imageНа заре предпринимательской карьеры Дэвид Маркус работал в сфере, совершенно не связанной с искусственным интеллектом. Он бросил Женевский университет, чтобы создать первую технологичную компанию GTN Telecom. Там ему пришло в голову своего рода ноу-хау – предложить клиентам услугу-премиум для sms-голосования в телевизионных шоу, в числе которых Nouvelle Star во Франции и Pop Idol в Великобритании. Он проработал генеральным директором GTN Telecom четыре года и продал бизнес компании World Access.

Источник: ERIC PIERMONT / AFP

В Кремниевую долину он переехал в 2008 году. Там он создал компанию Zong – провайдера для проведения платежей через мобильный телефон. Эту компанию он также продал в 2011 году и заработал $240 миллионов. Покупателем стала eBay, которая на тот момент владела PayPal. Сам Маркус получил предложение стать вице-президентом PayPal, а позднее стал президентом компании.

Когда гендиректор Facebook Марк Цукерберг в прошлом году пригласил президента PayPal Дэвида Маркуса на ужин, тот подумал, что речь пойдет о деловом партнерстве двух компаний.

Но Цукерберг предложил Маркусу сменить команду из 15 000 человек в PayPal, на 200 человек в Facebook и статус вице-президента по коммуникационным продуктам.

Шанс, который выпадает раз в жизни для одного человека и раз в жизни в масштабах поколения, – вот был главный аргумент сказать Цукербергу «да», говорит Маркус. Шанс – превратить мессенджер Facebook в новую платформу, которую используют миллиарды людей.

Реализацией этих амбициозных планов Маркус занимается уже полтора года. За это время мессенджер Facebook стал самостоятельным продуктом, число активных пользователей выросло с 300 миллионов до 700 миллионов человек в месяц.

Facebook позже своих конкурентов вступил в борьбу виртуальных персональных помощников. Сервис M должен составить конкуренцию таким персональным помощникам, как Siri компании Apple и Cortana компании Microsoft, снабженным голосовым интерфейсом и функцией распознавания речи.

Здесь я трачу 90% времени на то, чтобы сделать самый продвинутый продукт, который даст людям новые возможности, а не на то, чтобы придумать цели и затем решать, как их реализовать.

«Если система мессенджера не уверена, сможет ли она самостоятельно выполнить поставленную задачу, она перенаправляет запрос на сотрудника», объясняет он. У виртуального помощника М хороший потенциал, уверен Маркус. Сейчас его тестируют несколько сотен жителей Bay Area в Сан-Франциско.

В отличие от конкурентов Siri и Cortana, в М для обработки запросов используются оба ресурса – и алгоритм, и команда людей, поэтому помимо простого поиска информации сервис способен осуществлять действия: забронировать столик в ресторане, например.

Маркусу самому нравится использовать сервис M для отправки подарков, в частности цветов. При этом он категорически отвергает предположения, что скоро искусственный интеллект сможет стать умнее человека:

Я думаю, люди еще долго будут принимать участие в этом процессе – очень, очень долго.

Мессенджер Facebook обеспечит новый поток доходов, когда введет платный сервис. Скорее всего, платные услуги будут предложены ретейлерам, которые могут использовать их для прямой связи с клиентами, продвижения товаров и проведения различных акций.

От результатов работы по монетизации мессенджера зависит и вся бизнес-модель других аналогичных сервисов Facebook. Летом Facebook анонсировал выход версии мессенджера для бизнеса, которая позволит торговым компаниям взаимодействовать с клиентами и даст инструмент для пересылки денег, пишут «Ведомости» со ссылкой на Financial Times.

Участники рынка внимательно следят за судьбой виртуального помощника М: превращение его в источник дохода не только поддержало бы общий бизнес Facebook, но и стало бы образцом для команды, занимающейся коммерциализацией мессенджера WhatsApp, купленного в прошлом году за $22 миллиарда. Сейчас WhatsApp действует независимо от его учредителей Яна Кума и Брайана Актона, которые работают неподалеку от Маркуса.

«Мы часто встречаемся», замечает Маркус. Если Маркусу удастся провести монетизацию функций мессенджера, он сможет распространить свои рычаги влияния еще на 1 миллиард пользователей WhatsApp. «Надеюсь, мы найдем то, что сработает и станет бизнес-моделью для обоих сервисов, – говорит он. – Но пока это не получается».

Компания Facebook – в числе фаворитов на Уолл-стрит: акции выросли более чем на 150% с начала листинга в 2012 году, а выручка – на 38% до $17,2 миллиарда в этом году.

Оценки перспектив тех или иных компаний, на самом деле не столь очевидны, а сами компании не столь прозрачны, предупреждает Маркус:
Я думаю, что публичный рынок является более здоровым средством финансирования, чем частные инвестиции. Оценка некоторых проектов частных компаний в некотором отношении довольно проблематична.

Комментарии (0)