В феврале 2022 года всем пришлось переобуваться налету — в прямом смысле. Зарубежные решения стали либо недоступны вовсе, либо попали под ограничения. Компаниям потребовалось резко переключиться на отечественных вендоров. Меня зовут Виталий Попов, я директор департамента реализации инфраструктурных проектов Softline. В этой статье я расскажу, как выглядит процесс перехода команды ИТ-специалистов на российских вендоров.
Зарубежные решения VS отечественные
Нельзя сказать, что переход на отечественные решения, построенные на базе Linux, начался только в 2022 году. Некоторые госструктуры уже давно работают на российском софте, да и разговоры об импортозамещении в этой области идут как минимум с 2014 года. Тем не менее, большинство компаний предпочитали проверенные и привычные Microsoft-решения. Именно в области Microsoft больше всего специалистов на рынке, больше опыта.
Поэтому переход на российских вендоров ни для кого не был простым. И для многих бизнесов он до сих пор остаётся актуальной и сложной задачей.
На данный момент на рынке отечественного ПО есть все сервисы, которые могут заменить Microsoft. Но проблема в том, что не хватает знаний о них, нет понимания того, как ими пользоваться и как интегрировать их в бизнес-процессы.
Мы к часу Х были хорошо осведомлены о деятельности российских вендоров, работали с некоторыми из них. У нас уже был свой топ-10 и топ-40 производителей, чьи продукты кажутся нам наиболее надёжными, качественными и важными. Более того, у нас была команда, которая занималась импортозамещением. Правда, она была очень небольшой, а запросы к ней — если не единичными, то близко к тому. А вот многим коллегам по рынку пришлось знакомиться с этим миром с нуля.
Взгляд бизнеса
Когда начались проблемы в иностранными вендорами, многие российские бизнесы, в том числе огромные корпорации, решили перейти на отечественный софт. Не потому что кто-то их заставил или что-то от них потребовали, а из соображений стабильности и безопасности. Количество таких запросов у нас выросло многократно, поэтому я хорошо знаю о том, с какими проблемами столкнулись компании. Первая и главная — нельзя так просто взять и перенести всю инфраструктуру с Microsoft на Linux. Бизнес-процессы затормозятся, бизнес понесёт убытки, сотрудники, которым резко и с понедельника придётся привыкать к новым корпоративным сервисам, будут дезориентированы.
Самый надёжный и безопасный выход — это постепенная миграция. Но чтобы её провести, нужны специалисты, которые одинаково хорошо разбираются и в Microsoft, и в Linux. Или команда специалистов, ответственных каждый за свой блок.
И здесь возникает вторая проблема — где взять этих самых специалистов. Если в области Microsoft эксперты есть, и достаточно много, то тех, кто способен провести интеграцию с Linux и хорошо знает отечественные продукты, единицы. Причём большинство их них работают как раз у вендоров.
Крупные ИТ-компании, мы в том числе, начали активно наращивать команды, чтобы удовлетворить всё возрастающие потребности бизнеса.
Опыт крупной ИТ-компании
За последние полтора года количество проектов на отечественных решениях выросло многократно. И, конечно, очевидно, что команда не в состоянии вести в 10 раз больше проектов тем же составом.
Перед нами, как и перед другими компаниями, встало два вопроса: где взять специалистов по Linux и что делать с нашими экспертами по Microsoft. По рынку прошло несколько значительных сокращений, и это имело смысл — ничего личного, просто бизнес. Microsoft перестал быть востребован — поэтому сотрудников увольняли.
Однако мы не хотели терять команду — больше 20 человек, эксперты очень высокого уровня. Поэтому приняли решение переобучить их на российских вендоров.
И здесь столкнулись с проблемой, к которой готовы не были…
Обучение по российским решениям
До февраля 2022 года для российских вендоров главной задачей было найти заказчиков, кому-то продать свои решения. Обучением по своим продуктам они практически не занимались. То есть мы, например, были готовы учиться — но не на чем. У Astra, скажем, были отдельные курсы по некоторым (далеко не по всем) продуктам, но начального уровня. Мы их прошли, но этого было мало. Поэтому мы довольно активно выступали с предложениями, общались с вендорами, рассказывали, что именно хотели бы узнать, что скорректировать в курсах.
Это дало результаты — сейчас у многих отечественных вендоров есть отличные программы обучения, и на них, как на какой-нибудь блокбастер, билетов не добудешь. Тем не менее, мы за прошлый год переобучили на Linux больше 50 человек. И этот подход оказался очень удачным — по сути, у нас сформировалась команда тех самых гибридных специалистов, которые владеют и российским, и зарубежным софтом.
Параллельно (с этим столкнулись абсолютно все на рынке) требовалось выбрать, с какими вендорами работать. Допустим, у нас есть 10 компаний, которые представляют решения по виртуализации. Но невозможно обучить одного специалиста работать со всеми десятью — приходится определять лучших.
Интересный кейс был с одним из вендоров. К нему обратилась госкорпорация с очень большим проектом. Помимо самого решения требовались специалисты. И вендор предложил обучить наших сотрудников, чтобы они смогли выполнить заказ. Мы откликнулись, вложились в обучение, подготовили специалистов — и в итоге продолжаем работать с решениями этого вендора.
Кадровый голод
В сфере работы с российскими вендорами сейчас наблюдается настоящий кадровый голод. По своей команде скажу — вакансии мы закрываем примерно по полгода. Специалистов очень мало, компании их перекупают. И здесь — вопрос в том, чем их привлекать.
По сути, у такого специалиста сейчас есть два варианта развития карьеры: у вендора или в ИТ-компании.
Специфика работы у вендора — это глубокое погружение в конкретный продукт. Это и плюс, и минус. Потому что, с одной стороны, можно стать очень крутым экспертом, но с другой — работа будет ограничена этим решением, одним, двумя, пятью продуктами одного производителя.
Крупные ИТ-компании, в свою очередь, дают возможность погрузиться в тонкости всех миграционных процессов, получить новый опыт, отвечать за решение, на котором работают сотни, если не тысячи людей, и от стабильности которого зависит успех бизнеса. У них можно получить самый разносторонний опыт, поработать с разными отечественными решениями и с инфраструктурами множества компаний. Кроме того, крупные ИТ-компании активно вкладываются в обучение специалистов — к примеру, в своей команде только за прошлый год мы потратили на обучение 5 млн. рублей. Кроме того, из-за развития направлений импортозамещения в таких командах сейчас можно быстро вырасти не только в экспертизе, но и в карьере — возглавить направление, отдел.
При обучении на вендорские продукты есть особенность. Скажем, если ты выучил английский лет 15 назад, ты просто продолжаешь им пользоваться. А вот продукты постоянно меняются, и учиться приходится всё время, чтобы быть в тонусе. У себя мы поставили в лаборатории демостенды, чтобы моделировать различные сценарии, постоянно посещаем вендорские мероприятия.
Переход с зарубежных на отечественные ИТ-решения всё ещё продолжается. При этом уже сейчас очень много задач по поддержке, развитию новой инфраструктуры. Несмотря на первые потрясения, сейчас уже понятно, что отечественные Linux-решения более гибкие и дают больше возможностей. Поэтому те команды, которые учатся с ними работать, несомненно, останутся в плюсе ????