Расскажу вам об одном странном случае. Зашла тут недавно речь о тараканах. Сидели и вспоминали далёкое прошлое — детство и мою старую ленинградскую коммунальную квартиру на Васильевском острове и общую кухню, в которой водились полчища тараканов. Жили они за кухонными тумбами. А тумбы эти были индивидуальными — по одной на семью. И за каждой тумбой, как мне тогда казалось, проживал собственный клан тараканов. Не знаю, как эти популяции уживались друг с другом, но тараканов было реально очень много. «Ничто их не брало». Стена у кухонной раковины была разрисована белыми кружочками — так жильцы коммуналки пытались обвести сидящего таракана. Но тараканам было плевать на все эти зловещие мелки «Машенька», ловушки и «пшикалки» — они жили, плодились и размножались в своё удовольствие.
В те времена казалось, что тараканы действительно были повсюду: в старых домах и новостройках, в школьных столовых и кафе, в магазинах и булочных. Столько фольклора и всяческих анекдотов было на эту тему...
А потом всё разом кончилось. Тараканы просто взяли и куда-то пропали из большинства городских квартир. Сотни лет жильцы пытались от них избавиться, а тут они вдруг тихо и незаметно исчезли сами — ушли в закат и больше не вернулись.
Мы все хотели бы уделять больше времени тараканам. Но мы живём в реальном мире.
– Дейл Грибл, мультсериал «Царь горы»
Посмеялись мы тогда, обсудили разные научные (и не очень) гипотезы. Поговорили о тараканах и забыли.
Упитанное предложение по привлекательной цене
Но через некоторое время одно из мобильных приложений выдало мне рекламу... тараканов. Предлагалось приобрести жирненьких мадагаскарских тараканчиков по необременительной цене.
В этом не было бы ничего странного — мало ли что сейчас рекламируют в сети — если бы не загадочное обстоятельство: во время той самой беседы о тараканах рядом не было ни одного электронного девайса.
Все мы прекрасно знаем, что смартфоны, умные колонки, телевизоры и другие устройства активно подслушивают и подсматривают за своими владельцами, чтобы выдавать таргетированную рекламу. Так что ничего подозрительного не было бы, если кто-то поискал средство от тараканов в какой-нибудь поисковой системе, а потом получил такую рекламу как потенциальный покупатель. Как говорится, «Покажи мне свою контекстную рекламу, и я скажу, кто ты».
Я бы не сильно удивился, если какой-нибудь разумный перфоратор, робот-пылесос, говорящая кофеварка или бутербродница подслушали тот разговор о тараканчиках из моей старой квартиры. Только вот некому было подслушивать — не было рядом ни одного устройства.
Да и вообще, как часто вам попадается в сети реклама тараканов?
Общество защиты внутренних тараканов или необъяснимые флуктуации реальности
Тут уж впору вспомнить о других тараканах — тех, которые населяют наши головы. Целостность их популяции не вызывает никаких опасений!
Бывает, что в течение дня нам постоянно попадается один и тот же объект, который до этого никак не выделялся на общем фоне. Это может быть всё, что угодно: число, город, человек, слово, целая фраза... Предмет этот обычно никак не связан с внешними событиями и окружающей действительностью — именно поэтому он и выделяется, бросается в глаза. Впору начать записывать и коллекционировать подобные случаи. В общем, «тараканы в голове в восторге аплодируют стоя».
Как будто разработчикам окружающей нас «Матрицы» не хватает вычислительных мощностей или времени на заполнение мира, и они постоянно подсовывают нам один и тот же повторяющийся паттерн. Не так, как у Нео, который видел одну и ту же кошку — дежа вю изменяющейся «Матрицы». Тут другое. Это больше похоже на компьютерный мир, в котором разработчики нарисовали одно дерево, а потом много раз его размножили — и так сойдёт.
Оказалось, что подобные странные события замечали многие другие «пользователи нашей реальности». Это даже стало предметом научных исследований.
Тараканы не виноваты — это встроенное ПО
По гипотезе профессора Стэнфордского университета Арнольда Цвики, всё дело в когнитивном искажении сознания. Мы сами себе устраиваем экономную «Матрицу» у себя в голове с помощью двух подпрограмм, встроенных в нашу аппаратную прошивку.
Первая подпрограмма называется «селективное внимание» (selective attention). С помощью неё мы автоматически фильтруем поток входящей информации. Если мы каждый день видим какой-то привычный объект, то нам незачем его дополнительно обдумывать. Если же в поле нашего зрения появляется что-то необычное, то нам обязательно надо поразмыслить, что с этим делать. Надо ли нам опасаться нового объекта? Можем ли мы использовать (например, съесть) новый объект? Мозг, конечно, понимает, что бояться тараканов не нужно. (Аппетитность и съедобность — под большим вопросом). Однако тараканы уже успешно преодолели фильтр как необычный, выделяющийся объект.
Вторая подпрограмма называется «склонность к подтверждению своей точки зрения» (confirmation bias). Так называется наша неприятная привычка отдавать предпочтение той информации, которая соответствует нашей точке зрения. По сути это предвзятость: в отборе информации, которая поступает из окружающего мира. Соответственно, в памяти полученные данные тоже фиксируется выборочно.
Предвзятость и повышенное внимание
Это что же получается — у меня была какая-то предвзятость на тему тараканов? Поначалу, конечно, нет. Но когда телефон (случайно?) показал мне рекламу тараканов, в голове щёлкнул невидимый переключатель. После этого тараканы прописались в список «Повышенное внимание» и все последующие случаи их появления в окружающей действительности уже воспринимались предвзято — как будто кроме тараканов ни о чём больше не хочется слышать.
В общем, подобным флуктуациям есть вполне правдоподобное объяснение. «Отругал своих тараканов, рассадил в голове по полочкам, запретил меняться местами. Притихли, не беспокоят, шёпотом обсуждают, какой я плохой».
Когнитивное искажение, при котором недавно полученная информация, воспринимается как необычно часто повторяющаяся называется феноменом Баадера — Майнхоф. Арнольд Цвики придумал для этого искажения более простой термин — «иллюзия частотности» (frequency illusion).
Взгляд на окружающий мир через призму маркетинга
Маркетологи давно и весьма эффективно используют это искажение для продвижения своих товаров. Если нам везде встречается логотип или название какого-нибудь бренда, то мы, сами того не желая, внесём его в список нашего повышенного внимания. Когда мы увидим его в следующий раз, наш мозг автоматически выделит его из окружающих объектов, даже если это глупая реклама какой-нибудь искусственной дряни. Чем больше упоминаний, тем больше эффект. А там уже и до покупки недалеко. Поэтому неспроста рекламодатели тысячи раз месяцами прокручивают нам один и тот же осточертевший рекламный ролик.
Ещё бывает, что мы, недавно узнав о каком-то объекте или явлении, начинаем замечать его повсюду. Когда мы получили какую-то скрытую ранее информацию, практически невозможно не начать тут же предвзято воспринимать мир через призму обретённого знания. Особенно если это знание было неожиданным и необычным.
Всё это, конечно, хорошо. Приятно получить рациональное объяснение очередному мозговому «глюку». И всё же в сознании где-то глубоко (у внутренних тараканов) остаётся сомнение: ну не может быть всё настолько просто и прозаично. Что, если в какой-то момент мы обернёмся настолько быстро, что текстуры за спиной не успеют прорисоваться? А если серьёзно, то впору организовывать общество защиты внутренних тараканов от произвола реальности и навязчивой рекламы.