Подобно Heroes of Might and Magic IV, о которой я писал в начале этой недели, Fallout Tactics Brotherhood of Steel, несмотря на попытки привнести в серию что-то новое и как-то разнообразить игровой процесс, оказалась провалом. Фанаты восприняли очередную часть любимой игры в штыки, да и критики не сильно хвалили вышедший на рынок проект. Но с годами что игроки, что профильная пресса сменили гнев на милость, и сейчас, если посмотреть оценки на том же Metacritic, мы можем увидеть, что они на вполне высоком уровне. Для сравнения, тот же балл имеют такие популярные игры, как Far Cry 3: Blood Dragon, Star Wars: Battlefront, Command & Conquer: Red Alert 3, Borderlands 3 или S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl.

Так может быть такое отношение к Fallout Tactics в момент релиза было не столь заслуженным, и виной его коммерческого провала послужили плохой маркетинг или неправильные ожидания фанатов, а не качество конечного продукта? Мне и самому это стало интересно, поэтому, являясь большим поклонником серии, а особенно первых двух частей Fallout, я попытаюсь разобраться в этом вопросе. А вам же предложу поделиться своим мнением или воспоминаниями об этом проекте в комментариях. Для тех, у кого возникнет желание поиграть, в конце статьи я выложу ссылку как на оригинальную игру, так и на модификацию, которая пытается исправить все проблемные места Fallout Tactics Brotherhood of Steel, не меняя при этом суть. 

Думаю, у многих тот или иной проект ассоциируется с определёнными моментами жизни или важными для них людьми. Кто-то играл с папой, и запуск игры навеивает воспоминания о прошлом в кругу семьи, другие же – со своим другом, сменяя друг друга у мыши и клавиатуры, проходя столь любимый проект юности. Как сейчас помню день, с которым у меня ассоциируется Fallout Tactics: тёплая ранняя осень, что в игре, что за моим окном желто-серая картина. До тренировки по плаванию остается полтора часа, и у меня есть возможность поиграть во все ещё неизведанной для меня, но уже успевший зацепить как своей атмосферой, так и интересным геймплеем, проект. Именно игровым процессом «Tactics» довольно сильно отличалась от своих предшественников, внося много в нового в столь полюбившуюся формулу классических Fallout. В своей недавней статье про Heroes of Might and Magic IV я защищал разработчиков, заявляя, что все то, что они пытались привнести в серию, было попыткой сделать игру лучше. Это своего рода эксперимент, благодаря которому было важно понять, в каком направлении серия Героев должна двигаться дальше, чтобы не утонуть в самоповторе и безыдейности (почитать об этом вы можете тут). Далеко не про все нововведения Tactics я могу сказать тоже самое, ведь многие механики были банально упрощены, а от нелинейности и захватывающих диалогов с большой вариативностью не осталось и следа.

Правда не стоит забывать, что это не номерная часть серии, а спин-офф, в котором разработчикам (к сожалению, не те, кто делал оригинальные части франшизы) был дан кард-бланш на различные эксперименты. Что это было: желание сэкономить деньги за счёт сотрудничества с не очень известной и опытной студией или же попытка дать отдохнуть оригинальным создателям, что позволила новым людям привнести свежий взгляд в классический геймплей? Этого мы так и не узнаем. Но в чем точно можем быть уверенны, так это в итоге всей этой затеи. Фанаты не оценили такие изменения в любимой серии, проект оказался коммерчески провальным. Доверь Fallout Tactics более опытной команде, которая отнеслась бы к лору оригинальных игр щепетильнее – все могло бы быть совершенно иначе.

Основная задача проекта, как спин-оффа – создание во вселенной Fallout партийной тактической ролёвки, в которой, в отличии от какой-нибудь X-Com, бои проходят не только в пошаговом режиме, но и в реалтайме. И для 2001 года игра получилась вполне себе годной. Да, это не «тот самый» Fallout и далеко не самый лучший проект тех лет, но он совмещает в себе как интересные геймплейные механики, так и крутую атмосферу, которая ещё больше чувствуется за счёт музыкальной составляющей, пропитанной меланхолией и безысходностью. Мне кажется, передать дух мира после ядерной войны у мелодии получается просто прекрасно!

Начав игру и создав персонажа, вы сразу же попадаете на свою первую миссию, в которой, после небольшого интро, для вас проводят краткий брифинг и вводят в курс дела. Сам сюжет в большинстве случаев повествуется через несколько роликов (в начале и конце), а также через черно-белые рисунки с голосом диктора на фоне. Самих диалогов в том виде, в каком они были в прошлых частях, больше нет. Теперь все персонажи, с которыми вы можете взаимодействовать, лишь говорят вам заранее заготовленные тексты. Забудьте про полезность навыка «Красноречие» и характеристики «Харизма» – первый вовсе был вырезан из игры, а вторая лишь понижает цены у торговцев и регулирует возможное количество нанятых бойцов в ваш отряд.

Если музыку, передающую дух, я очень хвалил, то за подход к остальному лору серии разработчиков нужно было депремировать. Перечислю самое основное, что раздражает лично меня. Во-первых, это смена эстетической составляющей вселенной: с ретрофутуризма первых двух частей (с их автомобилями на ядерных батареях, ламповой электроникой на транзисторах, а также общей атмосферой, которую можно назвать как Атомпанк) на что-то приближенное к реальности, не имеющее ничего общего с другими играми серии.

Во-вторых, и это вытекает из первого пункта: вместо пушек альтернативного будущего – реальные образцы вооружения. Разработчики пошли по пути правдоподобности, из-за чего многие «классические» единицы оружия не попали в Fallout Tactics, видимо, не соответствуя новому духу игры.

В-третьих, теперь вы играете за Братство стали – военизированную организацию, желающую найти и сохранить все возможные довоенные технологии, имеющую строгий кодекс правил и сильно напоминающую средневековые рыцарские ордена. В Fallout Tactics, являясь, по сути, частью этой закрытой изоляционистской организации, не приемлющей найм чужаков, вы вправе не просто принимать в свой состав дикарей, но и когтей смерти и даже супермутантов – истинный абсурд! Да, создатели попытались обосновать это сюжетно и логически: из-за крушения дирижаблей, на которых находился отправленный на задание большой отряд Братства Стали, они оказались на другом конце США, поэтому найм дикарей и бывших рейдеров – это просто необходимость, чтобы выжить. Но не гулей же и супермутантов!?

И в-четвёртых, несмотря на название игры – Tactics, от тактики в этой части серии совсем мало. Да, есть возможность приседать, ложиться, занимать более выгодные позиции на этажах выше (положительно влияет на точность стрельбы), но в целом это всё. На легких сложностях игру проходишь, почти не задумываясь, пробегая врагов в реалтайме и не встречая особого сопротивления. Если сравнивать с той же Jagged Alliance 2, о которой я писал тут, она проигрывает в тактических вариациях очень сильно (банально возможностями залезть на любой дом/забор, разницей в ведении боя ночью, механикой, позволяющей проделать в сетчатом заборе дырку кусачками или в стене взрывом, и так далее).

Но несмотря на перечисленные недостатки, игра определённо самобытна и выглядит (для своего года) очень приятно. И я говорю не только про общий графический уровень, который заметно выше, чем в первых частях Fallout. В игре просто круто всё нарисовано! Но больше всего мне нравятся сочные анимации смерти врагов с морем крови. Очень хорошо получилось передать всю мощь выпущенной по недругу пули, из-за которой тело эффектно отлетает, а ставшая визитной карточкой серии расчленёнка добавляет шарма! И тогда, и сейчас смотрится классно!

Ещё одним нововведением стал транспорт, управлять которым могут ваши подчинённые. Под это даже добавили новый навык «Пилот», прокачка которого позволяет вам с большей эффективностью взаимодействовать с техникой, повышая скорость и манёвренность вашего железного друга. Продвигаясь по сюжету, вы будете встречать различные виды транспорта: от быстрых и юрких (но слабо бронированных) автомобилей, до полноценных танков с возможностью стрелять из пушки! Помимо увеличенной скорости передвижения по глобальной карте, а также возможности ведения боя прямо из машины (получаете защиту от пуль), к вашему распоряжению – бесконечный багажник для хранения всего, что было найдено в пути.

Как и в своей предыдущей статье, я очень много ругал обозреваемую игру, от чего может сложиться мнение, что она плоха, но это не совсем верно. Поиграв какое-то время и освежив её в памяти, я убедился, что она просто другая и с этим нужно смириться. Включая Tactics, нужно мысленно подготовить себя, что в первую очередь это не Fallout, и тогда вы убедитесь, что игра полна достоинств и приятно играется. Но если уж вы хотите, чтобы в проекте было чуть больше от первых частей франшизы, то у меня для вас хорошие новости!

Согласитесь, больше всего преданных фанатов первых частей серии раздражало отсутствие нелинейности. Вас не только за ручку вели по сюжету, но и дали множество навыков, которые по итогу оказались почти бесполезными. Что ж, не смогли разработчики – попытались фанаты. Что если я вам расскажу о существовании мода, который пытается сделать оригинальный Tactics более похожим на первые две части серии, добавляя возможность нелинейного прохождения, а также дорабатывая систему навыков, изрядно хромающую в базовой версии игры? И всё это сделано поверх оригинальной игры, лишь расширяя и улучшая её, а не создавая самостоятельную сюжетную модификацию!

«Xkcon's ultimate rip off mod» очень сильно приближает Fallout Tactics к тому, какой она изначально должна была быть. На глобальной карте появляются новые локации и персонажи, различные интересные задания. Более того, мод расширяет оригинальную кампанию. Подобно первым частям серии, появилась возможность игнорировать сюжетные миссии и исследовать мир – это как раз то, чего так не хватало оригинальной игре. И дело даже не в том, что её сюжет линеен, а в том, что ты ощущал себя загнанным в рамки без возможности какого-либо выбора, что, согласитесь, не нормально для игры, на коробке которой написано «Fallout». Кроме того, что особо актуально сейчас, спустя 22 года после выхода проекта, модом по умолчанию поддерживается HD, что позволяет играть при высоких разрешениях!

Путешествуя по миру, вы обязательно наткнётесь на города и локации, в которых познакомитесь с новыми персонажами, а к уже доступным в оригинальной игре фракциям добавлены еще две: «Зианисты» и «Алкида». Некоторые из встреченных собеседников наверняка захотят присоединиться к вашему отряду, другие же могут дать какое-нибудь задание (большинство из которых весьма самобытны и интересны). Поверьте, это далеко не все нововведения, которые могут скрасить ваше времяпрепровождение. О некоторых моментах я умышленно умолчал, дабы вы могли повстречать их самостоятельно и удивиться!

Да, «Xkcon's ultimate rip off mod» не без изъянов, в нём встречаются баги (правда я пока не сталкивался), над ним нужно продолжать работать, что автор, как понимаю, перестал делать. Но даже в таком виде мод способен подарить новый опыт! С ним проект как никогда близок к тому, чтобы зваться частью серии Fallout! Правда нужно учитывать, что сложность в модификации выше, чем в оригинальной игре, поэтому, если вы не хотите вызова, выбирайте в настройках «лёгкий» уровень.

Если вы хотите опробовать игру вашей юности с этой модификацией, на канале «Олдфажный геймер» я выложил как инсталляторы, так и архив с уже установленной игрой и модом. Преимуществом мода является то, что он не заменяет оригинальные файлы, позволяя (если есть желание) продолжить прохождение Fallout в том виде, в каком он был задуман разработчиками.

Для тех же, кто хочет просто поиграть в классическую игру, я оставлю архив с Fallout Tactics, а также неофициальным фанатским патчем, лечащим многие проблемы игры, и HD модом, позволяющим играть в высоком разрешении.

Комментарии (16)


  1. uzverkms
    12.11.2023 09:12
    +3

    Не знаю кто там и чего воспринял в штыки, а я с удовольствием в неё зависал.


    1. OldfagGamer Автор
      12.11.2023 09:12
      +1

      Могу предположить, что вы не играли перед этим в первые две части.


      1. uzverkms
        12.11.2023 09:12

        Во вторую играл с удовольствем до, а вот с первой познакомился позже.


        1. OldfagGamer Автор
          12.11.2023 09:12
          +1

          Ну, тогда вы должны понимать, что Тактикс безусловно хороша, для своего времени, но это не совсем Fallout. И как раз это, большинству консервативных фанатов оригинала и не понравилось.


          1. K0styan
            12.11.2023 09:12
            +2

            Так её как продолжение Фоллаута никто и не позиционировал. Я помню анонсы и то, как играл в демку с журнального диска - все в голос говорили, что это чистая тактика по мотивам (на тот момент жанр модный). Ну то есть чтобы разочароваться, надо было какие-то совсем свои ожидания иметь.


            1. OldfagGamer Автор
              12.11.2023 09:12

              Не все журналы педалировали на то, что это спин офф. Как я помню, в большинстве случаев акцент был "Ну это Фоллаут, но немного другой! Теперь тут не один герой а команда, и вместо постоянного исследования открытого мира - миссии". Но это несовсем верно передавало суть.

              Да и банальная логика: интернета тогда почти не было, поэтому люди шли в магазины, находили там диск с Fallout Tactics, думали: "Ага, это же моя любимая серия ролевых приключений!", покупали её, а там оказывалось совершенно не то. Собственно, эта проблема своейственна не только играм, но и музыке. Есть множество групп, которые играли в одном жанре, а потом "Бах!", а новый альбом выпустили в кардинально другом жанре.


    1. Gleb3Bro
      12.11.2023 09:12

      Полностью поддерживаю, я с удовольствием играл в тактикс, по сравнению с первыми частями мне она казалась более динамичной.


  1. Vaitek
    12.11.2023 09:12

    Там еще и сетевой режим был, мы с другом немного повоевали друг против друга. Было забавно)


  1. ZiggiPop
    12.11.2023 09:12

    В Tactics никогда не играл, но ощущение, что читаю описание неудавшегося клона Jagged Alliance 2.


    1. OldfagGamer Автор
      12.11.2023 09:12
      +1

      Не совсем так, я думаю. В этих играх упор делался на разные аспекты. И общего у них было только суть - партийная тактика.


  1. aik
    12.11.2023 09:12

    Я в неё играл, прошел, но в памяти она не задержалась.

    Каких-то неприятных эмоций не помню, значит, как минимум, играть было интересно. Но возвращаться не хотелось. Примерно как ME:Andromeda, думаю.


  1. LiquidBlasted
    12.11.2023 09:12
    +1

    Помню, в момент ее выхода, мы с товарищем, заядлые фанаты оригинального пост-ядерного ржаво-брутального мира плевались в том числе на розового цвета "доспехи" у рейдеров и общий курс на "анимешность" анклавовской брони, и называли ее "Пикачу Тактикс"


  1. redpax
    12.11.2023 09:12

    "Fallout Tactics: Brotherhood of Steel" и "Fallout 2" являются частью серии Fallout, но они значительно отличаются как по геймплею, так и по фокусу сюжета.

    1. Жанр и геймплей:

      • Fallout 2 является ролевой игрой (RPG) с открытым миром, предоставляющим игрокам большую свободу выбора и многочисленные способы прохождения. Геймплей фокусируется на исследовании, диалогах, развитии персонажа и решении квестов.

      • Fallout Tactics: Brotherhood of Steel больше сосредоточен на тактических боях и стратегии. Хотя это тоже ролевая игра, в ней гораздо больше акцент на тактические сражения с использованием отряда, а не на индивидуальном исследовании мира.

    2. Сюжет и мир:

      • Fallout 2 продолжает сюжет первой игры, рассказывая историю внука главного героя первой части Fallout в мире после ядерной войны. Игра обладает глубоким сюжетом и развитым постапокалиптическим миром.

      • Fallout Tactics: Brotherhood of Steel имеет более ограниченный сюжет и фокусируется на действиях отряда Братства Стали. Игра меньше сосредоточена на исследовании и ролевых аспектах, предлагая скорее серию тактических миссий.

    3. Графика и интерфейс:

      • Обе игры используют изометрический вид, но в "Fallout Tactics" присутствуют улучшения в графике и интерфейсе, соответствующие более позднему времени выпуска.

    4. Игровой процесс:

      • "Fallout 2" предлагает более традиционный для RPG процесс с развитием персонажа, диалогами и моральными выборами.

      • В "Fallout Tactics" основное внимание уделено боевым действиям и стратегии, с меньшим акцентом на ролевые элементы.

    В общем, "Fallout Tactics: Brotherhood of Steel" больше фокусируется на тактических боях и стратегии, в то время как "Fallout 2" предлагает более традиционный ролевой опыт с богатым сюжетом и открытым миром.


  1. Melonom
    12.11.2023 09:12
    +1

    Это была моя первая в жизни игра по этой вселенной. С пацанами в нее наверное год играли. То разные уровни сложности, то разные стили прохождения, чего только в те года стоило две разные концовки!
    Ну а потом мы открыли для себя вторую часть. От туда нас уже было не вытащить.


  1. aaa_bbb
    12.11.2023 09:12

    Там насколько помню сам геймплей достаточно быстро приедался, хотя первая 1/3 игры вроде зашла на ура.
    Едешь по пустоши, на каждой клетке постоянно одни и теже враги нападают. Миссии тоже, если про мутантов, то будут одни и теже мутанты и никого кроме мутантов, если роботы то только однообразные роботы. Тонны автоматов постоянно таскать приходилось а продавать за бесценок. в общем я ниасилил, хотя повторюсь в начале игра весьма зашла как именно игра по мотивам.


    1. OldfagGamer Автор
      12.11.2023 09:12

      Враги постоянно попадались на карте мира, из-за бага, который, потом вылечили.