В процессе работы в команде с другими людьми часто возникают ситуации, когда кто‑то с кем‑то не согласен, высказывает критику (часто оправданную и конструктивную, но она всё равно задевает) или нужно обсудить и принять какое‑то решение и так далее. Часто это становится источником негативных эмоций, конфликтов, которые мешают работе. Здесь я хочу описать несколько базовых штук, которые можно делать (желательно всем в команде, но можно и начать с себя), чтобы уменьшить градус негатива и в итоге чтобы всяческие код‑ревью и обсуждения решений не расстраивали.

Автор понимает, что сам неидеален в том, о чём пишет, но старается двигаться в правильном направлении.

Здесь, в рамках этой статьи, описывая разные методы и подходы, я предполагаю, что, в целом, все участники команды/коллектива настроены конструктивно, стремятся решить задачи на благо компании/команды, в принципе не против помогать друг другу. Но это не всегда получается на практике, ведь мы живые люди.

Если это не так, и настроя на сотрудничество, помощь друг другу, на хорошее отношение друг к другу нет в принципе, — то все эти дальнейшие пункты не помогут. В данной статье мы НЕ рассматриваем такую ситуацию и что с ней делать.

Вообще часто бывает, что один человек что‑то, какую‑то фразу воспринял как наезд, пошла эмоция, начал из неё реагировать, а второй уже отвечает на эти реакции (и воспринимает их как начавшийся новый наезд на него). И в итоге для каждого из них выглядит так, как будто «он первый начал, меня атакуют, а я защищаюсь, что мне теперь, позволять себя атаковать?», и эта защита на защиту может ходить по кругу бесконечно. Наша задача разорвать этот порочный круг там, где мы можем на него повлиять, — то есть в самом себе. Было ли там что‑то в начале или нет, не сильно влияет на то, что делать.

Если этого не делать, то победит сильнейший, а кто‑то другой проиграет. Но нам это не нужно. Мы хотим, чтобы было принято наиболее эффективное решение, какое мы в состоянии принять, и при этом всем участникам было хорошо (как минимум: никто не пострадал).

Первое

Что можно сделать — это самому формулировать так, чтобы это, с одной стороны, передавало нужную информацию, а с другой — не задевало того, кому это говорится.

Как?

В целом, всегда должна быть мотивация помочь другому человеку — дать ту информацию, которую он просил; рассказать о проблеме, которая может принести вред, для того, чтобы решить эту проблему; сделать что‑то, что поможет другому человеку в конкретной задаче. Именно с этой мотивацией давать советы, обратную связь, информацию.

Во‑первых, есть метод ненасильственного общения. Очень хорошая штука, в той части, где нужно объяснить кому‑то, почему вам что‑то не нравится, некомфортно, дать какую‑то обратную связь. Объяснить другим, почему вы делаете то или иное, что имели в виду в тех словах или действиях. Про это можно отдельно почитать — есть книги, тренинги, статьи и т. д. Здесь просто отмечу, что это в принципе есть.

Во‑вторых, стараться формулировать свои предложения и замечания максимально с точки зрения пользы и по существу вопроса. Не указывая на личность чеговека, его качества, а указывая на то, почему то или иное решение хорошо или плохо, с аргументацией по существу.

Не «ты просто не понимаешь, как правильно писать код», а «Здесь нужно применить не это, а вот это. Потому что это устраняет такие‑то проблемы и позволяет достичь таких‑то результатов, а именно они нам нужны в этой задаче. А вот то противоречит договорённостям, к которым мы вчера вместе с тобой пришли на основании того, что у такого подхода такие‑то побочные эффекты, которые нас не устраивают в этой технической системе».

В‑третьих, стоит разделять в явном виде предложения, которые «100% точно супер правильные и их не нужно обсуждать, а нужно взять и сделать, как сказали» от предложений, которые реально только «предлагают» какой‑то вариант, но оставляют принятие финального решения за тем, кто занимается этим вопросом.

То есть, не «тут сделай вот так», а «здесь, как вариант, можно сделать вот так». Тогда у человека есть выбор — какой из вариантов решения применять, вместо того, чтобы защищаться от толпы людей, которые приходят и говорят, «как тебе жить» )))

Если всё‑таки возникает потребность в том, чтобы «сделать именно вот так», и вы в такой позиции, которая это позволяет делать, то всё равно полезно для будущего было бы объяснить, почему именно это решение правильное в данной ситуации.

В‑четвёртых, быть открытыми для диалога и обратной связи. Другой человек всегда может уточнить, переспросить что‑то о вашем предложении, мысли, и это нормально и естественно: «правильно ли я понял, а почему ты считаешь, что именно это решит эту задачу, почему вот такая‑то проблема менее важная, чем эта» и т. д. И нужно быть готовым объяснить. И узнать аргументы другой стороны. Перед тем, как соглашаться или не соглашаться, нужно всё‑таки узнать в чём заключается идея, информация, предложение, в чём там смысл, суть. А потом уже можно давать на это свою обратную связь.

Это как в шахматах: каждый делает свой ход по‑одному, и затем даёт партнёру по игре сделать свой ход, потом делает свой новый ход и т. д.

Если ты только вкидываешь свои предложения, но убегаешь от обратной связи по ним, то это избегание сотрудничества, а мы как раз хотим, чтобы было это самое сотрудничество. Поэтому не стоит убегать.

В‑пятых, стараться заранее давать какую‑то обратную связь, когда что‑то не так, а не тогда, когда уже поздно и «а я так и думал, а ты должен был догадаться».

То есть всё это в целом — про явное проговаривание по существу вопроса с мотивацией принести пользу другому человеку и всей команде.

Второе

Стараться фокусироваться в чужих сообщениях на смысл, на самую конструктивную часть, и отбрасывать то, что неконструктивно, что кажется каким-то субъективным, наездом и т. д. То есть, мы стараемся концентрироваться на том, что имел в виду автор по существу вопроса, какая информация для пользы проекта содержится в словах другого человека. Далеко не всегда то, что может показаться каким-то негативным, действителньо имелось в виду другим человеком. И даже если имелось, такой подход позволяет не эскалировать сам конфликт, а переходить к смыслу по существу.

Даже если вы видите в каком-то конкретном утверждении негатив, и автор его там подразумевал, то не стоит отвечать тем же.

Это — избегание конфликта (в хорошем смысле). Тебя втягивают, а ты не втягиваешься, а остаёшься в конструктиве.

Не принимаешь удар в себя, а пропускаешь мимо себя.

Третье

Если есть возможность и желание, то можно целенаправленно работать с теми ситуациями, которые триггерят. Работать со своими реакциями на эти триггеры. В этом хорошо помогает психотерапия, например.

Смысл в том, что, если проработать какую-то тему, в которой проявляется одна и та же непроизвольная реакция, то это освобождает от такой «непроизвольности» и становишься способен выбирать то, что делать в похожей ситуации, когда она возникает снова. Когда действуешь из такой свободы, то это способно сильно повлиять и на саму ситуацию, и на других людей в ней, но, как минимум, ты сам уже переживаешь происходящее лучше, не так болезненно.

Четвёртое

Общий wellbeing. Если у человека не хватает времени и сил, потому что он десять часов делал важную срочную задачу и ещё пару раз за день с кем-то поспорил, то он уже потратил все свои ресурсы, и любая новая проблема уже будет триггерить негативную реакцию проще и быстрее. Потому что сил справляться с ней меньше.

Поэтому важно не перерабатывать, давать себе отдыхать. Поддерживать себя в хорошем состоянии. Чтобы эти силы и энергия в принципе были.

Пятое

Всяческие активности, которые помогают снять, преодолеть стресс или легче его переносить. Этот пункт имеет смысл делать, если с четвёртым уже всё в порядке. Физическая активность, желательно на свежем воздухе, типа прогулок, велосипеда, качалки в парке и т. д.

Как ещё более продвинутая часть — разнообразные практики йоги, цигуна, медитации, дыхательные практики. При регулярном применении они способны достаточно интенсивно и глубоко помогать справляться со стрессом и негативными эмоциями, так, что даже, если весь день на тебя валилось всякое нехорошее и эмоционально напрягающее, то после медитации встаёшь свеженький, как будто только что из отпуска вернулся. И так каждый день до и после рабочего дня. Такая эмоционально-ментальная гигиена, примерно как чистить зубы, принимать душ или мыть руки, только применительно к эмоциям. Но такой мощный эффект достигается при более-менее регулярной практике, развивается по мере тенировки. Хотя даже единичное занятие приносит пользу.

Заключение

То, о чём я тут понаписал, — иногда это сработает, иногда нет — не так страшно. Важно стараться, тренироваться это применять. Чтобы начало получаться в бОльшем количестве случаев, чем раньше. Пытаться стать «идеальным человеком виртуозно разруливающим все конфликты так, что они никогда и не начинаются» — звучит заманчиво, но дорога к этому долгая и трудная. Если все люди в какой-то конкретной команде или компании будут стараться применять эти подходы, то это уже даст большую разницу, но, конечно, не решит всех возможных проблем.

Комментарии (14)


  1. sunnybear
    06.07.2023 05:09
    +1

    Хорошее начало. Возможно, имеет смысл добавить ссылки на книги, курсы и тренинги и чуть глубже раскрыть описываемые понятия с причинно-следственной стороны


    1. AntonyLazer Автор
      06.07.2023 05:09

      Я даже сервис по подбору психотерапвтов порекомендовать могу, но боюсь это всё будет считаться рекламой.


  1. aamonster
    06.07.2023 05:09

    Главное забыли. Не воображать, что ты дохрена умный и знаешь, как надо (я тут не про решение задачи, а про общение). Люди разные, кого-то мягкое указание на ошибку или возможность оптимизации тригернёт, а кому-то тычок пальцем в код с возгласом "это же говно" нормален. Смешнее всего, когда это один и тот же человек :-)

    И уж тем более – не учить жить коллег (если они сами не попросят). А адепты "ненасильственного общения" это ох как любят...


    1. AntonyLazer Автор
      06.07.2023 05:09

      Согласен )

      Разве что "ненасильственное общение" как раз не предполагает навязывания, ну или там осуждения за то, что другой человек не использует ненасильственное общение ))))))) Об этом обычно говорят, но легко забыть.


    1. VADemon
      06.07.2023 05:09

      Люди разные, кого-то мягкое указание на ошибку или возможность оптимизации тригернёт

      Автор об этом предупреждал:

      предполагаю, что, в целом, все участники команды/коллектива настроены конструктивно, стремятся решить задачи на благо компании/команды, в принципе не против помогать друг другу. Но это не всегда получается на практике, ведь мы живые люди.

      А почему это так -- кмк, вопрос жизненной философии и окружения ребенка в детстве. На второе уже не повлиять, а переубедить в первом пункте можно.


  1. anonymous
    06.07.2023 05:09

    НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь


  1. Staya_Krokodilov
    06.07.2023 05:09
    +3

    И это ещё работа для руководителя: видеть конфликтных людей (которые любую правку от тестировщика воспринимают как личное оскорбление, например) и их отфильтровывать из проекта. Работать в адекватном коллективе - бесценно...


  1. shadovv76
    06.07.2023 05:09
    +2

    в общении тоже есть Ctrl+Z это извиняться, когда эмоции вышли из под контроля. Этот метод в статье вы не упомянули почему то. И с большой вероятностью вы получите понимание и возможно даже ответные извинения.


    1. AntonyLazer Автор
      06.07.2023 05:09

      хороший поинт, да


    1. aamonster
      06.07.2023 05:09
      +1

      Но, как и многие инструменты, этот требует аккуратного обращения и даёт возможность выстрелить себе в ногу. Наиболее типичная ошибка – "ну я же извинился", когда человек действительно думает, что извинения отменяют сказанное/сделанное, и ведёт себя соответственно.


      1. shadovv76
        06.07.2023 05:09
        +1

        Вступая в переговоры с человеком, которого вы знаете, в голове должна быть схема переговоров, для некоторых типов людей она предусматривает их эмоциональный всплеск. Для достижения цели переговоров с такими людьми эскалация является инструментом манипуляции. С учетом стадий отрицания, у этих людей есть потребность выговориться (на стадии гнев), мой опыт таков, что после этого они уже остывают и ведут себя конструктивно. Но если в этой стадии все разогрелись, то по схеме переговоров для закрепления понимания и достижения цели с элементом самоосознанности я лично считаю, что за эмоции следует извиниться.

        Перепалки в магазине в очереди я не рассматриваю :) там свои методы.

        P.S. Как говорил Альфонсе Габриэль Капоне: «Добрым словом и пистолетом вы можете добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом».


  1. kellas
    06.07.2023 05:09

    Не очень понимаю почему все рекомендации сводятся к тому как говорить чтобы не вывести случайно кого-то на эмоции, вместо рекомендаций как не эмоционировать что бы тебе ни говорили.


    1. aamonster
      06.07.2023 05:09

      А зачем "не эмоционировать"? Не отключать мозг и воздерживаться от откровенного хамства обычно вполне достаточно...


    1. AntonyLazer Автор
      06.07.2023 05:09

      В данной статье есть и про то и про другое. Если смотреть не на одного человека, а на команду в целом, то важно, чтобы участники старались и в том и в другом аспекте развиваться. Но я тут снова повторяю ту же мысль, о которой уже написал в статье )