И вот уже после заголовка рука сама тянется к минусу, в ожидании статьи с рекламой очередного приложения «VHS ретро звездец стильный камера инстаграм 2022 голливуд эффекты» от какого-то сомнительного разработчика :-)

Увы, я и сам был бы рад, если бы всё так было просто. Однако для меня, как и большинства людей, заставших видеокассеты вживую, снимки, сделанные через такие приложения, смотрятся ненатурально и некрасиво — то бишь, как говно.

Поэтому в этот раз мы пойдём более закрученным путём.

Источник изображения


От хорошего товарища, с которым мы в прошлой статье хабарили чипы, перепала пара интересных трансляционных камер из восьмидесятых. Характерное их отличие от более современных «твердотельных» аналогов в том, что для захвата кадра используется электронно-лучевая трубка!

Victor GX-S700



Поциэнт в процессе чистки от налипшего за 20 лет всего что можно

Первый экземпляр был в плюс-минус неплохом состоянии, и заработал сразу же после подачи питания с лабораторника. Периодически пропадало изображение, но это решилось пробрызгиванием «контаклином» всех переключателей на боковой панели.

Внутри у неё используется цветная трубка «Сатикон». Из-за этого камера весьма прожорлива по свету.

Также имеется знакогенератор, позволяющий выставлять дату аж до 99 числа 99 месяца 99 года, и набирать титры двумя размерами шрифтов.


Набор текста на знакогенераторе через видоискатель камеры

Помимо BNC для видеовыхода и входа синхронизации, камера использует проприетарный разъём по типу советских ОНЦ для соединения с видеомагнитофоном.



Да-да, в те годы магнитофон ещё не помещался в камеру, и поэтому его нужно было носить с собой отдельно! Страшно представить, с какой скоростью жрало батарейки такое чудесное сочетание. Видеомагнитофон у меня есть тоже, но из-за отсутствия кабеля между ним и камерой он малость бесполезен.



К счастью, разработчики магнитофона подумали если не о вашей спине, то хотя бы о вашем кошельке. Ну скажите, вот зачем вам покупать два видеомагнитофона, если в то время, когда вы на улице снимаете кино на второй, смотреть первый в доме всё равно некому?

Поэтому вы просто нажимаете на кнопку на своём «домашнем» видаке, и обычный видак превращается…



В два раздельных блока — ТВ-тюнер и зарядку, которые остаются в стойке, и, собственно, сам видеомагнитофон, к которому вы цепляете ремень, аккумулятор, и уносите с собой.

Питание имеет значение


Однако, в 2024 году питать видеокамеру от никелевых или свинцовых аккумуляторов уже как-то не комильфо — заряжать долго, ресурс вырабатывается быстро, да и ноги спасибо не скажут.

В своё время, снимая на обычную VHS-камеру, я какими только извращениями не занимался:


Не взорвался — значит, день удался!

К счастью, с тех пор на нашу голову был ниспослан такой стандарт, как USB Power Delivery, для которого нынче выпускается великое множество источников питания и аккумуляторов.

Поэтому заказываем с амазона сомнительную китайскую платку:



Выставляем её на 12 вольт и… сюрприз-сюрприз — то, что устройство запрашивает то или иное напряжение, вовсе не означает, что источник должен его предоставить. 12 вольт при этом не является напряжением, требуемым стандартом к реализации. Поэтому настольный китайский зарядник спокойно его выдаёт, а вот купленный под это дело поварбанк — нет, несмотря на наличие 12 вольт на маркировке.



К счастью, согласовывается ближайшее низкое напряжение — в данном случае 9 вольт, которых камере оказывается достаточно для полноценной работы.

Попутно выясняется второй подводный камень — для работы АЦП нужно так же и 5 вольт через miniUSB, а купленный поварбанк при подключении двух и более устройств, сваливается назад к 5 вольтам на всех портах, чего камере уже недостаточно.

Импульсного преобразователя под руками не оказывается, поэтому припаиваем КРЕНку и подсовываем под неё железяку потолще для рассеивания примерно ватта мощности :-)

Также к выходным контактам припаиваем два кусочка стали из мусорки, и размещаем всё это барахло внутри задней заглушки камеры так, чтобы оно контачило с контактами аккумулятора.


КРЕНка в прямом смысле присрана, так как через неделю очередная поездка в Акихабару, где уже можно будет купить импульсный преобразователь

Защёлкиваем этот тихий ужас на камеру, подключаем поварбанк — ура, камера запускается и показывает картинку. Искажения цвета при этом не настолько фатальные, чтобы их не вытягивал встроенный баланс белого — по крайней мере, в сравнении со стационарным источником питания :-)

«Мама, я хочу киношный риг!» — «Нет сынок, у нас уже есть киношный риг дома»


Камера — это, конечно, хорошо, но было бы неплохо картинку с неё и на что-нибудь записать. К счастью, на моём телефоне уже есть штатное приложение «Видеовход», которое может выводить и записывать картинку с любого устройства, поддерживающего USB Video Class — т.е. определяющегося в Windows как вебкамера, например.



И таковое устройство у меня нашлось — карманная карта видеозахвата, купленная в своё время для того, чтобы стримить из аркад. Подключаем её к телефону, в неё втыкаем адаптер AV2HDMI, а в тот — видеокамеру. На удивление, «наушниковый» выход камеры оказался вполне себе линейным, поэтому никаких аттеньюаторов паять не пришлось.



Обильно сдабриваем всё это липучкой-самоклейкой, и получаем новейший риг тысячелетия, на который хоть следующий «Оскар» снимать можно:







Скукоживаем картинку обратно


Остаётся последняя беда — встроенное приложение умеет писать только в 1080p, в соотношении сторон 16:9. Конвертер тоже применён самый дешёвый, и не умеет вписывать входное изображение в кадр правильно. Из-за этого картинка с камеры выглядит растянутой по ширине.

К сожалению, способа скорректировать это в самом приложении я не нашёл, а до декомпиляции его ещё руки не дошли. Однако, можно исправить это с помощью FFMPEG, который так же легко устанавливается на телефон. Параметры надо будет передать следующие:

-aspect 1440:1080 -c:v copy -c:a copy

Это лишь прописывает соотношение сторон в метаданные файла, но не перекодирует сами кадры, поэтому конвертация происходит моментально и без потерь качества.

Однако, не все приложения умеют обрабатывать эти метаданные корректно — например, твиттер всё равно показывает картинку растянутой. Напротив, ВК через Kate Mobile, а также Telegram X, загружают видео корректно. Также как и Google Photos, вследствие чего обрезанные/обработанные видео, а также сохранённые стоп-кадры имеют правильное соотношение сторон.

Смотрим на будущее из прошлого


После этого можно попробовать взять камеру на прогулку и поснимать на улице.



Из-за какого-то дефекта звук иногда трещит, но в остальном картинка получается примерно такой, как и ожидаешь от видеокамеры из конца восьмидесятых.







Больше кадров в таком духе можно посмотреть в Телеграме, который я специально под это дело завёл: «Японский магнитофон!»

Чем больше — тем лучше


Также мне перепала ещё и профессиональная трансляционная камера — Victor KY-1900.



В отличие от предыдущей, в ней используется аж три видикона — по одному на каждый цвет!


Вот они слева направо

Но увы — при первом включении оказалось, что синий канал не работает. Перетыкивания коннекторов привели к выводу, что проблема в плате обработки сигнала. То есть, где-то вот здесь:



Выяснилось, что испортились танталовые конденсаторы в позициях C37 и C40 — такие конденсаторы имеют свойство при поломке образовывать не обрыв в цепи, а короткое замыкание, поэтому задающая яркость синего цепь была всегда притянута к земле. Найти их было легко, так как они очень сильно грелись. Шутка ли, через такую фитюльку рассеивать под 5 ватт!



Однако после этого синий цвет работал только при минимально установленном уровне чёрного, любая же установка выше этого сразу заполняла синим весь экран. Несколько недель перебора компонентов и с десяток ударов анодным в палец спустя оказалось, что всё-таки отгнила одна нога у подстроечника, а я считал, что уже проверил его, и всё это время ходил вокруг да около. Даже удлинитель спаял, чтобы плату во время работы камеры обмерять где только можно.



До кучи маркировка на плате подкидывала приколов на некоторых компонентах. Кручу-верчу, запутать хочу!


Плюс у С21 справа?


Или таки слева?

Также у объектива при открытой диафрагме внутри торчала какая-то полоска. Она же создавала излишнее трение и мешала приводу автоэкспозиции нормально крутить колесо диафрагмы. Ну я и подумал, можно же аккуратненько разобрать объектив, загнуть её назад и собрать обратно.



Конечно же, при разборке я диафрагму уронил, лепестки разлетелись по полу, и следующие четыре часа я провёл, восстанавливая её по наитию :-) Зато теперь-то всё ходит идеально плавно и ничего ниоткуда не торчит!



Последней преградой осталось питание — этой камере уже 9 вольт для работы недостаточно. Однако, через Quick Charge поварбанк таки согласился выдавать 12 вольт.

Так как триггер ждать не хотелось, то из загашников была достата ардуина и россыпь резисторов. Прошиваем туда QC3Control, подключаем по схеме. Питание включаем напрямую туда же — ведь в даташите на ардуину сказано, что она работает и от 12В, да и перемычка обхода понижающего преобразователя у меня не запаяна, так что всё должно быть хорошо.

Втыкаем в поварбанк. Ардуина загружается, согласует напряжение и тут же взрывается. Перемычка запаивается, из загашников достаётся ещё одна кренка, а на полях мозгов делается заметка, что официальные даташиты к деталям с алиэкспресса лучше не применять.



В итоге «на соплях» проверить камеру удалось, однако для того, чтобы вытащить её на улицу, нужно всё ещё решить проблему с питанием АЦП. Здесь уже кренкой не обойтись — суммарное потребление не пролезает по току в лимиты поварбанка, да и так уже с полного заряда всего лишь 2 часа съёмки набирается. Поэтому фотографии с этой камеры будут уже после возвращения из очередной поездки.

Внутри дома снимает она вот так:


Видны характерные для камер на видиконах «хвосты» от светлых предметов, которые можно заметить в старых телепередачах, например, на бокалах или духовых музыкальных инструментах.

Картинка весьма тёмная, ведь в камере свет расщепляется на три луча, потом фильтруется по цветам, и оттуда попадает в отдельные видиконы, и без того не то чтобы очень чувствительные. Это тестовое видео было снято при максимальной, выжигающей глаза настройке люстры, да и автоматы на видео имеют весьма яркие в реальности светодиоды.

Однако в обычном дневном свете приходится диафрагму закрывать почти полностью даже в пасмурную погоду — удивительно, насколько велика разница, когда при восприятии человеческим глазом её как будто и нет.

Проверить это получится уже потом, когда я соберу по-нормальному кабель питания, и вытащу эту камеру на прогулку — если не отвалится спина и плечи, ведь она тяжелее предыдущей раза в два. Но об этом вы уже узнаете среди тонн фоток еды, Мику, и всякого древнего железного барахла, в моём Телеграм-канале :-)



Возможно, захочется почитать и это:



Новости, обзоры продуктов и конкурсы от команды Timeweb.Cloud — в нашем Telegram-канале

Комментарии (25)


  1. vicsoftware
    17.05.2024 08:31
    +2

    "Выставляем её на 12 вольт и… сюрприз-сюрприз — то, что устройство запрашивает то или иное напряжение, вовсе не означает, что источник должен его предоставить. 12 вольт при этом не является напряжением, требуемым стандартом к реализации. Поэтому настольный китайский зарядник спокойно его выдаёт, а вот купленный под это дело поварбанк — нет, несмотря на наличие 12 вольт на маркировке. "

    У вас чип алишый на протоколе PowerDelivery, а повербанк - без такого (точнее, там походу PD на ВХОД). То, что там 12В в качестве выходного указано - не означает поддержки PD. Берите повербанк с поддержкой PD на выход (обычно таковые имеют выходную мощность 45-60Вт) - и всё будет хорошо.
    Сам таковой чип использую для питания внешнего рекордера - всё норм.


    1. vladkorotnev Автор
      17.05.2024 08:31

      А почему 9 вольт тогда согласовывается через PD спокойно?


      1. vicsoftware
        17.05.2024 08:31

        Уверены, что через PD? Может, 9В чип по другому протоколу может брать. По-хорошему, там к выходу повербанка надо тестилку подключить для проверки, что именно на выходе может быть.

        UPD: просто у Anker 533 протокол PD на выход не заявлен никак.


        1. vladkorotnev Автор
          17.05.2024 08:31

          Вроде бы других протоколов у платки не заявлено. С тестером было бы проще, но ради одного раза его покупать...

          Вообще погуглил, и много кто пишет что у анкера часто такая дичь, что 12 вольт не согласовывается по PD на маленьких банках, а при этом по QC работает. Так что скорее всего и правда контроллер кривой просто.


  1. Guren302
    17.05.2024 08:31
    +2

    Весьма ламповые футажи. Но всё же - почему так мало Мику в кадре?

    А если серьёзно - прям очень достойная работа! Любая техника собрана, чтобы работать. Если её можно починить и использовать - лучше починить и использовать. Ну и этот сплав старой ламповой техники с современными смартфонами-повербанками невероятно умиляет.


  1. MaFrance351
    17.05.2024 08:31
    +1

    Круто! Обожаю такие железки. И атмосфера на видео сразу как будто из девяностых...


    1. androsius
      17.05.2024 08:31
      +1

      Скорее из 80-х, что ещё круче. В 90-х видео немного по другому выглядит. Сам занимаюсь оцифровкой 20 лет уже.


  1. Astroscope
    17.05.2024 08:31
    +2

    Victor GX-S700

    Время летит. Серии GX уже, кажется, нет - сейчас выпускается серия GY, например модель GY-HC550 - вполне современная десятибитная 4K камера, которую когда-нибудь кто-то из будущих энтузиастов будет потрошить для реанимации и приятной ностальгии о чем-то, что было хорошо в свое время, и поэтому осталось приятным даже сильно к тому будущему устарев.


  1. CitizenOfDreams
    17.05.2024 08:31
    +1

    для меня, как и большинства людей, заставших видеокассеты вживую, снимки, сделанные через такие приложения, смотрятся ненатурально и некрасиво — то бишь, как говно.

    Да VHS и в оригинале выглядел ненатурально и некрасиво. Красота была в глазах смотрящих.


    1. vladkorotnev Автор
      17.05.2024 08:31
      +1

      Тут, скорее, в том плане, что эти приложения выдают картинку, совершенно на VHS и иже с ними не похожую, а какую-то фантазию по мотивам :-)


      1. akakoychenko
        17.05.2024 08:31

        А пробовали с вашей камеры снимать монитор с сильно большим разрешением, чем у нее сенсор, чтобы предзаписанное современной камерой видео сделать винтажным? Сохраняется магия? Если да, то, способ нагенерить обучающую выборку для нейронки уже есть;)


        1. vladkorotnev Автор
          17.05.2024 08:31

          А смысл? Если хочется поизвращаться, можно просто сэмулировать весь физический процесс программно, если хочется фильтр для инстаграма (для статичных кадров) — достаточно сформировать LUT, по которому и преобразовывать цвета.


  1. Javian
    17.05.2024 08:31

    Больше кадров в таком духе

    Какое-то разрешение странное - 960x720@60


    1. vicsoftware
      17.05.2024 08:31
      +1

      Ну почему странное. Это типа HD, но не 16:9, а 4:3


  1. Zamix80
    17.05.2024 08:31
    +1

    Ну и скрещивание технологий у Вас получилось


  1. beliakov
    17.05.2024 08:31
    +6

    Да-да, в те годы магнитофон ещё не помещался в камеру

    Помещался:


    1. Fagear
      17.05.2024 08:31

      Не помещался. На скрине первый камкордер на VHS-C, вышедший в 1984-м. А самый первый (и кривой) сделала Sony в 1983-м. До того и немного после все камеры не имели видака внутри.


    1. RockinTV
      17.05.2024 08:31
      +1

      И даже обычный VHS помещался


  1. qiper
    17.05.2024 08:31

    Из-за какого-то дефекта звук иногда трещит

    Это наводки от сети


    1. vladkorotnev Автор
      17.05.2024 08:31

      От кадровой развёртки скорее — откуда сети с таким постоянством браться в устройстве, работающем от батарейки. На некоторых записях к тому же заметно, что пока трубка не прогрелась и экран чёрный, этого шума нет.


  1. iago
    17.05.2024 08:31

    навеяло: ты у нас в парке там ходил, ты лучше этому, японцу отдай магнитофон, что б я тебе <...> им сразу, потому что ему там для диктофона он пригодится.


  1. Fagear
    17.05.2024 08:31
    +1

    "у объектива при открытой диафрагме внутри торчала какая-то полоска" - судя по описанию, на одном из лепестков был прикреплён ND-фильтр, который перекрывал поток света и при почти закрытой диафрагме, чтобы снимать при ярком свете. "Хвост" на одном из лепестков диафрагмы на это намекает. А вы этот фильтр отломали, получается. Камере бы тракт видео немного настроить, хотя Сатикон - это не Триникон, у него в целом с цветами не очень.


    1. vladkorotnev Автор
      17.05.2024 08:31
      +1

      Нет, ND фильтр там отдельно стоит в карусели в самой камере. На хвосте ничего приклеено не было, если только кто-то не залезал уже в объектив до меня.

      Собственно дефект и заключался в том, что этот хвост ходил в противофазу относительно всего механизма и торчал прям в центр кадра при полностью открытой диафрагме. До кучи при полностью закрытой диафрагме (положение "С") оставалась маленькая дырочка. После моей переборки он уже закрывает её полностью и не клинит.


  1. katatsumuri
    17.05.2024 08:31
    +1

    Спасибо за интересную статью.
    Был приятно удивлен увидеть изображение телебашни Саппоро на Хабре :-)
    А эти необычные мосты находятся где-то неподалеку от музея сакэ Титосэцуру (千歳鶴酒ミュージアム)? Живу в Саппоро уже больше 2 лет, а в этом месте не бывал.

    Тоже люблю ретро-технику, всякий раз, когда захожу в магазин Суругая (駿河屋) в Norbesa, подолгу рассматриваю витрины с неисправной техникой, задаваясь вопросом "А может купить этот видеомагнитофон/игровую приставку/видеокамеру/и т.п. за тысячу иен и попробовать самому восстановить?", но не уверен, что хватит знаний.

    Кстати, а где в Саппоро Вы покупаете радиодетали/инструменты/приборы? Есть какой-нибудь магазинчик для радиолюбителей или все заказываете через Amazon/Aliexpress?


    1. vladkorotnev Автор
      17.05.2024 08:31

      Мосты где-то вдоль Тоёхиры, да, уже не помню конкретно — просто при выходе из дома нажал на запись и пошёл куда глаза глядят, а потом на скрины порезал :-)

      В норбесе много всякого, но увы, чаще всего там хлам какой-то скучный. Хотя понять их можно, они торгуют в основном мультимедией, поэтому и электроника будет в основном уровня проигрывателей и магнитофонов.

      С радиодеталями всё очень печально, остался лишь один Umezawa Denshi на тануки — и тот за последние пару лет сжался раза в три, мелочёвку типа резисторов ещё можно найти, но не более того. Проще заказывать онлайн, но Амазон за последние пару лет тоже скатился в уровень оверпрайснутого алиэкспресса — поэтому только специализированные интернет-магазины (Akizuki Denshi, RS-Components, Mouser, Sengoku Denshi, если что-то совсем редкое по типу ТТЛ-логики прижмёт — Kashinoki).

      Ну или просто в очередные покатушки до Токио закупиться в Акихабаре — в отличие от туристического барахла и прочих сувениров, радиодетали там зачастую сильно дешевле онлайна. На днях как раз купил XLR4 коннектор для камеры там, прямо около станции, у завешенного до головы разными проводами дедушки — и ценник был ощутимо ниже, чем везде в интернете (кроме алика, опять же, но его же ждать надо).

      Также как вариант покупать что-нибудь по хардоффам или лоты с яху-аукционов, и разбирать на запчасти, но это если есть где хранить всю эту требуху.

      Если что, пишите в телегу — мы всегда рады новым собутыльникам в нашем сообществе %)