Как безопасно использовать картинки из интернета и фотостоков на сайте компании и в публикациях
Без визуального контента привлечь внимание к своему сайту и публикациям невозможно. Изображения размещают везде. Оригинальный фотоконтент – это отлично, но нанимать фотографа, дизайнера – дорого, долго и не всегда оправданно. Тогда на помощь приходят фотостоки и картинки из поисковых систем.
Меня зовут Юрий Горбачев. Я руковожу патентным бюро «Лирейт». В этой статье я расскажу, законно ли использовать фотографии и изображения из фотостоков и поисковых систем в коммерческих целях, где брать контент бесплатно.
Почему бизнесу опасно использовать чужие изображения?
Главная опасность при работе с фотостоками и поисковыми системами – нарушение авторских прав на изображения. Если в ваши планы не входит покупка картинок или создание собственного контента, то вы должны знать, как пользоваться чужими изображениями безопасно.
У каждой картинки или фотографии есть автор – человек, который ее создал. Авторское право возникает автоматически, когда создается произведение, и остается с автором до смерти, а после этого переходит к наследникам и действует еще 70 лет. Автор имеет право на имя, обнародование и неприкосновенность произведения. Также он может использовать изображение и распоряжаться им, пока не передаст права третьим лицам.
Исключительное право можно передать другому лицу, авторское – нет.
Допустим, фотограф сделал снимок Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. В эту же секунду у него возникли авторские и исключительные права. На следующий день он передал фотографию экскурсионному бюро, которое разместило ее на своем сайте. Передача снимка произошла по лицензионному договору. Фотограф передал право использования экскурсионному бюро, но авторское право навсегда осталось за ним. Экскурсионное бюро не может указать, что автор – другой человек или сама организация, но зато может безопасно использовать произведение на своем сайте.
При передаче исключительных прав на произведение автор может установить ограничения, например, разрешить использовать фотографию на сайте, но запретить в социальных сетях. Все это указывается в договоре или в лицензии.
Если вы берете фотографии без разрешения владельца прав, то на вас могут подать в суд. Компенсация за использование чужой картинки иногда достигает 5 000 000 рублей, но может рассчитываться исходя из стоимости права использования или причиненного ущерба. Помимо этого, по просьбе правообладателя хостер может ограничить доступ к вашему сайту, что скажется на продажах не лучшим образом. Реже нарушителям приходится выплачивать штрафы до 40 000 рублей. Лишение свободы также не исключено.
Потеря денег, нервов и репутации – вот, что ждет бизнесменов, которые решили сэкономить на визуале и не позаботились о юридической части.
Частая ошибка – брать исходник и вносить в него изменения без разрешения автора в надежде, что это спасет ситуацию. На самом деле такое поведение ее только усугубляет, потому что по закону только автор имеет право вносить в свое произведение изменения. За это предусмотрена отдельная ответственность.
На фотостоках обычно есть информация о возможности переработки изображений и внесения в них изменений. Отнеситесь внимательно к этому.
Не имеет значения качество и уровень исполнения изображений. В коммерческих целях без разрешения автора нельзя использовать даже любительские фотографии и иллюстрации.
Как безопасно использовать чужие изображения на сайте компании и в публикациях?
Безопасно использовать изображения можно только с согласия автора. Его получают в простом письменном виде, либо путем заключения договора. Также может быть предусмотрена публичная лицензия, которая позволяет неограниченному числу людей использовать изображения.
Допустим, на Gettyimage можно купить лицензию на несколько загрузок. Есть разные пакеты. Фотографии на таких стоках размещают даже известные фотографы, цену использования нельзя назвать низкой – от 14 000 рублей за загрузку. За эти деньги можно получить больше 5-10 иллюстраций от дизайнера или 10-15 фотографий от начинающего фотографа. Стоимость лицензии может быть разной, она становится больше, если передаются исключительные права в полном объеме, то есть можно редактировать и использовать в коммерческих целях.
Лучший вариант – покупка лицензии на использование изображения от владельца авторских прав или от фотостока. Это гарантирует, что вы имеете право использовать картинку на своем сайте.
Популярные платные фотостоки:
Иногда одна и та же фотография может быть размещена на нескольких фотостоках с разными условиями. Чтобы выбрать самый выгодный вариант, нужно изучить лицензии и сравнить их.
На фотостоках могут быть ограничения по использованию изображений в коммерческих целях. Это важно. Если картинку нельзя использовать в коммерческих целях, то компания может обрести большие проблемы, когда обойдет этот запрет.
Если вы нашли иллюстрацию в Яндексе или Гугле, не используйте ее без предварительной проверки. Вероятно, у нее есть автор, значит, могут возникнуть проблемы. Лучше выйти на автора и попросить у него разрешение, даже если на сайте указано, что создатель не против.
Это важно, потому что в любой момент автор может убрать приписку о том, что он не против использования его контента на других ресурсах, потому что кто-то ему хорошо заплатил за эти изображения или у него изменились обстоятельства.
Если разрешение от автора лично получить не удалось, сделайте скриншот страницы, где располагалась фотография и разрешение на ее свободное использование. Храните его до тех пор, пока используете изображение. Бывает так, что скриншот теряется, а автор внезапно предъявил претензию. В этом случае доказать свою добросовестность можно с помощью запроса о том, в какой момент автор изменил свою запись.
Если вы ищите изображения в Гугле, там есть инструмент, который позволяет отфильтровать картинки по правам на использование. Однако доверять поиску в этом случае нужно с осторожностью. Информацию стоит перепроверить. Перейдите на сайт, где размещено фото и поищите подтверждение.
Если коммерческое использование разрешено, можете скачивать фотографии, но обязательно запоминайте, какой ресурс использовали. Эта информация понадобится, если внезапно придет претензия от автора.
Если вы не можете приобрести лицензию, можно воспользоваться бесплатными изображениями, доступными на специализированных платформах:
Когда вы заходите на фотосток, нужно первым делом прочитать условия, на которых работает площадка. Часто нужный раздел называется «Лицензия» и располагается в подвале сайта.
На некоторых сервисах условия использования можно найти в карточке фотографии. И у каждого изображения может быть своя лицензия. В условиях могут указать, что надо обязательно упоминать автора изображения при использовании. Такое условие часто можно увидеть в бесплатных фотобанках.
Популярные типы лицензий, которые разрешают коммерческое использование:
CC0;
CC-BY;
CC-BY-SA;
CC BY-ND.
Фото и изображения, на которые уже не действуют авторские права, можно использовать бесплатно и без разрешения. Для этого должно пройти 70 лет с момента смерти автора. К сожалению, таких изображений крайне мало, не все они подходят для оформления сайтов и публикаций компаний.
Есть несколько случаев, когда чужие фотографии можно свободно использовать без разрешения автора: в культурных, информационных, научных и учебных целях.
Рекомендуем создавать собственный визуальный контент. Это могут быть фотографии продукции, снимки сотрудников или другие уникальные изображения, которые отражают ваш бренд. Такой подход поможет выделиться среди конкурентов, поднимет продажи и сделает ваш сайт и публикации узнаваемыми. К тому же это безопасно, иногда дешевле и быстрее.