Работать всегда желательно с первоисточником. В обратном случае мы сталкиваемся с невежеством, Копенгагенскими интерпретациями, Пирамидами Маслоу и Сигарами Фрейда. 

Будет справедливо называть «Оговорки по Фрейду», «Оговорками по Бриллу». Именно этот человек предложил сравнение табачной продукции с предметом олицетворения мужской сексуальности. 

Авраам Арден Брилл,  доктор философии и медицины Колумбийский университет, 1903 г.  Первый психоаналитик, практикующий в Соединенных Штатах и первый переводчик работа Фрейда на английский.

Cigarettes to women are torches of freedom that they use to dramatize their objection to the taboo against smoking by men. & they titillate the erogenous zones of the lips.

Abraham Arden Brill

Сигареты для женщин — это факелы свободы, которые они используют, чтобы продемонстрировать свое возражение против табу мужчин на курение. И они возбуждают эрогенные зоны губ.

Авторство Брилла нам известны из интервью Эдварда Бернейса, отца-основателя Public Relations, главного проектировщика культуры потребления и по совместительству племянника Фрейд (вот неожиданность).

С окончанием 19-го века Америка стала обществом массового промышленного производства с миллионами людей, собранными в городах. Бернейс искал новый способ менять и управлять мыслями и чувствами толпы. Для этого он обратился к работам своего дяди Зигмунда Фрейда. Когда Бернейс был в Париже, он подарил своему дяде гаванские сигары. В ответ Фрейд подарил копию «общего видения психоанализа». Бернейса заворожила идея потаённых, иррациональных сил внутри человека. Он задумался над тем, как можно заработать, манипулируя подсознанием.

Я понял, что можно использовать пропаганду и в мирных целях. Но это было плохим словом из-за войны. Я попытался найти другие слова:  так мы и придумали термин «советник по связям с общественностью».

Эдвард обратился к Бриллу по просьбе одного из своих ранних клиентов. В то время существовало табу на курящих на публике женщин. И Джордж Хилл, президент американской табачной корпорации, человек который сделал марку Camel — самой продаваемой на территории США, не мог побороть социальный барьер и попросил Бернейса найти способ разрушить это табу.

Статья в женском журнале «Ladies' Home Journal» 1922 июньhttps://archive.org/details/sim_ladies-home-journal_1922-06_39/page/18/mode/2up?view=theaterе
Статья в женском журнале «Ladies' Home Journal» 1922 июнь
https://archive.org/details/sim_ladies-home-journal_1922-06_39/page/18/mode/2up?view=theaterе
Мы теряем половину нашего рынка в США. Вы можете что нибудь с этим сделать?

Джордж Вашингтон Хилл

Родство Бернеса и Фрейда, а так же одно из самых громких дел, и породило казус в отношении последнего. Но не отрицаю, учитывая общность проф интересов и связи Брилла с Фрейдом, что и Фрейд и любой другой психоаналитик из Венской тусовки, мог предложить данную интерпритацию, столь щепетильного вопроса.

Факел свободы

Каждый год в Нью-Йорке проводился пасхальный парад, который посещали тысячи людей и Бернейс решил организовать представление. Он уговорил группу девушек из высшего общества спрятать сигареты под одеждой. Затем они должны были присоединиться к параду, и по его сигналу, эффектно вынуть сигареты и закурить.

Бернейс сообщил прессе о том, что на параде соберётся группа активистов и те будут протестовать, поджигая то, что они называют факелом свободы.

На следующий день это событие было освещено не только во всех нью-йоркских газетах, оно разошлось по всем Соединенным Штатам и по всему миру. И прямо с этого момента продажи сигарет женщинам начали расти. Он сделал их социально приемлемыми с помощью единственного символического события. Бернейс создал идею — если женщина курит, это делает её более сильной и независимой.

1927 “Torches of Freedom” marc
1927 “Torches of Freedom” marc
Я надеюсь, то, что мы начали, и что эти факелы свободы, без какой-либо конкретной марки, сломают дискриминационное табу на сигареты для женщин. И что наш пол продолжит разрушать все виды дискриминации.

Bertha Hunt / Секретарша Бернейса. Участница акции "Torches of freedom"

Это событие продемонстрировало, что можно заставить людей вести себя иррационально, если связать товары с рациональными желаниями и чувствами людей. Идея о том, что курение делает женщин свободными была полностью иррациональна, но это давало им чувство большей независимости.

Комментарии (9)


  1. mirwide
    31.07.2023 06:31
    +4

    Пример, как маркетинг ради прибыли небольшой группы может уничтожить цивилизацию. Гладили бы котиков для снятия стресса вместо покурить и в мире было чуточку больше здоровых людей.


    1. michael108
      31.07.2023 06:31
      +2

      Если копнуть поглубже, то, по сути, отец пиара Марк Бернейс показал, что в массе своей люди (т.е. толпа) — не более, чем говорящие животные, подчиняющиеся эмоциям и инстинктам. Как говорится в одном из эпизодов этого сериала ("Век эгоизма"), Бернейс вряд ли мог убедить в чем-то отдельного человека, но с толпой мог делать что угодно.


      Когда же большой бизнес и политики увидели, что у них есть инструмент влияниия на толпу, они начали использовать этот инструмент в хвост и в гриву. А заодно понижать уровень рационального мышления участников толпы, чтобы легче было толпой манипулировать. Сегодня это проявляется в принципах обучения и в массовой культуре.


      Противостоять этом можно только индивидуально, т.е. учиться думать своей головой, накапливая и расширяя знания о мире, критически воспринимая все и самостоятельно проверяя все, что исходит от каналов массовой информации. Но это — сложно и трудозатратно, и "пиплу лень". Поэтому нашу цивилизацию ждет довольно безрадостное будущее. Ведь единственное, что может противостоять этой тенденции массового "эмоционального оболванивания" — это жесткая государственная политика "повышения разумности" каждого гражданина, а это входит в противоречие с желаниями любого правителя и крупного бизнесмена, которым нужно стадо послушных и легко управляемых баранов.


      В общем, как сказал бы ослик Иа-Иа — "жалкое, печальное зрелище..."


      1. AndrewYaremko Автор
        31.07.2023 06:31

        При этом факте, удивляюсь каким бездарным выглядит подход современной iT индустрии при разработке новых сервисов. Мне лично не встречались позиции психолога или психотерапевта в продуктовые команды. Есть конечно исключения в виде EA Activision Tinder Amazome, но они не особо кричат о своих кейсах пока дело не доходит до суда.
        Не соглашусь с вами только в одном — думать своей головой, сложно и трудозатратно, и "пиплу лень". Усвоить такие простые истины не сложнее чем научится брать интеграл или освоить пределы, а этому обучен каждый гражданин страны. Вопрос пропаганды, а не частной инициативы.


        1. michael108
          31.07.2023 06:31

          За всем этим стоит психофизиология. Большинство животных предпочтет спокойно сидеть и ни о чем не думать, а не напрягать ум и заниматься аналитической работой. Здесь можно вспомнить о том, что активность левого полушария подавляет правое, и наоборот. И только мастера медитации могут одновременно задействовать оба полушария без конфликтов. Фактически, здесь мы должны говорить о распределениях психотипов по популяции. А раз есть распределение — то есть и его хвосты, на одном из которых находятся личности вроде Гаусса, Гегеля или Архимеда, а на другом — существа, тупо глядящие на экран телевизора и не способные сказать, что было 5 минут назад, ибо им важно просто ощущать поток картинок перед глазами, не задумываясь о том, что же происходит на самом деле. У них просто не работают участки мозга, отвечающие за соответствующие процессы.


          И, к сожалению, никакое знание даже весьма сложных научных концепций не дает иммунитета к влиянию толпы. Это все сугубо индивидуально.


          "Вопрос пропаганды, а не частной инициативы." Так и я о том же: пропаганда направлена на оболванивание людей и превращение их в послушних животных, которым можно дать команду "Фас!" или "Цып-цып-цып!.. И противостоять ей возможно только в частном порядке, в пределах одной отдельно взятой головы. Особенно — когда на сознание человека действуют все родственники, друзья и знакомые, уже находящиеся под влиянием пропаганды.


          1. AndrewYaremko Автор
            31.07.2023 06:31

            Диагноз стоит ставить аккуратнее, я бы ушел от психофизиологии к нейробиологии, все же научных/фундаментальных работ в этой области больше. Поэтому не отказался от «предпочтений» в угоду «мотиваторов» и хронических заболеваний о которых писал Маслоу.
            Зазищен ли образованный индивид - очень хороший вопрос, полагаю, в конечном счете да, спустя время и ошибки. Но это только моя вера в человека. А по поводу пропаганды — мы с вами на открытой дискуссионной площадке. Остается верить, что эта работа не пройдет бесследно.


    1. pavel_kudinov
      31.07.2023 06:31

      Возможно, цивилизации сильнее всего угрожает именно "чуточку больше здоровых людей", и чтобы её не уничтожить - приходится с этим бороться всеми возможными средствами


      1. mirwide
        31.07.2023 06:31

        так и есть

        Придет время и вы откроете все, что может быть открыто. Но ваше продвижение в науке будет лишь удалением от человечества, и постепенно пропасть между вами и человечеством станет настолько огромной, что в один прекрасный день ваш торжествующий клич о новом открытии будет встречен всеобщим воплем ужаса.


  1. Vpan
    31.07.2023 06:31

    Очень рациональная идея. Свобода это и есть возможность делать что хочешь, без оглядки на то, одобряет это общество или нет.


    1. dolovar
      31.07.2023 06:31
      +1

      Свобода это и есть возможность делать что хочешь, без оглядки на то, одобряет это общество или нет.

      Вы же понимаете, что женщины захотели массово курить только после того, как им об этом сказали? Тут пример не обретаемой свободы, а закрепощающей манипуляции.