Дисклеймер: три месяца назад я написал эту песню, но работу над этой статьей я начал (и прервал) почти 5 лет назад. С тех пор она давила меня камнем на душе, я иногда делал очень редкие безуспешные попытки к ней вернуться, но только сегодня сумел не только продолжить, но и довести дело до конца (как смог). Поэтому закончу словами уже процитированного выше классика: пусть все в ней остается как было.

Газгольдер, как понятно из названия (gas-holder), – это емкость для хранения газообразных веществ. Современные газгольдеры – это, как правило, скучные металлические баки различного объема, но в XIX веке к изготовлению газгольдеров (как и ко многому другому) принято было подходить с душой. Об истории появления газгольдеров, о том, как они связаны с уличным освещением, а также о том, при чем здесь архитектура, я расскажу под катом.

История вопроса aka преамбула

Итак, много-много лет назад в далекой галактике улицы крупных европейских городов до середины XIX века освещали сначала масляные, а затем керосиновые фонари. При этом во Франции и Великобритании, примерно в одно время (в самом конце XVIII века) Филипп Лебон (Ле Бон) и Уильям Мердок с разной степенью успеха предлагали использовать для освещения «термолампы», использующие пиролизный газ. В результате в 1809 году в Лондоне впервые в Европе газовыми фонарями были освещены несколько улиц.

В России первопроходцем в этом плане был инженер П.Г. Соболевский, который в 1811 году разработал свой вариант «термолампа», а в 1812 году вместе со своим компаньоном, отставным поручиком Горрером (д'Оррером) получил за него орден Святого Владимира IV степени «за попечение и труды, с коими произвели в действие устроение термолампа, доселе в России не существовавшего». История инженерной карьеры Соболевского, в принципе, достойна отдельного рассказа, но, чтобы не плодить сущности, скажу только, что почти ни одно его начинание (а среди них, помимо газовых фонарей, были, к примеру, пароходы) по тем или иным причинам так и не было реализовано в полной мере, что в итоге практически довело его до разорения.

Итак, вот как описывались принцип работы «термолампа» и его устройство в газете «Северная почта» № 96 или 97 за 1911 г.:

Чугунный цилиндр, вделанный в печь, наполнялся дровами, затем отверстие плотно замазывалось, а весь цилиндр сильно подогревался горящими дровами. Дрова в цилиндре от сильного жара превращались в угли с одновременным образованием кислоты и дёгтя, а при последующем усилении огня образовывались угольная кислота и газ (gaz hydrogene oxi-carbure), которые затем поступали в холодильник. В нём они охлаждались, при этом кислота и дёготь превращаясь в капли, стекали в приёмный сосуд, а газ, проходя через воду, очищался и поступал в хранилище…

Подогревание цилиндра продолжается до тех пор, пока отделяется газ, когда же отделение опять прекратится, то сие служит знаком, что дрова, положенные в цилиндр, превратились в уголь совершенно. Тогда по простужении цилиндра, оный надлежит открыть и уголь вынуть. Цилиндр затем наполняется вновь дровами для подогревания опять, когда отделение газа нужно будет.

Из ... хранилища газ подводился через трубки разной величины к лампам, установленным в помещении или на улице. <...> Когда к открытому крану подносится зажженная бумага или спичка, то выходящий из трубки газ загорается, и огонь продолжает гореть у отверстия трубки, доколе газ выходить не перестает. Таким образом, его можно употребить или на освещение, или на согревание и отопление.

Схема усовершенствованного варианта «термолампа» представлена на рисунке.

Схема «термолампа» Соболевского
Схема «термолампа» Соболевского

Поскольку на рисунке, хотя и с трудом, но все-таки можно рассмотреть цифры, думаю, стоит привести и расшифровку (для удобства убрал список под спойлер).

Список обозначений
  1. печь;

  2. поддувало или зольник;

  3. зольная решетка;

  4. дверцы печные;

  5. чугунный цилиндр;

  6. отверстие для загрузки дров;

  7. пространство около цилиндра, через которое проходит пламя;

  8. дымовая труба;

  9. задвижка в трубе;

  10. конец цилиндра, сообщенный с холодильником;

  11. холодильник;

  12. приемный сосуд для кислоты и дегтя;

  13. сосуд, наполненный до половины водой;

  14. медная труба, пропускающая газ через воду из сосуда 12 в сосуд 13;

  15. кожаная трубка с краном, по которой очищенный газ поступает в газгольдер;

  16. газгольдер;

  17. кожаная трубка, выводящая газ к лампам;

  18. линия, показывающая, до какой высоты может подняться колокол газгольдера;

  19. отводная трубка для отвода излишнего газа.

Логичным продолжением в том числе инициатив Соболевского стало то, что в 1819–20 гг. в Санкт-Петербурге ввели в действие «термоламп», который питал первые газовые фонари. Но не все с внедрением новых технологий шло гладко: в частности, в результате описанного А.С. Пушкиным в «Медном всаднике» наводнения 1824 года, которое привело к утечке газа в «газовом заведении», произошел взрыв. К счастью, обошлось без жертв, но вскоре после этого (в 1825 г.) последовал указ императора Александра I «освещение газом не дозволять без моего особого разрешения». Разрешения пришлось ждать 10 лет, когда уже Николай I позволил учредить Общество для освещения Санкт-Петербурга газом. Именно тогда появилась возможность использовать газовое освещение повсеместно, а не эпизодически, как было до этого, следствием чего стало строительство газовых заводов, неотъемлемой составляющей которых и были газгольдеры, ставшие темой данной статьи.

Кстати, стоит отметить, что, поскольку в Москве наводнений не было, то Московское товарищество переносного сжатого газа появилось на несколько лет раньше – в 1859 году (правда, газ оно добывало не из угля, а из нефти). При этом первый газовый завод в СПб был открыт в 1863 году, а в Москве – в 1865-м.

Газовые заводы

О строительстве газовых заводов я расскажу на примере Московского газового завода. История его создания и функционирования весьма интересна. В 1864 году тогдашняя Мосгордума создала комиссию по изучению вопроса газового освещения. Эта комиссия вопрос изучила и подготовила проект контракта для будущих подрядчиков и опубликовала его условия в российских и зарубежных газетах. В итоге в торгах приняли участие трое предпринимателей: Никольсон, Букье и Егоров. Самую низкую цену (14,5 руб. за 2000 часов горения одного фонаря в год) предложил Букье и, соответственно, контракт достался ему.

Британская компания Букье и Гольдсмита должна была построить газовый завод, трубопровод для доставки газа к фонарям, установить сами фонари и обеспечивать, как бы сейчас сказали, их бесперебойную работу. При этом с самого начала было понятно, что деньги, получаемые за организацию уличного освещения, не смогут окупить всех расходов, поэтому основной расчет компании был на продажу газа частным лицам (для освещения домов, квартир и т.п.). Однако, во-первых, для тогдашних москвичей иметь газовое освещение дома оказалось дорогим удовольствием, и они не сильно горели желанием пользоваться улугами Букье и Гольдсмита, а во-вторых, на этом рынке у них были сильные конкуренты – торговцы керосином, которые распространяли различные фантастические слухи, в том числе о вреде газа для здоровья, что еще больше отпугивало потенциальных клиентов. Кстати, на начальном этапе каменный уголь для производства газа компания ввозила из Англии, то есть о возможности уменьшения себестоимости речи не могло идти в принципе. В результате к концу срока концессии (который составлял 30 лет) британцы окончательно разочаровались в своем проекте и благополучно (наверное) ретировались, а газовый завод и вся инфраструктура через руки французских концессионеров, у которых дела тоже не сильно задались, перешла в собственность города.

Что касается самого завода, то он включал в себя несколько цехов с ретортными печами в которых путем нагревания угля без доступа воздуха образовывался газ, корпус охлаждения и очистки газа, корпус со счетчиками и регуляторами давления газа в городской сети, здания конторы и общежитий для рабочих и, собственно, основные и вспомогательные газгольдеры для хранения газа. Из газгольдеров газ по трубопроводу доставлялся непосредственно к фонарям и в те немногочисленные дома, собственники которых все-таки рискнули воспользоваться таким высокотехнологичным способом освещения своих жилищ.

Непосредственно газгольдеры

Таким долгим путем мы наконец добрались до рассказа о самих газгольдерах. В составе Московского газового завода это были четыре круглых в поперечнике кирпичных здания высотой 20, глубиной 10 и диаметром 40 метров. Интересно, что безопорные перекрытия купола каждого из газгольдеров создавались по проекту известного архитектора Рудольфа Бернгарда, а реконструировались уже в начале ХХ века под руководством другого известного архитектора и инженера Владимира Шухова. Участие в этом процессе таких светил говорит в том числе о том, что газгольдеры тогда были передовым достижением инженерной мысли.

Кстати, забыл упомянуть, что рассматриваемые газгольдеры относятся к так называемым газгольдерам мокрого типа – именно поэтому, говоря о размерах этих зданий, я упомянул глубину. Принцип их функционирования примерно следующий.

В неподвижный резервуар с водой помещается так называемый подвижный колокол, который может вертикально двигаться вдоль стен газгольдера посредством специальных роликов и направляющих. По трубе из ретортных печей под колокол подается газ, который удерживается внутри газгольдера с одной стороны колоколом, а с другой – водой, которая препятствует выходу газа из-под колокола. С помощью изменения уровня воды можно изменять объем газа и его давление. Из газгольдера газ по выходной трубе подается в городской газопровод и оттуда к уличным фонарям или в квартиры немногочисленных потребителей. Естественно, это очень упрощенное изложение основных принципов, но, поскольку статья посвящена не столько технической, сколько исторической и архитектурной стороне вопроса, приведенного описания, думаю, вполне достаточно.

К сожалению, «карьера» подобных газгольдеров была, хотя и достаточно счастливой, но не слишком долгой: в XX веке за освещение улиц стало отвечать электричество, а на смену пиролизному газу пришло использование газа природного, и газовые заводы вместе с газгольдерами, перестав быть «предметами первой необходимости», постепенно начали приходить в упадок.

Жизнь после смерти

Здесь мы переходим непосредственно к рассмотрению понятий, заявленных в заголовке, а именно ревитализации и редевелопменту. Что это такое и для чего это нужно? Большинству, если не всем, крупным городам мира от прошлых веков осталось богатое наследство в виде многих гектаров земли, застроенных промышленной архитектурой, которая уже давно утратила свои первоначальные функции и не использовалась по назначению. Осложнялась ситуация тем, что во многих случаях, эти неиспользуемые гектары располагались в центральных частях городов, поскольку так было просто удобнее с транспортной, логистической и просто утилитарной точек зрения.

Естественно, оставлять в центре города зоны отчуждения в виде заброшенных заводов газет, пароходов – это непозволительная роскошь. И здесь возникает два пути: снести все к чертовой матери и застроить красивыми домами, офисными зданиями и кафешками или те же самые квартиры, офисы и кафе разместить в уже имеющихся зданиях, приспособив их под современные нужды. Оба этих варианта использовались и используются практически одинаково активно, но в этой статье, как понятно из названия, я хочу рассмотреть только второй вариант.

Так вот, редевелопмент – это и есть приспособление существующих зданий под новые нужды застройщика и его клиентов, а ревитализация – это придание «новой жизни» месту, которое неизбежно наступает после всех произведенных манипуляций, когда, к примеру, заброшенный завод превращается в офисный центр. Так какую же новую жизнь удалось вдохнуть в те немногочисленные оставшиеся газгольдеры, которые избежали сноса? Ситуация здесь, как и во всех остальных сферах, достаточно сильно различается в странах Западной Европы и в России.

Газовый Евротур

Начать можно, например, со знаменитых Венских газометров – четырех больших газгольдеров, перестроенных в элитное жилье.

Общий вид домов-газгольдеров
Общий вид домов-газгольдеров
Вид сверху
Вид сверху
Внутренний двор
Внутренний двор

Во внутренних объемах газгольдеров компактно и уютно располагается жилье, а на нижних ярусах, где когда-то были резервуары, – торговый центр, кинотеатр, концертный зал и т.п. Получается своеобразный город в городе со «своей атмосферой». Газгольдеры окончательно перестали функционировать в конце 1970-х, конкурс на лучшую идею по их дальнейшему использованию был проведен в 1995 году, а сам проект реализован в 1999–2001 гг.

Не менее, а наверное, даже более масштабный проект – лондонский район Кингс Кросс с одноименным вокзалом, известным в том числе благодаря своей платформе 93/4. До начала 2000-х годов это была не самая благополучная привокзальная промзона. Однако в связи со строительством тоннеля под Ла-Маншем и запуском поездов Eurostar вокзал и всю прилегающую территорию пришлось значительно перестраивать, в результате чего район значительно преобразился, превратившись из депрессивного в элитный.

Здесь также еще с викторианской эпохи были расположены несколько газгольдеров, по понятным причинам переставшие действовать. Организация English Heritage, которая охраняет памятники культуры, очень хотела сохранить это наследие и провела архитектурный конкурс, который выиграло бюро WilkinsonEyre. В результате газголдеры, изготовленные из литого чугуна, демонтировали, а затем пересобрали немного в стороне от изначального места расположения и превратили в элитный жилой комплекс с парком: в ЖК превратилась так называемая «сиамская тройня» – три газгольдера, пересекающихся друг с другом, – а из «газгольдера №8» сделали парк (хотя парк – это слишком громко сказано, в общем, некий сквер).

«Сиамская тройня» и «газгольдер №8»
«Сиамская тройня» и «газгольдер №8»
Строительство парка-сквера в «газгольдере №8»
Строительство парка-сквера в «газгольдере №8»
Наброски из проекта WilkinsonEyre
Наброски из проекта WilkinsonEyre
ЖК в «сиамской тройне»
ЖК в «сиамской тройне»

Конкурс был проведен в 2002 году, а сдача объектов произошла в 2018-м.

Однако, как говорится, не жильем единым: в Копенгагене здание газгольдера занимает театр Østre Gasværk, что в переводе означает Собор Парижской Богоматери «Восточный газовый завод». Собственно, частью этого самого завода упомянутый газгольдер, построенный в 1883 году, и являлся. В 1970-м за ненадобностью он был закрыт и готовился к сносу, параллельно исполняя роль (каков каламбур) хранилища декораций Королевского театра Дании, однако начиная с 1979-го здание начали использовать для проведения отдельных театральных постановок и вскоре заработало как полноценный театр. В 2018-м интерьер театра подвергся масштабной реновации, а в 2023 году он выиграл MONDO-DR Awards – международную премию в области инженерных entertainment-проектов – в номинации «Театр».

Театр одного газгольдера
Театр одного газгольдера
Зрительный зал
Зрительный зал

Я рассмотрел только несколько занимательных примеров, хотя в целом подобных историй можно привести не один десяток, но это уже задача для отдельной серии статей (которую я никогда не напишу).

А что у нас?

В России интересных историй из жизни газгольдеров тоже хватает. Самая известная, масштабная и яркая связана с тем самым Московским газовым заводом из первой части статьи, ныне известным как бизнес-кластер «Арма». Собственно, «Арма» – это название завода по изготовлению газозапорной арматуры, который функционировал здесь в 90-х годах ХХ века. А сам Московский газовый завод утратил свою первоначальную функцию в 1950-х годах (в связи с вводом в строй газопровода Саратов-Москва), после чего начал производить газовое оборудование (плиты, счетчики и прочее подобное). Однако лихие 90-е «Арму» (который завод) не пощадили, в 2002-м производство закрылось, цеха начали занимать различные арендаторы в основном из сферы искусства и развлечений (например, небезызвестный клуб «Газгольдер»), а в 2010-х была проведена ревитализация пространства, в результате которой оно (и расположенные здесь газгольдеры) приобрели современный вид. Сейчас здесь располагаются различные офисы (в том числе один из офисов ДИТ Москвы), кафе, бары, клубы, салоны красоты и прочая, прочая.

Улица газгольдеров
Улица газгольдеров
Бывшие административные здания
Бывшие административные здания

Ранее упоминавшийся в этой статье газовый завод в Санкт-Петербурге в целом повторил судьбу своего московского коллеги: пережил закрытие (правда, еще аж в 1910 году), передал свои мощности другому заводу (правда, в данном случае достаточно далекому от газовой промышленности заводу «Композит»), в новейшее время находился в запустении и также частично ревитализировался в 2010-х – в 2017 году в здании старого газгольдера на Обводном канале открылся самый большой в мире (а по-другому у нас и не бывает) планетарий – «Планетарий №1».

Планетарий-рекордсмен
Планетарий-рекордсмен

Однако в том же Питере можно найти пример и более прозаического приспособления газгольдера под современные нужды. В Московском районе в 2016 году сдали в эксплуатацию ЖК «Дом у Московского Time», прямо во дворе которого находился газгольдер ХIХ века, построенный Обществом для освещения Санкт-Петербурга газом (да-да, тем самым). Судьба этого газгольдера в основных вехах повторяет судьбу его ранее упомянутых собратьев: часть газового завода – непрофильное производство в советское (густотертые краски и белила) и российское (мебель) время – ревитализация. Почему его использование более прозаично? Потому что в 2019 году здесь открыли многоуровневый паркинг на 89 автомобилей.

Встреча архитектурных эпох
Встреча архитектурных эпох

В процессе подготовки статьи я прошерстил интернет в поисках хоть какой-то информации о судьбе газгольдеров позапрошлого века в других городах России (опираясь на данные о том, что во второй половине ХIХ века в разных губерниях России суммарно работали три сотни (!) газовых заводов), но нашел только архивное фото газгольдера газового завода в Казани вкупе с упоминанием о том, что от завода сохранилось два административных здания – и на этом всё. В связи с этим призываю читателей после закидывания меня гнилыми помидорами за низкое качество статьи и шутеек про бан в гугле поделиться в комментах ссылками или другой инфой по данному вопросу. Со своей же стороны приведу несколько полезных источников, материалами которых я в том числе пользовался при подготовки статьи:

P.S. Поскольку, как уже упоминал в начале, работу над статьёй я начинал почти 5 лет назад, с тех пор утекло слишком много воды и многие ссылки, которыми я пользовался тогда, сейчас не открываются – главным образом те, откуда я черпал основную историческую информацию. В том числе поэтому вышеприведенный список источников вышел таким куцым. Но тем не менее я доволен проделанной работой и в не меньшей степени – тем, что наконец-то закрыл гештальт. Вот теперь точно конец.

Комментарии (23)


  1. TVExpert
    29.06.2024 00:19
    +5

    Не совсем понятно стремление автора постоянно использовать в материале термин "ревитализация", при этом не уточняя, что речь совсем не о медицинско-косметологическом применении (где этот термин чаще всего/в основном и используется).

    Подача материала (на мой взгляд) несколько сумбурная, но не отвлекает от сути.

    Почему вполне полезно-историческому материалу очередной анонимщик поставил минус, понять не могу.
    Посему, как минимум "подправлю" автору его "чего-то там" (от чего администрация HABR никак не хочет отказаться, но "не замечает" очередной факт бесовщины от анонимных "оценщиков" чужого труда, которые чаще всего сами ничего не создали для сообщества).

    Автор не вешай нос - пиши ещё.
    Но, возможно чуть более "покачественнее" (?).

    P.S.
    Thx за упоминание/иллюстрацию "Венского" варианта использования газгольдеров. (банально не знал, хотя историей этой "страницы истории" развития технологий, время от времени немного интересуюсь).


    1. logofeel Автор
      29.06.2024 00:19

      Не совсем понятно стремление автора постоянно использовать в материале
      термин "ревитализация", при этом не уточняя, что речь совсем не о
      медицинско-косметологическом применении

      Это происходит потому, что в поле моего зрения этот термин повернут исключительно своей урбанистической стороной.
      P.S. Спасибо, буду стараться следующую публикацию выкатить хотя бы года через 4 )


      1. TVExpert
        29.06.2024 00:19
        +1

        Ну зачем же через 4 года :)
        Схожих интересных проектов "дали новую жизнь" (при это сохранив дух архитектуры того времени) в мире не мало, та же Battersea Power Station (довольно культовое место).

        У немцев, бывшая станция разведки на холме (но этот комплекс зданий "законсервирован"), различные паровозные депо (даже в Мск/Питере).
        Да и условно современные темы с "кольцо-спиральными" хлебозаводами.

        Много чего красивого и интересного есть на стыке архитектуры/устаревших технологий.

        То что вы ближе к архитектуре чем к технарям, это я понял сразу :) (я технарь, но архитектура это часть из многих моих интересов).
        Одной из "страничек" этого, было то, что в начале 90х, по работе был на довольно известном колбасном "МИКОЯНе" (на Волгоградском проспекте Мск), и "прогуливаясь" по одному из корпусов, явно увидел, что он очень нетипичен для советского стиля-технологий строительства.
        Мне повезло застать местных стариков, которые пришли работать на него ещё до ВОВ, они и рассказали (при этом мечтательно улыбаясь), что это и есть первая "очередь" ставшего известным флагмана мясоперерабатывающей промышленности СССР. И историю, что это полная копия чикагского мясокомбината, которую "привёз" Микоян из деловой командировки в штаты.
        Отсюда и все те элементы, которые меня "озадачили" (насколько я помню, тогда даже светильники и местами даже выключатели там были родными).

        Просто как по мне (не навязываю, но знаю многих, кому такой подход тоже "не заходит"), несколько неуютно выглядит использование заимствованных в других областях терминов, особенно если со стороны, это выглядит примерно как "новояз" уровня Эллочки людоедочки (С).

        Но то что вы "постарались и углубились" в технические детали, это я тоже увидел, и это понравилось.

        Как минимум на контрасте общения с некоторыми "дизайнерами-архитекторами", которые могут начудить так, что легче ничего не доказывать общему "плавающему" клиенту, просто чётко и доходчиво озвучить свои соображения один раз. А потом слушать от него - "ну почему же я тебя не услышал!" (когда ничего изменить чаще всего уже нельзя).


        1. logofeel Автор
          29.06.2024 00:19

          Еще раз спасибо оценку моих трудов, однако с новоязом в очередной раз позволю себе не согласиться: как по мне, это вполне нормативный термин в данном значении: пруф 1, пруф 2


          1. TVExpert
            29.06.2024 00:19
            +1

            Скобочки после термина как бы намекают :) (по ссылке на ВИКИ)

            Не ради спора, но например авиаторов довольно сильно "улыбает", когда они слышат "пилот байка" (или "авто") в применении к авто/мотогонкам.

            Знаю одного действительно матёрого автогонщика, причём потомственного, сын отца который приносил медали международных соревнований ещё времён СССР.

            Несмотря на все реальные достижения и условные "рулить стал раньше чем ходить", он пару раз попробовал полетать на вертолёте/самолёте (речь про спортивные).
            И сделал однозначный вывод - "НУ ЕГО НАФИГ!".

            Поэтому, каждый может иметь своё мнение :)


  1. Radisto
    29.06.2024 00:19
    +3

    которые распространяли различные фантастические слухи, в том числе о вреде газа для здоровья

    Ну не сильно фантастические. Пиролизный газ довольно токсичен, и несчастные случаи в викторианской Англии были обычным явлением. И довольно известным средством роскомнадзора, выражаясь нынешним новоязом, наряду со спичками


    1. TVExpert
      29.06.2024 00:19
      +1

      По большому счёту, для организма человека, токсичен почти любой газ (даже чистый кислород "с непривычки" может "подействовать").

      Другое дело, что развитие технологий тех времён + взрыво/пожаро опасность... Это да...
      Даже сейчас, уже когда казалось бы есть куча всего что работает на безопасность, газовый сегмент ЖКХ это непростое хозяйство.


      1. ABRogov
        29.06.2024 00:19
        +4

        Пиролизный газ почти полностью состоит из угарного газа - СО. Именно он там и горит в фонарях.


      1. Radisto
        29.06.2024 00:19
        +4

        Угарный газ всё же токсичнее углеводородов, хотя уже сказали


        1. TVExpert
          29.06.2024 00:19

          Упоминались "любые газы", без привязки именно к ~"всё что горит".


          1. vvzvlad
            29.06.2024 00:19

            Ну так вы придумайте что-нибудь сильно токсичнее СО-то из простых газов.


            1. TVExpert
              29.06.2024 00:19

              Могу предложить прочитать комментарий ещё раз, без попытки найти там то, чего там нет.
              (например сравнения уровня токсичности)
              Ок ?

              P.S.
              Для тех кто не знает/кому интересно - мини статья ("без особых подробностей"), но при этом короткая и вполне понятная, про опасность для организма человека чистого кислорода:
              https://kriogen.ru/stati/mozhno-li-dyshat-chistym-kislorodom/


            1. TVExpert
              29.06.2024 00:19

              Могу предложить прочитать комментарий ещё раз, без попытки найти там то, чего там нет.
              (например сравнения уровня токсичности)
              Ок ?

              P.S.
              Для тех кто не знает/кому интересно - мини статья ("без особых подробностей"), но при этом короткая и вполне понятная, про опасность для организма человека чистого кислорода:
              https://kriogen.ru/stati/mozhno-li-dyshat-chistym-kislorodom/


              1. vvzvlad
                29.06.2024 00:19

                — Пиролизный газ довольно токсичен
                — По большому счёту, для организма человека, токсичен почти любой газ 
                — Угарный газ всё же токсичнее углеводородов
                — Упоминались "любые газы", без привязки именно к ~"всё что горит".
                — А что есть сильно токсичнее CO?

                Какой-то тупой спор. Вы начали спорить с тем, что пиролизный газ токсичен, почему-то с аргументом "ну токсичен почти любой газ", хотя гелий, азор, аргон, и тп абсолютно не токсичны, да и метан какой-нибудь сильно безопаснее CO, а когда вам на это указали, начали выкручиваться. Главное чтобы не признавать, что неправы, так?


                1. TVExpert
                  29.06.2024 00:19

                  to @vvzvlad

                  Какой-то тупой спор. Вы начали спорить с тем, что пиролизный газ токсичен, почему-то с аргументом "ну токсичен почти любой газ", хотя гелий, азор, аргон, и тп абсолютно не токсичны, да и метан какой-нибудь сильно безопаснее CO, а когда вам на это указали, начали выкручиваться. Главное чтобы не признавать, что неправы, так?

                  Похоже вы мастер выдумывать и фантазировать.

                  КАКОЙ СПОР ?! (...с тем что пиролизный газ токсичен...)
                  С КЕМ СПОР ?
                  КАКОЙ (Censored) АРГУМЕНТ ?
                  ГДЕ ВЫКРУЧИВАТЬСЯ ?
                  АЛЛО ! TOVARISH !

                  С вами всё нормально ?

                  Подышите чистым (что вы там упомянули/перечислили) - долго протяните ? уверены ?
                  Поинтересуйтесь составом и условиями применения "водолазных" смесей/газов.
                  Хотя нет, для начала почитайте простой "научпоп":
                  https://www.ferra.ru/news/health/chto-budet-esli-kislorod-na-vsei-zemle-ischeznet-na-60-sekund-21-08-2022.htm

                  Ну или как минимум сходите по ссылке которую я уже дал в предыдущем комментарии. Раньше состав атмосферного воздуха (воздух это если что не газ, а смесь газов) знал почти любой школьник (и про ~21% кислорода в нём).

                  Если сможете усвоить этот БАЗОВЫЙ материал, (пусть не с первого раза). Тогда следующим шагом поинтересуйтесь биохимией крови, работой лёгких и т.п. "физиологией".
                  А когда усвоите и поймёте суть (а не вызубрите отдельные слова без взаимосвязи между ними) вот тогда ВОЗМОЖНО и обсудим ваши попытки "доказать" что человек может обойтись без кислорода, а его организму, кислород может заменить какой либо другой газ.

                  Пипец млин...
                  Хотя чего удивляться... если даже получивший мировую известность "трамполинщик", в своё время прославился таксой, которая после "эксперимента" с дыханием кислородосодержащей жидкостью, стала ...кататься на мотоцикле...


                  1. vvzvlad
                    29.06.2024 00:19

                    Ух как вас бомбануло-то.
                    А надо-то всего-то было сходить в википедию и посмотреть определение "токсичности": "Токси́чность (от лат. toxicus «ядовитый»), или ядови́тость, — токсикометрический показатель, вычисляемый как величина, обратная средней смертельной дозе или средней смертельной концентрации ядовитого вещества."

                    Гелий, азот, аргон — не токсичны и не ядовиты, проблемы не в них, а в отсуствии кислорода. Угарный газ — токсичен. Наличие или отсуствие кислорода этих свойств не изменяет: люди прекрасно угорают в домах с печами при нормальном количестве кислорода, именно потому что CO ядовит сам по себе. А как раз в упомянутыми вами смесях газов для подводников есть и гелий, и азот, и ими прекрасно дышат, потому что они не токсичны, была бы нормальная доля кислорода в смеси.

                    Не очень понимаю, что я мог придумать в диалоге: я вам скопировал дословные цитаты, в которых вы зачем-то спорите с токсичностью CO аргументом "ну ващет токсичен любой газ", размахивая ссылочкой с кислородом. Нет, не любой газ токсичен. Нет, CO уверенно держит довольно высокий рейтинг по токсичности бытовых газов. И нет, с токсичностью кислорода не сравнить: ПДК CO 0,0017 %, а ПДК кислорода — 23,5%.


  1. shaggyone
    29.06.2024 00:19

    Интересно, как обстоят дела в получившемся элитном жилье с шумом от соседей.


    1. logofeel Автор
      29.06.2024 00:19
      +1

      Если речь про Кингс Кросс, то там скорее каша из топора: от газгольдеров там только внешний чугунный каркас, а все дизайн домов просто вдохновлен их формой и все материалы в строительстве использованы современные. Что касается Венских газометров, то у внешних стен ого-го какая шумоизоляция по причине большой толщины, а все внутренние перекрытия так же создавались заново


      1. logofeel Автор
        29.06.2024 00:19

        Там по сути аналог московских домов-колец, только в миниатюре. Ну и материалы, естественно, совсем иные



  1. slarionoff
    29.06.2024 00:19
    +3

    В польском Вроцлаве уже почти 15 лет открыт музей Современной культуры. Он находится в старом немецком форте зенитной обороны. Из интересных особенностей - это тоже круглая постройка с железобетонными стенами метра в полтора толщиной и малюсенькими окнами-бойницами. Насколько мне известно, в городе сохранилось три таких здания, но остальные два это какая-то заброшка.


  1. vt16
    29.06.2024 00:19

    Будет интересно, если советскому наследию индустриально-военных объектов в итоге будет дана "вторая жизнь"


  1. Spiritschaser
    29.06.2024 00:19
    +1

    Ещё в Петербурге на Газовой улице много лет работал спортзал "Red Tower" - на последнем этаже реконструированного в советское время газгольдера.