В последние годы интерес к онлайн-обучению сильно возрос. В период пандемии, в виду недоступности оффлайн формата, многие оценили удобство дистанционного образования, как способа получить специальность без необходимости физически присутствовать в аудитории. В сфере ИТ такой подход оказался особенно востребован. 

Профессиональные ИТ-кадры сегодня в дефиците. По данным Минцифры, рынку не хватает порядка 500-700 тысяч специалистов. Это связано как с высокой конкуренцией на рынке труда, так и с тем, что сфера ИТ активно развивается и требует постоянного обновления знаний и навыков. В связи с этим, многие компании и отдельные специалисты обращаются к онлайн-обучению для повышения квалификации и приобретения новых компетенций.

Сегодня на рынке доступно множество предложений онлайн-обучения в сфере ИТ. Однако чтобы выбрать по-настоящему эффективную программу подготовки и не прогадать, необходимо учитывать ряд критериев, а также понимать, какие существуют образовательные форматы и чем они отличаются друг от друга.

Критерии выбора

Для начала, стоит отметить, что не все форматы онлайн-обучения в сфере ИТ «одинаково полезны».  Множество программ представлены образовательными платформами, которые предлагают обучающимся уже записанный контент. И хоть интернет пестрит обещанием «легкого входа в ИТ за 3 месяца», стать настоящим профессионалом в выбранной специальности такие курсы вряд ли помогут, хотя и позволят существенно расширить теоретическую базу. 

Стоит обратить внимание на учебные центры при крупных ИТ-компаниях, такое обучение будет иметь более практико-ориентированную направленность Как правило, ИТ-компании тесно взаимодействуют с производителями технологических решений, что обеспечивает актуальность учебных материалов. Вендоры предоставляют учебным центрам авторизации, которые дают им право на проведение обучения, что является своеобразным «знаком качества». В основе таких обучающих курсов лежит живое взаимодействие с преподавателями, экспертами отрасли и менторами, которое происходит в режиме реального времени.

Качество контента 

Первым и, наверное, самым важным критерием при выборе онлайн-обучения ИТ-специалистов является качество образовательного контента. Он должен быть актуальным, структурированным, легко доступным и понятным для обучающегося. Контент должен быть основан на проверенных источниках и предлагать студентам достоверные знания и необходимые навыки.

Стоит отдавать предпочтение профессиональным курсам, разработанным экспертами в соответствующих областях знаний. Также следует обратить внимание на форматы обучения. Важно различать образовательные платформы, которые предлагают только записанные видеолекции, и учебные центры, которые предоставляют возможность очного обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Формат онлайн-обучения

Сегодня на рынке много образовательных платформ предоставляют пользователю доступ к записанному контенту. Такой формат обучения называется асинхронным. Его основное преимущество заключается в гибкости образовательного процесса. Студент может самостоятельно изучать материалы, выполнять задания и проходить тесты в любое время, в удобном для себя темпе. Это особенно важно для людей, которые не могут посещать традиционные классы или имеют ограниченное время на обучение из-за работы или высокой занятости. Также записанное обучение позволяет студентам вернуться к уже пройденным материалам и повторять их в случае необходимости. 

Тем не менее, у такого формата есть ряд существенных недостатков. Основной из них - отсутствие прямого взаимодействия с преподавателем и другими учащимися. Стоит отметить, что как бы ни развивались технологии, ничто не сможет сравниться с живым обучением, передачей опыта и экспертизы от реального человека. При асинхронном формате студент не может оперативно получить обратную связь по интересующим вопросам или уточнить какие-то непонятные моменты. Кроме того, некоторым людям может не хватать мотивации и дисциплины для самостоятельной работы без живого присутствия преподавателя и группы однокурсников. Именно поэтому такие программы часто бросают, не пройдя до конца. 

Синхронное онлайн-обучение, в отличие от асинхронного, проходит в режиме реального времени. Прием и отправка информации происходит в текущем моменте, что делает образовательный процесс более слаженным, повышает его эффективность и уровень вовлеченности учащихся. Чаще всего при таком формате используются прямые эфиры, вебинары и видеоконференции, где преподаватель может вести лекции, задавать учащимся вопросы в режиме реального времени и получать немедленную обратную связь. Это позволяет создать более реалистичную и динамичную обучающую среду, в которой студенты могут общаться и обмениваться мнениями с преподавателем и другими учащимися. 

Во время синхронного обучения обычно требуется соблюдать график и придерживаться расписания курсов. Однако можно спланировать время, так как расписание таких программ бывает известно заранее.

В последнее время наибольшей популярностью пользуются комбинированные форматы обучения, предлагающие живое обучение с включением электронных материалов. Они позволяют слушателям получать основную информацию в режиме реального времени или слушать в записи при пропуске занятий, а также пользоваться методическими материалами, слайдовыми курсами, симуляциями ПО и так далее. Комбинированные форматы позволяют достичь лучшей балансировки между живой экспертизой, самостоятельностью и поддержкой, что помогает повысить эффективность обучения.

Индивидуальный подход к обучению

Еще одним важным критерием при выборе курсов является индивидуальный подход. Поскольку каждый студент уникален, обладает определенными потребностями и уровнем знаний, важно выбрать программу, которая позволяет персонализировать образовательный процесс - иметь возможность выбора курсов и предметов в соответствии с интересами и целями обучающихся.

Индивидуальный подход к обучению помогает студентам максимально эффективно использовать собственное время и ресурсы, развивать свои сильные стороны, глубже изучать интересующие их темы, а также закреплять материалы, которые сложнее усваиваются. Это способствует более качественному усвоению знаний и позволяет студентам достигнуть своих целей и развить потенциал. Компании, предлагающие индивидуальный подход, реализуют это через разработку различных модулей и курсов разной сложности, предоставляя студентам гибкость в выборе и порядке изучения предметов. Это позволяет адаптировать образовательный процесс и учитывать пожелания студентов. Индивидуальный подход также предполагает наличие возможности для обратной связи с преподавателями и консультаций в режиме реального времени, что помогает студентам получать дополнительную поддержку и помощь. 

Техническая поддержка

Наличие технической поддержки и интерактивного сопровождения во время обучения являются ключевыми факторами успеха. По-настоящему эффективный образовательный бизнес должен предлагать обучающимся доступ к дополнительным материалам, мессенджерам и онлайн-коммьюнити, где студенты могут общаться с преподавателями и другими студентами, задавать вопросы и оперативно получать обратную связь.

Профессиональная ИТ-сертификация 

Для многих важно получить официальное подтверждение своих достижений. Поэтому стоит отдавать предпочтение образовательным организациям, у которых есть соответствующие лицензии и они имеют право выдавать сертификаты или дипломы установленного образца. 

Несомненным преимуществом, кроме получения документов об обучении, будет прохождение сертификации - сдачи независимых экзаменов. Наличие сертификата об успешно пройденном экзамене, получение определенного статуса по работе с программными продуктами или решениями, вновь становится для ИТ-специалистов подлинным подтверждением оценки их компетенций. 

Не секрет, что с уходом международных вендоров и провайдеров ИТ-сертификации у работодателей пропала возможность оценить степень навыков ИТ-специалиста по работе с теми или иными технологиями. В настоящее время идет процесс становления именно российской профессиональной ИТ-сертификации, и выиграют именно те специалисты, которые смогут подтвердить свои компетенции после любых курсов через независимые экзамены в авторизованных тестовых центрах. Для работодателей вновь открываются возможности по качественной оценке ИТ-кадров и их пригодности для выполнения задач, связанных с импортозамещением и построением технологического суверенитета.       

Получение сертификата или диплома от аккредитованной и признанной образовательной организации является подтверждением успешного прохождения курса или программы обучения. Это дополнительное документальное подтверждение полученных навыков, знаний и квалификации. Компании часто принимают во внимание наличие сертификатов или дипломов при рассмотрении кандидатов на вакансии, поскольку это свидетельствует о серьезности и мотивации студента в процессе обучения. Наличие официальной образовательной документации позволяет работодателям лучше оценить компетенции потенциальных кандидатов при трудоустройстве и их готовность к постоянному обучению и развитию. Дипломы и сертификаты становятся ценным дополнением к резюме и могут повысить шансы на построение успешной карьеры.

Заключение 

Сегодня рынок предоставляет множество вариантов программ. Но, чтобы получить по-настоящему ценные знания и навыки, а также стать истинным профессионалом в своей области, важно подходить к выбору качественно.

Для ИТ-обучения, которое поможет развиваться в профессии, стоит посмотреть на учебные центры, где можно пройти смешанный формат: онлайн, с использованием дистанционных образовательных технологий. Это дает возможность получить опыт и знания от лучших профессионалов в режиме реального времени. 

Каждое образовательное учреждение имеет свои особенности. Поэтому после любого ИТ-обучения, даже самостоятельного, можно пройти независимые экзамены, и подтвердить авторизованными сертификатами свои компетенции. 

Игорь Морозов, руководитель образовательной экосистемы Академия Softline

Комментарии (6)


  1. Arty_Fact
    21.09.2023 15:59
    +1

    Если собрать всех недавних выпускников курсов, то там, наверное, число будет сопоставимое с теми, кого не хватает. Вот только одни других никак заменить не могут. И одновременно на рынке 50 тысяч джунов и 50 тысяч открытых вакансий в компаниях, которые резюме джунов сразу в мусорку выбрасывают.


    1. Scott_Leopold
      21.09.2023 15:59

      Это происходит, в том числе, и потому, что требования работодателей к джунам постоянно растут.

      Если посмотреть на десять лет назад, то типового набора знаний выпускника сегодняшних трёхмесячных курсов вполне хватило бы для устройства на работу джуном.

      Ну и гегелевский закон перехода количества в качество никто не отменял - если курсы будут постоянно штамповать сотни тысяч псевдо-программистов, часть из них всё равно станет хорошими спецами через некоторое время


  1. Laurens
    21.09.2023 15:59

    Да ещё бывает, что кому-то курсы заходят "этой" компании, кому-то нет. Появляется куча отзывов ещё проплаченных. Потом школы начинают гнаться за деньгами, обещать трудоустройство... статистику по выпускникам делала ВШЭ. Но все равно есть сомнения.


  1. Ivnika
    21.09.2023 15:59
    +3

    Интересно, в каких единицах измеряется "хорошесть" курсов? По числу нашедших работу? А за какой срок? Или по зарплате?

    А все советы к сожалению можно свести к одному - возможно вам повезет, а возможно и нет. Все перечисленные критерии слишком спорны и неоднозначны (например курсы должны быть написаны профи - хоть кто-то заявлял что у них курсы написаны уборщицей?)

    Я к тому что определять таким образом как описано, это примерно как искать спелый арбуз по куче советов из интернета )))


  1. simenoff
    21.09.2023 15:59
    +1

    Профессиональные ИТ-кадры сегодня в дефиците. По данным Минцифры, рынку не хватает порядка 500-700 тысяч специалистов


  1. xaosxaos2
    21.09.2023 15:59

    Профессиональные ИТ-кадры сегодня в дефиците. По данным Минцифры, рынку не хватает порядка 500-700 тысяч специалистов. Это связано как с высокой конкуренцией на рынке труда

    Вот сейчас не понял, у нас дефицит с высокой конкуренцией. Это как? Если у нас высокая конкуренция значит у нас профицит (то есть избыток рабочих рук), но не как не дефицит. Если у нас не хватка (то есть дефицит), то откуда конкуренция? Должны брать всех и потом уже (например: увольнять, обучать, ...)