В данной публикации рассмотрим вопрос с разбором и комментариями официальных ответов ФАС, который очень часто задают в связи с исполнением закона о маркировке рекламы. А именно, нужно ли компаниям маркировать собственные посты у себя в социальных сетях, в том числе в запрещенных у нас соцсетях.
Заметим, что на рынке присутствует порой, как паника насчет того, что теперь надо маркировать абсолютно каждый пост, так и позиция полного нигилизма - нет штрафов, значит не будем и маркировать.
Действительно, несмотря на то, что закон о маркировке рекламы принят к исполнению с 1 сентября 2022 года подавляющее большинство участников рынка не маркирует либо не знает как выстраивать свои отношения с ОРД для проведения маркировки и отчетности по ней.
Более того, только в апреле 2023 года ФАС и Роскомнадзор направили в Госдуму поправки в КОАП на обеспечения правовой базы для штрафов за неисполнение закона о маркировки рекламы. На данный момент поправки приняты, но пока в первом чтении.
Итак, как решался поставленный вопрос?
Для получения полноценной экспертизы по поводу необходимости маркировки бизнесу своих постов в соцсетях были направлены официальные запросы в ФАС для получения официальной позиции органа исполнительной власти по данному вопросу. Это можно сделать непосредственно на сайте ФАС либо через Госуслуги
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/3a8/2d9/96d/3a82d996d48da4f0911d8eabce8a6905.png)
Поясним, почему именно в ФАС
Вот так выглядит базовый вариант маркировки, который должен присутствовать в том или ином виде в рекламном материале в зависимости от каждого конкретного случая
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/075/103/c3b/075103c3bba1f0e8187acb1c9602a754.png)
Согласно закону, именно ФАС отвечает за то, что можно считать рекламным материалом, а что нет. ФАС требует наличия в рекламном материале наличия слова «Реклама» и название юридического лица исходного рекламодателя. А Роскомнадзор уже обеспечивает контроль маркировки рекламного материала непосредственно токеном (erid), который участники рынка должны получать в ОРД (оператор рекламных данных) для обеспечения прозрачности рекламных схем и склейки рекламных цепочек в ЕРИР (единый реестр интернет-рекламы).
Напомним, какие бывают рекламные материалы
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/54b/2f0/4ae/54b2f04ae561ddcb50f2aa8c6f53cfd1.png)
В данной статье рассмотрим два примера официальных ответов ФАС по запросам от двух кампаний, так как случаи по ним закрывают практически все нужные нам вопросы по данной теме публикации:
Продажа автозапчастей Камспартс
Додо-пицца
Заметим, что никоим образом упоминание данных брендов не связано с рекламной целью, а использовано лишь для того, чтобы предоставить вам качественную экспертизу по вопросу маркировки на конкретном примере.
Камспартс:
В ФАС был направлен официальный запрос со сканами конкретных постов на предмет экспертизы признания либо нет данных материалов, как рекламные и требующих маркировки.
Пост 1
В нем присутствует описание карточки товара, упоминание бренда, артикула и прочей информации с призывом обратиться и обеспечения доставки товара. Подобные посты в том или ином виде присутствует в большинстве постов, которые ведут интернет-магазины либо производители в своих аккаунтах соцсетей, поэтому он является (как и нижеуказанные) репрезентативным для получения экспертизы из ФАС
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/cc6/018/635/cc6018635ce2f3809a304643b6960bed.png)
Пост 2
В данном посте присутствует очень важная деталь, а именно призыв к действию в виде «Купить». Дело в том, что на различных форумах, телеграм-чатах, посвященных маркировке, присутствовало мнение, что если в посте присутствует призывы к действию типа Купить, Заказать, Обращайтесь и прочие, то пост однозначно является рекламным и требующий маркировки.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/8f5/0a7/520/8f50a7520a7c5b05756b57ae273f62fd.png)
Пост 3
Здесь типичный пост насчет распаковки и обзора товара
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/28a/240/d85/28a240d85600651c29bb4e398b039c36.png)
ФАС отвечает на практике по данным запросам достаточно оперативно для госоргана исполнительной власти - от 20 до 30 дней
Какой ответ в итоге был получен от ФАС?
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b0a/6ea/676/b0a6ea6760c5242fca789b56f6c13693.png)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ff9/e9e/aad/ff9e9eaad382f94dfe904d003984a079.png)
Выделим наиболее важное и существенное
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b52/4e2/30c/b524e230c0648cf15a1b26fadc279b66.png)
А также
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/3d6/2df/066/3d62df066003b3371c2102c704417f21.png)
Какие выводы можно однозначно сделать?
ФАС дает достаточную вольницу и поле для маневра. Указанные посты в запросе, как впрочем вся лента данной кампании в социальной сети НЕ нарушает закон о рекламе и НЕ требует маркировки. ФАС также разрешает в постах сообщать об акциях, ценах, мероприятиях и иных действиях в текущей хозяйственной деятельности компаний, при этом не проводя маркировку данных постов. ФАС рассматривает сайт и любой другой интернет-ресурс, принадлежащий бизнесу, как имеющие справочно-информационную сущность и не подлежащие маркировке. Это очень важная информация от ФАС, которая позволяет бизнесу в пустую не маркировать посты в социальных сетях, тем самым не требуется выделять дополнительные трудозатраты по данному вопросу.
Додо-пицца
Вот некоторые посты, которые были отправлены на экспертизу в ФАС
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/c3f/142/72a/c3f14272af914072752cd0f06d0773ae.png)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a96/0fc/84f/a960fc84fafa8229ffa32a9fe07a1c36.png)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/512/e16/9c4/512e169c4ddcc9d6b9df3d87d0fb5fd8.png)
Ответ ФАС по данному запросу
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/8d6/5a6/1c8/8d65a61c89bc9c529396af7672415c40.png)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d61/2ed/841/d612ed8414490427cea4a3eaa87b09cd.png)
По сути, ФАС дал аналогичную трактовку и обозначил свою позицию в отношении сайтов и постов в соцсетях для Додо-пицца, так же как и для Камспартс (см. выше)
А как поступать с постами, которые могут иметь место в запрещенных у нас соцсетях?
Здесь ответ ФАС насчет постов в организациях запрещенных на территории России.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ec2/d02/335/ec2d02335730bb4bc9e1fbd99a2e9b68.png)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d1c/9ac/251/d1c9ac2516ed2e628dab7312c60b2bae.png)
ФАС однозначно определяет, что публикации в запрещенных соцсетях не регулируется, никоим образом не отслеживаются данным ведомством и не входит в компетенцию ФАС. Поэтому маркировка в запрещенных соцсетях не требуется
Однако ФАС оставляет для себя поле для маневра
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/e51/34d/3b1/e5134d3b1b03457b52efe1abc802a58e.png)
Как бизнесу сделать так, чтобы не попасть под «отдельные случаи»?
Ничего страшного. Вот подборка базовых рекомендаций
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/99e/a7b/ca1/99ea7bca13f191b29f0e701920a03aa2.png)
Если вам необходимо размещать баннеры в постах соцсетей, то делайте это используя общие формулировки. Например, как это делает на сайте Сбермегамаркет. У сбера свой ОРД. Они с ФАС и Роскомнадзором на короткой ноге, поэтому приемы, которые использует Сбермегамаркет подойдут всем, кто публикует баннеры на сайте и в постах соцсетей. Зачем тратить ресурсы на маркировку, отчетности по ней в ОРД, когда можно обходить маркировку, указанными рекомендациями?
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/64e/167/9fa/64e1679faf7764f76336559d225ecbbd.png)
Как мы видим, во всех баннерах указаны общие формулировки в баннерах. Упоминаются только категории товаров и нигде не присутствует (в приведенных примерах) упоминание бренда и конкретного товара. Такие баннеры маркировать не требуется и с легкостью можно использовать в постах соцсетей.
А вот в этом случае баннеры имеют информацию об конкретном бренде и подлежат маркировке, что и сделано. Естественно, если один из указанных баннеров поместить в пост соцсетей, то он там подлежит маркировке
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/1f6/011/7f3/1f60117f36c36a1d107334a2def0b7ef.png)
P.S.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/df5/24a/4a7/df524a4a73b17fbfb02174e54d2fa3d0.png)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/584/d8c/8d2/584d8c8d2b8d04c758b786976d8797a8.png)
Вообщем, неопределенность и подвешенное состояние насчет штрафов сохраняется. В любом случае бизнесу необходима полноценная экспертиза по вопросам маркировки рекламы и отчетности в ОРД для исключения претензий и штрафов (в будущем) со стороны исполнительных органов власти.
Надеюсь, что данный материал и предоставленная экспертиза будет полезна для вас.
Комментарии (6)
Razbezhkin
07.06.2023 15:24+1Является ли размещение карточек товаров на маркетплейсах рекламой? А товаров в интернет магазинах?
dhppc Автор
07.06.2023 15:24Насчет маркетплейсов. Ваш аккаунт с карточками товаров на маркетплейсе следует оценивать как ваш собственный отдельный интернет-ресурс, который принадлежит вам как бизнесу. Аналогия аккаунт в соцсетях. Поэтому любая информация о вашем ассортименте товаров как на сайте, на маркетплесах, так и на ваших аккаунтах в соцсетях (в том числе) имеет, по официальной позиции ФАС, справочно-информационную сущность. И не подлжелит маркировке. Однозначно.
Насчет сайта. Как подчеркивает ФАС, ваш сайт, ассортимент товаров (в том числе отдельная карточка товаров в том числе из каталога), информациях о ценах, скидках, акциях имеет справочно-информационную сущность и не подлежит маркировке
Robastik
07.06.2023 15:24+2Вот этот ваш пост рекламирует услуги специалиста по платному трафику. Как это трактует ФАС?
dhppc Автор
07.06.2023 15:24-1Этот пост (статья) сделан на аккаунте Хабра, который принадлежит мне. Это все равно что мой пост у себя в любой соцсети. Системно это одно и тоже. Маркировке данный материал (статья) не подлежит, так как несет справочно-информационную сущность. Все статьи на моем аккаунте здесь оформлены по сути в едином стиле (картинки + текст). Если бы я в пост вложил яркий баннер с призывом: "Заказажите настройку контекстной рекламы. Для рекламы розовых слонов скидка 50%", то (если бы модерация такое пропустила, что исключено) мне бы пришлось маркировать этот баннер так (сначала получить токены erid в ОРД): Реклама. ИП Хатин Дмитрий Степанович. Erid:xxxxx. Ну, а потом оформлять отчетность в ОРД с разаллокациями по креативам и изначальному договору. Это размещение имело бы статус Самореклама с нулевыми актами в отчетности ОРД.
fire64
Тема то интересная...
Невольно возникает множество вопросов.
Например, конкурент начинает рекламить ваш магазин, без идентификатора , что за это будет и кому?
Второй вариант: вы заплатили известному блогеру и он начинает активно пиарить ваш бренд, что тогда?
Третий вариант, фрилансер активно рекламит свои услуги на сайтах и в мессенджерах. На него распространяется это требование?
dhppc Автор
Первый вариант. Конечно, такие экзотические случаи возможны. Если вы попадете под кастомную проверку ФАС и РКН и они обнаружат, что в сети присутствует рекламный материал, который ведет на ваши посадочные страницы, то будут разбираться. Тут самое главное, кто оплачивал данную рекламу и имеет ли отношение это юридическое лицо к вам какое-либо отношение. Честно говоря, такая подлянка от конкурента выйдет ему боком и оштрафуют именно его, а не вас.
Второй вариант. Реклама у блогера это классическая схема продвижения. Рекламная цепочка Рекламодатель-Рекламораспространитель (блогер). Главное правило- отчетность по закону заносит тот, у кого Доходный договор (здесь у Блогера). НО вы между собой можете переопределить кто будет оформлять отчетность в ОРД и получать токены (закрепить в договоре). Это РКН не запрещает. Практика такая есть. Например, вот моя статья на Хабр, где рекламодателю приходится самому вести всю отчетность вместо блогера, так как он не умеет работать с ОРД
Третий вариант. Если фрилансер рекламирует свои услуги на своем сайте, то это носит справочно-информационную сущность и не подлежит маркировке (есть некторые отдельные случаи, когда это может признаться саморекламой у себя на сайте и подлежит маркировке).
Какие мессенджеры вы имеете ввиду? Телеграмм? Если в своем Телеграмм то маркировать ничего не надо. Если посевы на чужих телеграмм каналах и аккаунтах, то маркировка нужна