Корпорации все чаще проявляют интерес к децентрализованным технологиям вроде ActivityPub или XMPP. Часть экспертов беспокоит такое положение вещей, и они считают подобные инициативы попыткой переманить аудиторию, нейтрализовать конкурентов. Однако есть и те, кто видит во всем этом положительные тенденции — обсудим точку зрения.

/ unsplash.com / DeepMind
/ unsplash.com / DeepMind

Позитивное влияние

Есть мнение, что крупные ИТ-компании не вносят вклад в развитие открытых технологий и децентрализованных протоколов в частности. Они просто встраивают их в продукты или продают в качестве управляемых сервисов. В этом есть доля правды, однако все больше корпораций передает свои разработки в open source. Некоторые даже вкладываются в развитие открытых децентрализованных протоколов. Так, в марте этого года компания-владелец WordPress выкупила плагин для интеграции блогов с ActivityPub, чтобы развивать его самостоятельно. Бизнес адаптирует возможности децентрализованных сервисов и тем самым привлекает новую аудиторию. Что интересно, не только крупные ИТ-компании, но и бывшие их сотрудники становятся частью тренда. Бывший гендиректор одной из крупнейших соцсетей в мире сейчас развивает проект Bluesky. Он основан на собственном протоколе без единого центра управления.

В то же время крупный бизнес не просто вкладывается в разработку децентрализованных протоколов, но играет и другую важную роль: помогает популяризовать саму идею. На сегодняшний день их ключевой аудиторией остаются энтузиасты и гики. Для большинства децентрализованные соцсети слишком сложны. Чего только стоит схема работы федеративных проектов на основе протокола ActivityPub и подобных. В таких соцсетях нельзя просто зарегистрироваться и начать общаться. Необходимо подобрать сервер, подходящий по теме и правилам модерации. Но даже если его удается найти, далеко не факт, что на нём окажутся интересные собеседники. Сам процесс коммуникации тоже не бесшовный — например, в Mastodon нельзя сделать репост записи с одного сервера на другой. Все эти подводные камни ограничивают интерес к новым децентрализованным проектам.

Именно здесь может пригодиться опыт владельцев крупных соцсетей. Они уже знают, как создавать сервисы, рассчитанные на большую аудиторию. Наработки по улучшению UX и UI смогут использовать и независимые разработчики. И этот процесс уже пришёл в движение. После резкого притока пользователей в прошлом году Mastodon провёл ряд изменений в своей работе. У соцсети появился сервер по умолчанию, а её интерфейс стал более дружелюбным к новым пользователям. В этом направлении смогут двигаться и другие проекты. Особенно если они хотят не просто остаться на плаву, но и конкурировать с другими игроками.

Какие есть нюансы

Некоторые представители сообщества опасаются, что крупный бизнес провернёт старый трюк — начнёт развивать закрытые реализации популярных децентрализованных решений. Так уже было с XMPP, когда компания Google добавила поддержку протокола в свой новый мессенджер, переманила аудиторию, а затем переключилась на разработку альтернатив. Однако специалисты отмечают, что решить проблему можно с помощью грамотного выбора лицензии на старте разработки.

Так, если распространять децентрализованные протоколы под Apache, то все сторонние модификации на его основе также должны будут иметь открытый исходный код. Это позволит избежать ситуации, когда бизнес захочет перенести самые интересные функции в закрытые реализации. Но даже если на рынке появятся «несвободные» решения, это может только ещё больше подстегнуть конкуренцию.

/ unsplash.com / DeepMind
/ unsplash.com / DeepMind

Как мы уже отмечали в прошлом тексте, со схожими проблемами из-за прихода большого бизнеса давно сталкиваются open source разработчики. И их пример показывает, что при желании сообщество может адаптироваться к конкуренции. На основе открытых решений создают даже целые стартапы — почему то же самое не может коснуться децентрализации?

Новым проектам придётся искать способы монетизации. Но аналитики уже говорят о росте интереса со стороны рекламодателей. Разработчики децентрализованных сетей также могут попробовать нащупать нишу через внедрение платной поддержки и запуска функций под заказ. К тому же на пользу новым соцсетям может сыграть и общая заинтересованность не только простых пользователей, но и инвесторов. Грамотные схемы по коммерциализации позволят разработчикам сохранить относительную независимость и решить проблемы с финансированием.

В итоге крупный бизнес может принести пользу и сообществу, и самим децентрализованным проектам. ИТ-компании и создатели протоколов могут пойти на взаимные договорённости, чтобы действительно привлечь массовую аудиторию.


Дополнительное чтение в нашем корпоративном блоге:

Комментарии (1)


  1. arokettu
    31.07.2023 16:30

    Так, если распространять децентрализованные протоколы под Apache, то все сторонние модификации на его основе также должны будут иметь открытый исходный код.

    Во-первых, не стоит бездумно перепечатывать комментарии анонимусов без проверки, Apache не вирусная лицензия, а, грубо говоря, очень длинная BSD-like. Комментатор явно имел в виду GPL/AGPL.

    Во-вторых, протоколы и интерфейсы не copyrightable и наложить на них лицензию невозможно, точнее Oracle vs Google оставил вопрос открытым, но у феди-сообщества даже в целом нет ресурсов Oracle чтобы за это бодаться.