![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/3e4/0c3/8e1/3e40c38e10527af6ae02605de424e4e4.jpg)
Сегодня я продолжу рассказывать про интересные современные игры, которые не являются топовыми ААА франшизами, а поэтому, не всегда могут быть на слуху. Мой прошлый пост из этой рубрики можете посмотреть тут.
2021 год отметился феноменальным успехом Vampire Survivors. Продукт от итальянского разработчика Луки Галанте произвел фурор в игровой индустрии и породил десятки подражателей, отличающихся своими взглядами на ставшую модной механику. Vampire Survivors подкупала своей простотой и незамысловатостью, сохраняя при этом увлекательный геймплей и довольно глубокую систему построения персонажа. Что ж, я всегда любил проекты с интересным билдостроением, поэтому на долгое время увлёкся игрой. Затем начал искать её аналоги, способные завлечь еще сильнее, чем первоисточник. И мой выбор пал на Brotato.
Кто
Создателем игры является молодая инди-студия «Blobfish», состоящая из одного человека. Зовут этого товарища Томас Герврауд. Он начал заниматься разработкой игр с 2018 года, а уже в 2020 году выпустил свою первую игру. Именно тогда стала проявляться любовь автора к картофелю =)
Все его игры были экспериментами над разными игровыми жанрами.
Lost Potato — необычная аркада, цель которой победить врагов. Проблема в том, что ваша картофелина не способна наносить атак, а может лишь толкать врагов. Этой механикой нужно пользоваться, выталкивая врагов на шипы или под пули других оппонентов.
Space Gladiators — 2D Rogue-lite платформер, на мой взгляд, очень похожий стилистически на Hollow Knight. Разные персонажи под разные стили игры, множество предметов, монстров и боссов. Игра, конечно, на любителя, но, я думаю, много кому зайдёт, да и отзывы в Steam «Очень положительные».
И наконец, осенью 2022 года выходит Brotato, именно о ней далее и пойдет речь.
Геймплей
Целью является выживание на небольших картах, при этом уничтожая или убегая от орд врагов. Ваша задача — пережить 20 волн, каждая из которых завершится не после смерти всех неприятелей, а после окончания таймера. Это значит, что вам необходимо выжить любой ценой! Для выполнения этой задачи перед началом забега выберите понравившийся картохотип (со своими преимуществами и недостатками), который будет больше всего подходить вашему стилю игры.
Вы можете убивать врагов самостоятельно или при помощи турелей, а можете уклониться от боя, банально убегая и уворачиваясь. Игра представляет собой некую форму Top Down Arena Shooter, в который добавили элементы Rouge-Like. Вам необходимо лишь маневрировать меж толпами врагов, а атаковать их персонаж будет сам (правда в настройках можно выбрать и ручное наведение). Идейно игра похожа на культовый Crimsonland, ну а любителям Vampire Survivors, я думаю, ничего объяснять не нужно =)
Персонажей много, однако открываются они постепенно, как и многие другие предметы и оружие. В награду за прохождение разными картофелинами вы будете получать вещи, позволяющие улучшить их. Так, пройдя игру за одного из героев ближнего боя, можно получить предмет, который значительно усилит билд, к примеру, основанный на башнях-турелях.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/407/b67/75f/407b6775fdfc1426c4735cd4abeedb52.png)
Если вспомогательные предметы можно брать в любых количествах, то с оружием ситуация другая. У большинства героев есть лишь 6 слотов под него. Да, есть персонажи, у которых это количество иное, к примеру, «Однорукий» способен носить с собой лишь одно оружие, взамен получая огромный буст к скорости атаки и урону. Все игровые вещи имеют определённый класс редкости, но оружие, в отличие от вспомогательных предметов, можно прокачивать. Для понимания: имея два пистолета обычной редкости, можно объединить их в один, но классом выше (если бы мы говорили про диаблоид, то обычная вещь превратилась бы в магическую, магическая в редкую и т.д.).
Между волнами можно закупить в магазине новую экипировку или же продать старую. Если предметы в продаже вам не понравились, можно платно обновить ассортимент, но с каждым разом реролл будет всё дороже и дороже. Схожая ситуация и при повышении уровня — есть возможность сделать реролл доступных для прокачки характеристик.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/740/238/38c/74023838ca13d6d7deb2ff52b5ad848b.jpg)
Многие называют одним из минусов игры относительно высокую сложность. На мой взгляд, она именно такая, чтобы было интересно играть. При этом Brotato бросает вызов, заставляя обдумывать прокачку персонажа и свои действия. Раз за разом пытаясь пройти все волны, дорабатывая билд и регулярно проигрывая, злишься ужасно. Но какую же эйфорию получаешь, когда тебе покоряется неприступная ранее сложность…
Кстати о ней. Помимо разнообразных видов классов и предметов, игра может порадовать разными уровнями сложностями. Они, кроме банального усиления оппонентов, вводят новые награды и монстров с уникальными атаками и моделью поведения, а также дополнительных мини-боссов на определённых волнах. Говоря о самих боссах, я должен сказать, что на последнем (двадцатом) уровне вы столкнетесь с финальным недругом, а на высокой сложности даже не с одним. Они довольно опасны для неправильно прокачанного героя, но особенность игры, которую я изначально совсем не понимал, заключается в том, что вам нет никакой нужды убивать боссов! У каждого из них несколько фаз боя с разными атаками. Самая главная задача — это выжить к тому моменту, когда время на часах покажет ноль! Эх, сколько же забегов было проиграно без понимания этой механики игры…
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ab8/caa/919/ab8caa919339b8b35ca26532817f5f3d.png)
Ролевая система
Ключевая особенность игры — это ее ролевая система, в которой, выбрав одного из десятков классов персонажей, вам нужно прокачать ему боевые атрибуты и подобрать необходимую экипировку и оружие. Подавляющее большинство предметов в игре, помимо своих положительных сторон, имеют и негативные, понижающие ваши характеристики.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/dee/2fa/333/dee2fa333ca64e1cd9464391573a4ed2.png)
Каждый класс игры заточен под определённый стиль. Некоторые из них очень сильно меняют тактику ведения боя, другие лишь направляют в нужное русло построения билда. Я читал множество обзоров и мнений, что игра не даёт отойти в сторону от задуманного разработчиками варианта прокачки персонажа. Мне кажется, что это не совсем верно. Да, за некоторые классы очень сложно придумать какой-то уникальный вариант прохождения игры, взять того же персонажа "Пацифист". Он совсем не может использовать орудие и атаковать, а это значит, что вариантов его прокачки — не так и много. Что же касается других классов, то я решил провести эксперимент и познакомил своего друга с Brotato. Играли мы параллельно, не подсказывая тактики боя друг другу, а после делились впечатлениями и вариантами прокачки. В итоге я пришёл к выводу, что за бОльшую часть героев мы качались абсолютно по-разному.
Для большей наглядности хочу разобрать недавно введённый класс — Лич.
Восстанавливаясь после получения ранения, случайному врагу наносится урон, зависящий от максимального здоровья — в этом заключается уникальная фишка персонажа. Следовательно, чтобы быть наиболее эффективным в бою, нужно иметь высокий показатель жизни и всегда быть раненым.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d47/7e6/267/d477e6267edf334d68b0c2627b32734a.png)
Под этот билд можно подобрать, к примеру, медицинскую пушку или, как это сделал я, ножницы. Это оружие ближнего боя, особенность которого — повышенный шанс критического удара и очень хорошее лечение. В моём варианте я старался прокачать здоровье, кражу и регенерацию жизни. Во вторую очередь качал ближний бой и критический удар (так как ножницы имеют бонус к криту). Чтобы вы могли понять, как это выглядит вживую, ниже видео геймплея двух последних волн.
Стример, скряга, торговец оружием, мазохист и много, действительно много других классов с особым стилем игры подарят вам десятки часов интересного геймплея. А ведь с каждым обновлением добавляются новые!
Ранний доступ
Раз уж я начал говорить про обновления, надо уточнить, что игра находится в раннем доступе. Но если честно, я не понимаю почему. В Brotato огромное количество контента, нет ни одного бага или вылета (а я провёл в ней больше 70 часов), присутствуют достижения. Разве что коллекционных карточек нет. Да наполнение некоторых законченных игр в разы меньше, при этом еще и приправлено огромным количеством технических проблем!
Видно, что работа над игрой активно ведётся. Каждый месяц-два выходят обновления, которые добавляют в игру много нового! К примеру, в одном из недавних патчей добавили «Бесконечный режим», позволяющий продолжить играть даже после 20 волны! И многие спросят, а зачем? Дело в том, что у вас будет возникать иногда такая ситуация, когда ваш билд раскроется где-то к 18-19-20 волне. Персонаж станет настолько сильным, что сможет убивать босса за 5 секунд, а потом игра кончается, и насладиться его мощью вы просто не успеваете. Теперь эта проблема в прошлом.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/170/0a0/2a1/1700a02a13b5d8871552f35b27ad4181.jpg)
Сюжет
Вам действительно нужен сюжет в игре, подобной этой?))))
Что ж, здесь его нет. Единственное, что можно сказать — необычная картоха отбивается от инопланетян. Косвенно можно предположить, что наш боевой клубень был подвергнут радиации, в результате чего мутировал. На это указывает и возможность носить сразу 6 единиц оружия, и некий «материал», выглядящий как зелёные кусочки неизвестной субстанции (возможно тоже радиоактивной). Этот материал является одновременно и валютой, за которую картоха может приобрести себе новое оружие и мутации, и опытом, благодаря которому можно прокачать персонажа, а если конкретнее, его части тела.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/90e/25a/1c9/90e25a1c904da6f3cb003bcdf2df2260.png)
Звуковое сопровождение
Если бы меня попросили описать музыку одним словом, я бы охарактеризовал её как «Приятная». О ней не скажешь много и петь ей дифирамбы не станешь. Да, она хорошая и драйвовая, но накладывается отпечаток того, что игру делал один человек с явно небольшим бюджетом. Поэтому со временем понимаешь, что она довольно однообразная. Но на низкой громкости, играя на фоне, она гармонично ложится на геймплей и хорошо дополняет его.
А ещё мне нравится, как при переходе в магазин между волнами музыка немного приглушается, видимо, чтобы не мешала обдумать покупки. А при возвращении на поле боя музыка вновь играет в полную силу.
Фишка
Как мне кажется, основная причина, почему вам стоит попробовать Brotato — это огромное количество классов. Многие из них действительно уникальные и уж точно не типичные не только для этого жанра, но и для жанра ролевых игр. Этот продукт для тех, кто любит поломать голову над эффективным билдом, кто любит экспериментировать и пробовать разные подходы.
Интересный игровой процесс увлечёт вас на десятки часов, постоянно подогревая ваше любопытство. «Что же за новый класс я открою, если выполню это достижение?», «Как повлияет недавно открытый предмет на мой любимый класс персонажа?» - эти и многие другие вопросы будут постоянно возникать у вас во время игры.
![Это одна из редчайших игр, которую я прошёл на 100%, и она всё еще не надоела! Это одна из редчайших игр, которую я прошёл на 100%, и она всё еще не надоела!](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/38f/b97/a74/38fb97a7490d84540467a2cb8ad90292.jpg)
Минусы
Я действительно старался объективно оценить игру и найти у неё минусы, но, мне кажется, их почти нет. А те, что есть, высосаны из пальца.
Не всегда понятное предназначение параметров персонажа.
Не очень разнообразный саундтрек. Но чему удивляться, игру сделал один человек!
Возможно кому-то может не понравиться визуальный стиль.
Итог
Достаточно интересный и самобытный клон Vampire Survivors, затянувший меня на десятки часов, пока игра не была пройдена на все 100%. Для любителей игр такого жанра, вкупе с её ничтожной стоимостью — обязательно к ознакомлению! К тому же, игра полностью на русском языке!
PS: 28 марта Brotato вышла на Android, IOS.
Я играю в игры больше 25 лет и запомнил их именно такими: душевными и затягивающими, с увлекательными механиками и интерактивностью, без внутриигровой валюты и попыток быть чем угодно, но не игрой. В моём Telegram канале тебя ждут не только обзоры на игры, но и актуальные новости, а также рассуждения о геймдеве. Подписывайся, будет интересно!