Привет, Хабр! Сегодняшний модерновый дисторшн с полным трёхполосным тонстеком очень порадует любителей прогрессивного звучания и низкого строя. А вместо операционного усилителя здесь применяется, как ни странно, микросхема LM386.

Эту замечательную микросхему, предназначенную для использования в качестве маленького усилителя мощности звуковой частоты с минимальным числом внешних компонентов, мы рассматривали в статье про усилитель Лина, частным случаем которого она является. Отечественное название LM386 — КР1438УН2.

▍ История бренда Krank


В мире агрессивной и авангардной музыки слово Krank является очень популярным, так как в переводе с немецкого оно означает «больной». А ещё содержит всего пять букв, из которых первая и последняя одинаковые — то что надо для логотипа!

В Германии известных коллективов с таким названием целых два — инди-группа из Кёльна и панк-банда из Гамбурга. Швеция может похвастаться синт-пост-панк группой Krank, а Австралия — индастриал-проектом Krank и кавер-группой The Kranks. Тогда как ливерпульская группа The Kranks из Великобритании сменила название на Shakermaker.

И конечно же, в Соединённых Штатах не обошлось без музыкального проекта с таким кратким, ёмким и звучным названием. Американская группа Krank образовалась в 1982 году и триумфально ворвалась в самые модные по тем временам стили — хеви-метал, павер-метал и глэм-метал.

Одним из гитаристов группы был Тони Доу, выступавший под псевдонимом Тони Томаселло, а затем Тони Кранк. Кроме виртуозной игры на гитаре, Тони проявил себя талантливым гитарным техником с глубоким знанием электроники.



К услугам Тони Кранка в качестве гитарного техника обращались, в частности, Джеймс Хетфилд (Metallica) и Керри Кинг (Slayer). Такому послужному списку можно только позавидовать!

▍ Ода гитарным техникам


Концертирующему гитаристу просто необходимо иметь возможность полностью доверять своему технику во всём, чтобы самому сосредоточиться на своей главной задаче — передаче слушателю эмоций в форме музыкального исполнения и артистической игры.

Гитарный техник рок-музыканта сам должен быть рок-музыкантом до мозга костей, чтобы безукоризненно, безошибочно и мгновенно ориентироваться в любой ситуации, могущей возникнуть во время концертного тура или студии звукозаписи.

В мире профессионального шоу-бизнеса гитарный техник не только носит кофры с оборудованием, подключает кабели, крутит анкеры и заменяет струны на гитарах. Заменять приходится всего много, в частности, батарейки, радиолампы, разъёмы, а также магнитную ленту в приборах аналоговой задержки — дилеях, создающих эффект эха.

▍ Не просто магнитофон


Плёночный дилей — это не что иное, как специальный магнитофон с закольцованной лентой. Записывающая и воспроизводящая магнитные головки находятся на расстоянии друг от друга, и это расстояние можно регулировать. Таким образом, регулируется время задержки между исходным и «отражённым» аудиосигналом.



Одними из наиболее популярных в среде гитаристов плёночных дилеев были Maestro Echoplex EP-2 и EP-3. Более старая модель ламповая, более новая — полупроводниковая. И как выяснилось, возможности этих приборов для электрогитары значительно шире, чем подразумевало их изначальное предназначение.

Любой магнитофон — это не только лентопротяжный механизм, обеспечивающий стабильную скорость движения ленты, но и два усилителя с тонкомпенсацией, учитывающей физические особенности магнитного материала: усилитель записи и усилитель воспроизведения.

Современный гитарист, скорее всего, включит дилей перед ревербератором в петлю эффектов, то есть, в разрыв между предусилителем и усилителем мощности своей «головы» или «комбика». Это делается для того, чтобы затухание задержанного сигнала не приводило к потере перегруза.

Вот только винтажные усилители этой самой петли эффектов попросту не имели. И потому такие первооткрыватели возможностей электрогитары, как Джимми Пэйдж, Эдди Ван Хален и Эрик Джонсон включали дилей единственно возможным на тот момент способом — между гитарой и входом усилителя.

Как выяснилось, кроме своей прямой функции предусилитель дилея ещё и значительно улучшал звучание электрогитары! Получался прозрачный бустер-овердрайв-преамп ничуть не хуже заветного «Клон Центавра».

И конечно же, производители гитарных эффектов бросились изучать схемотехнику «волшебных» плёночных дилеев, либо просто копируя их предусилительные каскады, либо создавая схемы с идентичными нелинейными искажениями и амплитудно-частотными характеристиками.

Инженерам американской компании Xotic Effects, выросшей из маленькой гаражной мастерской в долине Сан Фернандо, Лос-Анджелес, Калифорния, больше понравился предусилитель полупроводникового Echoplex EP-3.



На базе его схемы они создали свой EP Booster, чего нисколько не скрывают. Наоборот, как раз на этом основывается позиционирование продукта. И оно весьма успешное.

А компания Dunlop производит не только цифровой дилей EP103, имитирующий все особенности Maestro Echoplex EP-3, включая старение магнитной ленты, но и отдельную педаль аналогового предусилителя EP101.



Очевидно, что полупроводниковая схемотехника гораздо лучше подходит для гитарных эффектов в формате педали, но Тони Кранк не из тех, кто ищет лёгких путей. Он полностью скопировал ламповый предусилитель старой версии Echoplex EP-2, снабдив его повышающим преобразователем, чтобы при работе педали от 12 вольт лампа имела высокое анодное напряжение.



Надо отметить, что транзисторные предусилители по схеме Echoplex EP-3 Тони Кранк собирал тоже. Он хотел попробовать и сравнить всё, что только возможно.



И конечно же, Тони много задумывался о несовершенстве существовавших гитарных усилителей применительно к развитию актуальных стилей рока и металла.

▍ На пути к собственному усилителю


Как и Эдди Ван Хален, Тони Кранк захотел создать самодостаточный усилитель, которому не нужны дополнительные бустеры и овердрайвы на входе. Усилитель, который будет сам по себе обладать достаточным гейном и подходящим тембром звучания для любой разновидности экстремального металла.

Тони ремонтировал и модифицировал усилители, изменял параметры компонентов и добавлял входные цепи в стиле Echoplex. В конечном итоге это привело к созданию усилителей Krank.



И усилители оказались настолько удачными, что, например, Даймбэг Даррел из группы Pantera решил отказаться от своих любимых усилителей Randall в пользу Krank. Надо отметить, что Даймбэг всегда пользовался полупроводниковыми усилителями Randall и считал лампы пережитком прошлого, неподходящим для модерновых гитарных стилей, до знакомства с ламповыми аппаратами Тони Кранка.

Многолетними ценителями усилителей Krank стали такие музыканты, как Роб Марчелло, Майкл Эмотт из группы Arch Enemy, Кевин Вассерман из The Offspring, Билл Маркс из Authority Zero, Джош Рэнд (Stone Sour), Дэнни Пи (Phunk Junkies), Ной Хенсон (Pillar), Джейк Кили (Strung Out), Майк Шлейбаум (Darkest Hour), Томми Виктор (Prong/Danzig) и Майки Хеппнер из Priestess.

В коллекциях фронтменов Slayer и Metallica тоже есть усилители Krank, но нельзя сказать, что они пользуются ими часто. Всё-таки Керри Кинг чаще играет на Marshall, а Джеймс Хетфилд — на Mesa Boogie и Diezel.

▍ Мастер буферов и предусилителей


Все усилители Krank имели лишь два канала: чистый и перегруженный. В студии это позволяет настроить любое звучание, а для концертного выступления двух каналов может показаться недостаточно.



Ведь большинство гитаристов переключаются не только с перегруженного звука на чистый, но и между ритмом и соло, которым требуются несколько разные настройки. Потому многие «взрослые» ламповые головы имеют три или четыре канала.

Но Тони Кранк предусмотрел в своих усилителях маленький секрет: петля эффектов, включаемая и отключаемая посредством педали, снабжена ламповыми буферами на входе и выходе. Эти буферы не только поднимают уровень сигнала, но и делают его ярче, что как раз требуется для соло.

Это придумано очень логично и просто гениально: гитарист активирует дополнительные эффекты как раз тогда, когда приступает к исполнению соло. И получает дополнительный буст просто от усилителя, без необходимости прибегать к внешним педалям. Ведь Тони Кранк — настоящий волшебник бустеров и преампов!

▍ Больной, максимальный дисторшн


Но ламповая голова или комбик Krank имеется далеко не у каждого гитариста, а попробовать и периодически применять фирменный звук Тони Кранка хочется многим. В жизни каждого успешного бренда гитарного усиления настаёт такой момент, когда их звучание стало узнаваемым и желанным, и пора выпускать свою педаль дисторшн, которая не заменит лампового стека, но позволит почувствовать его вкус.



Тони Кранк разработал педаль «максимального больного искажения» в 2005 году, о чём свидетельствуют латинские буквы MMV в её оформлении, соответствующие числу 2005 в римском формате.

И если анонсированный вместе с Distortus Maximus Krankshaft Overdrive представлял собой просто полный клон Ibanez Tube Screamer TS808, (наверное, нет такого производителя гитарного оборудования, который не копировал бы Тьюб Скримеры), то педаль дисторшн от Krank отличается довольно самобытной схемотехникой, хотя и не без заимствований, как принято в мире гитарного усиления.



Вам ничего не напоминает входной каскад этой схемы? Лично мне — напоминает, и не что-нибудь, а требл-бустер «Screaming Bird» от Electro-Harmonix.


Если не учитывать ток базы транзистора, то входное сопротивление цепи из двух резисторов на 430 и 43 килоома составляет 1/(1/430+1/43) = 39 кОм.

Входные RC-цепи обоих буферов являются фильтрами верхних частот (ФВЧ). У EHX Screaming Bird с конденсатором на 2.2 нФ постоянная времени ФВЧ составляет 86 микросекунд, и, соответственно, частота среза 1.85 кГц.

Входной ФВЧ Krank Distortus Maximus настроен не настолько экстремально: постоянная времени 183 мкс и частота среза 868 герц. В отличие от «Орущей птицы» это не делает звук чрезмерно ярким, но всё-таки мягко подрезает все частоты, находящиеся ниже гитарной середины, обеспечивая чёткость звучания даже для гитар с низким строем, который так любил Даймбэг Даррел.

Выходная RC-цепочка EHX Screaming Bird представляет собой ФВЧ с граничной частотой 723 герца, тогда как у Distortus Maximus эта частота в десять раз ниже, и потому влияет на звучание далеко не так драматически.



После регулятора усиления RV1 мы видим делитель переменного напряжения на конденсаторах. Если пренебречь активными сопротивлениями, то соотношение напряжений на C3 и С4 определяется их ёмкостями и не зависит от частоты.

Но входное сопротивление LM386 равняется 50 килоомам, что создает ФВЧ и ФНЧ с граничными частотами частотой среза 144 и 677 Гц соответственно. Получается дисторшн, подчёркивающий нижнюю середину. То есть, как раз то, что требуется для трэш- и грув-металла, а также стонер-рока.

RC-цепочка R7C6 имеет частоту среза 34 Гц и препятствует превращению дисторшна в фуз. И наконец, на выход микросхемы LM386 включён полный трёхполосный тонстек.

▍ Паяем и слушаем


Мой экземпляр педали собран из набора от магазина Guitarmania, и сразу заработал без каких-либо проблем.

Несмотря на то что дисторшн позиционируется как хайгейновый, он способен на широчайший спектр всевозможных звучаний, достижимых благодаря трёхполосному эквалайзеру и регулировке гейна. Это действительно очень самобытная педаль, разработанная человеком, умеющим играть на электрогитаре, и сочинять для неё музыку.

Также приятным плюсом схемы является отсутствие склонности к шумам и наводкам даже при отсутствии экранирующего металлического корпуса.

Узнавайте о новых акциях и промокодах первыми из нашего Telegram-канала ????

Комментарии (3)


  1. HotPaganini
    17.11.2023 13:01
    +2

    "Современный гитарист, скорее всего, включит дилей перед ревербератором в петлю эффектов, то есть, в разрыв между предусилителем и усилителем мощности своей «головы» или «комбика». Это делается для того, чтобы затухание задержанного сигнала не приводило к потере перегруза".
    Это делается для того, чтобы хвосты дилэя звучали чище, так как после петли уже все тембровые и гейн-обратки применились. Если ставить дилэй до петли, то есть до входа в преамп, то на дилэй будут применены настройки гейна и эквализации, что практически всегда, мягко говоря, лишнее. Хотя я знаю нескольких людей, которые ставят дилэй даже до перегруза. В конечном итоге имеет значение только художественный замысел.


  1. vasan
    17.11.2023 13:01
    +3

    Нашел у себя в архиве принципиальную электрическую схему дисторшна для электрогитары, которую разработал в 1993 году. Благодаря схожести амплитудной характеристики арсенид галлиевых светодиодов АЛ307Б с ламповыми триодами, то звучание практически не отличается от ламповых дисторшнов.

    P.S. По данной схеме была изготовлена ограниченная серия гитарных педалей "Союз" Новосибирским электровакуумным заводом в 1994 году.


    1. Lunathecat Автор
      17.11.2023 13:01

      Спасибо! Надо будет попробовать собрать.