климат и прочие «прелести» могут здорово подпортить работу дата центра.
Для энергоснабжения предпочтительнее места с подземными магистралями, нежели подвесные. Тогда сведутся к минимуму возникновение неполадок из-за погодных условий (вроде перебоев в питании по вине упавших деревьев или дорожных аварий).
3. Уровень условий
Серверная должна находиться не только в подходящем месте, но и обеспечивать все необходимые условия — охлаждение, благоприятный микроклимат, нужную температуру и допустимую влажность. Системы гарантированного электроснабжения и отвода тепла — основа функционирования ЦОД. Все служит сохранности и хорошей работе оборудования.
Также неплохо понимать, является ли провайдер владельцем дата центра или же арендует помещение у другой компании. В случае со вторым вариантом хорошо бы заранее разузнать про условия и сроки аренды, чтоб не пришлось потом быстро сворачиваться и переезжать на новое место.
4. Безопасность
Чем лучше и тщательнее охраняется территория дата-центра, тем выше его безопасность. Но и внутри должен производится строгий учет посещений, контролироваться допуск к оборудованию. Видеонаблюдение и биометрическая система доступа будут несомненным плюсом. Да и такая мелочь, как отдельно защищенные шкафы, которые находятся под замком, все же выглядит надежнее открытых стоек в общей клетке.
5. Круглосуточная техподдержка
Поддержка должна производиться круглосуточно и только так. Никаких выходных, праздников, перерывов. Вопросы и проблемы возникают в разное время, независимо от времени суток. И вот время реакции на них имеет огромное значение, можно сказать, решающее.
Сюда же стоит отнести и квалификацию персонала, достаточно ли они компетентны. Можно оценить уровень профессионализма сотрудников, позвонив им на горячую линию или написав в чат. Скорость и качество ответа дадут общее представление о компетентности работников техподдержки.
5. Опыт провайдера
Солидный стаж говорит про опыт и стабильность в любой отрасли. Поэтому и поставщик, давно и хорошо зарекомендовавший себя на рынке, вызовет больше доверия, чем только появившиеся компании. С другой стороны, устойчивость бизнеса и успешный рост пускай и заслуживают уважения, но в тоже время не дают 100% гарантий.
6. Финансовая стабильность
Рентабельность компании, как правило, указывает на то, что ее клиенты довольны. Финансово устойчивая дата центры позволяют улучшить ценообразование, технические условия и предоставить самую современную поддержку. Лучше всего выбрать последовательно прибыльного хостера, который не утверждал о банкротстве и не прославился серьезными сокращениями персонала.
7. Универсальность бизнеса
Важный момент — основная сфера деятельности компании. Попросту говоря, чем еще занимается провайдер, предоставляющая услуги колокации. Если компания в первую очередь специализируется на телефонной службе или веб-хостинге, то обслуживание может быть более дорогостоящим. И при этом нет гарантий, что качество услуг вполне соответствует цене.
8. Электропитание
Любой ЦОД должен быть обеспечен бесперебойным электропитанием всего оборудования — серверов, климатических устройств вроде систем охлаждений и тому подобного. Источники бесперебойного питания должны функционировать даже в случае скачков напряжения или временного отключения электроснабжения. Поэтому важно, чтобы был резервный источник питания. Современные дата центры используют дизельный генератор, который обеспечивает работу в случае продолжительного отключения электроснабжения.
9. Наличие крупных клиентов
Если солидные и крупные компании, работающие по всему миру, доверили размещение своих серверов с массивами данных определенному дата-центру, то скорее всего он и правда надежный. Хостер, имеющий в среде своих клиентов брендовые имена, внушает доверие.
10. Сфера действия колокации
Наличие нескольких дата центров в разных частях мира — хоть и не первостепенный, но все же значимый критерий выбора ЦОДа. Как минимум, он указывает на прочное материальное положение компании. Значит она имеет более сильную финансовую и технологическую основу, обеспечивающую своему бизнесу настолько глобальные возможности.
11. Цена вопроса
Немаловажный фактор в любом деле. Но тут уж каждый сам определяет свой бюджет, под который надо будет искать подходящие услуги колокации.
И кое что еще насчет чего стоит поинтересоваться у хостера:
— если нужно поставить более одного сервера, но при этом нет желания арендовать часть шкафа, будет ли считаться трафик между серверами. Не везде учитывается только внешний трафик;
— предоставляется ли поддержка при DDoS атаках. Несмотря на повседневность данной проблемы, у многих провайдеров такой услуги не предусмотрено;
— какая стоимость электричества. В ежемесячную оплату входит определенное количество Ватт (50-100), но как правило, его не хватает даже для слабого сервера. Превышение лимита может неприятно удивить своей стоимостью;
— платные или бесплатные услуги дистанционного управления в ручном режиме. Стоимость может быть весьма солидной, поэтому этот момент лучше сразу уточнить.
Колокация (сolocation с английского — расположение рядом) представляет вид хостинга, где клиент размещает свое оборудование у хостинг провайдера. В свою очередь, хостинг провайдер предоставляет электричество, помещение и обеспечивает высокоскоростной бесперебойный доступ в интернет. Поддержка и администрирование осуществляется клиентом самостоятельно.
Появление и становление
Услуги колокации вместе с центрами обработки данных вызвали коммерческий бум в онлайн-бизнесе. Компании поголовно осваивали великий и могучий интернет, все более нуждаясь в местах, куда можно было бы ставить свои серверы. Но создавать собственные дата центры не всегда позволяли финансы. Кроме того, построить здание – это лишь часть дела. Куда важнее обеспечить подходящие условия для успешной и безотказной работы серверной. Таким образом, возникла необходимость в хостерах, которые взяли бы на себя выполнение этой непосильной задачи. Услуги колокации стали особенно популярны для онлайн стартапов, предлагая молодым компаниям доступный хостинг, удовлетворяющий первостепенные потребности.
Первые центры колокации появились примерно в середине 90-х. Одним из первопроходцев среди провайдеров стал уроженец Силиконовой долины Майк Лебер. В 1994 году он основал в своем гараже компанию связи Hurricane Electric, которая вместе с услугами веб-хостинга начала сдавать в аренду и место для серверов других компаний. Эта идея пришлась по вкусу потребителям и процесс набрал серьезных оборотов.
На протяжении своего существования колокация удерживалась на рынке за счет надежности предоставляемых услуг и сокращения расходов на них. Пытаясь идти в ногу со временем, провайдеры постоянно совершенствовали услуги. Так возникли колокации «нового поколения», которые начали поддерживать вычисления с более высокой плотностью, унифицировать порталы управления и соединять информационно-технологические инфраструктуры. Улучшилось качество предоставляемых услуг, что позволило организациям оперативно интегрировать технологические системы, данные и приложения. Рынок колокации активно развивался, предлагая что-то новое и интересное.
Современные веяния среди хостеров немного меняют представление о колокации — это уже не просто коммерческие и стандартизированные службы. Они улучшаются, увеличивают маневренность, совершенствуют дизайн дата центров, расширяют возможности управления, модернизируют управление инфраструктурой дата центров (DCIM) и создают свои порталы. Трансформируются модульные коммутаторы за счет их установки в стойки и поддержания высокой производительности с низким уровнем задержки. Внедряются новые услуги вроде корпоративных сетевых вычислений. Многое и вовсе автоматизируются, благодаря чему у заказчика появляется возможность запускать, менять настройки и производить другие действия с серверами в реальном времени.
Облако и колокация
Довольно актуальной темой является взаимодействие колокации и облака. Ведь популярность последнего постоянно растет, что, в свою очередь, может повлиять на востребованность услуг колокации. Облако занимает прочное место в сфере хостинга. Но с другой стороны — это хороший стимул для провайдеров колокации еще больше расширять возможности своих услуг.
Колокации уступают облачным технологиям в гибкости и масштабировании, поскольку имеют более сложную систему подключения дополнительных услуг. Для изменения пакета клиенту приходится менять железо, в некоторых случаях, еще и арендовать дополнительные стойки. В облаке же все можно произвести за несколько кликов. Кроме того, облако куда более мобильно. Колокация имеет географическую привязку, где дата центр, там и сервер.
Но неоспоримым преимуществом колокации перед облаком является надежность. Все таки облачные услуги не могут похвастаться настолько высокой сохранностью данных. А для крупных компаний именно безопасность является приоритетной.
И все же, одно дополняет другое. Колокация дает платформу технологиям облака, обеспечивая надежную сохранность данных клиентов. Тем временем облако, независимое от определенной территории, стремительно развивается и расширяет свои возможности.
Как не попасть впросак
Учитывая изобилие предложений и наличие ЦОД, выбрать подходящего провайдера не так уж просто. Но есть простые правила, следуя которым можно подыскать максимально подходящий и надежный вариант.
1. Качество Интернета
Доступ к оборудованию должен быть постоянным, а обмен информацией — эффективным. Соответственно интернет предполагает быструю и качественную работу без сбоев. Поэтому важно, чтобы дата центр имел несколько интернет каналов, аплинков, резервирование аплинка, резервирование канала по мощности под всплески, а также -хорошую связность.
2. Географическое размещение
Территориальное расположение дата центра — это важно. Необходимо учитывать климатические условия, возможные проблемы с электричеством, логистикой и транспортной инфраструктурой. Удаленность от главных магистралей, неблагоприятный климат и прочие «прелести» могут здорово подпортить работу дата центра.
Для энергоснабжения предпочтительнее места с подземными магистралями, нежели подвесные. Тогда сведутся к минимуму возникновение неполадок из-за погодных условий (вроде перебоев в питании по вине упавших деревьев или дорожных аварий).
3. Уровень условий
Серверная должна находиться не только в подходящем месте, но и обеспечивать все необходимые условия — охлаждение, благоприятный микроклимат, нужную температуру и допустимую влажность. Системы гарантированного электроснабжения и отвода тепла — основа функционирования ЦОД. Все служит сохранности и хорошей работе оборудования.
Также неплохо понимать, является ли провайдер владельцем дата центра или же арендует помещение у другой компании. В случае со вторым вариантом хорошо бы заранее разузнать про условия и сроки аренды, чтоб не пришлось потом быстро сворачиваться и переезжать на новое место.
4. Безопасность
Чем лучше и тщательнее охраняется территория дата-центра, тем выше его безопасность. Но и внутри должен производится строгий учет посещений, контролироваться допуск к оборудованию. Видеонаблюдение и биометрическая система доступа будут несомненным плюсом. Да и такая мелочь, как отдельно защищенные шкафы, которые находятся под замком, все же выглядит надежнее открытых стоек в общей клетке.
5. Круглосуточная техподдержка
Поддержка должна производиться круглосуточно и только так. Никаких выходных, праздников, перерывов. Вопросы и проблемы возникают в разное время, независимо от времени суток. И вот время реакции на них имеет огромное значение, можно сказать, решающее.
Сюда же стоит отнести и квалификацию персонала, достаточно ли они компетентны. Можно оценить уровень профессионализма сотрудников, позвонив им на горячую линию или написав в чат. Скорость и качество ответа дадут общее представление о компетентности работников техподдержки.
5. Опыт провайдера
Солидный стаж говорит про опыт и стабильность в любой отрасли. Поэтому и поставщик, давно и хорошо зарекомендовавший себя на рынке, вызовет больше доверия, чем только появившиеся компании. С другой стороны, устойчивость бизнеса и успешный рост пускай и заслуживают уважения, но в тоже время не дают 100% гарантий.
6. Финансовая стабильность
Рентабельность компании, как правило, указывает на то, что ее клиенты довольны. Финансово устойчивая дата центры позволяют улучшить ценообразование, технические условия и предоставить самую современную поддержку. Лучше всего выбрать последовательно прибыльного хостера, который не утверждал о банкротстве и не прославился серьезными сокращениями персонала.
7. Универсальность бизнеса
Важный момент — основная сфера деятельности компании. Попросту говоря, чем еще занимается провайдер, предоставляющая услуги колокации. Если компания в первую очередь специализируется на телефонной службе или веб-хостинге, то обслуживание может быть более дорогостоящим. И при этом нет гарантий, что качество услуг вполне соответствует цене.
8. Электропитание
Любой ЦОД должен быть обеспечен бесперебойным электропитанием всего оборудования — серверов, климатических устройств вроде систем охлаждений и тому подобного. Источники бесперебойного питания должны функционировать даже в случае скачков напряжения или временного отключения электроснабжения. Поэтому важно, чтобы был резервный источник питания. Современные дата центры используют дизельный генератор, который обеспечивает работу в случае продолжительного отключения электроснабжения.
9. Наличие крупных клиентов
Если солидные и крупные компании, работающие по всему миру, доверили размещение своих серверов с массивами данных определенному дата-центру, то скорее всего он и правда надежный. Хостер, имеющий в среде своих клиентов брендовые имена, внушает доверие.
10. Сфера действия колокации
Наличие нескольких дата центров в разных частях мира — хоть и не первостепенный, но все же значимый критерий выбора ЦОДа. Как минимум, он указывает на прочное материальное положение компании. Значит она имеет более сильную финансовую и технологическую основу, обеспечивающую своему бизнесу настолько глобальные возможности.
11. Цена вопроса
Немаловажный фактор в любом деле. Но тут уж каждый сам определяет свой бюджет, под который надо будет искать подходящие услуги колокации.
И кое что еще насчет чего стоит поинтересоваться у хостера:
— если нужно поставить более одного сервера, но при этом нет желания арендовать часть шкафа, будет ли считаться трафик между серверами. Не везде учитывается только внешний трафик;
— предоставляется ли поддержка при DDoS атаках. Несмотря на повседневность данной проблемы, у многих провайдеров такой услуги не предусмотрено;
— какая стоимость электричества. В ежемесячную оплату входит определенное количество Ватт (50-100), но как правило, его не хватает даже для слабого сервера. Превышение лимита может неприятно удивить своей стоимостью;
— платные или бесплатные услуги дистанционного управления в ручном режиме. Стоимость может быть весьма солидной, поэтому этот момент лучше сразу уточнить.