Давайте вспомним 90-е годы (неужели я настолько стар?). Тогда наша мантра гласила, что IT должно быть согласовано с бизнесом. Сегодня технологии стали настолько важны, что, похоже, теперь бизнес должен быть согласован с технологиями. Я никогда не видел постановку вопроса "одно против другого", когда речь шла об IT и бизнесе, ведь независимо от того, как вы на это смотрите, они должны быть согласованы. Вот здесь и приходят на помощь дорожные карты (roadmap).

Составление дорожных карт — это процесс определения будущего направления развития. Вы наверняка уже слышали о дорожных картах продуктов или технологий. Возможно, вы даже слышали о дорожных картах возможностей. Но как вам наметить эти дорожные карты, на чем фокусируется каждая из них и как они работают вместе? Именно об этом мы и поговорим сегодня.

Создание различных типов дорожных карт и то, как они формируются, я более подробно раскрою в последующих статьях. Как я уже упоминал, существует три типа дорожных карт:

  • Технологические дорожные карты (Technology Roadmaps). Такие карты не редкость в мире современного IT. Они используются в IT-организациях для планирования усилий, необходимых для предоставления определенных технологий в определенные сроки. Обычно они составляются на 24 месяца вперед и определяют, когда будут разработаны, внедрены и развернуты те или иные технологии. Они используются для обеспечения высокоуровневых инструкций по организации деятельности, планирования бюджетов и определения потребностей в навыках для обучения и найма сотрудников. Очень часто их разрабатывают, чтобы затем отложить в долгий ящик или похоронить где-нибудь на сервере.

  • Дорожные карты продуктов (Product Roadmaps). Они наиболее распространены в компаниях, предоставляющих программные продукты и услуги, но не ограничиваются только этим сектором. Дорожные карты продуктов определяют предложения и фичи, которые будут доступны существующим и потенциальным клиентам в будущем. Для товарных продуктов дорожная карта продукта менее важна и, вероятно, растягивается намного дальше в будущее. Для недолговечных продуктов, таких как программное обеспечение, которое подвержено постоянным изменениям, продуктовая дорожная карта, скорее всего, будет иметь более сжатые временные рамки.

  • Дорожные карты возможностей (Capability Roadmaps). Дорожные карты возможностей менее распространены, но они очень важны для реализации стратегии. Они определяют, какими возможностями должен обладать бизнес на определенном этапе, чтобы реализовать стратегию. Что такое возможности (capabilities)? Это способность работать на определенном уровне. Например, способность выявлять места розничной торговли с определенной рентабельностью инвестиций или способность выполнять заказы в определенные сроки. Эти возможности меняются с течением времени, и для понимания операционных потребностей компании как раз и необходимо составлять такую дорожную карту.

Теперь, когда мы разобрались, какие бывают типы дорожных карт, мы рассмотрим, кто отвечает за их создание, какова взаимозависимость между ними, какие внешние зависимости они имеют и как они должны использоваться.

Составление дорожных карт часто, но не всегда, лежит в сфере сфере архитектуры предприятия (Enterprise Architecture). Это отчасти объясняется и тем, что архитекторы предприятий имеют самый богатый опыт создания технологических дорожных карт. Продуктовый менеджмент может взять на себя ответственность за составление дорожной карты продукта, а может а может и воспользоваться помощью архитекторов для помощи или выполнения большей части работы. Возможности носят более стратегический характер, и они обычно находятся в ведении исполнительных директоров, например CEO или CSO (Chief Strategy Officer), которые также могут воспользоваться помощью отдела архитектуры предприятия.

Я считаю, что архитектура предприятия должна быть задействована во всех дорожных картах. Это связано с тем, что дорожные карты взаимозависимы. По крайней мере, архитектура предприятия будет предоставлять обратную связь, прежде всего в виде графиков и бюджетных реалий, которые повлияют на дорожные карты возможностей и продуктов. Эта обратная связь очень важна и демонстрирует важность IT в реализации выбранной стратегии. Дорожные карты возможностей и продуктов зависят от технической дорожной карты. Если бюджет не соответствует потребностям внедрения технологии или сроки внедрения технологии нереальны, это приведет к необходимости внесения изменений в дорожные карты возможностей и продуктов.

Рисунок 1 — Взаимосвязь и зависимости дорожных карт
Рисунок 1 — Взаимосвязь и зависимости дорожных карт

Каждая дорожная карта зависит от своей предыдущей итерации. Иными словами, дорожные карты должны быть живыми сущностями, которые обновляются по мере необходимости, чтобы отразить постоянные изменения в бизнесе и технической среде. Это не означает, что они должны корректироваться ежедневно. Скорее это должно происходить по графику, который отражает потребности организации. Предприятие, работающее на более динамичном рынке, должно корректировать дорожные карты чаще, чем предприятие, работающее на более спокойном рынке. Предыдущая итерация дорожной карты представляет собой желание. И она корректируется с учетом реальности. Вы не достигли поставленной цели в области возможностей? Скорректируйте ее и все зависимые возможности в соответствии с реальностью. Изменилась стратегия — удалите неактуальные возможности, добавьте новые и измените остальные, чтобы отразить новое стратегическое направление.

Основой всех дорожных карт является стратегия предприятия. Стратегия — это линза, через которую создаются все дорожные карты, помогающая принимать решения, на основе которых они и создаются. Стратегия сама по себе зависит от ряда других факторов. К ним относятся текущее состояние организации, включая текущие рынки, текущее финансовое состояние, текущие возможности и приобретения. В разработке стратегии также играют роль и внешние факторы, например мировые события, такие как COVID 19, война, состояние рынка и развитие технологий.

Еще две внешние зависимости — это рынок для дорожной карты продукта и текущее состояние архитектуры для технической дорожной карты. Изменения на рынке также влияют на стратегию, но уже в макромасштабе. В рамках дорожной карты продукта мы рассматриваем изменения, основанные на новых предложениях конкурентов и требованиях к новым функциям или продуктам со стороны наших клиентов, которые непосредственно влияют на конечную дорожную карту продукта. Они могут и не изменить основную стратегию, но все же могут потребовать быстрого решения, чтобы обеспечить репутацию предприятия и заполучить долю рынка.

Текущее состояние архитектуры очень важно и демонстрирует важность архитектуры предприятия. Архитектура предприятия обычно хранит его в репозитории (The Enterprise Architecture Repository или EAR). На текущее состояние архитектуры влияет ряд факторов, как внутренних, так и внешних. Одним из наиболее важных из них для организаций, которые полагаются на разработку внутреннего программного или аппаратного обеспечения, является архитектура. Плохая архитектура приведет к тому, что продукты будут негибкими и не смогут стать фундаментом для последующего роста. Они могут не соответствовать возросшим требованиям к производительности, не позволять эффективно масштабироваться или плохо поддаваться модификации для поддержки новых фич.

К внешним воздействиям на текущее состояние также относятся изменения в продуктах поставщиков. Возможно, поставщик слился с другим поставщиком или вышел из бизнеса, изменил свою продуктовую стратегию или поднял лицензионные платежи до неприемлемого уровня. Возможно, появился новый продукт, который дает дополнительные преимущества по более низкой цене. И то, и другое может привести к изменению текущего состояния IT-среды. Большой уход (The great resignation) также принес серьезные изменения: неопределенность с подбором персонала (и, как следствие, неопределенность сроков), а также меняющиеся требования и ожидания в отношении талантов, которые должны работать удаленно и из разных мест. Время от времени новые концепции и технологии могут перевернуть планы. Такие масштабные изменения, как переход к облачным технологиям, микросервисной архитектуре и базам данных на NoSQL, могут повлиять на внутреннюю архитектуру, открыв новые возможности и перспективы.

И наконец, я хотел бы отметить, что возможности могут использоваться и на других уровнях. В том виде, в котором я изложил их выше, они определяются на уровне предприятия. Для крупных предприятий они могут быть определены и на уровне подразделений, в зависимости от структуры организации. На уровне отделов они также могут помочь определить, куда вкладывать средства для улучшения возможностей отдела. Например, IT-отдел может рассмотреть свои возможности по предоставлению услуг бизнес-аналитики, облачных решений, масштабируемости или способности быстро создавать новый функционал в качестве возможностей и, основываясь на технологической дорожной карте, укрепить свои способности в необходимых областях.

В последующих статьях я рассмотрю каждую из дорожных карт, подробно расскажу о том, как они разрабатываются и представляются. Каждая дорожная карта имеет разные исходные данные и применение. Но все они являются важными аналитическими и коммуникационными инструментами, которые помогают объединить бизнес и IT. А начнем мы с дорожной карты возможностей.


Научиться применять методы корпоративной архитектуры для трансформирования компаний можно под руководством экспертов на онлайн-курсе "Enterprise Architect".

Комментарии (0)