Опираясь на собственный опыт (годы работы в 2 крупнейших российских финтех компаниях, отечественной коммерческой разработки, опыт международной IT компании) я все больше и больше убеждаюсь, что профессия QA обесценена. В данной статье я не хочу описывать разницу между QA, QC и тестированием (на Хабре довольно много статей, где можно подробно найти всю информацию). Я лишь попытаюсь сформулировать свои мысли по поводу того, во что превратилась профессия QA и как работодатели сами обесценивают эту профессию. А выводы каждый сделает сам.

По долгу своей роли я вынужден проводить большое количество собеседовании на роль специалистов контроля качества. Этих собеседований было больше сотни. Кого я только не встречал? Ко мне приходили бывшие медработники и библиотекари, люди, получившие высшее образование и не учившиеся ни в одном вузе, люди с базовым пониманием процесса разработки и без него. Все эти люди утверждали что они готовые специалисты по управлению контролем, качества. Вопрос: может ли библиотекарь стать хорошим специалистом контроля качества? Точного ответа нет, возможно, со временем, получив большой опыт работы и очень многому поучившись, человек, даже не имеющий профильного образования, сможет стать специалистом QA, но для этого ему нужно будет пройти очень и очень большой путь и многому поучиться. Может ли данный человек заниматься тестированием? Наверное да, при наличии должной квалификации и наработанных навыков. Но дело то в том, что все эти люди откликались на вакансию «Специалист по QA», тем самым показывая, что они даже и не понимают, в чем заключается основа данной профессии.

Холиварная тема, которая время от времени поднимается в разных топиках: нужен ли в настоящий момент специалист по тестированию на проекте или нет или это может делать разработчик или аналитик? Все индивидуально и сильно зависит от проекта, но мой ответ такой: тестировщиков можно убрать с 50% проектов, где я работал, а вот настоящего QA специалиста заменить не сможет ни разработчик, ни аналитик. Таких людей не может быть много, их задачи тесно пересекаются с разработчиками, аналитиками, DevOps инженерами. И польза от их работы будет видна не мгновенно (это не протестированная фича), а чуть позже, когда приложение наберет объем и у него появится определенная история. Именно поэтому, такой специалист и не нужен во всех проектах. Где‑то вполне достаточно обычного QC. Но уж если мы решили, что в команде будет QA — давайте точно понимать, что это за роль, в чем его основные обязанности и как он будет помогать проекту становиться лучшею.

Понимая данную проблему, я задумался, кто же виноват в сложившейся ситуации, почему мы подменяем понятия, почему изначально нанимаем людей на роль, им не свойственную?

Вначале я был убежден, что виноваты претенденты, которые используют тестирование, как дырку в заборе, окружающем IT. Все знали это несколько лет назад, что тестирование — самый простой путь зайти в IT. К счастью, ситуация существенно изменилась и сейчас так думает только тот, кто не понимает реалий текущей ситуации.

Но со временем моя точка зрения изменилась!

На мой взгляд именно работодатели создали такую ситуацию, когда понятия оказались подменены и профессия QA начала обесцениваться. Одними из виновников данной ситуации стали люди, которые уже работали в компаниях в роли тестировщиков и были привлечены к найму новых сотрудников. При переходе к гибким методологиям разработки, в командах стали появляться разные роли: Developer, DevOps, QA. И всех, кто занимался тестированием, просто стали называть QA. При этом люди, зачастую, сами не понимали разницы QA\QC\Testing. Это были обычные тестировщики и никакого отношения к QA не имели. И эти люди стали участвовать в подборе новых кадров. Ну и нанимали себе подобных. Это не их вина, а их беда. Трудно требовать от человека, который не является экспертом в какой‑то области, нанять настоящего специалиста. Поэтому в команды стали приходить специалисты по тестированию, но с должностью QA.

Небольшое доказательство моих слов. Давайте посмотрим список вакансий на любом ресурсе (можно прямо на Хабре). Найдите вакансию QA специалиста и почитайте описание роли и основных задач. Вы убедитесь, что в большинстве (существенном большинстве) описаний вы увидите задачи обычного тестировщика, в крайнем случае, QC специалиста. т. е. работодатель, уже на этапе требований к роли вносит путаницу. А ведь это скажется для этого же работодателя чуть позже, когда специалист придет в команду, пройдет испытательный срок и будет выполнять обязанности тестировщика. Только проекту (не каждому, конечно) очень скоро потребуются все те мероприятия, которые относятся именно к QA. Но кто их будет внедрять? У данного сотрудника нет понимания, что это вообще и как это организовать. А роль уже занята. И хорошо, если он вдумчивый человек и начинает разбираться, как это сделать. В большинстве случаев этого не происходит, и мы имеет чистого «тестировщика» с ролью QA и отсутствием каких‑либо процессов по контролю качества.

Бывает, что проекту просто излишне роль QA. Возможно, это Startup, или команда, разрабатывающая некий сервис в ограниченном временном интервале с четкой и не меняющейся целью и ограниченным бюджетом. Не будет ничего плохого, если мы внедрим QA процессы и тут. Но и простого тестирования, возможно, будет достаточно. Решает команда и это нормально!

Но крупные проекты, рассчитанные на годы, с бюджетом и историей развития не могут позволить использовать только тестирование. И здесь роль QA очень важна.

Можно возразить: какая разница, как называть специалиста? Ну есть роль QA пусть так и называется. С одной стороны да, не важно, как вы называете роль у себя в команде. Но вот обязанности, выполняемые этим человеком — это ключевое! Чтобы стать хорошим специалистом QAнужно время, опыт и постоянное развитие.

Пройти путь от Тестировщика к QA специалисту можно, приложив усилия и потратив время. Но как это сделать, если ты толком не понимаешь, куда идти и что развивать. Ведь вокруг тебя тестировщики. А самое главное, работодатель не понимает, что это абсолютно разные роли. Даже цель у этих ролей разная (кому интересно — найдите и почитайте).

Вот и получается, что мы ищем QA специалистов, а нанимаем тестировщиков.

Ну и еще один фактор, который повлиял на текущую ситуацию с QA — это общий уровень специалистов, работающих в управлении качеством и всем, что с этим связано. Не хочу обижать всех. Есть действительно очень талантливые инженеры, которые действительно являются QAспециалистами. И работать с такими доставляет огромное удовольствие. Но до сих пор на рынке труда огромное количество претендентов с полным отсутствием навыков и понимания, что такое даже просто «Тестирование» (спасибо огромному количеству различных курсов). И это просто лавина, в которой HR службы пытаются отловить специалистов. (как работают HR службы, их уровень и как организован процесс найма — это отдельная тема, при том — печальная). И если процесс найма не налажен или выстроен не до конца правильно, то в команду приходят далеко непрофессионалы QA и даже не QC.

Как можно это исправить? Точного ответа у меня нет. Надежда на эволюцию процесса найма и общих процессов в командах.

Меня радуют возникающие, время от времени, дискуссии о необходимости тестировщиков в командах. Разумеется, все зависит от конкретного проекта, его зрелости, уровня развития, бюджета и т. п. Вероятно, мы можем столкнуться с такой ситуацией, что от тестировщиков будут кое‑где отказываться либо сокращать их количество. Ведь эффективные команды нуждаются в повышении (или контроле текущего) уровня качества, а не в отчетах о количестве багов, тест‑кейсов и статусе автотестов за ночь. Я надеюсь, что придет понимание, что QA — это не только про тестирование фич и багах на проде. Это больше про конечный результат, надёжность продуктов, выпускаемых данной компанией и в конечном счете — репутацию компании! И для тех проектов, кто это понимает уже сейчас — это будет просто процессом, понятным и необходимым. А для других, кто использует QAпросто как аббревиатуру, тождественную «тестированию» — это станет открытием и им придется менять свое отношение к данной профессии. Но они окажутся существенно позади первых.

Так что, как ни крути, но прежде всего компания должна понимать, что это за роль, кого мы нанимаем, какие задачи ставим и вообще, зачем она нужна в данном проекте и как применять данных специалистов.

Комментарии (9)


  1. Samurai26
    16.07.2024 07:22
    +3

    Была же уже такая статья? С кучей картинок и объясненьем, что QA это вам не это.

    Там вроде даже минусов напихали полную бочку?


  1. Nergal2004
    16.07.2024 07:22

    В моей области (не IT) специалист по гарантии качества - это бездельник, основной функцией которого является продвижение тезиса начальства о том, что "не нужно тратиться, чтобы делать как нужно, главное бумажки оформить правильно".


    1. Skulikov1974 Автор
      16.07.2024 07:22

      Данная статья посвящена исключительно QA в IT.


  1. Batalmv
    16.07.2024 07:22
    +1

    Видишь суслика ... а он есть (с) :)

    ---------------------------

    Все намного проще, как по мне. Есть команда, и она пилит продукт. Если часть команды, которая называется - да по фиг как, пусть будут тестровщики. Они проверяют, насколько в моменте решение соответствует требованиям. И делают для этого всякое разное. Это очень упрощенно, но именно тут и все очень просто и понятно

    Есть позиция лида команды тестировщиков, который отвечает за все, что происходит в его зоне ответственности. Называть его QA ли как-то еще - неважно. Важно понимать, за что он отвечает!

    В том числе за рекомендацию по структуре команды, методике проведение тестирования и все такое

    -----------

    Если рядовые и не очень члены команды тестровщиков. Кто-то умеет тыкать, кто-то писать тест-кейсы, кто-то автоматизировать чего-то там, кто-то знает как провести тесты безопасности и т.д. Не важно, разные люди под потребности проекта

    Вот у меня простой вопрос. Где тут ваша "профессия QA"? Если его нет - то зачем он вообще нужен. Если он есть - то что он делает?

    Просто вы поймите, да есть большие и очень большие социальные организации, которые могут себе позволить держать enterprise и business architect, специалистов по качеству, отделы стратегического планирования, change management office и еще кучу позиций. Иногда эти позиции и даже отделы и департаменты занимают неплохие люди. А иногда просто балаболы, которых послать на три буквы мешает толерантность и природная вежливость. Вы про какую-то мифическую позиции этого толка?

    Или все таки о позиции в команде разработки

    Вы просто много написали, но ничего по сути. Но давайте определимся конкретно куда мифического QA в ВАШЕМ понимании следует отнести?


    1. Skulikov1974 Автор
      16.07.2024 07:22

      Суть в том, что здесь нет обсуждения ролей. Это уже сделано, и не один раз, в различных статьях. И на Хабре их найдёте. Повторяться я не стал. Попробуйте понять, для начала, что такое по-настряшему Quality assurance. А потом ещё раз почитайте данную статью и поймёте её смысл.


      1. Batalmv
        16.07.2024 07:22

        Так я и спрашиваю у вас. Ну сорян, если вы описываете роль, но вместо прямого ответа на вопрос куда-то уводите ...

        Повторяю, есть команда. Она "пилит" софт. Где тут QA?

        Либо это большая социальная огранизация и QA в ней - просто "бабабол" ни о чем

        -----------------

        Пока что проблема по ходу в том, что некоторые люди почему-то думают, что они очень полезны, но в на прямой вопрос "на кой" стремительно уходят от ответа и пропадают вдали

        Но вы же не их их числа и точно можете пояснить, что это за роль такая на примере проектной команды


  1. Scullone
    16.07.2024 07:22

    Буквально недавно натыкался на видео в Youtube со схожей тематикой.

    Там делается предположение, что QA это некий "титул", который дается тестировщикам для нематериальной мотивации

    Также видно, что проблеме как минимум 5ть лет

    Видео: Quality Assurance vs. Testing - Егор Бугаенко. QA Fest 2019


    1. Skulikov1974 Автор
      16.07.2024 07:22

      Проблема, действительно, не новая. Я высказал свою точку зрения, кто виноват в том, что эта проблема не решается, а только усугубляется


      1. Scullone
        16.07.2024 07:22

        Поймите меня правильно, я никак не хотел высказываться в негативном свете. Просто в видео тоже очень подробно рассматривается эта проблема. Причем примечательно, что эта же проблема была и ранее до "Covid", "Войти в Айти" и "...", да еще и в другой стране.