При исполнении закона о маркировке рекламы необходимо не только полноценно оформлять свою отчетность по доходному договору в ОРД (оператор рекламных данных), но и правильно нанести атрибуты маркировки на рекламные материалы.
Официальные атрибуты маркировки рекламы, согласно Федеральному закону от 02.07.2021 N 347-ФЗ (пункт 18.1), которые должны присутствовать при размещении рекламных материалов в интернете:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/135/208/d3d/135208d3dbc5777bc8f22ce41be09621.png)
Я специально вывел тему непосредственной маркировки рекламных материалов в отдельную публикацию, так как на рынке царит полная анархия и атрибуты маркировки на рекламных материалах наносят кто куда горазд.
В итоге, была необходимость в системном материале, как правильно наносить маркировку с разбором конкретных примеров для следующих рекламных материалов:
1. Кликабельные баннеры
2. Не кликабельные баннеры
3. Текстово-графические блоки (публикации, соцсети) с наличием ссылки в тексте
4. Текстово-графические блоки (публикации, соцсети) без наличия ссылки в тексте
5. HTML-баннеры
6. Видеоролики
7. Подкасты
8. Кружки в Телеграм
9. E-mail-рассылки
Естественно, отдельно рассмотрены примеры частых ошибок, которые следует избегать при маркировке рекламы. Как известно, за ошибки Роскомнадзор также будет штрафовать при исполнении закона о маркировке рекламы с 1 сентября 2023 года.
Итак, начнем по порядку:
1. Кликабельный баннер
Размещение атрибутов маркировки рекламы:
Реклама. ООО “Ромашка” - разместить в меню баннера либо поверх него
Токен erid интегрировать в ссылку site.ru/?erid=xxxx
Пример №1:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/c5e/46a/769/c5e46a76948237c14869b371271ba2a8.png)
Как мы видим, все баннеры (они определены владельцем сайта как рекламные материалы) помечены атрибутом маркировки "Реклама". При нажатии меню баннера (зашивать атрибуты маркировки в меню баннера официально разрешено Роскомнадзором) появляется информация о юридическом лице рекламодателя (также атрибут). Дополнительно в ссылку зашит токен (также атрибут) в виде .../?erid=Kra23ePy9, который был получен в ОРД.
Замечу, как получать токены и проводить свою отчетность в ОРД я подробно рассказывал на Хабре в своих статьях.
В приведенном примере все обязательства по правильному нанесению маркировки на рекламные материалы полностью выполнены
Пример №2:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/91f/ceb/60c/91fceb60ccf740dcfd0270c97df6c781.png)
Здесь вебмастера не использовали меню баннера для указания атрибутов маркировки. Атрибуты были нанесены поверх баннера. А токен erid был зашит в ссылку, которая ведет на интернет-ресурс рекламодателя при клике по баннеру. Атрибуты, наносимые непосредственно на баннер, должны быть заметны и читабельны по требованию Роскомнадзора. Иначе может случиться так, что роботы‑парсеры Роскомнадзора не смогут технически зафиксировать в полном объеме атрибуты маркировки. В результате маркировка по факту есть, но у Роскомнадзора данных по ней в полном объеме не будет. В результате штраф. Естественно, в данном случае придется уже в судебном порядке доказывать, что со своей стороны вы выполнили все необходимое для исполнения закона о маркировке рекламы, но технически Роскомнадзором это не было зафиксировано. В итоге нервы и потраченное время. При нанесении маркировки надо быть очень аккуратным.
Пример №3:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/c13/f5e/c9f/c13f5ec9f2ab87a79da8738d0d6e4381.png)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/713/091/4ed/7130914edb7540eeb9a39a493ace9760.png)
Здесь с помощью меню баннера были зашиты все необходимые атрибуты маркировки рекламы. Я специально выделил данный баннер в отдельный пример (системно он напоминает Пример №1). Суть в том, что этот баннер размещается через систему Яндекс Директ. При копировапиии ссылки либо при переходе по клику на баннер вы нигде не увидите токена erid в ссылке. Дело в том, что по разрешению Роскомнадзора каждая ОРС (оператор рекламных систем) может кодировать ссылку. При ее расшифровке на сервере ЕРИР (единый реестр интернет рекламы - продукт Роскомнадзора) будет распаковываться тот самый токен erid, который был получен в ОРД. Указанный в баннере ЕРИР #..... , по видимому, и есть тот самый ключ для расшифровки.
Вот официальный ответ Яндекса, если кому будет интересен данный вопрос:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/33b/497/845/33b49784535597ab35e83d4df6879f9f.png)
Однако, продолжим рассмотрение рекламных материалов.
2. Не кликабельный баннер
Размещение атрибутов маркировки рекламы:
Реклама. ООО “Ромашка”, erid разместить поверх него либо в меню баннера
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/5ca/8bf/75a/5ca8bf75a79c6793acf31019ab2aa42b.png)
Допустим, данный баннер не кликабельный.
В реальности я не нашел такого решения в интернете, поэтому сделал маркировку своими руками кустарным способом без фотошопа). Системно оно будет выглядить именно так. В результате всю маркировку мы наносим поверх баннера в читабельном виде.
Либо (по аналогии с предыдущими примерами) все атрибуты разместить в меню баннера или в комбинированном виде - "Реклама" оставить поверх баннера, а юридическое лицо и токен зашить в меню баннера (как вариант)
3. Текстово-графическое объявление (не кликабельное и в тексте нет ссылки на интернет-ресурс рекламодателя)
Размещение атрибутов маркировки рекламы:
Реклама. ООО “Ромашка” разместить внизу объявления
Токен erid:xxxx только в начале текста (именно так по требованию РКН)
Данные форматы рекламных материалов встречаются на любых интернет-ресурсах, в том числе как классические посты в соцсетях
Вот так схематично выглядит идеальная маркировка рекламного материала в данном случае
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/1a7/4a3/c47/1a74a3c47e9a0b133cc660182114d884.png)
Пример №1:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/6e8/898/ec1/6e8898ec1c1e1d362b31847398b46322.png)
Иногда возможно наличие такого варианта при размещении атрибутов
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/7f4/2e1/ef6/7f42e1ef6a0c7e9568df45e5962ac7ae.png)
В данном случае атрибуты Реклама. ООО "Ромашка" нанесены на баннер, а токен указывается в начале текстового блока. Такой вариант также приемлем
Пример №2:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/16a/be7/8fa/16abe78fa7e2f10ff7da1e20766fcd03.png)
Третий схематический вариант следующий. Его иногда применяют, но я не считаю его корректным. Назвать такой вариант это ошибкой не стоит, но мнения Роскомнадзора по данному варианту на данный момент нет.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/e9f/dd0/c67/e9fdd0c67cfeb372bc199f36fd017cfd.png)
В данном случае все атрибуты нанесены на баннер в текстово-графическом блоке. Подчеркну, я советую применять первый схематический вариант, указанный выше.
Пример №3:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/934/13b/fac/93413bfac2c1c3924d893a212bacec31.png)
4. Текстово-графическое объявление (в тексте есть ссылка на интернет-ресурс рекламодателя)
Размещение атрибутов маркировки рекламы:
Реклама. ООО “Ромашка” разместить внизу объявления
Токен erid интегрировать в ссылку site.ru/?erid=xxxx
Данные форматы рекламных материалов встречаются на любых интернет-ресурсах, в том числе как классические посты в соцсетях.
Схематичное расположение атрибутов маркировки рекламы.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/75a/593/8be/75a5938bebb08ac99020b1a15de4c31b.png)
По аналогии с предыдущем разделом, я советую использовать первый вариант (слева) как классический идеальный вариант для исполнения закона о маркировке рекламы.
Пример №1:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/146/acd/091/146acd091d38c2af8f499788bd491075.png)
Как мы видим, это классический идеальный вариант (схема слева - см. выше). Токен зашит в ссылку в тексте.
Пример №2:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/508/b9b/ebe/508b9bebe5824e31cd54c77cb3ad3008.png)
В данном случае атрибуты Реклама. ООО "Ромашка" указаны на баннере, а токен зашит в ссылку.
5. HTML-баннеры
Размещение атрибутов маркировки рекламы:
Реклама. ООО “Ромашка”. erid: xxxx указать в выпадающем меню баннера и ссылке
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/f8e/220/5fa/f8e2205fa7a13e4b2af15b6970ff75d6.png)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/c93/ebd/9f5/c93ebd9f55a8ac9b43f49f66919bad33.png)
6. Видео
Размещение атрибутов маркировки рекламы:
Реклама. ООО “Ромашка”. erid: xxxx указать поверх ролика либо в выпадающем меню видеоролика
Пример №1:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/879/7f8/ce7/8797f8ce75bab98db570ae4b7ffb3aa1.png)
Приведен фрагмент рекламного видеоролика, где все атрибуты маркировки присутствуют поверх ролика. Все в порядке.
Пример №2:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/76f/5b6/e35/76f5b6e35c49e6b363a67669a1d7cc84.png)
Как мы видим, здесь в наличии все атрибуты маркировки, но не прописан erid: у токена. Да, как таковой токен присутствует в самом конце текста, но без указания erid. Робот Роскомнадзора (ЕРИР) его просто не считает. Это ошибка.
7. Кружки в Telegram
Размещение атрибутов маркировки рекламы:
Реклама. ООО “Ромашка”. erid: xxxx указать в следующем посте
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/540/f80/d69/540f80d69bd2bb69fc5f46a0b0e19a5c.png)
Все атрибуты маркировки прописаны в следующем посте. Рекомендация такого размещения атрибутов маркировки озвучена непосредственно Роскомнадзором для данного случая (кружок в телеграм).
8. Подкасты
Размещение атрибутов маркировки рекламы:
Реклама. ООО “Ромашка”. erid: xxxx указать в описании к подкасту
9. E-mail рассылки, статьи и прочие публикации
Размещение атрибутов маркировки рекламы:
Ориентируйтесь на описание, которое было приведено в п.п. 3 и 4
Ошибки при нанесении атрибутов маркировки рекламы
Ошибка №1:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b72/e42/5a4/b72e425a4d148971b5f6a297babe4918.png)
Как указано в п.п. 3 и 4 токен в текстовых и текстово-графических объявлениях ДОЛЖЕН находится вверху текста. Это условие Роскомнадзора. В данном случае токен указан внизу, что является ошибкой.
Ошибка №2:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/339/ab9/7b7/339ab97b77d027619f7ff54da8a8e344.png)
Токен правильно зашит в ссылку и внизу указаны другие атрибуты маркировки. Однако токен продублирован и указан также внизу, что является ошибкой (см. п.п. 3 и 4). Как на это отреагирует Роскомнадзор неизвестно. Моя позиция, если вы указываете дубль токена (его достаточно указать только в ссылке), то его нужно указывать в правильном месте, т.е. вверху. Иначе может возникнуть неоднозначная ситуация, когда робот увидит неправильное расположение токена в рекламном материале и может зафиксировать ошибку. А ошибки также штрафуются. Поэтому лучше не играть с огнем и не указывать дубли токена в неправильном месте.
Ошибка №3:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ea5/1d4/fde/ea51d4fdeeffe8cdb8e2c1ac1b20c7c8.png)
В данном случае все сделано правильно и атрибуты расположены верно. НО НО НО опять сделан дубль токена и помещен вверху текста. Вроде бы все в порядке. Однако аббревиатура токена прописана на кириллице, что неприемлемо. Только так — erid. Это также может быть признано ЕРИР как ошибка. В итоге штраф.
Ошибка №4:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/e43/6cb/da1/e436cbda1fa025eabfec2259aa13a3e7.png)
Про данный случай я уже сообщал выше. Здесь токен присутствует, но прописан без аббревиатуры erid. Это ошибка.
Подводя черту для сегодняшнего материала, стоит заметить, что в новых реалиях бизнес должен выделять дополнительные ресурсы для качественного и полноценного исполнения закона о маркировки рекламы, чтобы избежать штрафов от регулирующих органов.
Надеюсь, что данный материал будет интересным и полезным для вас в качестве экспертизы при исполнении закона о маркировке рекламы.
PumpIT
Спасибо за статью, полезный материал. Любопытно, зачем токен зашивать в ссылку, сами рекламодатели не будут отслеживать что-то через него, а Роскомнадзор какими методами это будет делать.. Понимаю, это вопрос возможно к Роскомнадзору, но всё же, может есть какое-то объяснение.
dhppc Автор
Большое спасибо!
dhppc Автор
"Пути
господниРоскомнадзора неисповедимы" (с)РКН подготавливает програмное обеспечение для мониторинга интернет-пространства. Что это будут за парсеры в точности пока не известно. Возможно на базе Окулуса, как сообщал Коммерсант.