В заметке обзор 3 книг, которые прочитаны мной за последние пару месяцев. Они не только об играх и личных историях разработчиков, но и о среде, в которой были предпосылки к развитию игростроения, взлетам и падениям компаний, карьеры талантливых программистов.

За это время я прочитал гораздо больше, но намеренно не брал для обзора книги об относительно новых играх (Minecraft, Ведьмак и других). Мне гораздо интереснее читать о том, “как все начиналось”. Как и многие “ветераны” Хабра, я тоже пробовал себя на поприще разработок игр лет 25 назад, и хорошо понимаю, как непросто было идти по нехоженному пути. А в этом посте я опубликовал обзоры еще 6 книг и список из 15 изданий об истории компьютерных игр.

В каждом обзоре вы найдете:

  • Название книги;
  • Имя автора;
  • Год издания в России и наименование издательства;
  • Список игр, которые упоминаются в книге;
  • Цитату из книги;
  • Мой субъективный отзыв.

Эти истории, в первую очередь, о творчестве и об открытиях, которые порождают все новые и новые изобретения. Особенно это чувствуется в ранних играх, когда разработчик был и программистом, и художником, и музыкантом, и даже продюсером в одном лице. Но и о бизнесе компаний-разработчиков игр в текстах найдется тоже немало интересных фактов и решений.


Super Mario. Как Nintendo покорила мир


Автор: Джефф Райан
Год написания: 2011
Издатель: Бомбора (2023)
Упоминания игр в книге: Pong, Asteroids, Tank, Lunar Lander, Battlezone, Missile Command, Donkey Kong, Pac-Man и Space Invaders и др.

Цитата:
Суммарные продажи серии Super Mario составляют 240 миллионов копий. Одна только оригинальная Super Mario Bros. разошлась тиражом более 40 миллионов экземпляров, не считая релизов на других платформах и бесчисленных эмуляторов, которые позволяют запустить самиздат-версию на ПК. В пересчете на часы картридж с игрой – очень выгодная покупка: мало кто отважится смотреть 25-часовой фильм за 25 долларов, но совсем другое дело за 50 долларов получить 50 часов приключений в игре про Марио, где можно изучить все уголки и закоулки.


Отзыв:
С Марио знакома даже моя семилетняя дочь. История Nintendo ведет свое начало аж с 1894 года, когда компания создавала и продавала игральные карты. Противостояние компаний, Соника и Марио, крах и взлет индустрии видеоигр в 80-х — все это вы найдете в книге.

Процесс создания персонажей, то, как герои получили свою внешность, и секрет их популярности поданы очень красочно и подробно. Особенно интересным мне показался момент смены ролей героев: в Donkey Kong Jr. антагонистом становится именно Марио, который заключил Конга в клетку, а малыш Конг должен освободить отца.

Кроме, собственно истории Mario, Donkey Kong и других игр, эта книга особенно ценна библиографическим списком в конце и отсылкой к другим источникам (например, к фильму 2007 года «Король Конга» о видеоиграх). Настоятельно рекомендую.

Моя оценка: 4+ балла из 5.

Power Up! Как Япония вдохнула в игровую индустрию новую жизнь


Автор: Крис Колер
Год написания: 2005, 2016
Издатель: Бомбора (2023)
Упоминания игр в книге: Breakout, Western Gun, Mario, Zelda, Dragon Quest, Final Fantasy, и др.

Цитата:
На дворе 10 мая 2004 года, вечер. Публика собирается в роскошном концертном зале имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе. Все собрались ради представления, которое только этим вечером дает лос-анджелесский филармонический оркестр при участии лос-анджелесского хора «Мастер Хорал». Зал, недавно построенное помещение на 2265 мест, полностью забит. Билеты полностью раскуплены спустя три дня после появления в продаже, за несколько месяцев до самого события. Публика затаила дыхание. Дирижер Мигель Харт-Бедоя поднимает палочку. Он опускает ее, когда хор исполняет первые ноты первого произведения этого вечера – Liberi Fatali из видеоигры Final Fantasy VIII.


Отзыв:
Было бы странно с моей стороны сделать обзор о Nintendo, и не показать издание о других брендах и Японской игровой индустрии в целом (кстати, рекомендую почитать “Sony. Сделано в Японии” от Акио Морита). На страницах очень много фото и скриншотов из игр.

Мне было интересно покопаться в подробностях разработки кат-сцен и анимации на примере Donkey Kong, как способа рассказать историю, в которой игрок становится главным участником.

Отдельно стоит упомянуть главу, посвященной музыке и музыкальным играм.После прочтения книги и просмотра роликов о видеоиграх, описанных в “Power UP!”, понимаешь, почему в мире так восхищаются разработками из Японии.

В конце издания есть список книг, статей и ссылки на сайты.

Моя оценка: 5 баллов из 5.

Жизнь в мире компьютерных игр


Автор: Сид Мейер
Год написания: 2020
Издатель: Манн, Иванов и Фербер (2021)
Упоминания игр в книге: Floyd of the Jungle, Spitfire Ace, NATO Commander, Solo Flight, F-15 Strike Eagle, Silent Service, Gunship, Sid Meier’s Pirates!, F-19 Stealth Fighter, Sid Meier’s Covert Action, Sid Meier’s Railroad Tycoon, Sid Meier’s Civilization, Sid Meier’s Colonization, Magic: The Gathering, Sid Meier’s SimGolf и др.

Цитата:
Инструмент Рэндала позволял анализировать большую картинку и находить наиболее эффективный способ преобразования каждого блока размером 8 на 8 пикселей в шрифтовой символ. Эта техника представляла собой нечто вроде живописи цифрами: например, если верхний левый угол экрана был полностью занят небом, значит, символ «1» соответствовал сплошному блоку синего цвета, и все остальные большие куски синего также обозначались символом «1». Когда мы добирались до облака, цифрой «2» приходилось обозначать изогнутый кусок синего и белого, но потом наша задача опять упрощалась: подряд шел целый ряд белых кусков, и всем им соответствовал символ «3». Чем проще была картинка, тем больший размер изображения мы могли описать с помощью отведенных нам 256 символов. Когда игрок выбирал на экране пункт меню, мы стирали шрифт вместе со всем остальным, что было на экране, и загружали новое изображение.


Отзыв:
Я до сих пор иногда запускаю первую Цивилизацию. И эта книга — лучшее, что я прочитал за последние пару месяцев. Я с удивлением обнаружил, что Сид Мейер долгое время занимался авиасимуляторами. Решения для защиты авторских прав, обхода технических ограничений ранних платформ и компьютеров, использование псевдографики для анимации — просто шикарны (см. цитату)! Вероятно, все же придется поиграть в “Sid Meier’s Pirates!”

Кстати, игр в книге упомянуто больше 50, и они реально разные: платформеры, стратегии, симуляторы. Подкупает, что книга написана самим Сидом, и в ней нет преклонения перед “гением” автора. Он описывает все свои достижения без пафоса и принижения роли других его соавторов и коллег.

Вы найдете много занимательных моментов, которые касаются семьи, дружбы, юмора и обычной офисной атмосферы. Встречаются и колоритные персонажи. Например, писатель Том Клэнси (“Охота за “Красным Октябрем”) или комик Робин Уильямс, который был связан с Ассоциацией издателей ПО.

Самой неожиданной главой для меня стала музыкальная – «Полное Барокко» об игре C.P.U. Bach. Не буду раскрывать подробности, пусть это подогреет ваш интерес к книге.

Пожалуй, именно ее я рекомендую прочитать первой. Уверен, вы не разочаруетесь.

Моя оценка: 5+++ баллов из 5.

Буду признателен за упоминания в комментариях книг о видеоиграх, которые вам понравились!



Возможно, захочется почитать и это:


Комментарии (13)


  1. Brak0del
    19.07.2023 14:13
    +4

    Буду признателен за упоминания в комментариях книг о видеоиграх, которые вам понравились!

    Masters of Doom -- про DOOM, Quake, Ромеро и Кармака.


    1. wilelf Автор
      19.07.2023 14:13
      +1

      Спасибо, читал. Упоминал в другом обзоре.


  1. slupoke
    19.07.2023 14:13
    +4

    "Кровь, пот и пиксели" от Джейсона Шрейера. Прекрасная книга


    1. Arastas
      19.07.2023 14:13
      +3

      На русском еще и в великолепном озвучании Disgusting Men.


    1. wilelf Автор
      19.07.2023 14:13

      Да, спасибо, поищу!


    1. wilelf Автор
      19.07.2023 14:13

      Отличная книга! В прошлом обзоре есть мой восхищённый отзыв.


    1. tmplts
      19.07.2023 14:13
      +1

      Помню, делал даже обзор на Хабре. Вторая книга оказалась менее блокбастерной, но тоже по главам пересказывал ее до перевода на русский.


      1. wilelf Автор
        19.07.2023 14:13

        Я подсмотрел в первой Цивилизации интересную штуку: "волны", которые омывают берега, были реализованы простой сменой палитры VGA. Использовал в одной из своих игр.


        1. Gummilion
          19.07.2023 14:13
          +1

          Вообще анимация палитры - довольно распространенный прием был, в квестах часто использовался, в SimCity 2000 тоже множество анимаций с ним были (вода, мигающие огоньки...). Так что это точно не Сид придумал.


          1. wilelf Автор
            19.07.2023 14:13

            В то время выбор был небогат. Дискетами делились.


  1. lumini
    19.07.2023 14:13
    +4

    Спасибо за книгу Сида Мейера. Легенда! Будет что изучить на выходных.


  1. shiru8bit
    19.07.2023 14:13
    +3

    Внимания определённо заслуживают дневники Джордана Мекнера о создании оригинального Prince of Persia (когда-то были свободно доступны на его сайте, потом он издал их в формате книги The Making of Prince of Persia: Journals 1985-1993), и книга Bob Pape - It's behind you: The Making of a Computer Game о портировании популярного аркадного хита R-Type на ZX Spectrum.


    1. wilelf Автор
      19.07.2023 14:13

      Про Принца читал несколько материалов. А про R-Type обязательно посмотрю. Прошел эту игру.