В 1993 году вышла культовая игра Myst в жанре графический квест. В своё время она получила статус самой продаваемой игры на ПК, уступив его лишь в 2002 году The Sims. Плюс ко всему, Myst стал источником идей для других разработчиков. Многие современные игры содержат идеи и элементы, которые впервые появились именно в Myst.

Ну а сейчас, 30 лет спустя, игра вышла на Atari 2600. Правда, это неофициальная и пока что неполная версия, но она заслуживает внимания. Разработал эту версию один человек — поклонник Myst по имени Винс Уивер (Vince Weaver). Подробности — под катом.

Немного об оригинальном Myst

Игра вышла 24 сентября 1993 года. За 6 месяцев было продано свыше 200 тысяч копий для Macintosh, и это в то время, когда безумным успехом считалась продажа нескольких десятков тысяч копий.

Практически сразу же после релиза для Macintosh разработчики стали портировать игру на Windows. Для этого понадобился новый движок, так что работы было много и к проекту привлекли новую команду. Порт появился в марте 1994 года, после чего всего за год продажи превысили 1 млн копий. Общий объём продаж — 6,3 млн к 2000 году.

На данный момент есть пять версий игры:

  • Myst 1993 (оригинал).

  • Myst: Masterpiece Edition (обновлённая версия оригинала).

  • realMyst (3D ремейк оригинала).

  • realMyst: Masterpiece Edition (обновлённая версия ремейка).

  • Myst 2020 (ещё один 3D ремейк, изначально разрабатывался под VR).

А теперь, похоже, появилась и шестая версия, только это не ремейк, а демейк.

А что там с пиксельной версией?

Разработчик демейка — Винс Уивер, профессор компьютерных наук и инженерии в Университете Мэн, США. Над версией Myst для Atari 2600 он работал больше года. На прошлой неделе профессор представил играбельную версию своего проекта.

Уивер постарался передать нюансы и атмосферу оригинальной игры в её 8-битной версии, что, конечно, непросто. Графика — один из основных элементов, которые сделали оригинальный тайтл популярным. Пиксельная графика очень сильно меняет внешний вид игры, но для поклонников Myst, особенно тех, кто помнит, как выглядят и работают локации — вполне себе интересный вариант.

По мнению Уивера, а также тех, кто успел опробовать игру, атмосферу перенести удалось. Во всяком случае, квесты остались всё такими же интересными. Правда, перенести пока получилось далеко не все, но работа продолжается. Если же хотите поиграть в более полную версию, то есть и такая возможность. Дело в том, что этот же разработчик портировал Myst для Apple II и только потом решил осчастливить и поклонников Atari 2600.

Уивер говорит, что графика была самой большой проблемой, поскольку изначально Myst «цеплял» геймеров именно красивой графикой, которая выделяла игру среди своих современников. Перенести всё это на 8-битную платформу сложно, а если говорить об 2600, то задача еще усложняется, поскольку у Atari большое количество ограничений по графике.

Для портирования игры автор запускает оригинал в эмуляторе SCUMMVM. Затем делает скриншот и редактирует его в GIMP. Редактирование заключается в обрезке, увеличении яркости и изменении размера до 40*48 пикселей. Затем палитра без сглаживания меняется под Atari 2600 и дорисовываются необходимые элементы. По словам автора, самая большая проблема в этой работе — выбор фона. После завершения процесса трансформации Уивер преобразует PNG-файлы в данные, которые загружаются в игру.

К сожалению, из-за технических ограничений платформы версия для Atari неполная. По крайней мере, пока что. Автор говорит, что с течением времени будет добавлять всё новые и новые квесты. На данный момент версия Myst для Atari 2600 — 1.8.

Ещё немного подробностей

Для портирования игры на Atari Уивер использует ассемблер 6502, который актуален как для Atari 2600, так и для Apple II. По его словам, реализация этого проекта — способ расслабиться. Кроме того, он показывает результаты своей работы студентам университета на лекциях в качестве наглядного пособия.

Что касается отношения правообладателей к порту, Уивер утверждает, что команда разработчиков оригинального Myst знает о проекте и хорошо о нём отзывается. В частности, один из соавторов Myst выразил профессору признательность за его работу.

Ранее профессор портировал игру для Apple II, как и говорилось выше. В отличии от текущего проекта, версия для Apple II полностью завершена, в неё можно играть. Это полная игра, хоть и с 15 цветами и разрешением 40*48. Она помещается на трёх 140k дискетах. В ближайшем будущем Уивер планирует увеличить разрешение, но пока что это только в планах.

Вот версия  в текущем разрешении.

А вот — с разрешением 140x192, 6 цветов. Здесь всё гораздо более узнаваемо. Но эта версия пока лишь в статусе proof of concept, поиграть в неё не получится.

Кстати, автор работает и над портом Another World для Apple II. Вот как выглядит текущая версия.

Если вы хотите поиграть в Myst для Atari 2600, то загрузить файл можно по этой ссылке. Эмулятор — любой, например,  Stella. А версия для Apple II лежит здесь.

Комментарии (9)


  1. Zara6502
    06.07.2023 14:05
    +2

    я обожаю 6502, но 2600 считаю худшей платформой для реализации идей. Есть 130XE/800XL, есть C64. 2600 многие воспринимают как вызов так как программирование сильно отличается от привычного, это некий вызов. Apple II тоже не лучший вариант, просто популярная платформа для рынка США отсюда и ностальгия. Самая лучшая же это C64, но как выросший на Атари 130ХЕ я сторонник её.

    А из Myst сделали в итоге какую-то какофонию пикселей.

    Вот пример вполне адекватной игры (речь про картинку) на Атари тех лет:

    Hidden text
    :
    :

    Это Принц Персии для Атари вышедший в прошлом году:

    Hidden text

    А это принц для яблока 2, правда выпущен в 80-е

    Hidden text

    А это для DOS

    Hidden text

    интересно что цветов больше, но картинка более плоская, всё же 30 лет разницы очевидны, поэтому я люблю современные инди игры с пиксельной графикой, они оживляют простоту графики, та же например The Final Station:

    Hidden text


    1. unreal_undead2
      06.07.2023 14:05

      Недавно увидел маковскую версию Принца, поразился качеством графики. А вот то, что видел в своё время под досом, ближе к эппловскому скриншоту - у вас для дос, похоже, скриншот с VGA, а тогда вокруг были только XTшки с CGA.


      1. Zara6502
        06.07.2023 14:05
        +1

        Недавно увидел маковскую версию Принца, поразился качеством графики

        Ну это и логично, только оборудование уже другое, а не 6502 в Apple II и видеокарта другая. Но и год 1992-ой. Только к обсуждению это не относится совсем, мы говорим про 6502.

        у вас для дос, похоже, скриншот с VGA, а тогда вокруг были только XTшки с CGA

        Игра для ПК сделана в 1990 году. Видеокарта VGA была представлена в 1987 году, за ТРИ года до выхода игры. Если хотите понять что значат три года, то через три года выйдет ЦПУ Pentium и игра Doom.

        В 1990 году правят ЦПУ Motorola 68000, i386 и EGA/VGA. То что конкретно у кого-то тогда на столе еще стоял XT, Apple II или C64 с Atari не вызывает сомнений, поэтому игры для них продолжали выходить, но к 90 году всему этому уже было 10 лет.

        В 1988 году вышла SEGA MegaDrive на M68000/Z80 с видеоподсистемой с одновременным отображением 64 цветов из палитры в 512 цветов, не VGA конечно, но и не CGA. В 1990 году вышла SNES. CGA жило в ПК еще очень долго, но это связано со спецификой использования оборудования, а не развитием индустрии в целом, никакие XT и CGA в 1990 году не были двигателями игровой индустрии.

        Версия для CGA ничем не выделяется на фоне версии для Apple II (да и почему должна выделяться если разрешение и цветовая информация идентичны, только палитры разные). Версию для VGA я и показал, что возможности железа лучше, а над улучшением самой игры никто не поработал.


    1. Alexey2005
      06.07.2023 14:05
      +1

      я люблю современные инди игры с пиксельной графикой, они оживляют простоту графики, та же например The Final Station

      А я вот терпеть не могу такое "оживление", потому что они привносят сюда всё худшее из мобильной графики — все эти мыльные градиенты, и soft light, из-за которого всё начинает выглядеть пластиковым. А на данном конкретном скрине ещё и выбор цветовой палитры дерьмовый — малоконтрастные цвета, куча серого на сером (силуэты предметов попросту не читаются), а тени делаются банальным сдвигом RGB на константное значение.


      Всё это вообще не выглядит пиксельной графикой, а больше похоже на стандартную Unity-хрень на бесплатных ассетах, пропущенную через pixelart-шейдер.


  1. Maeu
    06.07.2023 14:05
    +1

    Понятно, что just for fun этот клон сделан, но круто. Попробую глянуть, что там у автора получилось, я в свое время наиграл в Myst порядочно часов.


    1. unreal_undead2
      06.07.2023 14:05

      Прошёл первый раз в начале этого года, оригинальную версию в 256 цветов ) Обошёлся практически без подсказок - только при подборе мелодии в ракете смотрел на вывод scummvm в консоль, моего слуха не хватало. Интересно, есть ли паззлы со звуком в версии для 2600.


  1. ibm
    06.07.2023 14:05
    +1

    Myst реально культовая игра. Было бы интересно посмотреть на современную инкарнацию... Реально современную.


    1. Skigh
      06.07.2023 14:05

  1. v1000
    06.07.2023 14:05

    но визуально это какой-то Энгри Бердс