В прошлой статье я писала, что сейчас талантливый студент-технарь уже не ограничен рамками айти-индустрии. С недавних пор возможностей у учёных стало не меньше, чем у классических айтишников.

"В науке достойной оплаты нет и не будет", - самая распространенная реакция людей, не всегда высказываемая вслух. Я хочу развеять этот миф и показать вам другую сторону научного мира, о которой подавляющее большинство людей даже не подозревает.

Щетинина Анастасия, "GT Lab", экономическое консалтинговое агентство

Под последним постом меня попросили поподробнее рассказать про специфику моей работы. Цель этого текста – попробовать погрузить читателя в мир прикладной математической экономики, которой мы занимаемся с нашими коллегами.

Содержание:

  1. Общефилософское введение

  2. Краткое (прям микроскопическое) введение в теорию аукционов

  3. Какими они бывают и что почитать

  4. Что тут могут сделать математики

Общефилософское введение

Многие люди, далекие от экономической науки, не очень хорошо представляют, что вообще делают экономисты. Если говорить неформально, то экономисты строят теории, придумывают модели и что-то предсказывают с одной целью - повысить общественное благосостояние. И вот теперь представим себе одну из самых распространённых экономических задач: допустим, что у вас есть какой-то общественно значимый ресурс, который вам нужно эффективно распределить среди экономических агентов. Самым удачным механизмом для этой цели является аукцион.

 Теория аукционов - это триумф экономической науки, редкий случай, когда экономисты могут крайне точно спрогнозировать исход экономического взаимодействия. Аукционы давно используются для распределения благ, хотя у большинства людей аукционы всё ещё ассоциируются с продажей предметов искусства. Это лишь капля в море, отдельный специфический мир коллекционеров и материальных объектов, недоступных обывателю. Есть гораздо более крупные аукционы, как с точки зрения обращающихся денег, так и с точки зрения общественной значимости. Их называют ресурсными аукционами.

Краткое введение в теорию аукционов

В 2019 в России прошел самый крупный ресурсный аукцион в истории, где продавались квоты на вылов крабов. Представьте это так: государство делит морские территории на участки, внутри которых разрешен вылов морских обитателей (ими могут быть не только крабы). В случае, если фирма купит у государства возможность осуществлять вылов на этом участке в течение какого-то времени(квоту), это сулит ей многомиллиардную прибыль. Но конкуренция на рынке между рыболовными компаниями мешает каждой из компаний заполучить то количество квот, которое ей бы хотелось иметь. И мы понимаем, что, вообще говоря, конкуренция это хорошо и правильно, на конкурентном рынке с большей вероятностью будут устанавливаться «справедливые» цены, чем на монополистическом. Более того, присутствие нескольких компаний на рынке как правило положительно влияет на экономическую эффективность, поскольку тогда ресурсы скорее распределятся между наибилее эффективными (оптимально работающими) участниками рынка.

Перед государством, условным Росрыболовством в нашем случае, стоит задача: как правильно распределить эти квоты между несколькими конкурирующими компаниями? Ведь государство должно быть заинтересовано не только в максимизации выручки от продаж, но и в эффективности получившегося распределения. Это значит, что играет роль также способность компаний правильно распорядиться полученными ресурсами. Решение может показаться, на первый взгляд, достаточно тривиальным: должен использоваться аукцион. Математически доказано, что именно аукцион является оптимальным механизмом для распределения благ. Однако задача сразу перестаёт быть такой простой, если учесть, что существует множество типов аукционов, и все они приводят к совершенно разным результатам. Финальная формулировка вопроса, который могут решить учёные-игровики, звучит так: какой механизм (какой тип аукциона) следует использовать в каждом конкретном случае с учётом запроса заказчика? Заказчик, то есть организация, которая проводит аукцион, может преследовать разные цели, вот некоторые из них:

  • максимизация прибыли

  • снижение вероятности сговора между участниками аукциона

  • получение эффективного распределения квот между участниками рынка

Тогда как первые два пункта кажутся интуитивно понятными, последний стоит расшифровать. Экономическая эффективность – это вообще одно из главный понятий, которыми оперируют экономисты. В контексте аукционов это подразумевает, что квоты в итоге достанутся тем участникам аукциона, которые больше всего их ценят. Почему это называется эффективным распределением? Потому что если компания может наилучшим образом распрядиться квотой (то есть у неё лучшая бизнес-модель), она будет готова заплатить за квоту наибольшую цену. Исходя из интуитивных представлений о том, что общественное благосостояние растёт, когда больший объем ресурсов распределяется эффективно, мы можем сделать вывод, что вообще-то это хорошо. Потому что общественное благосостояние это хорошо и важно.

Коротко о вариативности аукционов

Подробно писать о многообразии форматов проведения аукционов я не буду, потому что тогда придётся залезать в математическую специфику, а кроме студентов экономических факультетов и учёных-игровиков это вряд ли кому-то может быть полезно. Однако от себя для всех заинтересовавшихся могу посоветовать замечательные книги по теории аукционов:

Для экономистов и математиков - Auction Theory, Vijay Krishna

Auctions: Theory and Practice (The Toulouse Lectures in Economics), Paul Klemperer

В жанре науч-поп - Савватеев, Филатов: Занимательная экономика. Теория экономических механизмов от А до Я

А также небольшую и очень понятную для неподготовленного читателя статью моих коллег:

Крабовый аукцион 2019: история, оценка и альтернативные сценарии. Иванов Д.И., Калинин Н.С., Нестеров А. С., Сусин И.С.

Существует большое количество разных способов проклассифицировать аукционы по разным основаниям, но чтобы объяснить, как мы производим анализ различных форматов, приведу упрощенную аналогию. Представьте всё огромное множество свойств, которыми может обладать аукцион. Например, он может быть закрытым или открытым, параллельным или последовательным, и так далее. Гипотетически, мы можем "конструировать" бесконечно сложный механизм с большим количеством свойств, каждое из которых будет как-то влиять на то, какие стратегии захотят использовать участники, а значит и на прибыль, выигрыши и эффективность. Но сложно не значит хорошо: на самом деле, чтобы определить, какой из механизмов будет оптимальным в конкретной ситуации, нам нужно исключить совсем "неразумные", неподходящие по каким-то критерием форматы аукционов, а оставшиеся сравнить по интересующим нас параментрам. Итог будет выглядеть как-то так:

Таблица взята из статьи "Крабовый аукцион 2019: история, оценка и альтернативные сценарии. Иванов Д.И., Калинин Н.С., Нестеров А. С., Сусин И.С."
Таблица взята из статьи "Крабовый аукцион 2019: история, оценка и альтернативные сценарии. Иванов Д.И., Калинин Н.С., Нестеров А. С., Сусин И.С."

 

Методы для проведения такой сравнительной аналитики могут использоваться разные, например анализ данных прошлых подобных аукционов или построение симуляций.

Кроме того, есть особые методы, через которые аукционист может воздействовать на поведение игроков во время торгов. Я выделю два из них, оба из которых применялись в Крабовом аукционе 2019 года:

  • резервная цена - минимальная цена, по которой аукционист готов отдать лот. Гарантирует большую выручку и эффективность

  • внесение залога за лот - когда фирма, желающая торговаться за лот, должна сначала внести крупный залог за лот. Эта мера снижает вероятность появление подставных фирм, но также может негативно повлиять на конкуренцию, так как у маленьких фирм будет меньше возможности торговаться.

Как же учёные могут повлиять на исход аукциона?

А повлиять они могут сразу с двух сторон: с одной стороны, они могут выступать дизайнерами механизма. Это происходит в том случае, если учёные привлекаются в качестве экспертов для проведения аукциона. Тогда они могут предложить аукционисту тот тип и формат аукциона, который будет согласовываться с приоритетом его запросов (см. 3 пункта из введения в теорию аукционов)

С другой стороны, учёные иногда привлекаются самим участником торгов. Тогда мы помогаем им выбрать оптимальную стратегию поведения в аукционе, исходя из уже известных установленных прав правил проведения аукциона. В этом случае основным показателем нашей работы являются сэкономленные деньги клиента. Откуда берётся экономия? Как правило, фирма знает, за какое количество квот(лотов) она бы хотела торговаться, но не знает как именно. Управляющие мыслят в категориях приыли и выручки, они понимают, сколько квадратных километров морских вод они могли бы обработать, какой улов могли бы получить, по какой конечной цене они бы реализовали товар. Но участие в аукционе - это пример игрового стратегического взаимодействия, которое сложно просчитать, не обладая узкопрофильными знаниями.

  1. Фирма может не знать, за какие именно лоты стоит торговаться.

  2. Фирма может не знать, как именно торговаться. Фирма может торговаться агрессивно, а может занимать выжидающую позицию. Она может сразу заявиться на все лоты, выплатив при этом большой зало за каждый из лотов, а может заявляться постепенно.

  3. Фирма не всегда может корректно расценить сигналы, которые поступают от других участников торгов. Поведение других фирм важно анализировать в процессе аукциона, чтобы сделать правильный выбор.

  4. Часто фирмы могут прибегать к сговору и другим манипулятивным тактикам, сильно рискуя, тогда как можно было изначально придерживаться тривиальных стратегий и достичь своей цели.

Так наши специалисты в Крабовом аукционе 2019 года помогли одной из Российских рыболовных компаний снизить в процессе торгов среднюю цену лота на 5 процентов. Может показаться: всего каких-то пять процентов! И из-за этого стоило нанимать команду математиков? На деле для компании это вылилось в 2 миллиарда сэкономиленных рублей (оценка, полученная после завершения торгов).

На этот раз морали у басни не будет - как говорится, думайте сами, решайте сами. Кто-то на наши рассказы об эффективности экономики и том, что в России быть учёным не тождественно быть нищим, скажет, что это всё высосано из пальца и что мы просто в нужное время оказались в нужном месте, и поэтому вот у нас получилось. На деле подобных возможностей для учёных-технарей будет становится только больше, да. Автору просто шепнули на ушко.

P.S. Следующая статья про биоинформатику и биомедицину в Сириусе и Сеченовке.

Комментарии (22)


  1. mclander
    31.05.2023 19:46
    +15

    Статья очень напоминает стиль Яндекс дзен, где много заманушной прелюдии и потом один абзац по делу.

    Но тут и этот абзац забыт.


    1. thesekunda Автор
      31.05.2023 19:46
      -4

      Добрый вечер, Александр!

      Было бы здорово, если бы вы указали, какой именно абзац я забыла, и где тут заманушная прелюдия.


      1. mclander
        31.05.2023 19:46
        +3

        Как были решены проблемы государства и конкретного покупателя. По аналогии с программированием: пример кода не менее ценен, чем теория перед ним. Может и более ценен, но точно не менее


        1. thesekunda Автор
          31.05.2023 19:46
          -7

          К сожалению, рассказывать детали работы с клиентом нам не разрешает договор

          Плюс, как я уже говорила, целевая аудитория текста - студенты технических вузов, у статьи нет цели объяснить, как правильно проводить аукционы. Для этого даны ссылки на книги и научную статью


  1. Tari-bird
    31.05.2023 19:46
    +3

    Хм. Интересно. Если я буду устраивать миллиардные аукционы, пожалуй воспользуюсь ;)


  1. Hardcoin
    31.05.2023 19:46
    +4

    Математически доказано, что именно аукцион является оптимальным механизмом для распределения благ.

    Это с учётом возможного завышения цены ради захвата рынка? Если одна компания решит выкупить больше, чем может обработать ради того, что бы некоторые другие компании обанкротились (у них же есть обязательства, но не будет доходов), при этом сама привлечёт средства и по итогу не справится с обязательствами - это всё ещё будет считаться оптимальным механизмом?


    1. thesekunda Автор
      31.05.2023 19:46
      -1

      Спасибо за содержательный вопрос!

      Что вы подразумеваете под завышением цены? Неоправданно высокую резервную цену? Установка залога за лот?

      Если аукционист(дизайнер механизма) заинтересован в том, чтобы сконструировать его таким образом, чтобы захвата рынка не было(как раз через адекватную резервную цену и залог), то у фирм не будет такой возможности


      1. Hardcoin
        31.05.2023 19:46

        Высокую ставку. Что бы выиграть лот.


    1. MasterMentor
      31.05.2023 19:46
      +6

      Математически доказано, что именно [залоговый] аукцион является оптимальным механизмом для распределения [государственных] благ [среди своих].

      И известны и имена, и баснословные состояния этих простых участников тех аукционов. И известны государственные банки которые давали последним ссуды на участие в них. С цифрами, не поспоришь: всё доказано математически, и как повелось - на 140%.


      1. Tari-bird
        31.05.2023 19:46

        Ссылочка на Вики? Отлично! Вам нужно в чатик где обсуждают коррупцию.


      1. thesekunda Автор
        31.05.2023 19:46
        -2

        Привожу цитату из нашей статьи:

        Аукцион проходил с 7 по 15 октября 2019 г. и принес 142 млрд руб. (примерно 2,2 млрд долл. на тот момент), что сделало его крупнейшим ресурсным аукционом в мире2. Для сравнения, пресловутые залоговые аукционы 1995 г.3, распродавшие основную долю ресурсодобывающей промышленности России, пополнили бюджет всего на 0,9 млрд долл. [Андрефф, 2004].

        Каких-то крабов в 2019 продали в два раза дороже, чем самые лакомые отрасли в 1995
        Залоговые аукционы это обман, преступление, каждое упоминание о них должно быть таким


      1. thesekunda Автор
        31.05.2023 19:46
        -4

        я считаю, что это сравнение ясно показывает, как далеко шагнула РФ

        Вот вторая цитата: в целом, аукцион оцениваем положительно, но можно было сделать лучше.

        > Во многом, крабовый аукцион 2019 г. был разработан и проведен качественно. Во- первых, во всех лотах, кроме лотов 23–28, резервная цена была подобрана достаточно точно. Это обеспечило основной успех. Во-вторых, анонимность ставок затрудняла воз- можность сговора между участниками на этапе торгов. В-третьих, высокий залог предот- вращал вход в аукционы подставных фирм и фирм, не способных заплатить за лот при победе. Тем не менее результаты нашего исследования показывают, что два небольших изменения в формате проведения аукциона – замена формата с раздельного последова- тельного на единый параллельный – могут привести к следующим важным улучшениям.


  1. MasterMentor
    31.05.2023 19:46
    +10

    Кстати, новаторская статья по математике: без единого графика, без единой формулы, но зато про Краба!


    1. thesekunda Автор
      31.05.2023 19:46
      -5

      вроде как на Хабре не существует регламента, по которому статья, относящаяся к математике, должна содержать доказательство теоремы из учебника по аукционам

      статья про то, что существует около науки, более того, если вы посмотрите мою предыдущую статью, вы поймёте, что статья написана для студентов, а не для математиков


  1. Tyusha
    31.05.2023 19:46
    +4

    Это всё замечательно, если всё экономические агенты действуют рационально, но в жизни это не так.

    Во многих тендерах средиучастников появляется "молодая многообещающая компания", которая наивно полагает, что у него получится сделать дешевле, чем у других старых и опытных игроков. Она демпингует, выигрывает, закономерно обсира..., у неë ничего не получается (ну или получается с убытком для себя), банкротится. В итоге всё плохо: молодой многообещающей компании кабзда, другие опытные компании не получили контракт и тоже в результате могут обанкротиться...

    На следующий тендер вылезает другая ещë одна новая молодая многообещающая компания...

    Совершенная конкуренция хороша в стране розовых пони, которая бывает в базовых учебниках по экономике. Но по факту приводит к снижению прибыли до нуля, но чаще даже к убыткам и другим экономическим бедам из-за многочисленных неучëнных факторов. Поэтому "не всë так однозначно". Аукцион — это часто ситуация, когда всё наелись г. забесплатно.


    1. thesekunda Автор
      31.05.2023 19:46

      Добрый день!

      Вы не могли бы выразить мысль точнее? В статье нет ни слова про тендеры, это отдельный мир


      1. Hardcoin
        31.05.2023 19:46

        Мысль в целом ясна - аукцион может выиграть тот, кто не справится с обязательствами (потому что переоценил свои силы). Заложит слишком маленькую маржу, например. В результате хуже будет всем.


      1. Tyusha
        31.05.2023 19:46

        Тендер — это обратный аукцион.


    1. zlat_zlat
      31.05.2023 19:46
      +1

      Более того. Я слышал про варианты, когда «молодая» компания после выигрыша тендера (скажем, за 80 процентов цены от той, которую предлагали адекватные участники) отказывалась выполнять обязательства с одновременной попыткой отправить их на субподряд в те же реальные конторы, но уже за 60-70 процентов. Тендер переигрывать непросто, устроителю нужно выполнение, у «молодых» уставной капитал 10 тысяч. А отказать «молодым» в участии формальных причин нет.


      1. Tyusha
        31.05.2023 19:46

        Ну если уж рассматривать не сферический тендер в вакууме, а реальный, то надо пройти квалификацию, и никакие БайкалФинансГруппы с 10 рублями уставняка, обычно к участию не допускаются, если только речь не о продаже крупнейшей нефтяной компании России, а ваша фамилия не Сечин.


  1. antiquar
    31.05.2023 19:46
    +1

    наши специалисты в Крабовом аукционе 2019 года помогли одной из Российских рыболовных компаний снизить в процессе торгов среднюю цену лота на 5 процентов

    Достоверно ли установлено, что имела место указанная причинно-следственная связь? Может быть, цена снизилась оттого, что у представителя какого-то из участников аукциона мама заболела, и ему внезапно стало ни до каких аукционов..


  1. himch
    31.05.2023 19:46

    Примечательно то, что многомиллиардные расходы на выкуп квот (лицензий etc) участники аукционов переносят в итоге на потребителей краба (услуг сотовой связи etc).

    Повышается ли таким образом общественное благосостояние?

    Кстати вы наверняка в курсе, какие сейчас проблемы у участников крабового рынка - традиционные покупатели отказались от закупок, китайцам замороженный краб не нужен, реализовывать на внутреннем рынке не получается из-за высокой цены, обусловленной стоимостью квот.