История о том, как быстрый UX-аудит показал, что внедрять новую функцию рано. Сначала нужно поменять структуру.
Привет! Я Вика Левена, директор по аналитике в AGIMA. В этом году мы плотно поработали с одним заказчиком. Настолько плотно, что он пришел к нам за одной услугой, а получил совсем другую. Но остался доволен.
Ситуация эта не такая уж и обыкновенная, поэтому я решила написать о ней небольшую статью. Она посвящена тем заказчикам, которые хотят что-то улучшить в своем сайте, но не понимают, с чего начать.
Hidden text
Спойлер: начните с исследования. Моя история это подтверждает.
С каким запросом пришел заказчик
А я начну с дисклеймера: назвать заказчика я не могу, это коммерческая тайна. Могу только намекнуть, что это большая сеть ветеринарных клиник, которая активно развивает сайт. Собственно, с этим они к нам и пришли. Хотели сделать личный кабинет, чтобы владельцы кошек и собак хранили там информацию о записях и назначениях врача.
Мы их выслушали, поняли потребности, изучили сайт. И вот тут-то произошло главное: мы засомневались, что личный кабинет на этом сайте вообще нужен.
Почему мы засомневались:
На первый взгляд сайт нужен был клинике только для того, чтобы записаться на прием. Остальные опции казались лишними.
Мы не смогли придумать достаточное количество причин авторизоваться в личном кабинете. Зачем? Что там делать?
Сомнения были настолько сильны, что на второй встрече с заказчиком мы начали задавать вопросы, пытались понять реальные потребности. Но когда стало ясно, что будущее сайта туманно, мы предложили не делать личный кабинет. А вместо этого провести UX-аудит.
UX-аудит — это исследование пользовательского опыта. Оно помогает разобраться, что пользователю нравится на сайте, а что нет, что удобно, а что мешает. Главная цель — увидеть слабые места, которые мешают бизнесу зарабатывать. А главный плюс — в быстроте. Провести его можно за несколько часов.
Как мы искали недочеты
Чтобы UX-аудит ответил на наши вопросы, мы совместили два метода.
Эвристический анализ.
Это база UX-аудита. UX-эксперт ходит по сайту и анализирует каждый шаг и сценарий: все разделы, подразделы, страницы и блоки. Его задача — понять, соблюдены ли основные эвристики юзабилити и не нарушены ли общепринятые конвенции по доступности интерфейсов.Когнитивное прохождение.
Этот метод помог понять, нужен ли личный кабинет. Суть: мы опросили заказчика, поняли, как устроен бизнес и зачем люди заходят на его сайт. А затем мы составили пользовательские сценарии. Например, сценарий тех, кто оформляет услугу, или тех, кто зашел посмотреть цены.
Всего у нас получилось девять сценариев. Мы показали их заказчику, он добавил еще некоторые моменты. Затем по этим сценариям снова начал работать UX-аналитик. Он прошел каждый из них, чтобы оценить, насколько легко выполнить целевое действие.
Например, человек зашел, чтобы найти адрес клиники. Эксперт посмотрел, насколько понятна навигация, на сколько кнопок нужно нажать, чтобы попасть в раздел с контактами, нет ли разделов, которые могут запутать и как вообще легко найти нужные ссылки на главной странице.
Какие минусы мы нашли
Подобных комментарием мы оставили много, поскольку изучили весь сайт вдоль и поперек. Но такого анализа нам показалось мало, потому что он помогает судить о минусах, но не помогает понять, как улучшить. Поэтому в рамках аудита мы предложили еще один метод исследования — карточная сортировка.
Как искали решение проблем
Карточная сортировка — это методология, которая подсказывает, как можно улучшить структуру сайта: как упростить навигацию, логику разделов и т. п. Например, она помогла нам организовать корпоративную базу знаний.
Суть этой методики. Разбиваем сайт на составляющие: разделы, подразделы, блоки. Так у нас получается архитектура и иерархия. Потом названия разделов и прочих элементов выписываем на карточки. Потом эти карточки перемешиваем и приглашаем случайных людей сортировать их. Они не знают, в каком порядке карточки лежали до этого. Их задача — восстановить структуру сайта.
Карточная сортировка показывает, как люди понимают структуру сайта. В нашем случае — сайта ветклиники. Они могут убирать карточки, потому что считают их лишними. Они могут менять название карточек, если им непонятен смысл. Они могут даже добавить карточки, если им кажется, что чего-то не хватает.
В итоге у каждого пользователя получается своя архитектура и иерархия. По ходу мы задаем вопросы об их логике: почему эта карточка здесь, а эта там. А когда эксперимент завершен, мы анализируем результат, ищем общие паттерны и совпадения. Они помогают увидеть структуру, которая понятна людям.
В общей сложности через эксперимент прошло 15 человек. Семь из них — клиенты ветклиники, остальные — впервые узнали про нее. Результаты их сортировки подтвердили данными UX-аудита. Поэтому мы со спокойной душой подготовили два отчета: один — по аудиту, другой — по сортировке.
Отчеты мы делали в форматах As is (как оно сейчас) и To be (как должно быть). С их помощью мы показали проблемы, а потом показали, как их можно решить. В итоге мы предложили такую схему:
Что же в итоге с личным кабинетом
UX-аудит и карточная сортировка показали, что у сайта проблемы с юзабилити. Поэтому наше заключение было такое: внедрять личный кабинет рано, сначала нужно решить остальные проблемы. Люди на этом этапе, скорее всего, просто не будут им пользоваться.
Результаты нашего отчета мы презентовали на двух воркшопах.
Воркшоп — это метод активной разработки решений, когда все заинтересованные люди собираются вместе и генерируют идеи. Лучше, если участники встречи представляют разные отделы и подразделения, чтобы картина была более объективной. В нашем случае мы встретились с командой заказчика и придумали, как может выглядеть обновленный сайт с учетом бизнес-интересов и данных исследований.
На первом воркшопе мы рассказали о результатах исследования, а на втором — генерировали идеи. В итоге мы приняли несколько стратегических решений по развитию сайта и по внедрению личного кабинета. И сошлись в одном: сначала нужно поменять навигацию и структуру, а уже потом внедрять новые фичи.
Почему мне понравился этот кейс
Конечно, мы могли просто взять в работу новый проект и сделать для них личный кабинет. Но делать фичу, которой никто не воспользуется, то есть, по сути, работать в стол, нам не хотелось. Так что я считаю этот проект нашей победой. А главное, этот небольшой UX-аудит произвел хорошее впечатление на заказчика. А это всегда вдохновляет.
Часто в похожих ситуациях мы сталкиваемся со скепсисом. Заказчики не понимают, зачем нужны исследования и как они могут помочь бизнесу. Но в этом случае было не так. Наши коллеги со стороны ветклиники были открыты и готовы к новому. Мы вместе искали оптимальные решения и вместе строили стратегию. В итоге они наговорили нам теплых слов, и, конечно, это было приятно.
Сейчас все наши совместные решения на стадии разработки, мы продолжаем следить за проектом. И думаю, через какое-то время сможем поделиться результатами в нашем продуктовом и исследовательском телеграм-канале. Там мы рассказываем о методах исследований и интересных кейсах.
P. S. Отдельно хочу поблагодарить моих коллег Настю Сивакову и Олега Королева за помощь в работе над этой статьей и кейсом. Ребята, вы крутые!
Что еще об этом почитать
Комментарии (12)
dvim
31.10.2023 15:15Ну - по моему заказчик то хотел совсем не то.
Цель заказчика в том, чтобы клиенты становились постоянными и повторными.
Наличие ЛК где он увидит все, что было с его зверем мотивирует его и дальнейшие манипуляции вести в этой клинике.
Плюс заказчик сможет простым способом делать рассылки , например, о том что пора делать новую вакцинацию.
У меня , например, о звере моем есть только бумажная папка - с анализами, назначениями, рентгенами и узи. Но я лечил свою красавицу весной, через пару лет я могу это и не найти.
UX же важнее для новых клиентов, если я уже клиент клиники - то мне не так важен дизайн, сколько понимание того что они о моей кошке знают.vlevena Автор
31.10.2023 15:15Смотрите, мы же не отказались от идеи ЛК, мы просто расставили приоритеты и решили начать с работы над UX.
И да, вы правы, и мы, и заказчик хотим, чтобы клиенты становились постоянными и повторными. Но для этого сайт должен быть удобным и понятным, особенно сайт ветклиники, куда люди часто заходят в несколько взволнованном состоянии, переживая за животное. Для них особенно важно, чтобы сайт провел их к решению их задачи кратчайшим путем. Я сама -- тревожный кошатник, и в ступор просто впадаю, когда животные болеют (или делают вид, что болеют), поэтому очень хорошо понимаю, насколько важен простой понятный интерфейс, если нужно вотпрямщас записаться к врачу, а перед этим сориентироваться, к какому именно и надо ли будет сдавать анализы.
LeshaRB
То есть пришел заказчик с деньгами и пожеланиями и вы отказали?
И сошлись в одном: сначала нужно поменять навигацию и структуру, а уже потом внедрять новые фичи.
А после этого он не передумал насчет личного кабинета?
Vorchun
Нет, они продали другую услугу с целью дальнейшего долгосрочного партнерства.
Могу предположить, что со дисконтом как проба новой услуги. А здесь размещена небольшая реклама.
В целом, полезная статья.
LeshaRB
Если продали услугу, с перспективами дальнейшего развития и в планах личного кабинета - это хорошо
Но если заказчик получил новую навигацию и структура плюс его убедили, что кабинет не нужен.. А итоге в прибыль меньше... вот это другое
Vorchun
Поэтому я ниже оставил комментарий с вопросом - как будет измеряться результат изменений ) Но это всего лишь мои предположения. Я не знаком ни с кем из Агимы или их клиентов.
ozzyBLR
Купит ли заказчик внедрение личного кабинета у этой компании будет во многом зависеть от того, как он оценит те изменения, которые ему предложили внести на сайте сперва. Почему во многом? Разве может быть вариант, когда трансформация прошла успешно, но дальше решили не двигаться? Да, может.
Нужно фокусироваться на ценности. Если не уходить в совсем высокие материи, то заказчика интересует улучшение взаимодействия посетителей с клиникой. Кабинет - это одна из фичей на пути к этому, не более. Команда путём исследования индентифицировала другие фичи с более высоким приоритетом. Заказчик согласился, фичи ушли в работу.
Всё стоит денег и эффект внедрения фичи должен иметь и денежную метрику. Сколько новых клиентов привлечём, столько старых удержим, насколько увеличим средний чек? Может быть так, что клиентам УЖЕ стало гораздо удобнее пользоваться сайтом. И дальнейшая финансовая выгода от личного кабинета будет минимальной. Зачем тогда тратить бабки на разработку плюс закладывать бОльшие бабки на поддержку? Может и не надо.
Поэтому продать личный кабинет на самом-то деле может быть ещё сложнее, чем переубедить заказчика и сделать сперва навигацию.
vlevena Автор
Да, нас привлекли как экспертов, и мы высказали свое мнение, во что стоит вкладывать время и силы в первую очередь. Это нормальная ситуация. Не делать то, чего не надо делать -- хороший способ перераспределять ресурсы в пользу того, что действительно поможет и бизнесу, и посетителям сайта. Сотрудничество продолжается, так что подписывайтесь на наш телеграм-канал, и будете узнавать о дальнейшем развитии проекта.