UX — «…это то, как человек живет». Такую конструкцию предлагает нам отец основатель понятия «пользовательский опыт» Дон Норман. Десятиминутный ликбез Нормана я уже подробно разбирал, но сейчас хочу остановиться именно на этой определении, поскольку оно остается самым игнорируемым. 

Даже фразу Дона — «UX — это Все» можно мало-мальски обосновать, мол, UX как методология может охватывать все процессы:

  • персоны и портреты для CJM и JTBD на этапе дискавери

  • дизайн, когда речь идет о юзабилити, патернах и информационной архитектуре

  • маркетинг, если это UX-маркетинг, и в механике продукта есть ограниченный контент используется в рекламных целях  

  • продакшн, когда речь заходит о Algorithmic experience и системах ранжирования

Но «то, как человек живет» в процессе использования, никак не рассматривается в традиционных методиках и не преподается на курсах UX/UI дизайнеров. 

Дзен

Как понять конструкцию, а не прийти к выводу, что дедушка Норман «поехал»— все просто. Нам поможет фин. аналитика и секс. 

И под финансовыми аналитикой имею ввиду — анализ отчетов компании Match group за последние пять лет.

А под сексом я имею в виду все его проявления, режиссуры немецкой и чешской киноиндустрии, для человека после длительного таймаута и с новой особью. 

В таких обстоятельствах, секс, довольно существенно преобразует фон нейромедиаторов человека. Иногда это приводит к продолжению рода, чаще к длительным отношениям, еще чаще к ситуационным, но во всех случаях связка дофамина, орексина и окситоцина сильно меняют поведенческие шаблоны и мотивацию. И то что ему попадается под руку не исключение, а именно ваш сервис.

Секс и ARPPU

Представьте, что секс случился у ваших клиентов, точнее пользователей вашего приложения. И приложение это — сервис для знакомств. Это просто катастрофа!!! Не ровен час и эти «псевдо» влюбленные уйдут из приложения. Не «дай боже» если они оба окажутся платными подписчиками. $500 на привлечение при $16 ARPPU. Да они 7 лет должны платить без перерывов, чтобы сгенерировать обещанную инвесторам 30% маржинальность. 

Experience

По факту в приложении не поменялось ничего: ни нового функционала, ни клевой фичи, ни редизайна. А пользовательский опыт поменялся — пользователь все реже заходит в приложение, вместо бесконечных свайпов и переписок, он смеет наслаждаться плотскими утехами. И чем дольше это безобразие будет продолжаться, тем ближе анинстал и отписка.

А если это любовь

Так ежегодные маркетинговые затраты компании Match Group на весеннее обострение составляют порядка 450 миллионов долларов. Когда обычные кварталы закрываются в районе 80ти.

О таком предупреждать надо! А еще лучше регулировать, как выигрыш в казино. 

И это мы умеем. В патенте компании No: 0342684 A1  фигурирует такая сущность как «верификационная группа» — это пользователи, которые «точно известно», что нравятся друг другу. Эта группа используется для подстройки вероятностей метчей множеств к которым те принадлежат. 

Спросите откуда такая точность? Для этого описаны средства и алгоритмы фиксирования гео-дянных и времени. Подробно как MatchGroup узнает «кто с кем спит» здесь.

Что делать

Если случается такая оказия как секс, то продукт должен быть к этому готов. Это как в политике — нельзя выиграть гонку за президентство переубеждает всех в выборе, но можно повлиять на колеблющиеся штаты. Т.е. предложить счасливчикам «дорвавшимся» до секса больше метчей с «более» привлекательными (по мнению алгоритма 101) кандидатами.

И это должно быть заложено в продукт и учитываться в вероятности метчинга при составлении повседневных выборок, у которых есть 12ти часовой таймаут.

Отсутствие секса

Отсутствие секса, так же пагубно сказывается на человеке, как и на капитализации сервиса знакомств. Если пользователь не будет видеть “результативность” времяпрепровождение в вашем прекрасном приложении, то и мотивации платить за сервис будет все меньше и меньше. 

Опять же, в вашем приложении могло поменяться ничего, но для человека пользовательский опыт на этапе вовлечения и спустя пару месяцев будет разительно отличаться. 

Вот и получается, не даёшь секс уходят, даёшь — тоже уходят. Парадокс. И где то посередине, балансируя на грани и находится та самая заветная тридцатипроцентная маржинальность.

UX

Это и есть работа с пользовательским опытом, с тем, как человек живет. 

Живет, оценивая стоимость поездки, которую Яндекс ситуационно предлагает именно под заработок пользователя, зная кто, сколько зарабатывает. Живет,  выбирая посмотреть еще одну серию на Нетфликсе, вместо сна. Живет end-game контентом или радостью от побед в онлайн игре после очередной микротранзакции. Живет имея или не имея секса, кредитной истории или осознания бренности бытия. А не эти ваши в боттомшит или в попапе выводить форму запроса данных, 4 или 8 колонок для медиа-запроса в 960, табуляция или слайдер. 

Предлагаю в комментариях пофантозировать, как меняется пользовательский опыт ваших клиентов, когда у них случается секс вместо очередной серии, катки, метча, покупки дополнения, пополнения вишлиста и корзины.

Комментарии (10)


  1. RichardMerlock
    15.04.2024 04:27

    А как же HMI и секс? Этот может красочней оказаться.


  1. HerakHerakIvProd
    15.04.2024 04:27
    +1

    Что за кринжатину я только что прочитал?

    Представьте, что секс случился у ваших клиентов, точнее пользователей
    вашего приложения. И приложение это — сервис для знакомств. Это просто
    катастрофа!!!

    Всегда думал, что если у пользователей приложения знакомств случается секс, значит оно работает хорошо.


    1. onegreyonewhite
      15.04.2024 04:27

      Справедливости ради, в защиту автора, задача приложения для знакомств такая же как и у любого другого - срубить деньжат с пользователей. Зачастую, цели бизнеса и пользователей не совпадают.

      Ситуация, конечно, утрированная, но не далека от истины. Если пользователи нашли друг друга, то они перестанут приносить доход, пока ищут партнёров. Свингеры не в счёт. Эти кролики в вечном поиске, но их всё же не так много.


    1. AndrewYaremko Автор
      15.04.2024 04:27

      Секс у платного пользователя — это риск того, что человек перестанет быть таковым. Стоимость привлечения $500, Arppu $16. Соответственно жизненный цикл 5 - 7 лет.

      В хороших сервисах, алгоритмы не мэчтать между собой подписчиков. Я вам и патент указал и какой параметр за это отвечает и ссылки на подробный анализ.


    1. KEugene
      15.04.2024 04:27
      +1

      Успех пользователя не выгоден компании. Пользователь платит, пока он в поиске.


      1. shnegs
        15.04.2024 04:27

        Эти уйдут - другие придут. На старых пользователях роста прибыли не будет.


        1. KEugene
          15.04.2024 04:27

          Удержание клиента дешевле, чем привлечение нового.


        1. AndrewYaremko Автор
          15.04.2024 04:27

          Привлечение платящего пользователя — 500$ arppu 16$. Внимание вопрос. Сколько лет человек должен провести в приложении чтобы отбить стоимость привлечения?


  1. fire64
    15.04.2024 04:27

    Прямая аналогия и анекдот в тему:

    Сын юриста недавно закончил университет, тоже стал юристом, получил
    практику и выиграл свой самый первый судебный процесс. Прибегает весь
    взволнованный домой: - Папа, папа, я сегодня выиграл свой первый суд! И
    знаешь, папа, это то самое дело которое ты вел все прошлые 10 лет и не
    мог выиграть, а я его выиграл за один день! Отец на это очень
    раздраженно отвечает: - Вы только посмотрите на этого идиота! Он сегодня
    за один день закончил дело которое кормило нашу семью почти 10 лет! Кто
    нас теперь кормить-то будет?


    1. AndrewYaremko Автор
      15.04.2024 04:27

      Это уже не анекдот. Статья недавно у билайна была, в которой они эффективность тарифа Семья общитывали через дельта cltv на тайминге в год. Cltv в год, Карл.