Рынок онлайн-образования постоянно растет. Загляните хотя бы в эту статью — сплошь растущие графики. Лучше всего в онлайне развиваются те ниши, в которых сложно получить классическое образование: например, IT.
Что не так с IT в университетах? Коротко: многие учебники устарели, преподаватели не всегда работают по профессии, долгая учёба и мало практики. За те 4 года, что студент получает знания, например, по программированию, принципы профессии уже поменялись.
12 лет назад мы решили обучать айтишников актуальным навыкам с отработкой полученных знаний на реальных задачах и проектах бизнеса. Для качественной подготовки курса нужны крутые эксперты, которые помогут составить грамотную программу курса, расскажут, что же актуально и как это использовать. Но как привлечь состоявшихся специалистов в образование?
Именно об этом — под катом. Пятеро создателей курса Нетологии «Data Science с нуля до middle» расскажут, почему пришли в эдтех, как ищут успешные решения в современном образовании и почему им всё это нравится. Если их истории привлекут вас — приходите, Нетология всегда ждёт экспертов.
Прокачка софтов и свежие задачи: почему меня привлекли запуск курса и менторство
Алексей Кузьмин
CTO в Домклик, разработал концепцию курса «Data Science с нуля до Middle», ментор курса
Я и до курса «Data science с нуля до middle» сотрудничал с Нетологией лет 5, не меньше. Идею этого курса мы придумали с продюсером Нетологии. Вписался в процесс сам, потому что люблю и понимаю Data Science, ну и просто хотелось заняться чем-то новым.
Во время создания курса занимался проработкой всех аспектов, взвешивал разные варианты, принимал решения: здесь программа оказалась сложнее ожидаемого, здесь, наоборот, простовато, эти уроки стоит объединить.
Сейчас, когда курс уже запущен и функционирует, его надо поддерживать. Делать постоянные апдейты, таким образом соответствовать рынку, отвечать запросам работодателей и студентов. Чтобы понять, что улучшить, — опрашиваем студентов, фиксируем недостатки, допиливаем алгоритм. И я по-прежнему стараюсь участвовать во всех решениях.
Что мне помогало
В разработке курса мне помогли прежде всего собственные опыт и знания в DS: я окончил мехмат МГУ и занимался задачами, связанными с ML, — например, распознаванием языков со сложной письменностью. Помог и анализ мировых практик, в том числе тех, которые я сам когда-то изучал.
Что мне мешало
На старте курса направление Data Science ещё не было столь популярно: направление только родилось, курс совсем новый. Поэтому над ним работали всего два человека: я и продюсер Нетологии. А надо было сделать быстро и хорошо.
Но мы справились. За полгода подготовили курс к запуску. За это время мы проработали все основные этапы — создали концепцию и методологию, подобрали инструменты, изучили темы и собрали задания, начали преподавать.
Как я выбирал преподавателей
Один из челленджей «сделать быстро и хорошо» — сразу после первого запуска оперативно увидеть недостатки курса и начать их исправлять. Обычно первые потоки мы запускаем в тестовом формате, смотрим на обратную связь студентов, постоянно улучшаем какие-то блоки и практики. Поэтому изначально на курс мы собрали самых крутых специалистов из таких компаний, как Сбер, Яндекс и даже Google. Многие из них уже сотрудничали с Нетологией, — они сразу посоветовали, что и как улучшить, помогли нам с этим. После запуска курса в обычном режиме, мы расширяем пул экспертов.
Зачем я занимаюсь онлайн-образованием
Для меня курс в Нетологии — возможность делать что-то интересное помимо основной работы, решать задачи, которые я на работе не решаю. Вдобавок это отличная прокачка софтов: выступать для по умолчанию скучающей аудитории людей, привлекать их внимание, чтобы они тебя слушали, понимали и запоминали то, что ты говоришь.
Продюсер — мастер на все руки: зачем я поделила курс на модули
Вероника Лобанова
Продюсер направления Data Science в Нетологии, занимается методологией курса «Data Science с нуля до middle»
В 2017 году я пришла в Нетологию координатором. Училась на редактора, и, чтобы отдохнуть от текстов, искала не связанную с ними работу парт-тайм. Меня всегда привлекало программирование, а когда я познакомилась с Data Science, это направление и вовсе показалось чем-то фантастическим.
Со временем выросла в старшего координатора. Много общалась со студентами и видела, что даётся им сложнее всего. Появилось желание не просто передавать эту информацию продюсерам и экспертам, а как-то повлиять на курс, сделать лучше. Поэтому, когда я прошла внутреннее обучение и стала продюсером, я взяла под крыло именно свой любимый курс .
Курс Data Scientist с нуля до middle – один из старейших в направлении. Когда я на него пришла, то, что он вообще есть, выглядело на рынке чудом. Почти не было устоявшейся методологии, продюсеры по совместительству работали методистами, а курс во многом держался на опыте преподавателей.
Ясно было: при расширении курса нужно сделать упор на методологию, доработать её, чтобы у нас была не только крутая инфа, но и крутое её изложение. Сначала мы занимались этим втроём с коллегами, а потом собрали команду методистов.
Как мы улучшили курс
Я быстро поняла, что одно успешное расширение курса — не окончательная и не однозначная победа. Курс хорош, если он всё время растёт и улучшается. Значит, нужно, чтобы улучшать его было достаточно просто.
Поэтому, развивая методологию расширенного курса, мы сделали упор на модульную систему. И сейчас курс состоит не из единого потока лекций, а из самодостаточных модулей на разные темы, например, по Python или математики для Data Science. Лишняя или дублирующая инфа? Выкидываем модуль. Чего-то не хватает? Добавляем новый. Любые ошибки или недостатки? Фиксим, заменяем модуль на новую версию.
Чтобы курс соответствовал современному рынку, мы часто делаем новые модули: например, по deep learning. Есть возможность воплощать мечты: скажем, команда давно хотела сделать курс по аналитическому мышлению, полезный для максимально широкой аудитории. Поэтому, когда мы его сделали, то не просто оставили самостоятельным курсом, а стали включать в различные профессии. В том числе в расширенную версию курса по DS.
Ещё мы вводим свежие форматы взаимодействия для студентов: приглашаем представителей компаний, в том числе иностранных, вести стажировки, проводим митапы. Каждое из этих решений — с одной стороны набор новых задач, с другой — возможность воплотить что-то крутое, что нам самим хочется сделать.
В целом мы обновляем курс по нашему инструменту МаКо. Это матрица компетенций, которая позволяет курсу соответствовать запросам рынка, с помощью нее мы формируем программу на основе компетенций, необходимых специалисту для решения бизнес-задач сразу после выпуска. Полезный инструмент, сильно упрощает работу.
Что для меня сложно
Сейчас одна из основных сложностей — донести до людей тренды рынка, показать, чему стоит учиться. Когда новая профессия появляется на рынке, люди не сразу готовы идти и учиться ей, потому что не всегда доверяют новому и не понимают, как стать востребованным специалистом в новой профессии.
Например, в 2023 году один из ключевых трендов ИИ — Data Science в сфере медицины. Мы запустили программу обучения, но люди приходят реже, чем на старые специальности: присматриваются, думают, насколько ИИ-медицина им подходит. Мы доносим до аудитории пользу новой ниши, но нужно время, чтобы это произошло органично.
Не всегда тренды так очевидны, как с медициной. Поэтому для меня не менее важные задачи — анализировать банк вакансий, тенденции к инвестированию в определённые сферы, опрашивать представителей компаний-работодателей. Не всегда это приводит к новым курсам. Иногда достаточно дополнить уже существующие новыми модулями.
Как мы ищем преподавателей
Условия простые: ищем профи, которые любят делиться знаниями.
Это популярная мотивация, а особенно хорошо для нас, что она популярна у опытных айтишников, которым важно передавать навыки начинающим. Ну и надо, чтобы препод ревностно относился к предмету и горел им — тогда он будет с удовольствием сам следить за новейшими инструментами, помогать студентам и укажет, если что-то в программе устарело.
Мало набрать крутых сотрудников, их надо ещё мотивировать продолжать. Эту задачу облегчает такой принцип — у нас нет обязательного для всех списка рабочих дел, создаём комфортный режим для каждого. Можно только вести лекции. Или, если не нравится преподавать, – только проверять домашки. А можно взять на себя всю ответственность за блок — от А до Я.
Также у нас есть отдельная страница, на которой заинтересованные в преподавании эксперты, могут подать заявку и стать частью команды.
Мой стиль работы
Будь я преподавателем, мне бы подошёл последний вариант — взять всю ответственность. Я участвую во всей жизни курса, со всеми на связи, у меня постоянно разные задачи. В этом смысле моя роль мало изменилась с того момента, когда я только пришла на курс, а продюсеры были мастерами на все руки.
Я обсуждаю с методистом обратную связь от координаторов, чтобы вносить в курс актуальные изменения. С Алексеем Кузьминым, нашим ментором, оговариваю все детали курса, чтобы получить от него согласования или советы. Точечно работаю с экспертами, когда надо что-то обновить или переделать. Приглашаю на курс представителей компаний — и так далее.
Зачем я занимаюсь онлайн-образованием
Я хотела влиять на развитие курсов, делать их лучше, — и теперь у меня это получается. Мне всё время хочется, чтобы наши студенты во всём разобрались, научились. Когда мои действия и решения позитивно влияют на чью-то жизнь, карьеру — меня это драйвит.
По ту сторону онлайна: что преподавание на курсах даёт доценту техвуза
Максим Сахаров
К. т. н., старший консультант по DS, «БазисСофт», определяет инструменты для использования в обучающей программе, отвечает за три модуля на курсе «Data Science с нуля до Middle»
Помимо основной работы я ещё и доцент в техническом вузе. Скоро десять лет как там преподаю. Но формат онлайн-образования нравится мне не меньше. Я даже сам проходил различные тренинги, и всегда хотелось поучаствовать в процессе с другой стороны.
Около трёх лет назад Нетологии нужен был специалист по разработке материалов для курса по математике, — он входит в курс по дата сайенс. Когда со мной связались, я ухватился за шанс. Захотел передать не просто знания, но практический опыт: показать, какие инструменты где использовать, а где требуются более сложные и неочевидные подходы. В общем, поделиться тем, что почти никогда нельзя почерпнуть в энциклопедиях и теоретических туториалах.
В Нетологии я стартовал именно как разработчик на курсе — создавал учебные материалы и домашние задания, упражнения для коммуникационных занятий.
Потом, когда программу курса сформировали и отладили, фокус сместился. Нужно было поддерживать уже работающий курс в актуальном состоянии. На этом этапе задачи тоже были разные: я уже создавал автоматические тренажёры, разрабатывал вебинары, делал для студентов кейсы. В общем, выходит, что в Нетологии я делал всего понемногу.
Как я преподаю
Одной фразой — использую смесь алгоритмов и творчества.
Скажу честно: мне проще делать учебную программу с нуля. Но это редкий случай. Куда чаще я взаимодействую с готовыми каркасами учебных программ, которые нужно наполнить. Я стараюсь не ломать то, что работает. Только немного меняю содержание, если нужно чётче проявить логику темы, — чтобы всё было понятно и мне самому, и тем, кому я буду её объяснять. При этом к наполнению каждого блока материалами у меня максимально индивидуальный подход. Здесь я на полную проявляю творческую инициативу.
Что мне мешало
Парадоксально, но преподавать мешал преподавательский опыт. Было сложно работать с неподготовленной аудиторией. Университетская среда приучила, что к тебе идут люди с определенным уровнем знаний и ты можешь не беспокоиться, что не так с ними общаешься, ведь они тебя понимают. На курсах это совсем не данность, поэтому я буквально учился говорить с аудиторией на её языке.
Сложно было сохранять баланс: давать студентам всё нужное, но не перегружать их лишней информацией. У меня была ситуация, когда я в своём модуле хотел дать максимум знаний. А в итоге пришёл фидбек, что моя часть курса крайне сложная, явно выделяется на фоне соседних модулей, и не в лучшую сторону.
Отсюда эмоциональный челлендж: не ощущать фрустрацию от того, что твои полезные знания не нужны сейчас ученикам. Останавливать себя, когда пытаешься рассказать слишком много. И принять: иногда то, чем ты хочешь поделиться, не так полезно в моменте, без этого можно обойтись.
Что мне помогало
К счастью, тот же преподавательский опыт мне и помогал. Половина того, что я сделал для курса, — это результат моего научного бэкграунда и учёной степени.
Вторая половина — профессиональный опыт. Дело не только в том, что я делюсь подходами и решениями, которые опробовал на практике, а не просто прочитал в книжках. Я вспоминаю, как начинал работу по профессии, и вкладываю в курс то, что мне было интересно, нужно и полезно в то время.
Ну и время помогло — преподавательские скилы перестроились. На старте было сложнее, чем сейчас, когда я уже понимаю специфику онлайн-преподавания.
А ещё помогают коллеги. На этапе обновления программы можно обсудить все решения и изменения с другими экспертами. У нас 3-4 эксперта по блокам, мы проговариваем структуру и наполнение, чтобы сохранять единство курса.
Зачем я преподаю
Я на курсе сделал немало и немало получил от него сам. Прежде всего это полезный фидбек от заинтересованной аудитории. Кроме того, я выработал методы работы с разными типами контента и с разными аудиториями. И, конечно, подтянул собственные знания. Лучший способ в чём-то разобраться — попытаться объяснить другому.
Полученный навык общения с людьми «не в теме» тоже очень помогает. Обычно именно таким людям дата-сайентист и должен представлять полученные результаты. Так что одновременно с преподаванием, я продолжаю учиться сам.
Учусь учить: как курс позволяет опробовать разные методы преподавания
Иван Родин
Postdoc-исследователь, Philips Research, аспирант University of Catania, преподаёт и дорабатывает учебные материалы для курса «Data Science с нуля до Middle»
Я люблю преподавать и хотел попробовать сделать это в онлайн-среде. Курс Нетологии для меня — уникальный шанс преподавать, учась в аспирантуре. В Италии, где я живу, из-за бюрократических сложностей это невозможно.
На курсе я преподаю блок по нейросетям. У меня меньше опыта с историями их применения и интеграции, чем у других экспертов курса. Зато я могу делиться со студентами знаниями о state-of-art-технологиях. Ещё я изучаю все новые архитектуры и о них могу немного рассказать на курсе в подходящем моменте,. Ну и хожу по конференциям, общаюсь с зарубежными специалистами, делюсь их опытом со студентами.
Я пришёл около года назад преподавать на курсе по готовым материалам. А с недавних пор дорабатываю эти материалы. Назрело желание кое-что допилить, у Нетологии тоже были такие планы — всё совпало.
Как я доработал курс
Хотелось улучшить те моменты, которые мне самому мешали: кое-где в презентациях не было формул, на ходу их писать было неудобно. Эти же проблемы мешали студентам.
Далее: нейросети, которые я освещаю для студентов, очень быстро развиваются. Я решил, что неплохо добавить в блок рассказ про новые тренды, новые тенденции обрисовать.
Иногда я также делаю обновления по фидбеку от студентов и от методистов.
Что для меня сложно
Серьёзных проблем пока не встречал, но есть несколько маленьких, которые совокупно имеют некоторый вес.
Технические трудности при разработке материалов
Например, нужно много формул набрать и вставить в слайды. Иногда их нужно расписать. Иногда — подобрать картинку, если описываешь сложную архитектуру, сложный подход. Не всегда получается что-то найти, приходится с нуля это все создавать. С другой стороны, это тоже интересная часть челленджа.
Переводить или не переводить термины?
Методист просит переводить всё. А Хабр, например, даёт многие термины без перевода. То есть спец поймёт на английском, новичок может запнуться. Вроде бы мелочь, но это тоже интересная задачка и часть моей работы.
Синдром самозванца
Был, но быстро прошёл. Уже после первого вебинара пришёл позитивный фидбек — он помог ощутить себя спокойно. Всем экспертам, кому страшно начинать, советую не бояться. В Нетологии хорошие проверки материалов, старшие коллеги помогут.
Медленный прогресс (хоть это и всё равно прогресс)
Иногда не хватает времени, чтобы внести все изменения в курс в оптимальном темпе. Нетология — не моя основная работа. Но все всё понимают, так что это тоже не проблема. Плюс всегда можно взять на себя небольшую часть работы, даже всего пару презентаций.
Мой стиль преподавания
Идея такова: с одной стороны оттачиваю на курсе свои навыки преподавателя, с другой — сам привношу в курс что-то свежее и крутое.
Работаю с вебинарами
Когда есть новая тема для вебинаров, составляю план: вот что нужно осветить, вот как мы можем разбить эту тему на 5 занятий. Консультируюсь с методистом, чтобы не было сильных пересечений с другими модулями. Доработав план, разрабатываем лекции. Я начинаю с той, которую проведу сам. Потом ещё разрабатываю практические задачи и домашку.
Учебные материалы готовлю сам
Методист проверяет, чтобы по итогам всё мною созданное было ясно и понятно. Там могут быть ссылки на статьи, на видео на YouTube, более детально поясняющие моменты, которые не успеваешь обсудить на одном вебинаре. Статьи, сайты для визуализации архитектур, моделей. Для этого есть отдельное место на слайде.
Избегаю дефолтной практики
У меня есть возможность на курсе делать практику не по набившим оскомину стандартам, а в своём русле. Я стараюсь находить нестандартные датасеты и решать пусть даже теми же способами, но другие задачи, которые сложно найти где-то еще и которые, мне кажется, будут для студентов интересны.
Использую сторителлинг
Когда лекции друг с другом связывает единая история, студентам проще запоминать.
Зачем я преподаю
Мне всегда было интересно что-то рассказывать людям. И мне нравится эта работа, потому что она помогает структурировать знания. Я ищу картинку для обновления курса — а натыкаюсь на какие-нибудь классные лекции на ютубе по теме, которые мне самому полезны. Это помогает развиваться в своей сфере, настроение улучшается. После преподавания в Нетологии я даже готов попробовать преподавать вживую в вузе, только для этого надо сменить вуз, чтобы не беспокоиться об итальянской бюрократии.
Место для индивидуализма: как онлайн-образование помогает мне работать на собственной волне
Николай Хащанов
Ex-fullstack-разработчик в Aurora Group, преподаёт SQL на курсе «Data Science с нуля до Middle»
Я пришёл в «Нетологию» прокачать скилы в SQL 3,5 года назад. После мне предложили стать аспирантом: учиться и помогать другим студентам. Начал вливаться в процесс обучения, общаться с командой и экспертами, отмечать какие-то вещи для будущих улучшений. Постепенно дошёл до полноценного преподавания: сейчас объясняю SQL на трёх курсах в Нетологии, в том числе веду два блока по SQL в рамках курса по Data Science.
Как я доработал курс
Перфекционизм помог. Я отнёсся к курсу как к проекту. Когда начал преподавать, быстро увидел недостатки: где-то не хватало информации, где-то были проблемы в общении студентов и экспертов.
К тому же я учился на других курсах и как студент видел их проблемы. Собрал перечень того, что мне хотелось бы исправить в нашем курсе, будь я студентом, и предложил продюсеру. Мои предложения обсудили ментор курса и ведущие эксперты. Что-то оставили на потом, а что-то начали менять сразу.
Как преподаёт бывший руководитель
Преподавать мне в первую очередь помогают софт-скилы. Внезапно опыт разработчика здесь оказался не так полезен, как большой стаж на руководящих должностях.
Однако тот же управленческий опыт, что и помогал, мне порой мешал. Не шучу, главная сложность первого года — студентов не получится уволить. Не укладывалось в голове, что с учениками нельзя общаться жёстко, их можно только хвалить или давать мягкую обратную связь. В итоге смирился.
Как я готовлю лекции
Когда мне нужно создать лекцию, я её всю целиком продумываю в голове. На это уходит недели две для расширенного курса. Лекцию для базового курса можно придумать и дня за три. Но нужно вдохновение, конечно. Чтобы было интересно и свежо, распределяю информацию в лекции так: 70% академического материала, 30% — живые кейсы, на которых студенты получают практический опыт.
Это всё в голове, напоминаю. После такого периода подготовки я сажусь и пишу лекцию за два дня, например. Нередко срываю дедлайн на пару дней за счёт долгого обдумывания. Но пока не чувствую, что да, мне нравится, меня устраивает, эту лекцию-презентацию не отдаю дальше на утверждение.
Дисклеймер: не рекомендую повторять, методисты меня за это не очень любят. Но не запрещают, опять же. В Нетологии есть место для индивидуализма, если в итоге получается понятный материал для студентов.
Почему я работаю один
Я пробовал работать с командой, претензий к коллегам нет. Но субъективно я вижу, что только один эксперт самостоятельно может сделать из восьми отдельных занятий связный курс. Если занятия готовят несколько экспертов, то каждая лекция становится обособленной, потому что идеи не перетекают от занятия к занятию. Если материалы создал один эксперт, а ведёт курс другой, то ведущему сложнее. Он рассказывает то, что знает сам, но не по своим знаниям, а по чужим. Дискомфортный такой резонанс. Поэтому для меня важно держать всё в своих руках. Нетология это позволяет.
Почему я преподаю подолгу
Преподавание у меня занимает от 6 до 12 часов в день. Лекции идут по 3-4 часа. Обычно лекции на курсе короче. Но у меня 7 занятий в блоке, например. И 7 занятий по 1,5 часа мне не хватит, чтобы дать студентам всё необходимое. Поэтому я веду длинные и достаточно сложные лекции.
Обычно даже советую уставшим студентам на середине отключиться, а потом посмотреть запись на свежую голову. Понятное дело, в один присест столько информации воспринять сложно.
Студенты активные, одновременно на моем курсе могут учиться 500 человек, в чат порой прилетает 150+ вопросов в день. На какие-то ответят аспиранты, а на некоторые надо ответить мне, потому что у меня больше компетенций.
Потом надо проверить домашние задания. Некоторые ответы на них приходится записывать голосовыми, они могут быть по 10-15 минут.
Зачем я преподаю
На курсе я могу донести студентам какие-то мысли оперативно, интересно и эффективно. Писать учебники я не вижу смысла — основная масса студентов не сядет их читать. И ещё, — мне просто нравится преподавать. Это парадокс. Ненавидел учиться. Учился в шести вузах, закончил только один. А преподавать понравилось. И пока я могу всё делать по-своему, выстраивать в Нетологии свои процессы так, как мне нравится, я продолжу здесь работать.
Почему у нас получилось задуманное?
Мы находим крутых экспертов и, на первый взгляд, будто просто не мешаем им передавать свои знания студентам. А если посмотреть на изнанку — мы заботимся о том, чтобы им было у нас хорошо. Понимаем мотивацию каждого эксперта и даём ему то, зачем он пришел: кому-то важно развивать личный бренд, кто-то хочет набрать команду, а кому-то важно научиться делиться своими знаниями. Мы понимаем сомнения экспертов в начале — часто они сомневаются, вывезут ли нагрузку курса, смогут ли представить материал грамотно. Тогда мы помогаем справиться со сложностями и подбираем нагрузку, подходящую конкретному человеку. А для тех, кто хочет еще лучше понять принципы взаимодействия со студентами и педагогического дизайна, у нас есть «Школа экспертов».
Ну и не забываем качать себя и сообщество, чтобы нашим преподавателям было с нами интересно. А если вы разделяете наши образовательные ценности — напишите нам. Надеемся, вместе мы сможем ещё больше.
Рынок онлайн-образования постоянно растет. Загляните хотя бы в эту статью — сплошь растущие графики. Лучше всего в онлайне развиваются те ниши, в которых сложно получить классическое образование: например, IT.
Что не так с IT в университетах? Коротко: многие учебники устарели, преподаватели не всегда работают по профессии, долгая учёба и мало практики. За те 4 года, что студент получает знания, например, по программированию, принципы профессии уже поменялись.
12 лет назад мы решили обучать айтишников актуальным навыкам с отработкой полученных знаний на реальных задачах и проектах бизнеса. Для качественной подготовки курса нужны крутые эксперты, которые помогут составить грамотную программу курса, расскажут, что же актуально и как это использовать. Но как привлечь состоявшихся специалистов в образование?
Именно об этом — под катом. Пятеро создателей курса Нетологии «Data Science с нуля до middle» расскажут, почему пришли в эдтех, как ищут успешные решения в современном образовании и почему им всё это нравится. Если их истории привлекут вас — приходите, Нетология всегда ждёт экспертов.
Прокачка софтов и свежие задачи: почему меня привлекли запуск курса и менторство
Алексей Кузьмин
CTO в Домклик, разработал концепцию курса «Data Science с нуля до Middle», ментор курса
Я и до курса «Data science с нуля до middle» сотрудничал с Нетологией лет 5, не меньше. Идею этого курса мы придумали с продюсером Нетологии. Вписался в процесс сам, потому что люблю и понимаю Data Science, ну и просто хотелось заняться чем-то новым.
Во время создания курса занимался проработкой всех аспектов, взвешивал разные варианты, принимал решения: здесь программа оказалась сложнее ожидаемого, здесь, наоборот, простовато, эти уроки стоит объединить.
Сейчас, когда курс уже запущен и функционирует, его надо поддерживать. Делать постоянные апдейты, таким образом соответствовать рынку, отвечать запросам работодателей и студентов. Чтобы понять, что улучшить, — опрашиваем студентов, фиксируем недостатки, допиливаем алгоритм. И я по-прежнему стараюсь участвовать во всех решениях.
Что мне помогало
В разработке курса мне помогли прежде всего собственные опыт и знания в DS: я окончил мехмат МГУ и занимался задачами, связанными с ML, — например, распознаванием языков со сложной письменностью. Помог и анализ мировых практик, в том числе тех, которые я сам когда-то изучал.
Что мне мешало
На старте курса направление Data Science ещё не было столь популярно: направление только родилось, курс совсем новый. Поэтому над ним работали всего два человека: я и продюсер Нетологии. А надо было сделать быстро и хорошо.
Но мы справились. За полгода подготовили курс к запуску. За это время мы проработали все основные этапы — создали концепцию и методологию, подобрали инструменты, изучили темы и собрали задания, начали преподавать.
Как я выбирал преподавателей
Один из челленджей «сделать быстро и хорошо» — сразу после первого запуска оперативно увидеть недостатки курса и начать их исправлять. Обычно первые потоки мы запускаем в тестовом формате, смотрим на обратную связь студентов, постоянно улучшаем какие-то блоки и практики. Поэтому изначально на курс мы собрали самых крутых специалистов из таких компаний, как Сбер, Яндекс и даже Google. Многие из них уже сотрудничали с Нетологией, — они сразу посоветовали, что и как улучшить, помогли нам с этим. После запуска курса в обычном режиме, мы расширяем пул экспертов.
Зачем я занимаюсь онлайн-образованием
Для меня курс в Нетологии — возможность делать что-то интересное помимо основной работы, решать задачи, которые я на работе не решаю. Вдобавок это отличная прокачка софтов: выступать для по умолчанию скучающей аудитории людей, привлекать их внимание, чтобы они тебя слушали, понимали и запоминали то, что ты говоришь.
Продюсер — мастер на все руки: зачем я поделила курс на модули
Вероника Лобанова
Продюсер направления Data Science в Нетологии, занимается методологией курса «Data Science с нуля до middle»
В 2017 году я пришла в Нетологию координатором. Училась на редактора, и, чтобы отдохнуть от текстов, искала не связанную с ними работу парт-тайм. Меня всегда привлекало программирование, а когда я познакомилась с Data Science, это направление и вовсе показалось чем-то фантастическим.
Со временем выросла в старшего координатора. Много общалась со студентами и видела, что даётся им сложнее всего. Появилось желание не просто передавать эту информацию продюсерам и экспертам, а как-то повлиять на курс, сделать лучше. Поэтому, когда я прошла внутреннее обучение и стала продюсером, я взяла под крыло именно свой любимый курс .
Курс Data Scientist с нуля до middle – один из старейших в направлении. Когда я на него пришла, то, что он вообще есть, выглядело на рынке чудом. Почти не было устоявшейся методологии, продюсеры по совместительству работали методистами, а курс во многом держался на опыте преподавателей.
Ясно было: при расширении курса нужно сделать упор на методологию, доработать её, чтобы у нас была не только крутая инфа, но и крутое её изложение. Сначала мы занимались этим втроём с коллегами, а потом собрали команду методистов.
Как мы улучшили курс
Я быстро поняла, что одно успешное расширение курса — не окончательная и не однозначная победа. Курс хорош, если он всё время растёт и улучшается. Значит, нужно, чтобы улучшать его было достаточно просто.
Поэтому, развивая методологию расширенного курса, мы сделали упор на модульную систему. И сейчас курс состоит не из единого потока лекций, а из самодостаточных модулей на разные темы, например, по Python или математики для Data Science. Лишняя или дублирующая инфа? Выкидываем модуль. Чего-то не хватает? Добавляем новый. Любые ошибки или недостатки? Фиксим, заменяем модуль на новую версию.
Чтобы курс соответствовал современному рынку, мы часто делаем новые модули: например, по deep learning. Есть возможность воплощать мечты: скажем, команда давно хотела сделать курс по аналитическому мышлению, полезный для максимально широкой аудитории. Поэтому, когда мы его сделали, то не просто оставили самостоятельным курсом, а стали включать в различные профессии. В том числе в расширенную версию курса по DS.
Ещё мы вводим свежие форматы взаимодействия для студентов: приглашаем представителей компаний, в том числе иностранных, вести стажировки, проводим митапы. Каждое из этих решений — с одной стороны набор новых задач, с другой — возможность воплотить что-то крутое, что нам самим хочется сделать.
В целом мы обновляем курс по нашему инструменту МаКо. Это матрица компетенций, которая позволяет курсу соответствовать запросам рынка, с помощью нее мы формируем программу на основе компетенций, необходимых специалисту для решения бизнес-задач сразу после выпуска. Полезный инструмент, сильно упрощает работу.
Что для меня сложно
Сейчас одна из основных сложностей — донести до людей тренды рынка, показать, чему стоит учиться. Когда новая профессия появляется на рынке, люди не сразу готовы идти и учиться ей, потому что не всегда доверяют новому и не понимают, как стать востребованным специалистом в новой профессии.
Например, в 2023 году один из ключевых трендов ИИ — Data Science в сфере медицины. Мы запустили программу обучения, но люди приходят реже, чем на старые специальности: присматриваются, думают, насколько ИИ-медицина им подходит. Мы доносим до аудитории пользу новой ниши, но нужно время, чтобы это произошло органично.
Не всегда тренды так очевидны, как с медициной. Поэтому для меня не менее важные задачи — анализировать банк вакансий, тенденции к инвестированию в определённые сферы, опрашивать представителей компаний-работодателей. Не всегда это приводит к новым курсам. Иногда достаточно дополнить уже существующие новыми модулями.
Как мы ищем преподавателей
Условия простые: ищем профи, которые любят делиться знаниями.
Это популярная мотивация, а особенно хорошо для нас, что она популярна у опытных айтишников, которым важно передавать навыки начинающим. Ну и надо, чтобы препод ревностно относился к предмету и горел им — тогда он будет с удовольствием сам следить за новейшими инструментами, помогать студентам и укажет, если что-то в программе устарело.
Мало набрать крутых сотрудников, их надо ещё мотивировать продолжать. Эту задачу облегчает такой принцип — у нас нет обязательного для всех списка рабочих дел, создаём комфортный режим для каждого. Можно только вести лекции. Или, если не нравится преподавать, – только проверять домашки. А можно взять на себя всю ответственность за блок — от А до Я.
Также у нас есть отдельная страница, на которой заинтересованные в преподавании эксперты, могут подать заявку и стать частью команды.
Мой стиль работы
Будь я преподавателем, мне бы подошёл последний вариант — взять всю ответственность. Я участвую во всей жизни курса, со всеми на связи, у меня постоянно разные задачи. В этом смысле моя роль мало изменилась с того момента, когда я только пришла на курс, а продюсеры были мастерами на все руки.
Я обсуждаю с методистом обратную связь от координаторов, чтобы вносить в курс актуальные изменения. С Алексеем Кузьминым, нашим ментором, оговариваю все детали курса, чтобы получить от него согласования или советы. Точечно работаю с экспертами, когда надо что-то обновить или переделать. Приглашаю на курс представителей компаний — и так далее.
Зачем я занимаюсь онлайн-образованием
Я хотела влиять на развитие курсов, делать их лучше, — и теперь у меня это получается. Мне всё время хочется, чтобы наши студенты во всём разобрались, научились. Когда мои действия и решения позитивно влияют на чью-то жизнь, карьеру — меня это драйвит.
По ту сторону онлайна: что преподавание на курсах даёт доценту техвуза
Максим Сахаров
К. т. н., старший консультант по DS, «БазисСофт», определяет инструменты для использования в обучающей программе, отвечает за три модуля на курсе «Data Science с нуля до Middle»
Помимо основной работы я ещё и доцент в техническом вузе. Скоро десять лет как там преподаю. Но формат онлайн-образования нравится мне не меньше. Я даже сам проходил различные тренинги, и всегда хотелось поучаствовать в процессе с другой стороны.
Около трёх лет назад Нетологии нужен был специалист по разработке материалов для курса по математике, — он входит в курс по дата сайенс. Когда со мной связались, я ухватился за шанс. Захотел передать не просто знания, но практический опыт: показать, какие инструменты где использовать, а где требуются более сложные и неочевидные подходы. В общем, поделиться тем, что почти никогда нельзя почерпнуть в энциклопедиях и теоретических туториалах.
В Нетологии я стартовал именно как разработчик на курсе — создавал учебные материалы и домашние задания, упражнения для коммуникационных занятий.
Потом, когда программу курса сформировали и отладили, фокус сместился. Нужно было поддерживать уже работающий курс в актуальном состоянии. На этом этапе задачи тоже были разные: я уже создавал автоматические тренажёры, разрабатывал вебинары, делал для студентов кейсы. В общем, выходит, что в Нетологии я делал всего понемногу.
Как я преподаю
Одной фразой — использую смесь алгоритмов и творчества.
Скажу честно: мне проще делать учебную программу с нуля. Но это редкий случай. Куда чаще я взаимодействую с готовыми каркасами учебных программ, которые нужно наполнить. Я стараюсь не ломать то, что работает. Только немного меняю содержание, если нужно чётче проявить логику темы, — чтобы всё было понятно и мне самому, и тем, кому я буду её объяснять. При этом к наполнению каждого блока материалами у меня максимально индивидуальный подход. Здесь я на полную проявляю творческую инициативу.
Что мне мешало
Парадоксально, но преподавать мешал преподавательский опыт. Было сложно работать с неподготовленной аудиторией. Университетская среда приучила, что к тебе идут люди с определенным уровнем знаний и ты можешь не беспокоиться, что не так с ними общаешься, ведь они тебя понимают. На курсах это совсем не данность, поэтому я буквально учился говорить с аудиторией на её языке.
Сложно было сохранять баланс: давать студентам всё нужное, но не перегружать их лишней информацией. У меня была ситуация, когда я в своём модуле хотел дать максимум знаний. А в итоге пришёл фидбек, что моя часть курса крайне сложная, явно выделяется на фоне соседних модулей, и не в лучшую сторону.
Отсюда эмоциональный челлендж: не ощущать фрустрацию от того, что твои полезные знания не нужны сейчас ученикам. Останавливать себя, когда пытаешься рассказать слишком много. И принять: иногда то, чем ты хочешь поделиться, не так полезно в моменте, без этого можно обойтись.
Что мне помогало
К счастью, тот же преподавательский опыт мне и помогал. Половина того, что я сделал для курса, — это результат моего научного бэкграунда и учёной степени.
Вторая половина — профессиональный опыт. Дело не только в том, что я делюсь подходами и решениями, которые опробовал на практике, а не просто прочитал в книжках. Я вспоминаю, как начинал работу по профессии, и вкладываю в курс то, что мне было интересно, нужно и полезно в то время.
Ну и время помогло — преподавательские скилы перестроились. На старте было сложнее, чем сейчас, когда я уже понимаю специфику онлайн-преподавания.
А ещё помогают коллеги. На этапе обновления программы можно обсудить все решения и изменения с другими экспертами. У нас 3-4 эксперта по блокам, мы проговариваем структуру и наполнение, чтобы сохранять единство курса.
Зачем я преподаю
Я на курсе сделал немало и немало получил от него сам. Прежде всего это полезный фидбек от заинтересованной аудитории. Кроме того, я выработал методы работы с разными типами контента и с разными аудиториями. И, конечно, подтянул собственные знания. Лучший способ в чём-то разобраться — попытаться объяснить другому.
Полученный навык общения с людьми «не в теме» тоже очень помогает. Обычно именно таким людям дата-сайентист и должен представлять полученные результаты. Так что одновременно с преподаванием, я продолжаю учиться сам.
Учусь учить: как курс позволяет опробовать разные методы преподавания
Иван Родин
Postdoc-исследователь, Philips Research, аспирант University of Catania, преподаёт и дорабатывает учебные материалы для курса «Data Science с нуля до Middle»
Я люблю преподавать и хотел попробовать сделать это в онлайн-среде. Курс Нетологии для меня — уникальный шанс преподавать, учась в аспирантуре. В Италии, где я живу, из-за бюрократических сложностей это невозможно.
На курсе я преподаю блок по нейросетям. У меня меньше опыта с историями их применения и интеграции, чем у других экспертов курса. Зато я могу делиться со студентами знаниями о state-of-art-технологиях. Ещё я изучаю все новые архитектуры и о них могу немного рассказать на курсе в подходящем моменте,. Ну и хожу по конференциям, общаюсь с зарубежными специалистами, делюсь их опытом со студентами.
Я пришёл около года назад преподавать на курсе по готовым материалам. А с недавних пор дорабатываю эти материалы. Назрело желание кое-что допилить, у Нетологии тоже были такие планы — всё совпало.
Как я доработал курс
Хотелось улучшить те моменты, которые мне самому мешали: кое-где в презентациях не было формул, на ходу их писать было неудобно. Эти же проблемы мешали студентам.
Далее: нейросети, которые я освещаю для студентов, очень быстро развиваются. Я решил, что неплохо добавить в блок рассказ про новые тренды, новые тенденции обрисовать.
Иногда я также делаю обновления по фидбеку от студентов и от методистов.
Что для меня сложно
Серьёзных проблем пока не встречал, но есть несколько маленьких, которые совокупно имеют некоторый вес.
Технические трудности при разработке материалов
Например, нужно много формул набрать и вставить в слайды. Иногда их нужно расписать. Иногда — подобрать картинку, если описываешь сложную архитектуру, сложный подход. Не всегда получается что-то найти, приходится с нуля это все создавать. С другой стороны, это тоже интересная часть челленджа.
Переводить или не переводить термины?
Методист просит переводить всё. А Хабр, например, даёт многие термины без перевода. То есть спец поймёт на английском, новичок может запнуться. Вроде бы мелочь, но это тоже интересная задачка и часть моей работы.
Синдром самозванца
Был, но быстро прошёл. Уже после первого вебинара пришёл позитивный фидбек — он помог ощутить себя спокойно. Всем экспертам, кому страшно начинать, советую не бояться. В Нетологии хорошие проверки материалов, старшие коллеги помогут.
Медленный прогресс (хоть это и всё равно прогресс)
Иногда не хватает времени, чтобы внести все изменения в курс в оптимальном темпе. Нетология — не моя основная работа. Но все всё понимают, так что это тоже не проблема. Плюс всегда можно взять на себя небольшую часть работы, даже всего пару презентаций.
Мой стиль преподавания
Идея такова: с одной стороны оттачиваю на курсе свои навыки преподавателя, с другой — сам привношу в курс что-то свежее и крутое.
Работаю с вебинарами
Когда есть новая тема для вебинаров, составляю план: вот что нужно осветить, вот как мы можем разбить эту тему на 5 занятий. Консультируюсь с методистом, чтобы не было сильных пересечений с другими модулями. Доработав план, разрабатываем лекции. Я начинаю с той, которую проведу сам. Потом ещё разрабатываю практические задачи и домашку.
Учебные материалы готовлю сам
Методист проверяет, чтобы по итогам всё мною созданное было ясно и понятно. Там могут быть ссылки на статьи, на видео на YouTube, более детально поясняющие моменты, которые не успеваешь обсудить на одном вебинаре. Статьи, сайты для визуализации архитектур, моделей. Для этого есть отдельное место на слайде.
Избегаю дефолтной практики
У меня есть возможность на курсе делать практику не по набившим оскомину стандартам, а в своём русле. Я стараюсь находить нестандартные датасеты и решать пусть даже теми же способами, но другие задачи, которые сложно найти где-то еще и которые, мне кажется, будут для студентов интересны.
Использую сторителлинг
Когда лекции друг с другом связывает единая история, студентам проще запоминать.
Зачем я преподаю
Мне всегда было интересно что-то рассказывать людям. И мне нравится эта работа, потому что она помогает структурировать знания. Я ищу картинку для обновления курса — а натыкаюсь на какие-нибудь классные лекции на ютубе по теме, которые мне самому полезны. Это помогает развиваться в своей сфере, настроение улучшается. После преподавания в Нетологии я даже готов попробовать преподавать вживую в вузе, только для этого надо сменить вуз, чтобы не беспокоиться об итальянской бюрократии.
Место для индивидуализма: как онлайн-образование помогает мне работать на собственной волне
Николай Хащанов
Ex-fullstack-разработчик в Aurora Group, преподаёт SQL на курсе «Data Science с нуля до Middle»
Я пришёл в «Нетологию» прокачать скилы в SQL 3,5 года назад. После мне предложили стать аспирантом: учиться и помогать другим студентам. Начал вливаться в процесс обучения, общаться с командой и экспертами, отмечать какие-то вещи для будущих улучшений. Постепенно дошёл до полноценного преподавания: сейчас объясняю SQL на трёх курсах в Нетологии, в том числе веду два блока по SQL в рамках курса по Data Science.
Как я доработал курс
Перфекционизм помог. Я отнёсся к курсу как к проекту. Когда начал преподавать, быстро увидел недостатки: где-то не хватало информации, где-то были проблемы в общении студентов и экспертов.
К тому же я учился на других курсах и как студент видел их проблемы. Собрал перечень того, что мне хотелось бы исправить в нашем курсе, будь я студентом, и предложил продюсеру. Мои предложения обсудили ментор курса и ведущие эксперты. Что-то оставили на потом, а что-то начали менять сразу.
Как преподаёт бывший руководитель
Преподавать мне в первую очередь помогают софт-скилы. Внезапно опыт разработчика здесь оказался не так полезен, как большой стаж на руководящих должностях.
Однако тот же управленческий опыт, что и помогал, мне порой мешал. Не шучу, главная сложность первого года — студентов не получится уволить. Не укладывалось в голове, что с учениками нельзя общаться жёстко, их можно только хвалить или давать мягкую обратную связь. В итоге смирился.
Как я готовлю лекции
Когда мне нужно создать лекцию, я её всю целиком продумываю в голове. На это уходит недели две для расширенного курса. Лекцию для базового курса можно придумать и дня за три. Но нужно вдохновение, конечно. Чтобы было интересно и свежо, распределяю информацию в лекции так: 70% академического материала, 30% — живые кейсы, на которых студенты получают практический опыт.
Это всё в голове, напоминаю. После такого периода подготовки я сажусь и пишу лекцию за два дня, например. Нередко срываю дедлайн на пару дней за счёт долгого обдумывания. Но пока не чувствую, что да, мне нравится, меня устраивает, эту лекцию-презентацию не отдаю дальше на утверждение.
Дисклеймер: не рекомендую повторять, методисты меня за это не очень любят. Но не запрещают, опять же. В Нетологии есть место для индивидуализма, если в итоге получается понятный материал для студентов.
Почему я работаю один
Я пробовал работать с командой, претензий к коллегам нет. Но субъективно я вижу, что только один эксперт самостоятельно может сделать из восьми отдельных занятий связный курс. Если занятия готовят несколько экспертов, то каждая лекция становится обособленной, потому что идеи не перетекают от занятия к занятию. Если материалы создал один эксперт, а ведёт курс другой, то ведущему сложнее. Он рассказывает то, что знает сам, но не по своим знаниям, а по чужим. Дискомфортный такой резонанс. Поэтому для меня важно держать всё в своих руках. Нетология это позволяет.
Почему я преподаю подолгу
Преподавание у меня занимает от 6 до 12 часов в день. Лекции идут по 3-4 часа. Обычно лекции на курсе короче. Но у меня 7 занятий в блоке, например. И 7 занятий по 1,5 часа мне не хватит, чтобы дать студентам всё необходимое. Поэтому я веду длинные и достаточно сложные лекции.
Обычно даже советую уставшим студентам на середине отключиться, а потом посмотреть запись на свежую голову. Понятное дело, в один присест столько информации воспринять сложно.
Студенты активные, одновременно на моем курсе могут учиться 500 человек, в чат порой прилетает 150+ вопросов в день. На какие-то ответят аспиранты, а на некоторые надо ответить мне, потому что у меня больше компетенций.
Потом надо проверить домашние задания. Некоторые ответы на них приходится записывать голосовыми, они могут быть по 10-15 минут.
Зачем я преподаю
На курсе я могу донести студентам какие-то мысли оперативно, интересно и эффективно. Писать учебники я не вижу смысла — основная масса студентов не сядет их читать. И ещё, — мне просто нравится преподавать. Это парадокс. Ненавидел учиться. Учился в шести вузах, закончил только один. А преподавать понравилось. И пока я могу всё делать по-своему, выстраивать в Нетологии свои процессы так, как мне нравится, я продолжу здесь работать.
Почему у нас получилось задуманное?
Мы находим крутых экспертов и, на первый взгляд, будто просто не мешаем им передавать свои знания студентам. А если посмотреть на изнанку — мы заботимся о том, чтобы им было у нас хорошо. Понимаем мотивацию каждого эксперта и даём ему то, зачем он пришел: кому-то важно развивать личный бренд, кто-то хочет набрать команду, а кому-то важно научиться делиться своими знаниями. Мы понимаем сомнения экспертов в начале — часто они сомневаются, вывезут ли нагрузку курса, смогут ли представить материал грамотно. Тогда мы помогаем справиться со сложностями и подбираем нагрузку, подходящую конкретному человеку. А для тех, кто хочет еще лучше понять принципы взаимодействия со студентами и педагогического дизайна, у нас есть «Школа экспертов».
Ну и не забываем качать себя и сообщество, чтобы нашим преподавателям было с нами интересно. А если вы разделяете наши образовательные ценности — напишите нам. Надеемся, вместе мы сможем ещё больше.
Комментарии (8)
fmaxonlinedotru
15.08.2023 08:42+2Я тоже преподаю онлайн. Более 10 лет. Начал когда это еще не бало мейнстримом. Самый большой плюс это дальнейшее сотрудничество с блогодарными учениками.
arassa
15.08.2023 08:42Ну, в принципе, довольно не плохо. Действительно, учиться надо ВСЕГДА и Повсеместно...
befart
15.08.2023 08:42+1Все что нужно знать про курсы - это то, что Яндекс не берет к себе на работу выпускников своих же курсов, только через общий отбор.
andreichevozerov
15.08.2023 08:42Сколько существует практикум, столько и вижу это замечание
Каждый раз по возможности спрашиваю у авторов
Вот в одном наборе студентов может быть до сотни. Больше не видел, но я только на небольших прикладных курсах там был, а не на хайповых больших профессиях. Мб и больше возможно.
Когорты студентов запускаются каждый месяц, где-то даже два раза в месяц где наплыв людей большой.
На 98% это всё джуны, или такие как я кто просто в свободное время изучает смежные темы.
Получается в год с одной профессии выпускается явно не меньше 1000 джунов.
Сам вопрос, курс считается хорошим только если компания (которая юридически другое юр. лицо) будет забирать какую-то часть из этой тысячи к себе на работу?
А если им такой наплыв неопытных джунов не нужен - то курсы точно плохие?befart
15.08.2023 08:42В том-то и дело, что джуны мало кому нужны, а Яндексу нужны, компания приличная и богатая, готова вкладываться в будущее, у них постоянно есть стажировки, вакансии на НН постоянно висят на стажеров, но там, по отзывам, очень сложный входной отбор, и выпускников Практимума прогоняют через него тоже. Выходит, уровень выпускника Практимума зачастую ниже уровня стажера Яндекса, т. е. Практикум нужен Яндексу не для подготовки специалистов, закрытия своих вакансий, а просто для зарабатывания денег, впрочем, как и большинство подобных курсов.
Shutyaha
15.08.2023 08:42"Использую сторителлинг
Когда лекции друг с другом связывает единая история, студентам проще запоминать." А как Вы используете сторителлинг, расскажите, пожалуйста, в общих чертах, ведь это действительно интересный метод преподавания.
Leetc0deMonkey
Ещё очень нужны курсы нейрохирургов, курсы пилотов Боинга. Острая нехватка таких специалистов, и зарплаты ого-го! Также перспективно выглядят курсы футболистов.
Johnneek
Незаслуженно забыты курсы президентов...