Всем привет! В этой статье я поделюсь нашим первым выпуском второго сезона рубрики "Открытый микрофон", в котором Николай Мухранов, старший системный аналитик в "Спортмастер Лаб" рассказал о менторстве в IT.

Коля - преподаватель курсов для системных аналитиков, ментор и наставник для студентов, проводит технические собеседования системных аналитиков, так что знает о менторстве не понаслышке!

Публикую расшифровку доклада и саму запись трансляции.

Также по теме мы подобрали экспертов, которые поделились своей экспертизой и мнением, их комментарии - ниже по тексту. 

А если вы тоже хотите поделиться своим опытом в нашей рубрике в качестве спикера или эксперта - стучитесь в ТГ!


Расшифровка трансляции

Алексей Сможенков, ведущий трансляции: Приветствуем вас на нашей рубрике "Открытый микрофон", где мы даём площадку для выступлений нашим коллегам и подписчикам. Сегодня мы поговорим об увлекательной теме, которая рано или поздно становится актуальной для любого специалиста, когда он дорастает до определённого уровня экспертности в своей области. Это - делиться своими знаниями с другими и помогать им в развитии и решении своих задач. Речь пойдет о менторстве в IT, а разбираться в нём мы будем вместе с Николаем Мухрановым, старшим системным аналитиком из SM Lab.

Николай Мухранов, спикер: Всем привет! Сегодня поговорим о следующем:

  • как понять сущность менторства,

  • как определить пошаговый план для начала карьеры ментора,

  • какие стратегии и навыки необходимы для того, чтобы стать успешным ментором,

  • почему важно мотивировать участников с саморазвитию и взаимопомощи в рамках профессионального сообщества.

Итак, что такое менторство и кто такой ментор?

Менторство - это процесс, при котором более опытный профессионал, ментор, бадди помогает и передаёт свои знания менее опытному специалисту, ученику, помогая ему развивать свои профессиональные и личностные качества.

Отличие менторства от простого обучения заключается в создании доверительных отношений между ментором и менти (учеником). Обычно, когда мы где-то учимся, не всегда у нас есть обратная связь высокого качества от преподавателя.

Для ментора это шанс не только делиться своим опытом, но и перенимать опыт, ментор обучается сам в ходе обучения своего менти. Это помогает развивать свои коммуникативные навыки и поддерживать своего менти в развитии.

Каковы основные аспекты менторства?

Менторство - это процесс, куда входит и тренировка, и мотивация, и советы, достигаем общую цель, стремимся к результату, мы поддерживаем своего менти, наставляем, направляем. Для всего этого мы используем инструменты, подробнее поговорим о них чуть позже.

Какими качествами должен обладать ментор?

  1. Эмпатия и способность к пониманию. Очень важно "видеть", кто перед вами. К каждому человеку необходимо подобрать свой подход, который поможет раскрыть вашего менти.

  2. Глубокое знание своей области. Когда мы достигаем определённого потолка в своей карьере или определённого уровня экспертности, можно задуматься о том, чтобы эту экспертность передавать, тем самым помогая развитию сообщества.

  3. Умение обучать. Я хотел бы подчеркнуть, что это отдельный навык, который можно оттачивать и постепенно прокачивать его.

  4. Коммуникативные навыки.

  5. Способность вдохновлять. Важно не только критиковать и наставлять своего менти, но ещё и поддерживать его, чтобы менти не выгорел.

  6. Гибкость и адаптивность. Способность подстраиваться под менти, но также доверять своему менти и перенимать это доверие.

Какие существуют стратегии и методики менторства?

  1. Личностное развитие. Постоянная обратная связь от ментора позволяет менти осознавать свои сильные стороны и области для улучшения, способствует самоосознанию и личностному росту. Постоянное общение и передача знаний вашему менти помогает расти вам обоим.

  2. Целевое менторство. Важно установить конкретные, измеримые, достижимые, релевантные и временные (SMART) цели с вашим менти, чтобы направлять его процессу обучения и развития. Мы с менти проговариваем те цели, которые он хочет достичь, но прежде чем их фиксировать, мы определяем, на каком этапе развития находится наш менти. Это позволяет построить качественное обучение, выявить точки роста.

  3. Обратная связь 360 градусов. Важно вовлекать коллег менти, а также его руководителей или подчинённых. Это позволит предоставить более комплексную оценку и отметить те точки, от которых можно отталкиваться при наставлении своего менти.

  4. Обучение на основе проектов. Вовлекайте своего менти в реальные проекты, где он сможет применить на практике полученные знания и навыки, что способствует глубокому обучению.

  5. Улучшение навыков. Конструктивная обратная связь направлена на улучшение профессиональных навыков менти, помогает в корректировке и совершенствовании его технических и межличностных навыков. Для аналитика soft skills, помимо технического бэкграунда, играют очень важную роль.

Важно учитывать, что все люди воспринимают информацию по-разному, и, адаптируя подачу материала под каждого конкретного менти, мы достигаем наибольшей эффективности.

Какие инструменты менторства можно использовать?

Приведу лишь несколько примеров:

  1. Miro-доски. Удобны в построении road map, создании общего с менти пространства, где можно фиксировать цели, результаты, позволяет легко отслеживать прогресс выполнения вашим менти задания.

  2. Онлайн-встречи с камерой. Зрительный контакт, который мы поддерживаем со своим менти, позволяет нам, находясь на расстоянии друг от друга, детальнее погрузиться в то, что вы делаете. Я призываю всегда при общении с менти включать камеру.

  3. Общее пространство. Кроме досок Miro можно использовать Google docs, хабы, файлообменники, телеграм-каналы, это позволяет отсматривать информацию и возвращаться к ней как самому менти, так и ментору, чтобы можно было её улучшать.

Как определить roadmap ментора?

Шаг 1. Самоопределение и постановка целей. Определите свои сильные стороны и интересы в IT. Это поможет выбрать направление менторства. Здесь также важно учесть более опытных менторов, к которым можно обратиться за советом и развитием. Это позволяет со стороны посмотреть на свои скиллы, где-то подтянуть их.

Шаг 2. Построение сети контактов. Присоединяйтесь к IT-сообществам, конференциям, митапам, чтобы наладить связи с потенциальными менти и другими менторами и прокачать свои софт-скиллы через общение на широкую аудиторию.

Шаг 3. Создайте личный бренд. Будьте активны в соцсетях, блогах и платформах. Таким образом мы можем транслировать свою деятельность, вовлекаться в обсуждения, обмениваться опытом, улучшить информацию.

С чего начать менторство?

  1. Найдите менти. Это можно делать через соцсети, профессиональные сообщества или реферальные программы в вашей компании, открытые площадки.

  2. Определите потребности менти. Проведите начальный скрининг по резюме/профилю вашего менти. Оцените свои силы, насколько вы действительно сможете помочь вашему менти. Ваши методы и подход должны соответствовать уровню и потребностям вашего менти. Если вы понимаете, что не сможете быть полезным вашему менти, лучше прямо об этом сказать и передать его другому ментору.

  3. Планируйте и следите за прогрессом. Разработайте индивидуальный план обучения для менти и регулярно отслеживайте прогресс

  4. Всегда совершенствуйтесь. Тут важно собирать обратную связь. Просите менти оценивать вашу работу. Это поможет выявить области для улучшения.

  5. Рефлексируйте и адаптируйтесь. Анализируйте свой опыт менторства, чтобы постоянно совершенствовать свои навыки и методы.

  6. Расширяйте своё влияние. Делитесь знаниями, создавайте контент, участвуйте в публичных выступлениях и обучающих сессиях, чтобы расширить своё влияние в IT-сообществе. Это также может помочь найти вам ваших первых менти.

  7. Наставляйте других менторов. Делитесь своим опытом с коллегами, которые также хотят стать менторами, чтобы вместе вносить значимый вклад в развитие IT-сферы.\

Какие преимущества о менторства может получить сам ментор?

Когда вы становитесь ментором, вы не только помогаете другим расти профессионально, но и сами получаете ценный опыт, новые знания и удовольствие от совместной работы и достижения успеха. Обратная связь от учеников сильно мотивирует, позволяет оценить себя. Этот опыт поможет продемонстрировать другим, что вы можете брать ответственность не только за себя, но и за других людей, своих учеников.

Сколько уходит времени на менторство одного менти в месяц?

Здесь всё очень индивидуально, зависит от задачи, с которой пришёл менти. В среднем у меня выходит 2-3 часа в день 3-4 дня в неделю на несколько менти.

Количество сессий и их продолжительность важно проговорить с менти на берегу.

С какими проблемами может столкнуться начинающий ментор?

Я лично столкнулся с проблемой взаимоотношений, так как все люди разные. Я для себя понял, что важно на берегу выстроить границы, правила, которым мы с моим менти будем следовать. К ним можно периодически возвращаться.

Что делать, если менти нарушает обговорённые правила и границы?

Важно обсуждать с менти все возникающие проблемы. К договорённостям можно вернуться, обозначить, что происходит их несоблюдение, и, если продолжить их не соблюдать, то, вероятно, лучше в таком случае расстаться.

Какую личную пользу можно вынести из менторства?

Я, например, благодаря менторству могу осваивать новые инструменты, посмотреть на свои процессы под другим углом. Так, например, я стал использовать PlantUML, хотя раньше больше вместо BPMN. Я был знаком и раньше с этим инструментом, но именно благодаря менти я снова окунулся и понял, как это можно использовать в работе.

Что вдохновляет на менторство?

Мне лично это позволяет раскрыть свои хард- и софт-скиллы. Конечно, обратная связь от учеников очень вдохновляет, когда, например, он сообщает о том, что получил желанный оффер. Ты развиваешь своего менти и в то же время сам подтягиваешься.


Комментарии экспертов

Артём Полуян

Руководитель системных аналитиков SM Lab. Ведущий тренинга по менторству. Стал ментором 6 лет назад, последние два года является наставником для аналитиков в его командах.

"В докладе Николай, основываясь на своём опыте, сделал на упор на менторстве людей, с которыми, как правило, не приходится вместе работать над рабочими задачами. Мой же опыт по большей части связан с корпоративным онбординговым менторством и дальнейшим наставничеством аналитиков в компании. Применяемые подходы в этих случаях немного отличаются, поэтому точка зрения Николая для меня была интересна.

Как верно отметил Николай, важнейшим аспектом в любом менторстве является наличие доверительных отношений с менти. Правда, на мой взгляд, в докладе тема выстраивания и удержания этих доверительных отношений не была раскрыта достаточно глубоко. По своему опыту скажу, что особенно сложно их выстраивать в корпоративном менторстве, когда ментор выступает не просто другом и помощником, а принимает решение об успешности прохождения испытательного срока.

Мне понравилось, что Николай подчеркнул важность пребывания ментора в профессиональных сообществах для постоянного развития. Тут прямо в точку. При обучении и наставничестве очень важно самому быть в тренде современных практик.

Считаю ценным, что Николай коснулся темы дифференцирования подходов к обучению в зависимости от особенностей менти по восприятию информации. Рекомендую развить эту тему и стараться смотреть ещё в целом на психотип человека. Одной из таких типологий является модель DISC. Изучение этой темы в своё время мне помогло неплохо расширить кругозор в плане разнообразия мышления людей, хоть и применять подходы следует с осторожностью без навешивания ярлыков.

В заключении хочу сказать, что Николай находится на правильном пути! Желаю ему дальше развивать менторские навыки, набираться опыта самому и вдохновлять на новые свершения своих менти!"

Яков Потапов

Независимый эксперт в сфере обучения персонала

"Понятие менторинга очень широкое, замечаю, что есть разные интерпретации. От того, что это взаимное развитие двух людей, как в вашем случае, до того, что менторинг - это вид наставничества, где ответственность лежит не только на менторе, а в большей степени на менти. Думаю, что справедливо сказать: каждая ситуация индивидуальна и зависит от тех договоренностей, к которым придут двое людей.

Очень сложно найти и связаться с ментором. Так как это сотрудник со своими задачи и проблемами, не всегда готов инвестировать время в развитие. Также грустная ситуация, когда ментора заставляют быть ментором, этот процесс всегда должен быть добровольным, чего, к сожалению, не всегда получается добиться.

Я бы рекомендовал посмотреть на менторинг в разных сторон. Углубиться в тему рапорта между ментором и менти, методов мотивации обоих и создания между ними доверительных взаимовыгодных отношений. Также всегда интересен вопрос: а как сделать ментором того, кто не хочет, но обладает важной экспертизой?"

Екатерина Никульшина

Руководитель направления аналитической поддержки проектов организационного развития в "SM Lab", опыт наставничества и менторинга с 10+ менти в разных компаниях, лидирует и преподаёт в образовательных проектах внутри компании в направлении бизнез-анализа и процессного управления.

"Я бы сравнила менторство со своего рода трамплином, который позволяет прийти из точки А в точку Б гораздо быстрее и увлекательнее, чем это получится, используя многие другие способы освоения новых знаний. И главное здесь - четко и правильно сформулированная цель. И, конечно, важна более субъективная составляющая - это некий мэтч, который обязательно должен произойти между ментором и менти, чтобы результат их совместной работы выглядел как формула 1+1=11.

Спикер очень ёмко раскрыл в своем докладе критически важные качества ментора, аспекты менторства и эффективные стратегии, а также обоюдную пользу этого процесса. На мой взгляд, к потребителям пользы здесь можно отнести и сами компании, чьи представители - с одной стороны - созрели до готовности разделять свой опыт с другими коллегами своей сферы, а с другой - вовлечены в свою деятельность настолько, что готовы выделять дополнительные ресурсы на более глубокое погружение в текущую (или новую) профессиональную область.

Это прекрасный опыт обмена знаниями и их последующей трансформации и развития.

Я бы добавила, что ключевое отличие и преимущество менторства над другими форматами обучения - это адресность подхода. Ментор упаковывает свои знания под запрос менти, менти получает выжимку опыта и инструменты, которые помогают конкретно ему на его текущем отрезке пути.

Хочется добавить, что менторство - это очень трудоемкая и ресурсозатратная деятельность. И чтобы разобраться, действительно ли я могу и хочу идти в это, либо поддержать себя, как практикующего ментора на пути к нарастающему успеху - важно найти в этом процессе зону вдохновения и свой профит. Как и в случае с менти - точно понять, какие цели я ставлю перед собой и какой результат будет меня вхохновлять продолжать свою просветительскую деятельность."

Хакимова Ильмира Камилевна

Младший категорийный менеджер в "Спортмастер", прошла обучение по курсу "Наставничество", успешно провела адаптацию для двух новичков в компании и на этом не собирается останавливаться

"Информация, представленная в выступлении, полезная и применимая на практике. Я не являюсь ментором в IT, я, скорее, наставник для новичков, приходящих в подразделение. Но в моей практике также применимы и эффективны описанные методики, такие как: постановка целей по SMART, обучение на основе конкретных проектов и задач, обратная связь. Составление дорожной карты и оценка промежуточных итогов также являются важными моментами для успешного обучения.

Мне показалась не достаточно раскрытой тема мотивации для ментора делиться своим опытом. Упор был сделан на эмоциональном подкреплении после обратной связи. На мой взгляд, также важно, что менторство позволяет систематизировать свои знания. Компетенция ментора из категории неосознанной компетенции преобразуется в осознанную. Когда ментор не только сам владеет информацией или функцией, но и может системно и доходчиво передавать знания другим. При стремлении к постоянному самосовершенствованию и развитию у ментора появляется важная миссия, которая придает жизни смысл и заряжает позитивом, особенно при положительной обратной связи.

Спасибо за рубрику! Было полезно!"


Ниже оставляю запись самой трансляции:

Спасибо за внимание!

Комментарии (0)