Тренд на импортозамещение и цифровые сервисы проник и в социальную сферу. О необходимости цифровой трансформации в образовании говорят руководители и представители органов власти, а студенты ждут удобных приложений и автоматизации. Рассмотрим подход к цифровизации с разных сторон в нашем материале.
Цифровая трансформация образования на государственном уровне
Технологическая составляющая образования, а именно используемые в вузах информационные системы, оборудование, инфраструктура, представляет лишь один аспект комплексной задачи по модернизации российского образования. Другими аспектами являются обновление образовательных программ, внедрение новых моделей обучения, обновление процессов управления.
Сложная и многокомпонентная задача по технологическому переоснащению таким образом становится еще более комплексной и тяжелой в реализации. Отдельным пунктом, на котором останавливаются законодатели, является зависимость образовательных организаций от иностранного ПО и необходимость срочной замены отдельных решений в условиях санкций.
Нормативная база
Основными нормативными документами, включающими в себя технологическое переоснащение, автоматизация и цифровизацию процессов, можно назвать:
Приказ Минкомсвязи от 01.02.2015 № 96 «Об утверждении плана по импортозамещению программного обеспечения».
Приказ Минкомсвязи от 20.09.2018 № 486 «Об утверждении методических рекомендаций по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения».
Приказ Минкомсвязи России от 20.09.2018 № 486 «О внесении изменений в приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Приказ Минкомсвязи России от 18.04.2019 № 156 «Об утверждении методических рекомендаций по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения».
Методические рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ по переходу образовательных организаций высшего образования на преимущественное использование отечественного программного обеспечения (мессенджеры и ВКС) , в том числе отечественного офисного программного обеспечения от 31.03.2022.
Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2022 г. № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».
Ведомственная программа цифровой трансформации Министерства просвещения Российской Федерации на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов.
Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования.
Актуальный уровень цифровизации вузов
Одной из составляющих государственных программ является проведение исследований по текущему статусу цифровизации вузов и других образовательных организаций. Одно из последних исследований было проведено Минобрнауки России с 4 по 19 июля 2023 года.
В исследовании приняло участие 389 образовательных организаций высшего образования и 217 научных организаций, что составляет 31% и 13% от числа всех подведомственных Минобрнауки России организаций соответственно.
Итоги исследования цифровизации вузов и научных организаций
ERP (управление ресурсами предприятия) систему внедрили – 11% организаций.
LMS (система управления обучением) систему – 25%.
CRM-систему – 15%.
Цифровизация административных подразделений выполнена в 51% организаций.
Оснащение системами ВКС – в 52%.
Каналы социальных сетей и веб-сайтов эффективно работают в 53% организаций.
Доля организаций с доступом к облачным ресурсам – 38%.
Доля организаций, внедривших политику централизованного управления данными – 23%.
Источник: проект стратегического направления цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования
Цифровая трансформация на уровне вуза
Администрация университетов транслирует более конкретные задачи и проблемы цифровизации. Один из насущных вопросов 一 отсутствие рекомендаций и дорожных карт. В результате каждый университет самостоятельно определяет приоритетные направления цифровизации, которые в дальнейшем требуют технологически сложных процессов интеграции и модернизации других компонентов.
Наиболее значимые проблемы цифровизации
Отсутствие готовых платформенных решений для цифровизации вузов
Дефицит цифровых кадров в университетах
Киберугрозы
Проблемы внедрения российских решений при замене иностранных продуктов
1С: Университет как комплексное решения
Одно из комплексных решений цифровизации 一 1С: Университет. Продукт позволяет автоматизировать множество процессов, в том числе приемную кампанию, управление финансами, учебным процессом, административно-хозяйственную деятельность и многие другие.
11% внедрений ERP в исследовании Минобрнауки говорят о сложностях внедрения крупных решений. Помимо финансовых затрат на лицензии продукта, внедрение потребует привлечения квалифицированных специалистов, а также затрат на модернизацию инфраструктуры.
Практики внедрения 1С: Университет широко обсуждаются на круглых столах и конференциях. В ноябре 2023 года круглый стол «Цифровизация современного учебного заведения» прошел в Калининградском государственном техническом университете.
Наравне с проблемами внедрения комплексных систем обсуждались успешные кейсы. Например, создание на базе одной из подсистем 1С:Университет автоматизированной приемной кампании. Южно-Уральский государственный медицинский университет внедрил электронную очередь, публикацию списков абитуриентов. Также в университете уже реализованы подсистемы управления контингентом, электронный журнал, учет сессионной успеваемости и другие процессы.
Важнейшими факторами успешных внедрений, по словам докладчиков, стал выбор надежного и компетентного подрядчика, а также согласованность действий и поддержка со стороны команды вуза.
Самые важные сервисы для студентов
С одной стороны, студенты могут выступать активными и заинтересованными пользователями цифровых сервисов, которые способствуют более быстрому внедрению и тестированию новых продуктов. С другой стороны, важно помнить, что студенческая активность влияет на формирование имиджа вуза в общественном поле.
Эффективная работа цифровых сервисов, таким образом, будет служить и целям цифровой трансформации, и повышению уровня коммуникаций и узнаваемости вуза.
В настоящее время на рынке представлены как комплексные решения, так и отдельные сервисы, позволяющие упростить организацию учебной деятельности:
Электронное расписание и планирование практик
Автоматизированное получение справок в деканате
Автоматизированный учет успеваемости, электронные зачетные книжки
Системы контроля и управления доступом (СКУД) для организации пропускного режима
Доступ к расписанию, новостям университета, формирование заявок могут быть реализованы по-разному: через мобильное приложение, личный кабинет на сайте вуза или корпоративный портал.
11 апреля мы провели бесплатный вебинар по цифровизации вузов, где обсудили основные вопросы и аспекты этого процесса. Получить материалы вебинара можно по ссылке. Если у вас остались вопросы, задавайте в комментариях, постараемся ответить.