Кейс о том, как компания друзей с опытом в IT и digital на досуге начала разрабатывать приложения, и в первом же проекте закрыла острую проблему людей с повышенной тревожностью и ОКР, дав старт собственной кузнице аппок.

С чего всё началось

У вас есть телеграм-чат с друзьями, где вы 80% времени забавно флудите, и пишете шутки, которые понимают только внутри компании? Вот и у нас есть такой.

В начале 2023 года мы осознали: у большинства друзей из чата есть опыт в разных айти и диджитал сферах: разработка, дизайн, тестирование, маркетинг, копирайтинг, SEO, ASO. Готовая команда для стартапа. У всех есть амбиции, знания, навыки, и желание создавать что-то новое. Так мы решили проводить свободное время с пользой, разрабатывая приложения.

Поиск идеи

Первые 2 месяца ушли на формирование команды, распределение задач, и поиск идеи для первого проекта. Мы не хотели копировать существующее, переосмыслять, или создавать стотысячную по счёту аппку про счётчик калорий. Было желание сделать что-то уникальное и реально полезное.

В один обычный день, уходя из дома, наш тестировщик Дима проверял стандартные вещи: выключен ли газ на плите, закрыты ли окна, с собой ли всё необходимое. В тот момент Дима вспомнил про людей, которые чересчур тревожатся или вовсе страдают ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство). Такие могут вернуться посреди рабочего дня домой проверить выключен ли утюг. Они же дёргают ручку двери сразу же после того, как закрыли её на ключ. Быть может, и вы в этом узнали себя?

Мы поняли, что можем помочь таким людям меньше тревожиться, сделав приложение, которое подарит им спокойствие вне дома.

Концепт и первые шаги

Дима быстро понял перспективность идеи, презентовал её команде на словах, и, получив одобрение, пошёл развёртывать теорию в концепт.

В итоге получилась блок-схема в Miro, где расписан каждый шаг, логика приложения, и различные флоу пользователя.

Мы приняли решение реализовывать идею в виде чего-то похожего на умный чек-лист. В нём создаются сценарии вроде «Ухожу из дома», которые в свою очередь наполняются действиями. Например: «Выключить утюг», «Перекрыть кран в ванной», «Насыпать корм псу».

Запустил сценарий → выполнил действие → поставил галочку → завершил сценарий → спокойно пошёл по делам.

По желанию всё это можно подкреплять фотографиями помимо отмеченных галочек. Фотографировать — рекомендация докторов, консультирующих людей с ОКР.

Пройденные сценарии собираются во вкладке «История», чтобы в любой момент можно было перепроверить, что дома всё в порядке.

Важный нюанс: все данные хранятся локально, на устройстве пользователя. Поэтому с точки зрения утечки данных приложение полностью безопасно.

Первоначальный концепт основных экранов приложения.
Первоначальный концепт основных экранов приложения.

У всех резко вырос энтузиазм, глаза загорелись, а вечерние созвоны в Discord наполнились фразами «Кайф!», «Клёво!», «Делаем!». Процесс был запущен окончательно.

Разработка и оформление

Далее идея и концепт стали реализовываться в виде строчек кода. Разрабатывалось приложение на кроссплатформенном фреймворке Flutter.

Параллельно искали дизайн иконки, накидывали варианты названий, подбирали ключевые фразы. Работа кипела.

Каждый участник команды придумал несколько вариантов названий. Путём голосования определили победителя — IronZen.
Каждый участник команды придумал несколько вариантов названий. Путём голосования определили победителя — IronZen.

Мы определили главный триггер — (не)выключенный утюг. В статьях про опыт людей с ОКР это встречалось чаще всего, прямо в заголовках. У людей именно утюг был первой ассоциацией. Вокруг него и начали строить концепцию оформления.

Так определился победитель в нейминге — IronZen. Iron — утюг, Zen — дзен/спокойствие.

Отсюда и фигуры в иконке. Первоначальный вариант с горящим электроприбором показался нам интересным, но чересчур агрессивным и не сочетаемым с названием. Поэтому выбрали спокойные мятные цвета и ушли в минимализм.

Было интересно и сложно, когда мы сталкивались с фундаментально разными видениями, на, казалось бы, простые вещи. Порой 1.5-2 часа рабочего созвона тратили на споры по поводу одной функции или кнопки. Тем не менее мы каждый раз находили компромисс, учась более эффективно работать друг с другом.

Большую часть времени заняло производство дизайна для онбординга и скринов в AppStore и Google Play. Долго искали компромиссы между информативностью и красотой. Множество раз меняли тексты. Каждый пропускал это через собственную призму и имел своё видение. Было непросто, но очень интересно.

Первые сборки и тестирование

Вскоре мы уже могли пощупать первые версии приложения IronZen. Естественно, обнаружилось большое количество ошибок и багов, которые тут же оформлялись в тикеты в Jira, а затем оперативно фиксились.

Приложение обрело близкий к финальному вид.

Финальный вид основных экранов IronZen. Слева направо: список сценариев, экран внутри сценария с действиями, история.
Финальный вид основных экранов IronZen. Слева направо: список сценариев, экран внутри сценария с действиями, история.

Понадобилось более 20 обновлений первоначальной версии, чтобы привести всё в порядок перед релизом. Параллельно доделывали скрины для магазинов и тексты, переводили приложение на несколько языков.

Кстати, в работе мы использовали ChatGPT. Он довольно успешно справился со значительной частью дескрипшенов, и даже придумал нам очень крутой слоган!

Leave anxiety at home, not a working iron — оставь дома тревогу, а не включённый утюг — слоган, придуманный ChatGPT.
Leave anxiety at home, not a working iron — оставь дома тревогу, а не включённый утюг — слоган, придуманный ChatGPT.

Мы давали доступ к закрытому бета-тесту знакомым разработчикам и QA-специалистам, чтобы получить фидбек извне команды. И практически каждый очень лестно отзывался об идее приложения и её реализации. Это приятно нас удивляло и внушало уверенность.

Релиз и первые отзывы

К концу апреля всё было готово к релизу. Было весьма волнительно.

На первых порах очень нужны установки, чтобы App Store получил сигнал о том, что приложение интересно людям. Поэтому мы делали посты об IronZen в соцсетях, скидывали друзьям, знакомым и коллегам, запустили небольшую рекламу в Facebook.

Основной трафик удалось привлечь с помощью треда в Твиттере, который получил неплохой охват.

Мы начали получать реальный пользовательский фидбек, который был даже лучше, чем мы ожидали! Людям действительно понравилось приложение, они высоко оценивали полезность идеи и писали благодарности.

Мы были счастливы, так как удалось в первом же продукте реализовать реально ценную идею в приятном и простом интерфейсе.

В нашем безумном мире тревожность очень распространённое явление. А ОКР совсем нередкое заболевание. IronZen действительно избавляет от навязчивых тревожных мыслей, что в доме что-то горит или течёт.

Но это не только про забывчивых и неспокойных людей. Пространство для использования аппки гораздо шире. Например, один пользователь Twitter написал: «Сделал себе сценарий для сбора вещей на тренировку — очень удобно!». А другой человек в личной беседе поделился, как собирался в путешествие и, благодаря IronZen, ничего не забыл: «Это была самая спокойная поездка в аэропорт, так как я был максимально уверен, что всё необходимое у меня с собой».

Ожидаемая проблема

На данный момент всего мы имеем 350 установок и 60% из них активных пользователей, которые регулярно пользуются приложением. Каждый день органически приходит 1-2 новых юзера.

Мы заранее понимали слабое место нашей команды — маркетинг. Никто из нас не умеет и не хочет делать вирусные рилсы и тиктоки, например. У нас нет больших бюджетов на рекламу. Мы не инфлюенсеры, в соцсетях у нас нет десятков тысяч подписчиков. Нет даже тысяч.

Перед тем, как собраться в стартап мы изучали множество успешных кейсов, среди которых часто встречалось успешное ASO, за счёт которого приложение выстреливало. Надеется на такое было наивно, но очень хотелось верить в чудо.

Один из креативов для рекламной кампании в Facebook.
Один из креативов для рекламной кампании в Facebook.

Приложение IronZen полностью бесплатное. Если наша разработка показалась вам ценной и полезной — добро пожаловать в сторы. В комментариях будем благодарны конструктивному фидбеку.

App Store →
Google Play →
Landing Page →


После релиза первого продукта мы не остановились, а сразу же принялись за новый проект. В данный момент мы уже выпустили второе приложение — калькулятор банковских и рабочих дней BizDay. А прямо сейчас в разработке третий продукт, который мы оцениваем как очень перспективный и амбициозный.

Комментарии (34)


  1. Tzimie
    05.08.2023 14:36
    +5

    Извините за занудство, но судя по вашей же информации, вы резали проблему не тысяч людей, а 350 людей


    1. Mexbass Автор
      05.08.2023 14:36
      -2

      В данный момент фактически да :) Но имелись в виду люди, страдающие проблемой навязчивых мыслей о невыключенном утюге. Эту их проблему мы решили. Им осталось только об этом узнать :)


  1. Politura
    05.08.2023 14:36
    +1

    Написал в поиске аппстора checklist, увидел море приложений с подобным функционалом, даже от Микрософта есть какоето, но вашего не увидел. У всех, кто показан в поиске в названии как правило есть to do list, либо изредка checklist, у вас же какой-то непонятный checkup, который никак с задачей не ассоциируется. Зачем железо в названии тоже непонятно. Так-то американцы в массе не пользуются утюгами.


    1. Mexbass Автор
      05.08.2023 14:36
      +2

      Потому что наше приложение не позиционируется как чек-лист, у него совсем другое предназначение и концепция. Если вы зацепились за строчку в тексте «Мы приняли решение реализовывать идею в виде чего-то похожего на умный чек-лист», то это действительно нечто похожее, но самим чек-листом не являющееся.

      Checkup — означает осмотр. То есть осмотр жилища перед уходом — в этом основная суть аппки.

      Iron в названии это не железо, а утюг.


      1. Politura
        05.08.2023 14:36

        Я всего лишь написал сценарий как я бы действовал, на месте потенциального пользователя вашего приложения. Такой пользователь не будет писать в строке поиска checkup, или iron, он напишет checklist, а потом предложенные варианты будет внимательно рассматривать в поисках необходимых функций. Если вы оставите как есть - ваш удел это лишь сарафанное радио. Измените заголовок в аппсторе - возможно пойдут установки от тех, кто нашел вас поиском.

        Почему вы в желании вам помочь углядели грубость и бросились минусить карму, увы, для меня загадка :(


        1. Mexbass Автор
          05.08.2023 14:36
          +2

          Если человек напишет в поиске checklist — он будет искать чек-лист. IronZen — не чек-лист, поэтому и нет такого слова в названии. Как описано в статье, главный триггер — это утюг, поэтому данное слово присутствует в названии. А основную суть можно описать как "осмотр жилья перед уходом". Поэтому полное название IronZen: checkup before go. Всё логично.

          Спасибо вам за комментарии и желание помочь, но я, как автор из песочницы, не имею возможности минусить карму, так что это был кто-то другой.


          1. czz
            05.08.2023 14:36
            +2

            • Слово checkup прежде всего ассоциируется с медицинским чек-апом.

            • Iron в названии — без контекста совсем неочевидно, что оно означает именно "утюг". Ассоциируется с чем угодно — в паре с "checkup", например с проверкой уровня железа в организме :)

            • Правильно: "before you go", "everything is ok at home".

            • "Working iron" – это скорее означает "исправный утюг". Корректными вариантами были бы, наверное, "switched on", "plugged in", "left on".

            Если хотите на англоязычный рынок, лучше найдите англоговорящего, и проконсультируйтесь (причем отдельно для США и Британии). Если делаете для русскоязычных — то пишите по-русски :)


          1. czz
            05.08.2023 14:36

            Однако, в целом, приложение мне кажется хорошим и нужным.

            Лично мне не очень понятен утюг в качестве "основного триггера". Пожар из-за оставленного утюга мне видится чем-то из далекого прошлого, когда в утюгах не было термостатов и таймеров бездействия. И ежедневная глажка тоже уходит в прошлое. Но ЦА виднее :)


            1. Mexbass Автор
              05.08.2023 14:36

              Благодарю вас за замечания и оценку приложения!

              А утюг в качестве основного триггера мы не сами придумали. Это чаще всего встречается в данном контексте: в статьях, комментариях, рассказах людей, даже в стендапах проскакивали шутки про ОКР и обязательно фигурировал "невыключенный утюг".


              1. czz
                05.08.2023 14:36

                Это интересный факт.

                Вероятно, этот утюг уже превратился в архетипический образ


    1. goodnickoff
      05.08.2023 14:36
      -2

      Вы знаете все про быт американцев, но не знаете что Iron значит утюг.
      Подскажите, а как американцы справляются со складками на одежде?


      1. Politura
        05.08.2023 14:36
        +3

        Я знаю как будет утюг по английски. Но из-за того, что утюгами очень редкто пользуются, понимать будут по другому, ибо не будет необходимой ассоциации.

        Подскажите, а как американцы справляются со складками на одежде?

        Когда достаешь вещи из сушилки, сразу встряхиваешь и складываешь их гладить не надо. Больинство америкацев пользуются сушилками после стирки.


        1. goodnickoff
          05.08.2023 14:36
          -2

          Любое, утверждение начинающиеся со слов «Все американцы…», обобщение, и, как и большинство обобщений об этой весьма разнообразной стране, верно лишь отчасти.

          Надеюсь ваши комментарии и советы будут полезны автору.


  1. FreeNickname
    05.08.2023 14:36
    +2

    Я недавно встретил русского, который 20 лет прожил в Германии, и он говорил "аппы". Собственно, он не знал, как ещё их называть. Ему можно, он не знает. Вы знаете. Не надо, пожалуйста, это ужасное слово. Спасибо)

    А приложение выглядит действительно полезным. Я всё время забываю, закрыл ли я машину, жалко, это на фото не отобразить) Со своей машиной спасает брелок сигнализации, а на прокатных – беда. Порой руководствуясь принципом "ну, украдут так украдут")

    Успехов! :)


    1. Mexbass Автор
      05.08.2023 14:36
      +1

      Если вы про слово «аппка», то это очень распространённый в сфере синоним-англицизм. От слова application. Так что сорри, не такое оно и ужасное :)

      Спасибо за оценку приложения! Надеюсь пригодится вам :)


      1. FreeNickname
        05.08.2023 14:36
        +1

        Я больше 10 лет разработкой мобильных приложений занимаюсь. Это ужасное слово. К счастью, я не слышал его ни в одной из команд, в которых работал.


        1. Mexbass Автор
          05.08.2023 14:36
          +1

          В таком случае очень удивительно, ведь мы его и употребляем и слышим часто извне. Жаль, что оно вам так не нравится. Главное, что это не влияет на основную суть :)


  1. Ivnika
    05.08.2023 14:36
    +2

    Осталось добавить триггер на запуск и напоминание от самого приложения, чтобы не забыть по чек листу пройтись. Например ушел из зоны домашнего вайфая и тп.


    1. Mexbass Автор
      05.08.2023 14:36
      +2

      Мы сделали нотификации после первой волны установок. А вот про покидание зоны домашнего вайфая, кстати, тоже говорили.


  1. PackRuble
    05.08.2023 14:36
    +1

    С радостью прочитал бы следующий материал, оправдывающий ваш применённый хаб - flutter :)

    Разрабатывалось приложение на кроссплатформенном фреймворке Flutter.

    Какой менеджер состояния использовали, как устроена архитектура приложения, маршрутизация, локализация...


    1. Mexbass Автор
      05.08.2023 14:36
      -1

      На счёт полноценного материала не знаю. Но вот, что кратко ответили разработчики:

      В качестве менеджера состояний использовался Riverpod (https://riverpod.dev/). Архитектура MVVM. Для локализации использовался классический пакет flutter_localizations.


  1. Aquahawk
    05.08.2023 14:36
    +1

    а мой замок мне уведомления присылает, когда его открыли и закрыли. На герконах сделал, буду на датчики холла переделывать.


    1. Rusrst
      05.08.2023 14:36

      А чем герконы не нравятся? Залипаний там же не будет все равно - ток мизерный же. Обычно в автоматизации везде их ставят, датчик холла больше линий тянуть придется - питание и сигнал, как миниму 3, а с герконом одной линии достаточно.


      1. Aquahawk
        05.08.2023 14:36
        +1

        Вот тут описал. Подозрения на неправильно выбранное магнитное поле, нарушение целостности геркона и слишком малый ток, в комментах можно много почитать на эту тему

        https://mysku.club/blog/aliexpress/93791.html


        1. Rusrst
          05.08.2023 14:36

          Занятный момент, спасибо.


  1. moshkovai
    05.08.2023 14:36
    +1

    Идея классная, приложение простое и удобное. Единственная вещь которая мне не очень понравилась (чисто индивидуально и ОЧЕНЬ субъективно) - много вибрации. При заполнении сценария очень даже уместно, а вот, например, при просмотре истории для меня это лишнее.

    Есть пару вопросиков к вам. Вы говорите о фитбэке как о небольших комментариях, а проводили ли вы полноценное интервью с пользователями? Интересно узнать, почему пользователи не только остаются, но и уходят. Какая у вас гипотеза роста? Какие еще каналы рассматривайте и тестируйте? Если целевая аудитория люди с ОКР, то как вы планируйте привлекать таких пользователей в приложение, через что?

    Но это не только про забывчивых и неспокойных людей. Пространство для использования аппки гораздо шире. 

    Это как раз про мой случай. Создала сценарий для некоторых вещей. Вы планируйте расти в числе пользователи за счет таких же как я? Если да, то поделитесь потом опытам, что вышло. что не вышло.


  1. moshkovai
    05.08.2023 14:36
    +1

    Идея классная, приложение простое и удобное. Единственная вещь которая мне не очень понравилась (чисто индивидуально и ОЧЕНЬ субъективно) - много вибрации. При заполнении сценария очень даже уместно, а вот, например, при просмотре истории для меня это лишнее.

    Есть пару вопросиков к вам. Вы говорите о фитбэке как о небольших комментариях, а проводили ли вы полноценное интервью с пользователями? Интересно узнать, почему пользователи не только остаются, но и уходят. Какая у вас гипотеза роста? Какие еще каналы рассматривайте и тестируйте? Если целевая аудитория люди с ОКР, то как вы планируйте привлекать таких пользователей в приложение, через что?

    Но это не только про забывчивых и неспокойных людей. Пространство для использования аппки гораздо шире. 

    Это как раз про мой случай. Создала сценарий для некоторых вещей. Вы планируйте расти в числе пользователи за счет таких же как я? Если да, то поделитесь потом опытам, что вышло. что не вышло.


    1. Mexbass Автор
      05.08.2023 14:36
      +1

      Большое спасибо за комментарий и отзыв.

      По поводу виброоткликов, ориентировались на множество топовых приложений. Такое часто встречается, и обычно пользователям нравится, поэтому тоже решили сделать. Но ваш опыт так же обязательно учтём.

      Полноценных интервью не проводили. У каждого ведь свой личный опыт, поэтому пока не вижу в подобном смысл.

      Наша цель на данный момент — привлечь как можно больше пользователей, а они уже через фидбек дадут ответы на все вопросы, которые вы написали. И о гипотезах роста, и о причинах ухода.

      Люди с ОКР это не сколько наша ЦА, сколько её ядро. Привлекать их можно через таргетинг, рекламу в тематических сообществах и т. д. А расти планируем за счёт всех, кому приложение покажется полезным. Кто-то, как вы, установит "для некоторых вещей", кто-то, как в примере в статье для сбора на тренировку, а кто-то по изначальному смыслу для снижения тревожности, что дома что-то не так.


  1. ti_zh_vrach
    05.08.2023 14:36
    +1

    Подкину ещё потенциальную область продвижения — лекарственные препараты. Есть люди, не соблюдающие режим приёма препаратов только потому, что забыли их дома. Только вот предполагаемый охват определить будет трудновато: с виду пышущий здоровьем коллега может принимать по 4-5 препаратов одновременно. И тут будет пересечение со специализированными напоминалками, коих навалом. Некоторые с поистине монструозным набором функций.


    И немножко беспокойства о будущем. Было давно в плеймаркете такое приложение — "23 года". Просто считало время в днях, месяцах и годах до или после указанной даты. Всё. Ни рекламы, ни телеметрии, вообще ничего такого (читай "монетизации"). Максимум пользы в конкретной задаче, минимум вреда. Прям как у вас. Apk у меня до сих пор кочует с телефона на телефон. Так вот. Оно было.


    ЗЫ: попробую пользоваться.


  1. alekssamos
    05.08.2023 14:36

    Предлагаю подписать кнопки для программ экранного доступа, например, VoiceOver на iPhone. И для незрячих будет полезно, и доступные приложения в будущем научитесь делать. Подробнее https://rubanov.dev/a11y-book/


  1. Rokov
    05.08.2023 14:36
    -1

    Не понял, зачем вы столько возились, функционал максимально прост и понятен, работы на 3 дня одному человеку. Такое впечатление что вы применили кучу лишних в этом конкретном кейсе методик и занимались огромным объемом преждевременной оптимизации. Впрочем, если рассматривать это как опыт прохода по пайплайну всей командой то может и был смысл.


  1. DashBerlin
    05.08.2023 14:36

    А почему психологов не подключили, через них как раз можно было выйти на ЦА и собрать прекрассную фокус-группу?


    1. Mexbass Автор
      05.08.2023 14:36

      Потому что мы дружеский инди-стартап, где каждый занимается приложениями на досуге после основной работы и бытовых дел. У нас нет ресурсов подключать психологов и собирать фокус-группы.


  1. DmitryR1974
    05.08.2023 14:36

    Загрузите пожалуйста приложение в альтернативные репозитории и на свой сайт. Я бы попробовал, но у меня нет профиля Google Play.