В предыдущей публикации я описал нашу концепцию «ИТ для пожилых». Сейчас расскажу о том, как мы ее продвигали и как искали финансирование.
КАК МЫ ПРОДВИГАЛИ ИДЕЮ И КОНЦЕПЦИЮ
За последний год с небольшим мы показывали проект на нескольких мероприятиях, курируемых общероссийской организацией «Опора России», АФК «Система», ОАО «МТС», НИУ ВШЭ. Мы становились призерами и победителями профильных конкурсов.
1. В июне 2014 года успешно представили проект «Планшет для пожилых» на заседании «Интеллект — центра», который организован «Ресурсным банком развития социального предпринимательства» и поддерживается Комитетом по социальному предпринимательству и корпоративной социальной ответственности «Опоры России».
2. В июле 2014 года в НИУ ВШЭ прошел финал конкурса ОАО «МТС» «Телеком — идея 2014». По результатам конкурса, общероссийская организация «Опора России» и АФК «Система» назвали наш проект «Планшет для пожилых» победителем в номинации «Лучшие социально — ориентированные проекты в сфере телекоммуникаций».
3. В конце 2014 года наш проект был принят на экспертизу Агентством стратегических инициатив (АСИ). Агентство представило нас Центру развития социальных инноваций «Технологии возможностей», совместная работа с которым серьезно расширила наши горизонты.
4. В апреле 2015 года прошло заседание экспертного совета программы «Технология возможностей» МГТУ им. Баумана, на котором был принято решение утвердить наш проект «Планшет для людей с ограниченными возможностями здоровья и пожилых граждан» в качестве участника программы поддержки проектов в области решения проблем ЛОВЗ «Технологии возможностей».
5. В мае 2015 года мы успешно представили проект на международной конференции M-Enabling Russia в Москве.
На всех мероприятиях наши выступления вызывали неподдельный интерес и сопровождались множеством заинтересованных обсуждений.
В том, что касается поиска финансирования, мы писали в несколько инвестиционных фондов, контактировали с благотворительным Фондом Тимченко, в частности, принимали участие во II Конференции «Общество для всех возрастов».
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты на данный момент разноречивые. То, что мы участвовали в выставках, выступали на конференциях и публиковались в СМИ, дало возможность контактировать с действительно очень большим количеством людей – читателей были тысячи, слушателей сотни, собеседников десятки.
Мы получили подтверждение активного и благожелательного интереса: из всех контактов не наберется и десятка человек, поставивших под сомнение актуальность проблемы и адекватность предложенного нами решения. Наоборот, о заинтересованности в нашем продукте говорили не только частные лица, но и представители крупнейших телекоммуникационных компаний, фондов, горадминистраций.
— Почему же пожилые люди всё ещё не пользуются планшетами с вашим ПО? – спросите вы. По нескольким причинам.
Пару лет назад представители «Сколково» сказали, что наш проект может финансироваться одним из двух возможных способов – через грантовую поддержку либо как обычный коммерческий проект.
Коммерческий проект может быть проинвестирован либо частным инвестфондом, либо государственным. Рынок ИТ для пожилых совсем новый, частные инвесторы осторожничают, и социальная составляющая проекта тут ничем не помогает. Государственные инвестиционные фонды более доступны, но сейчас практика такова, что при выделении инвестиций приоритет отдается прямой и понятной медицинской помощи престарелым людям и людям с ограниченными возможностями здоровья.
Точно так же, благотворительные фонды, финансирующие проекты помощи пожилым, не тратят средства на то, что выглядит развлечением, – фотоальбом, музыкальный проигрыватель и т.п. У проектов медицинской направленности гораздо больше шансов получить финансирование от благотворительных фондов.
Государственные гранты могут получать только НКО. В этом случае выпущенный на госденьги продукт распространяется через государственные и негосударственные организации, объединяющие пожилых.
Стоит отметить, что все департаменты социальной ответственности крупных предприятий, с которыми мы общались, выражают активный интерес к нашему проекту, признают как важны подобные инициативы вообще и для имиджа компании в частности. Однако бизнес-подразделения, так же как инвесторы, не решаются предпринимать какие-то активные действия на незнакомом рынке.
С одной стороны, все приведенные выше ограничения выглядят вполне логичными и обоснованными. Но давайте вспомним Google, инвестирующий в проект ложки, которая компенсирует тремор рук; вспомним Apple и IBM, снабжающих японских пенсионеров планшетами. Кстати, в Японии это делается практически на государственном уровне, и понятно почему: поддержание ментального здоровья стареющего поколения это один из очевидных приоритетов социальной политики. Теперь посмотрим на наш продукт «Пони: планшет для пожилых». Речь идет о вовлечении престарелых в мир цифровых технологий, а значит по определению о работе для мозга, о брейнфитнесе, о поддержании памяти и ментального здоровья.
Почему-то у наших инвесторов и грантодателей под «здоровьем» понимается только здоровье физическое, а ментальное здоровье миллионов пожилых людей не считается достойной целью для финансирования.
Но мы уверены, что рынок есть, что, как видно по общемировым трендам, он будет расти и в России. Реальная потребность пожилых очевидна уже давно, и медлить было бы неправильно. Поэтому мы делаем что можем: при поддержке Центра развития социальных инноваций «Технологии возможностей» запустили сбор средств на краудфандинговой платформе Planeta.ru.
Сбор средств продолжается, и у всех читателей есть шанс внести свой небольшой вклад и получить какой-нибудь бонус, в частности — экземпляр нашего ПО: https://planeta.ru/campaigns/poni.
Для тех, кто не знает, — если в итоге мы не сможем собрать нужную сумму (как минимум, половину от заявленной), то по правилам Планеты деньги возвращаются на ваш счет и вы можете поддержать другой понравившийся проект.
ИТОГО НА ДАННЫЙ МОМЕНТ
Итак, мы хотим обеспечить уязвимым группам населения возможность пользоваться новой расширенной реальностью. У нас есть опыт, знания и понимание, есть рабочие ресурсы и нужная инфраструктура. К настоящему времени проведено исследование, подготовлено ТЗ и выпущен прототип нашего приложения. Следующим этапом должен быть выпуск промышленного образца, который можно было бы запускать в производство и распространять. Мы ищем финансирование для выпуска промышленного образца и вывода на рынок.
Нам нужны финансирование, узкоспециальные знания в геронтопсихологии и UX-дизайне и, что очень важно, партнеры. Под партнерами я понимаю как финансовых партнеров, так и партнеров технологических – компании, выпускающие аналогичные продукты, компании, с которыми мы, объединив наши знания и усилия, вместе смогли бы создать что-то новое.
Мы уверены, что эта тема очень важна для многих. Будем рады любым идеям, советам, контактам — всему, что помогло бы нам продолжать активно развивать проект, делать первые реальные шаги на пути создания комфортной ИТ-среды для пожилых.
На этой публикации я завершил описание того, как проект развивался до настоящего момента. В следующей планирую представить вариант коллективного тестирования нашего продукта.