Содержание всех статей
Стартап в соло. Часть 5: что должен понимать разработчик, когда запускает стартап?
Стартап в соло. Часть 6: работа над SEO
Стартап в соло. Часть 7: источники привлечения клиентов
Содержание
О чем пойдет речь
В предыдущей статье я рассказал, как появилась идея Telegram чата для сайта, как создавался MVP и сколько пользователей было вначале. В этой статье я расскажу, как я улучшал конверсию из регистрации в подключенный на сайт виджет, а также как начал анализировать источники новых пользователей.
Создание упрощенного виджета
Напомню, первая версия чата поддерживала только работу через Telegram канал с подключенной к нему группой. В результате ~90% клиентов отваливались на этапе создания канала. Нужно было упрощать.
Да и я наконец-то понял, что особого смысла группировать сообщения нет. Обычно пишет один посетитель сайта в один момент времени. На его сообщения удобно отвечать даже через чат с ботом. Если пишет два-три пользователя (у меня такое бывает раз в месяц максимум), еще терпимо отвечать в чате с ботом или группе.
Если параллельно пишет четыре и более посетителя, даже с группировкой сообщений в канале не очень удобно отвечать через Telegram. Для сайтов с большой посещаемостью нужен действительно более серьезный чат по типу Jivo, CarrotQuest и так далее.
В общем, я решил, что необходимо создать упрощенный виджет без канала и без группировки сообщений. В этом случае для создания виджета пользователь только пишет /start в группу или боту, и у него уже готов рабочий чат. Одно действие для настройки виджета, выше конверсия.
Концептуально это работает так (скриншот с текущего сайта):
Убираем выбор типа чата для новых пользователей
Упрощенный чат сейчас используется “по умолчанию” для всех новых пользователей. Только после создания первого упрощенного чата появляется возможность подключить расширенный (с группировкой сообщений в канале):
Почему убрал выбор?
Да потому, что практически все пользователи выбирали “расширенный” на всякий случай. Даже те, у кого посещаемость 10 пользователей в месяц. Перестраховывались на случай возникновения потребности, а потребность не возникала.
В результате пользователи путались в подключении чата и шли искать что-нибудь попроще.
Теперь каждый новый пользователь сначала пробует простой способ подключения. Только тогда, когда он знает, что ничего страшного в подключении нет и всё просто - я даю возможность подключить чат чуть более сложным способом.
Кстати, 90% пользователей используют упрощенный виджет и их всё устраивает. Кто бы мог подумать, что возможность выбора в данной ситуации насколько была не нужна.
Подсказки и инструкции
Следом за упрощенным чатом стали появляться красивые иконки, подсказки, инструкции и связь со мной напрямую (чтобы оперативно получать обратную связь).
Выглядит это вот так:
Обратите внимание, что заранее есть предупреждение, зачем нужен канал и сколько это займет времени:
Даже сделано две ссылки на инструкцию. Ссылкой и кнопкой. Почему две? Многие пользователи ее не замечали и стучались мне личку:
Пару раз просили помочь с установкой виджета на OpenCart (та еще шайтан-машина). Один раз на NodeJS сайт (буквально весь сайт написан на ExpressJS, я про такое слышал, но не видел).
Пользователи удивлялись, что “поддержка” тратила полчаса, чтобы воткнуть в их код скрипт от чата и вообще может так делать. Никто не знал, что поддержка и разработчик в данном случае один.
Правда есть одна оговорка.
Если у меня просят помощь, обычно, в таком случае я не реагирую слишком оперативно. Проектом занимаюсь или поздно вечером, или на выходных. Но с такой-то поддержкой некоторые ждут и до вечера, и до следующей недели ????.
Результат упрощения виджета и более удобного CJM
Тут всё просто. Если вначале конверсия из регистрации в установку виджета была 4% (пусть и на нерепрезентативной выборке), сейчас конверсия находится на уровне 83% (за последнюю неделю).
Итоговая конверсия от регистрации до установки виджета на сайт составляет 67% (за всё время от начала MVP с плохим продуктом до стабильно работающей версии).
Итоговая конверсия из регистрации в платящего пользователя составляет 13% (что не так и плохо по меркам IT продуктов).
Про конверсию из рекламы, SEO и прочих источников продвижению расскажу в следующих статьях. Там не так много данных, я не очень хороший аналитик и по началу не считал, а потом забил считать стоимость.
Конверсия из посещения сайта в платящего пользователя составляет 0.7% (это тоже не самый плохой результат для 1-го разработчика).
Создание аналитики
В этом плане я не догадался нормально разобраться с API Яндекс Метрики или Google Analytics, поэтому разработал на коленке свою систему аналитики. Точнее сбора статистики. На коленке за выходные, как я люблю ????.
Каждая регистрация записывается с UTM-меткой или с источником посещения сайта. Для каждой UTM-метки я даю понятное название, чтобы было удобнее читать. Например, “?utm_tag=someutmtage123” превращается в “Telegram, группа про Tilda сайты”.
Также я пытался считать стоимость визита и привлеченного пользователя. Но забил, так многое нужно вводить руками, а у меня столько времени нет. Так что цифры нерелевантные.
В результате SQL скриптом я вытягиваю данные по всем регистрациям и рисую диаграмму в которой видно, кто и откуда пришел.
Вот так я проставляю названия источникам продвижения и UTM-меткам:
В итоге вот такие результаты за весь период существования проекта и с начала месяца:
Детальнее, как я работал над источниками привлечения клиентов расскажу в следующих статьях.
Выводы
Изучай пользователя.
То, как продукт задумывается и то, как им будут пользоваться - две разные реальности. Начинать нужно с той идеей, которая есть, но потом изучать пользователей и подстраивать продукт под то, как удобно пользователям.Учи пользователя.
Пользователей нужно учить. Я, как программист, привык разбираться в любых непонятных вещах, это и есть моя работа. Но для обычного пользователя написать боту команду /start - это уже квест. Нужно давать максимально понятные инструкции, показывать картинки, подсказки и смайлики. Иначе конверсия - минус.Упрощай.
Собственно, к предыдущему пункту. Продукт должен бытьпростой как бревномаксимально простой и понятный для целевой аудитории. Чем меньше действий требуется - тем лучше.Считай конверсии.
Я сам грешу этим и не всё считаю. Но хотя бы базовый сбор статистики о том, на каком этапе отваливается пользователь должен быть.
Иначе понять растет ли продукт, не растет продукт, почему растет или не растет - нельзя.
Послесловие
Вообще, все подзаголовки выше - это 8+ месяцев работы (я не сильно быстрый в разработке пет-проектов ????).
За это время проект стал стабильнее, быстрее, обзавелся DDOS-защитой (не просто так) и резервными копиями (тоже не просто так). Переехал в Docker, появилась защита от всяких говнюков спама, взломов, переполнений памяти, ботов и т.д.
Собственно, в следующей статье я расскажу про техническую сторону проекта.