Консультанты и аналитики 1С — сейчас очень популярная и востребованная позиция. Они нужны многим, их ищут, за ними гоняются компании и рекрутеры. А что же спрашивают у них на собеседовании?

Я Лариса Шевченко, ведущий менеджер по подбору и адаптации СИГМЫ, расскажу, какие вопросы задаем мы. Эта информация поможет подготовиться к собеседованию, если вы хотите работать по данному направлению.

Начнем с базы:

  • Опыт работы с какой конфигурацией у вас есть?

Один из главных вопросов, который дает понять, релевантен ли опыт кандидата для наших проектов. Для нас в приоритете — «1C:ERP», «1С:Управление холдингом». Но при этом классическая «1С:Бухгалтерия» тоже подойдет.

  • Какая у вас была функциональная область? В каких областях учета обладаете наибольшими знаниями и опытом?

Это может быть регламентированный учет, бюджетирование или, например, складской учет. Важно, чтобы кандидат понимал бизнес-процессы, которые заложены в программе, и назначения разных документов.

  • Вы работали с типовой или нетиповой конфигурацией на предыдущем месте?

Чем более доработанной была версия, тем обычно сложнее проекты. Нам, к примеру, чаще всего требуются специалисты с опытом работы с глубоко модифицированными программными продуктами. Навык работы с нетиповыми решениями будет большим преимуществом для кандидата: решая задачи в модифицированных системах, не получится найти ответ в стандартной инструкции от вендора. Если опыта работы с нетиповыми конфигурациями не хватает, важно уже на собеседовании показать свою готовность быстро осваивать новые инструменты и подходы.

  • В каких проектах вы участвовали (внедрение или сопровождение)?

Консультанты обычно ведут проекты сопровождения, много и часто взаимодействуют с пользователями. Аналитики занимаются проектами внедрения и больше контактируют с функциональным заказчиком.

Также обычно мы уточняем: в команде с какой численностью работал кандидат, какие были сложности и как справлялся, есть ли опыт работы с интеграциями, какие самые большие проекты/задачи приходилось выполнять? (количество сотрудников компании-клиента, пользователей системы).

В процессе общения мы также оцениваем софт скиллы нашего потенциального коллеги. Подробнее рассказывали об этом здесь.

Лайфхак: если ответы на первые 4 вопроса указать в резюме, почти 10 минут собеседования будет сэкономлено :)

 

Пара вопросов для консультантов:

  • У консультантов мы всегда спрашиваем про опыт работы с ServiceDesk.

Сама программа не принципиальна, важно понимание, как распределяются заявки. В нашем случае все заявки на проектах сопровождения от пользователя поступают в сиcтему Naumen, где идет их распределение по степени срочности, важности и необходимым действиям. Дальше консультант 1С берет их в работу, при этом критично соблюдение SLA.

В связи с этим можем задать вопросы, связанные с видами задач в Service Desk, например: «В чем отличие инцидента от заявки на изменение?»

  • Насколько подробно вы описываете постановку задач программисту? Детализируетесь ли до объектов конфигурации?

В каждой компании свои требования к оформлению ТЗ (кто-то отправляет скриншоты по почте с просьбой добавить «новую кнопочку», а где-то строгое следование ГОСТу). У нас формат зависит от заказчика, но в большинстве случаев методология внедрения системы должна учитывать требования ГОСТ 34.201–2020 «Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов».

  • Какие объекты метаданных вы знаете?

Хороший специалист легко даст ответ на этот вопрос (справочники, документы, регистры сведений и накоплений и т.д.).

  • Самый любимый вопрос всех руководителей: «В чем отличие регистра сведений от регистра накоплений?»

Звучит на каждом собеседовании. Очень советую знать разницу :)

  • В чем отличие отчета от печатной формы?

Печатная форма формируется из документа/справочника. А отчёт — по данным системы в целом.

 

Вопросы для аналитиков:

  • На каких этапах проекта вы принимали участие?

Идеальный кандидат, конечно же, поработал на нескольких проектах от начала и до конца и знает все этапы жизненного цикла проекта изнутри. Но все мы живем в реальном мире и понимаем, что таких аналитиков единицы и они на вес золота.

  • Какую проектную документацию вы писали лично?

ТЗ, ФТ, ПСИ, ПМИ — в идеале хотя бы несколько вариантов. Иногда запрашиваем обезличенные примеры документов.

  • Какие нотации моделирования бизнес-процессов вы знаете? Какие используете?

Мы обычно используем BPMN, IDEF0. Также можем запросить обезличенные примеры документов.

 

Отдельно я бы выделила вопросы на знание функциональной области. Они хорошо показывают понимание бизнес-процессов и документов, которые используются для отображения в системе этапов учета. Приведу по вопросу для нескольких функциональных областей:

1. Оперативный учет: Использовалась ли на проектах ордерная схема? Чем она отличается от обычного складского учета?

2. Казначейство: На основании чего формируется платежный календарь?

3. Регламентированный учет: Как организован налоговый учет в 1С?

4. Техническое обслуживание и ремонты: Какие бывают стратегии планирования ТОиР?

5. Бюджетирование: В чем отличие БДР от БДДС? Какие документы необходимы в системе для фиксации БДДС?

Буду рада, если наш небольшой чек-лист поможет вам подготовиться к собеседованию и найти работу мечты. Какие интересные вопросы задавали вам на собеседовании? Делитесь в комментариях!

 

Комментарии (9)


  1. dandykry
    26.07.2024 09:41

    В печатную форму выводятся данные из отчета. - ага, так и запишу


    1. SIGMA_team Автор
      26.07.2024 09:41

      спасибо, что обратили внимание на этот момент! Посоветовались с одним из наших аналитиков и актуализировали этот пункт.


      1. VasjaIvanov
        26.07.2024 09:41

        "Печатная форма формируется из документа/справочника. А отчёт — по данным системы в целом. "
        у вас там снова ошибка. Если в печатной форме данные из регистра, то это уже по вашему не печатная форма)
        Печатная форма и отчет формируются по данным системы, в этом не отличий, они вообще могут одинаково формироваться. Отчеты - отдельный объект, а ПФ - нет.

        основное только в предназначение, чтобы разделять информацию и удобно было использовать, как и Справочники и документы; РН и РС.
        Вот поэтому на работу сложно попасть специалистам из за таких вопросов и тех кто их задает, приходится отвечать что хотят услышать, а не как на самом деле


        1. SIGMA_team Автор
          26.07.2024 09:41

          Добрый день! Спасибо за подробное разъяснение. У нас приведено в пример самое простое различие с точки зрения ответа для уровня консультанта. Разработчик, конечно, будет рассматривать этот вопрос более глубоко с технической стороны.


          1. vis_inet
            26.07.2024 09:41
            +1

            Думается, что консультант должен хотя бы немного поглубже понимать.


  1. vis_inet
    26.07.2024 09:41

    Печатная форма формируется из документа/справочника. А отчёт — по данным системы в целом.

    Слишком это у вас догматично.


  1. vis_inet
    26.07.2024 09:41

    3. Регламентированный учет: Как организован налоговый учет в 1С?

    Некорректный вопрос.

    В разных конфигурация - по-разному.


    1. SIGMA_team Автор
      26.07.2024 09:41

      Да, вы верно подметили. Обычно кандидат рассказывает про ту конфигурацию, с которой работал.


  1. courser
    26.07.2024 09:41
    +1

    "почему мы должны выбрать именно вас?"

    В это месте вы должны начать унизительную саморекламу причём именно в том стиле, который от вас ожидает какой-то менеджер по персоналу, со своими полусектантскими курсами и книжками Карнеги.

    Да нипочему. Просто вы не смогли нормально протестировать кандидата по прямым критериям его специальности, а теперь выбираете самого болтливого.