Мы пропускаем в свое сознание преимущественно только ту информацию, которая может иметь прямое отношение к нам и нашим близким. Как бы цинично это ни звучало, для человека нормально не задумываться о проблемах других людей, находящихся вне узкого круга его родных и близких – это следствие естественного отбора, вопрос выживания. Получается, что по большей части мы с вами не замечаем неприятных вещей, происходящих с окружающими. Однако же нам совсем не трудно помочь многим людям, которым гораздо хуже, чем нам с вами. Нужно только обратить на них внимание.
Давайте сейчас обратим внимание на людей престарелого возраста, посмотрим как у них дела, и не можем ли мы им чем-то помочь, помочь профессионально.
СТЕНА
Старые люди мелькают на периферии нашего зрения – на лавочке около подъезда, у грядок на даче, с тележкой на колесиках около магазина и т. п. На первый взгляд, у них всё нормально. Но так ли это на самом деле? К сожалению, нет. Первым делом – здоровье. Здесь уместно вспомнить Фаину Георгиевну Раневскую, которая будучи уже немолодой, как-то сказала: «Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте». Не очень вдохновляюще, но даже будучи здоровым в этом понимании, то есть относительно здоровым, пожилой человек очень ограничен как по сравнению с людьми активного возраста, так и по сравнению с самим собой, более молодым и более активным. После ухода на пенсию резко уменьшился круг общения и кардинально сузился объем дел и занятий. Многие привычные дела теперь делать не для кого или не зачем, можно было бы изменить образ жизни, попутешествовать, походить по музеям, но где найти на это средства. Что остается? Те самые лавочка около подъезда, грядка в огороде, старые книжки (на новые денег не хватит), расшатывающий здоровье телевизор. Выбор невелик и не весел.
— Но ведь выход есть! – скажем мы, айтишники. Можно купить планшет, пускай даже дешевый, родственники закачают туда новых книжек, нормальных фильмов, какие-нибудь картинные галереи, старые и новые семейные фото, музыку, которая нравится пожилому человеку. Вот тебе и доступная замена дорогим поездкам, перечитыванию старых книг, зомбоящику и сплетням у подъезда. Можно и всякие игры добавить, которые мозг и память в рабочем состоянии поддерживают, а если к Интернету подключить, тут сразу же Скайп появляется для общения с родными и близкими, rss-ленту новостей можно настроить, чтобы из мусорного потока отфильтровывались только новости от солидных источников. Да мало ли что еще можно придумать, если есть Интернет! Ну просто идиллическая картина.
Почему же мы практически не встречаем пожилых людей с современными гаджетами в руках, стариков, пользующихся Интернетом? Что, молодое поколение жалеет денег и времени на то, чтобы оснастить своих старых родственников планшетами и смартфонами? Да нет же! Напротив, — подарить на день рождения что-нибудь из цифровой техники, — это как раз нам проще и понятнее, чем пытаться подобрать другой подарок.
Я думаю, что подавляющее большинство из нас пытались приобщить старших родственников к современным цифровым технологиям, и чаще всего безуспешно. Почти всегда в ответ мы слышим: «Не понимаю я эти современные штучки!», «У меня не получится!», «Мне это не нужно!». Так всё и остается: жизнь молодого и среднего поколений немыслима без ИТ-продуктов и сервисов, а старшее поколение коротает дни на лавочках, в огородах и перед вредным во всех отношениях экраном. Между поколениями выросла стена: общих тем для разговоров всё меньше, средства общения почти не пересекаются – у одних это мобильники, мессенджеры, соцсети, IP-видеосвязь, а у других, чаще всего, стационарный телефон и/или мобильный, эксплуатируемый в режиме стационарного. Ладно бы это была стена между независимыми и самодостаточными группами населения. Но ведь нет, – это НАШИ старики, и с каждым годом они всё менее самостоятельны и всё больше зависят от нас.
АНАЛИЗИРУЕМ ПРОБЛЕМУ
Приобщив пожилых к современным ИТ-продуктам и сервисам, мы разрушим стену между поколениями, мы сможем чаще общаться, делиться новостями, фотографиями, видео. Ну и так далее, и тому подобное. Всеобщее цифровое равенство. Иное, существенно более высокое качество жизни пожилых.
Что же мешает? Неужели действительно люди с возрастом глупеют и потому не могут освоить новую технику? Это ответ легкий, ответ дискриминирующий и потому мерзкий. И – самое главное – это ответ неверный! Но на этом ложном представлении строится вся ИТ-индустрия, совершенно не рассматривающая пожилых людей в качестве пользователей своих продуктов и сервисов.
Редко кто задумывается над простым вопросом: как так получается, что – скажем — пожилой архитектор, который и сейчас может успешно разработать проект дома, вычертить его за кульманом и затем руководить строителями, при этом очень посредственно управляется с ноутбуком, умея выполнять только самые простые действия? Наши старики в прошлом прекрасно справлялись со сложными станками, машинами, оборудованием, решали инженерные и конструкторские задачи, успешно справлялись со сложными проектами в условиях крайне ограниченных ресурсов. И сейчас они подробно расскажут и объяснят, как и почему в каждом конкретном случае надо было делать именно так и никак иначе. Ясный ум и твердая память. Откуда же проблемы с современными технологиями?
Мы изучили вопрос, и оказалось, что это тема научных исследований, и она достаточно хорошо разработана. Нам не встретился ни один из отечественных источников, но зарубежных в Сети достаточно много. Этим занимается возрастная психология, а точнее геронтопсихология.
Если коротко, то проблема взаимодействия пожилых людей с цифровыми устройствами является следствием возрастных когнитивных и физических изменений, специфических особенностей восприятия.
Приведу в пример только два из известных возрастных ограничений.
Эпизодическая память — Ухудшение эксплицитной памяти при неизменной имплицитной.
Эксплицитная память – это память на недавно изученное, именно в этой памяти хранятся знания студента, идущего не экзамен.
Имплицитная память – это память долговременная, она обеспечивает использование информации, полученной на основе неосознаваемого прошлого опыта.
Визуальный выбор — Сложность выделения релевантной информации на экране, который содержит релевантную и не релевантную информацию.
Ограничение эпизодической памяти приводит к тому, что с возрастом человек всё труднее осваивается с чем-то новым, но при этом его умения по отношению к освоенному раньше не ухудшаются. Пожилой человек не может выучить что-то принципиально новое, что-то не связанное или мало связанное с его предыдущей жизнью и предыдущим опытом. Столкнувшись с невозможностью запомнить принципы, на которых построено некое современное устройство, даже уверенный в своих силах пожилой человек постарается больше не попадать в такую ситуацию, а значит откажется от использование этого устройства.
Проблему визуального выбора проще всего разобрать на примере рабочего стола Windows с множеством открытых окошек — несколько приложений и несколько папок. Пожилой человек будет путаться в выборе активного на данный момент окна и соответственно в выборе возможных действий. Как следствие – растерянность, неверие в свои силы и отказ на будущее от подобных неприятных экспериментов.
На самом деле, разных вариантов ограничений намного больше, и я хочу обратить ваше внимание на то, что это не какие-то частные и мелкие «не получается», а фундаментальная проблема непонимания. Представьте себе человека, которого миновал цифровой бум, который никогда не сидел за экраном компьютера – ни большого, ни среднего, ни маленького. При этом он еще и гуманитарий. Что для него слово «директория»? – пустой звук. «Папка» – бумажная папка на письменном столе. «Дерево» – во дворе растет. «Меню» — в ресторане. «Следующий шаг в меню» — бред сивой кобылы. Нам с вами такое вопиющее непонимание кажется немыслимым, но это реальность, я сам с этим сталкивался.
Описанная мной проблема очень недооценена в обществе и не нашла отражения в продуктах, имеющихся на рынке. В настоящее время у стариков практически нет шансов хоть сколько-нибудь полноценно пользоваться имеющимися цифровыми устройствами: принципы, на которых организованы, спроектированы и реализованы эти устройства, кардинально противоречат возрастным требованиям пользователей.
В следующем посте я расскажу о том, как мы решаем эту проблему, а пока было бы очень интересно услышать мнения, основанные на вашем личном опыте: что получалось в приобщении пожилых людей к ИТ, какие были трудности, удалось ли их преодолеть и т. п. Ведь люди все разные, и прошлый опыт имеет огромное значение. Интересны частные проявления описанной мной проблемы или, наоборот, success stories. Или может быть вообще не стoит тревожить стариков всякими новациями, не будем подвергать их стрессу – пусть живут в привычном им мире?
Комментарии (18)
aik
02.11.2015 17:44+3Я вот как раз начал приобщать бабушку (80 лет) к ноутбуку. Думал на счет планшета, но решил, что ноутбук ей будет проще.
Во-первых, стоит на столе и его не так просто уронить.
Во-вторых, экран крупнее.
В-третьих, я могу к нему удаленно подключиться и что-то показать, комментируя голосом — я всё же в другом городе живу.
А, еще мышь белая, чтобы её было лучше видно и явно кнопки различались, левая и правая. И проводная, чтобы про батарейки не думать.
Первое — на рабочем столе КРУПНЫЕ иконки и шрифты на 150%.
Второе — научиться включать и выключать. Включать кнопкой, выключение я на закрытие крышки повесил. Плюс звуковая индикация этих событий.
Третье — сказать, что сломать что-то можно, только если она об пол ноутбук стукнет. В остальных случаях, как только видит что-то страшное, пусть закрывает крышку.
Четвертое — научиться двигать мышку. Конечно, гораздо проще объяснить, как тыкать пальцем в экран планшета, но см. выше почему ноутбук. несколько раз собрал с ней пасьянс (не объясняя, что и как, просто «бери эту карту и тащи сюда»). Для наработки моторики, чтобы она смотрела двигала курсор, а не посмотрела на экран, посмотрела на мышь, подвинула мышь, поискала курсор, опять подвинула мышь. Про клавиатуру было сказано «пока на неё даже не смотри», там только одна кнопка нужна — включение.
Сейчас — спустя неделю после покупки и учитывая то, что инструктаж лично со мной продолжался в районе пары часов, а потом еще примерно полдня отец с ней возился — она уже звонит разным людям по скайпу и учит деда, как смотреть закинутые на ноут фотографии.
Дальше, как более менее освоится, буду ей про интернеты рассказывать. Ну, так-то что-то показал (браузер, вытащенные на speed dial сайты — мой блог, погода, викимапия), но более подробно всё попозже. Через месяц где-нибудь. Пусть пока попрактикуется.
Всякие папки, директории и деревья — этого ничего не произносилось. И вообще никакого сленга.
Значок с буковой S, надпись «фотографии», стрелочка, два раза нажать на кнопку мыши…
В целом, главное — это помочь человеку побороть страх перед устройством, чтобы не было настроения «я всё сломаю». И быть всегда готовым помочь. Но не нажать кнопку, а показать, как нажать. Личное присутствие либо удаленное управление сильно рекомендованы.
SergeyPyatigorskiy
02.11.2015 18:13Да, всё так. ЗдОрово, что получилось преодолеть первый страх! Насчет повседневного использования — по моему опыту спасают написанные на бумажке инструкции: «Как запустить Скайп», «Как посмотреть фотографии» и т. п. То есть протаптываем тропинки, и с них ни шагу в сторону. Ну и онлайн саппорт, конечно же: как только что-то непонятное, звонок по телефону.
Насчет использования мышки и клавиатуры — это действительно челлендж. Мы в своем решении учитываем тремор и полностью отказались от клавиатуры. Расскажу об этом в следующих постах.aik
02.11.2015 18:45Инструкции — да, полезно, но тут как-то всё быстро-бегом решалось, потому до этого руки не дошли.
А вот про устройство ввода хочется послушать. Потому что тремор — этого тут нет, но по материнской линии имеется. Правда там бабушке уж всё поздно, она совсем не в состоянии чем-то заниматься, но вот у матери, похоже, начинается потихоньку.
ASC7_Uni
02.11.2015 22:11Ну, после такой вводной статьи, дальнейших жду с нетерпением.
Сам столкнулся с тем, что пожилым родственникам приходится часто рассказывать одни и те же вещи несколько раз.
Тут любопытно вот что: какие кнопки нажимать приходилось рассказывать много раз, а вот то понимание того, что кнопки нужно нажимать отрывисто, а не как в лифте приходит само и напоминаний почти не нужно.
Ещё помогает подвести к ответу, а не ответить. Например, «посмотри на кнопки, как думаешь, какими можно листать фото». Стрелочки всегда побеждают.
Помогает объяснить, что компьютер бояться не надо, и что сломать его можно, только если, как заметил предыдущий оратор: «об пол».
Кажется, что помогает неполноразмерная клавиатура (использую без цифрового блока).SergeyPyatigorskiy
03.11.2015 12:33Насчет «подвести к ответу» — вот это, наверное, самое трудное. Это ведь преодоление барьера. Если человек заранее настраивает себя «я этого никогда-никогда не пойму», то бывает крайне сложно убедить его, что вся необходимая информация есть на экране, и что если миллионы людей на планете это делают, то и у него получится. Причем ведь такое неверие в свои силы может быть и у молодого, просто с возрастом оно чаще проявляется. Именно поэтому надо пожилого человека, впервые увидевшего гаджет, не испугать сразу, чтобы на экране было «почти все понятно», а не «практически ничего непонятно».
Кроме боязни «сломать компьютер» есть еще одна систематическая беда: запросы на обновление. Они возникают внезапно, картинки разные, тексты разные, как реагировать непонятно.
Насчет «стрелочки всегда побеждают» — абсолютно согласен. Мы именно так и организовали интерфейс — покажу в следующих постах.
arruin
02.11.2015 22:48С пожилыми (и не только) хорошо заходит перенос смысловых значений виртуальных элементов интерфейсов на физические взаимодействия и элементы.
— Вот рабочий стол. Он просто стол, как и то, за чем сидим. На нём могут лежат фотографии, документы и т.д. Понятно?
— Да.
— Вот это фотография. Чтобы засунуть её в эту папку-альбом её надо передвинуть, как ты бы передвинул монету по столу (кладётся монета на стол) отсюда и сюда. Попробуй.
— (Кладётся указательный палец на монету и монета передвигается по столу)
— Прекрасно! Каким пальцем ты двигал её? Вот теперь кладём руку на мышь, тем же пальцем зажимаем эту фотографию и двигаем. Только вместо кончика пальца у нас на экране стрелка-курсор.
… и.т.д.
В связи с этим самое сложное в освоении пожилыми — это контекстно-зависимые элементы интерфейса.SergeyPyatigorskiy
03.11.2015 12:36Именно так! Когда я стал об этом читать, узнал новое для себя слово «скевоморфизм». И, кстати, ведущие производители в дизайне своих ОС и приложений от этого скевоморфизма отошли, что еще больше осложняет для пожилых новичков освоение цифровых гаджетов.
SelenIT2
03.11.2015 12:42Кстати, по этой же логике, имхо, «пальцетыкательные» интерфейсы должны схватываться еще лучше. На своем опыте сталкивался, что идея мышки и курсора-посредника далеко не сходу оказывалась интуитивной. А вот «листание» пальцем на смартфоне/планшете — что потянул, то и поехало — выглядит куда естественнее..:)
SergeyPyatigorskiy
03.11.2015 12:50Наука говорит, что листание в среднем плохо осваивается пожилыми. Рекомендуют четкую детерминированность управляющих воздействий, в частности — отсутствие скроллинга.
teifo
03.11.2015 11:03Хммм, раз с возрастом старый опыт и знания не уходят, значит интерфейсы должны быть родом из времени, в котором прошла зрелость данного человека? Почему такой подход не использовали? Я вижу только одну причину, необходимость переделывать интерфейс под стариков. Кому это надо? Бабушку надо учить пользоваться мышками, двойными кликами, кнопками и бразуерами. Нас точно так же потом наши внуки будут приучать отучаться от двойных кликов, мышек, бразуеров и «а где тут вай-фай внучек?» Поэтому шутливые картинки где показан твитер из 60-х, возможно не совсем шутливые. Может именно так твитер и будет понятен 60тникам? Возможно ноутбук физически сделанный под технику 60-70х с элементами управления того времени и иконками будет проще в освоении? Хотя возможно, я заблуждаюсь и ошибаюсь. Без проб и исследований этого не проверить.
aik
03.11.2015 12:42значит интерфейсы должны быть родом из времени, в котором прошла зрелость данного человека?
А что вы себе представляете под «интерфейсами того времени, когда прошла зрелость»? В школе наш преподаватель информатики рассказывал, что во время его учёбы в университете интерфейсом к компьютеру была девушка в окошке. Ей надо было дать программу, через неделю можно было получить результат. Если дать программу и шоколадку — то результат можно было получить быстрее.
SergeyPyatigorskiy
03.11.2015 12:47Да, интерфейсы должны быть похожи на те, к которым привык пожилой человек. Мы у себя стараемся пользоваться метафорами знакомых физических объектов.
Интерфейс под стариков делать нужно. Доделывать интерфейс для них — ведь приобщение пожилых это расширение рынка, очень серьезное расширение. Планета стареет, причем быстрее всего стареют развитые страны, в которых за гаджеты для пожилых будут платить совершенно нормальные деньги.
Если мы сможем запустить это общее направление «ИТ для пожилых», то к тому моменту, когда сами на себе испытаем ограничения пожилого возраста, должны будут появиться гаджеты, имитирующие то, к чему в свое время привыкли мы: смартфоны, планшеты, ноутбуки и т.п.
ncix
06.11.2015 09:46Моему деду сейчас 93, уже полтора года он пользуется 10-дюймовым планшетом без всяких кастомизаций. В основном этой скайп и инстаграм (read-only), остальное мелко, сложно и непонятно.
Но интерес к серфингу определенно появился, когда с моей помощью нашли в инете школьные фотографии 80-летней давности с моим дедом. Это был восторг. К сожалению веб-интерфейсы мало того что не всегда заточены под планшет и совсем не заточены под слабое зрение и дрожащие пальцы.
Какие сложности возникают:
1. Что-то произошло, всё не так, ничего не понятно. Сложно решить проблему на понимая её и находясь за 1500 км. Приходится приглашать третьих лиц.
2. Нет звука или видеоряда по скайпу — то ли отключил случайно то ли глюки какие, не всегда понятно.
3. Деньги. Очень сложно объяснить что нет никакой связи между платежами за интернет, за skype out, за мобильный и домашний телефон. Часто возвращаемся к этому вопросу.
Что бы я отметил:
1. Качественный планшет. Не берите что-то совсем дешевое и глючное. Сами потом замучаетесь. Аппарат должен быть исключительно надежен. Я взял Huawei MediaPad10. Хороший аппарат, но что-то случилось с микрофоном. Приходится общаться через гарнитуру. 7 или 10 дюймов — решайте сами, думаю разницы особой нет.
2. Запишите все логины-пароли ото всех аккаунтов. Вы ими не пользуетесь и можете забыть
3. Бумажные инструкции. Обязательно сделайте.SergeyPyatigorskiy
06.11.2015 10:04Спасибо за информацию! «Что-то пошло не так» — это одна из основных проблем. Человек, например, может случайно нажать не туда просто перехватывая планшет и попадает на какой-то непонятный экран. Мы у себя постарались сделать так, чтобы избежать этого насколько возможно.
aik
06.11.2015 10:25Кстати, тимвьювер тут в следующей версии грозится хост для андроида приделать, то есть можно будет удаленно планшетом рулить.
teifo
07.11.2015 07:51К сожалению веб-интерфейсы мало того что не всегда заточены под планшет и совсем не заточены под слабое зрение и дрожащие пальцы.
Поэтому и нужны отдельные или планшеты или приспособы к ним. То есть желательно иметь больше физических инструментов для навигации и доступа к функциям. Кнопки, рычажки, переключатели с четким физическим откликом.SergeyPyatigorskiy
07.11.2015 12:05Мы говорили с производителем планшетов о специальном дизайне для пожилых — с отдельными кнопками, с утолщениями для удобного хвата, чтобы планшет не выскальзывал и т.п. Нам сказали, что все это делается без проблем и что можно будет это реализовать в достаточно большом заказе после того, как идея будет опробована на обычных планшетах.
teamfighter
Да, тема поднята интересная. Мне всегда вот было непонятно, почему пожилым людям приходится объяснять вещи, кажущиеся нам очевидным. «Выделить значок», «сделать двойной клик», «переименовать папку»… И всегда было интересно, как же я буду работать с новыми девайсами, когда мне будет лет 50-60? Было бы конечно интересно узнать, как вы решаете эту проблему. Подписался, спасибо за статью)