История электромобилей насчитывает почти два века. За это время они переживали взлеты и падения. Электрокары становились популярными во время мировых энергетических кризисов, а с их окончанием интерес к ним угасал.
Современный этап развития электромобилей, начавшийся на рубеже XX-XXI веков, был обусловлен не только стремительным ростом цен на нефть, но и ухудшившейся экологической обстановкой. В 2009-2010 гг. на рынок были запущены первые серийные электромобили, благодаря которым начался рост популярности концепции электромобиля во всем мире.
Антонина Пашкова, маркетолог СИГМЫ, проанализировала ситуацию с электротранспортом в России и мире и выяснила, какие глобальные изменения ожидаются в этой сфере в ближайшие 10 лет.
Мировой рынок электромобилей
Согласно данным ежегодного отчета Международного энергетического агентства (МЭА), количество электромобилей в мире росло внушительными темпами на протяжении последних 10 лет: среднегодовой темп прироста (CAGR) за период 2013-2024 гг. составил 57,2%. При этом ежегодный прирост в последние годы стабильно снижался. По итогам 2024 г. мировой парк электромобилей почти достиг 58 млн единиц, увеличившись на 43,2% относительно результатов предыдущего года, что является минимальным показателем с 2021 г.

По оценкам МЭА, в 2024 г. общее количество электромобилей почти достигло 4% от общемирового легкового автопарка благодаря быстрому росту продаж за последние 5 лет: среднегодовой темп продаж за период 2020–2024 гг. составил 55%. При этом ежегодные темпы роста постоянно замедлялись, и по итогам 2024 г. продажи выросли всего на 26,3% относительно предыдущего года.
Общее количество проданных новых электрокаров в 2024 г. во всем мире превысило 17 миллионов, из которых 62,4% пришлось на аккумуляторные электромобили (Battery Electric Vehicles – BEV) и 37,6% на подключаемые гибридные автомобили (Plug-in Hybrid Electric Vehicles - PHEV).
Необходимо отметить постепенный рост доли PHEV в структуре мировых продаж электрокаров, а также ежегодное увеличение темпов прироста в данном сегменте. По итогам 2024 г. темпы роста общемировых продаж новых гибридных автомобилей превысили темпы продаж BEV-сегмента в 4 раза, что свидетельствует о росте интереса к таким автомобилям со стороны потребителей.

По итогам 2025 г. эксперты ожидают объем продаж электрокаров свыше 20 млн шт., что составит четверть от общего объема продаж автомобилей в мире. Продажи за первое полугодие текущего года уже более чем на 30% превысили результаты 2024 г.
Китай лидирует на рынке электромобилей по всем показателям: производство, общее количество, объем продаж. Несмотря на то, что в КНР активное развитие рынка электромобилей началось позже, чем в других крупных регионах, уже по итогам 2022 г. количество электромобилей в Китае превысило 50% от общемировых парков электрокаров. В 2024 г. доля продаж новых электромобилей превысила 65% от общемирового объема.
Успех Китая обеспечили прежде всего:
меры государственной поддержки;
развитие собственного производства;
огромный внутренний рынок.
Китайские власти разработали и внедрили всестороннюю систему поддержки производств электротранспорта за счет налоговых каникул и правительственных контрактов на электрический общественный транспорт, активное развитие которого началось еще до того, как электромобили стали популярны у китайских потребителей. В тоже время были приняты меры по стимулированию спроса с помощью субсидий на покупку электромобиля, размер которых различался в зависимости от емкости батареи. По данным портала RB, общий объем субсидий и налоговых каникул за период 2009-2022 гг. превысил 200 млрд юаней ($29 млрд).
Среди дополнительных факторов, оказавших положительное влияние на китайский рынок стоит отметить, развитие производства литий-железо-фосфатных батарей (lithium iron phosphate, LFP), которые признаны лучшими для EV. По оценкам экспертов, на стоимость аккумуляторных элементов может приходится до 40% стоимости электромобиля. Большой опыт Китая в данном направлении, наличие ресурсной базы и мощностей для их производства, дает КНР значительное преимущество перед другими странами.
Кроме того, Китай является лидером по количеству общедоступных зарядных станций для автомобилей, доступ к которым является ключевым фактором массового перехода на электротранспорт. В 2024 г. количество общедоступных электрозарядных станций (ЭЗС) в Китае достигло 3,58 млн единиц или 65,8% от общемирового количества.
Согласно отчету МЭА, в 2024 г. количество общедоступных зарядных станций для электромобилей достигло 5,45 млн ед., увеличившись на 32,6% относительно 2023 г. Быстрее всего рос сегмент сверхбыстрых ЭЗС, рост которого составил 50% относительно предыдущего года.

Мировой рынок программных платформ для управления зарядкой электромобилей
Рост внедрения электромобилей и развитие зарядной инфраструктуры в мире оказывает значительное влияние на развитие рынка программных платформ для управления зарядкой электромобилей. Данные системы все чаще используются операторами общественных зарядных станций для повышения эффективности управления несколькими ЭЗС за счет получения доступа в режиме реального времени к информации о потреблении энергии, состоянии зарядки и требованиях к профилактическому техническому обслуживанию. Интеграция с мобильными приложениями помогает водителям электрокаров в поиске зарядной станции, планировании зарядки и осуществлении платежей. Таким образом, программные платформы для управления ЭЗС становятся важнейшими инструментами эффективной эксплуатации, управления биллингом, аутентификации пользователей и мониторинга в режиме реального времени.
По оценкам аналитиков, объем мирового рынка программных платформ для управления зарядкой электромобилей в 2025 г. превысит 3 млрд долларов. Росту спроса на подобные программные продукты будет способствовать государственная поддержка внедрения электротранспорта. По мере развития рынка операторы будут уделять больше внимания оптимизации бесперебойной работы сетей, распределению энергии и взаимодействию с клиентами.
Основным сдерживающим фактором для развития рынка являются высокие первоначальные затраты на оборудование и программное обеспечение, а также эксплуатационные расходы на обучение персонала и кибербезопасность. При этом слаборазвитая инфраструктура ЭЗС и низкая плотность зарядной сети значительно снижает окупаемость инвестиций. Соответственно для долгосрочного развития и масштабирования программных платформ необходимо устранение финансовых и технических проблем на уровне региона.
Российский рынок
Развитие российского рынка электромобильности значительно отстает от мировых лидеров, и в целом ситуация складывается весьма неоднозначно.
В 2021 г. в России была утверждена «Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года», согласно которой в 2024 г. планировалось выпустить не менее 25 тыс. электромобилей, а к 2030 г. увеличить их производство до 217 тыс. в год. Количество общественных зарядных станций должно было составить не менее 9,4 тыс. штук до конца 2024 г., из которых не менее 30% быстрые.
Меры государственной поддержки для стимулирования продаж электрокаров соответствовали общемировым тенденциям и складывались из федеральных программ субсидирования создания «быстрых» ЭЗС, льготного автокредитования и автолизинга электромобилей, налоговых льгот при вводе ЭЗС в эксплуатацию, бесплатного проезда по платным участкам федеральных дорог и др., а также региональных, включающих льготное налогообложение, льготы по оплате парковки и на проезд по платным трассам.
В 2021–2022 гг. продажи электромобилей были стабильны, несмотря на введение 15% пошлины в начале 2022 г., а с 2023 г. практически постоянно увеличивались. За март 2024 г. был достигнут рекордный показатель продаж — почти 2,5 тыс. электромобилей. Росту способствовали сложности с бензиновыми машинами на российском рынке, а также действующие льготы. Однако с апреля 2024 г. началось стремительное снижение объемов продаж, обусловленное падением автокредитования из-за экстремально высокой ключевой ставки, а также отменой льгот на НДС при импорте из стран ЕАЭС. Следующее снижение произошло в 2025 г., вызванное введением утилизационного сбора на электромобили в размере 667 400 рублей.

Таким образом, на середину 2025 г. от заявленных мер поддержки для владельцев электромобилей остались только льготы по транспортному налогу и бесплатная парковка в некоторых регионах, а также бесплатный проезд по платным трассам для «российских» электромобилей. А введение пошлин и сборов привело к значительному увеличению цен, сделав электромобили недоступными для массового российского покупателя, что отразилось на динамике продаж.
Несмотря на то, что по итогам 2024 г. объем продаж электромобилей в России достиг рекордного уровня – 17,8 тыс. шт., темпы роста составили всего 26,4% относительно 2023 г., в котором был зафиксирован рост почти в 370%. В 2025 г. снижение продаж стало еще более заметным: в 1 полугодии 2025 г. новых электромобилей было продано в 2,3 раза меньше, чем в аналогичном периоде 2024 г.
По итогам июля 2025 г. был зафиксирован рост продаж на 30,3% относительно предыдущего месяца и на 14,9% относительно июля 2024 г. Однако игроки рынка пока настроены пессимистично и прогнозируют снижение объема продаж электромобилей в 2025 г. не менее чем на 30% по сравнению с результатом 2024 г. При этом эксперты отмечают смещение интереса потребителей в сторону подключаемых гибридов, отмечая, что такие автомобили лучше вписываются в российские просторы и являются полноценной альтернативой бензиновым автомобилям.
Согласно данным Автостат, на 1 июля 2025 в России было зарегистрировано 138,5 тыс. электромобилей, что составляет 0,3% от всего парка легковых автомобилей. При этом более половины приходится на подключаемые гибриды (PHEV) — 73,3 тыс. шт. (52,9%). Хотя годом ранее их доля составляла всего 43,8%.

Рынок зарядной инфраструктуры в России активно развивается, несмотря на снижение продаж электромобилей. По данным исследования ГидМаркет, на начало 2025 г. в стране насчитывается 8,4 тыс. ЭЗС, из которых 3,8 тыс. — «быстрые» станции. В денежном выражении рынок достиг 1 258,1 млн рублей в 2024 г. Среднегодовой темп прироста за 2020-2023 гг. составил 93,7%.
По данным исследования 2ГИС, на август 2025 г. самое большое количество общедоступных ЭЗС в Москве – 904 станции. В регионе также зафиксирован прирост за год – 64%. Санкт-Петербург значительно отстает от столицы по обоим показателям. Замыкает тройку лидеров Красноярск, в котором один из самых низких показателей годового прироста – 3%.

Аналитики отмечают стремительный рост и структурное развитие российского рынка электрозарядных станций (ЭЗС). По прогнозам Центра экономического прогнозирования «Газпромбанка» (ЦЭП ГПБ), к 2025 году число общественных ЭЗС достигнет 13,6 тысяч.
На развитие электрозарядного сектора на ближайшие годы также окажут влияние субсидии и льготы для бизнеса. По распоряжению правительства от 29 июля 2025 года №2030-р должно быть выделено Минпромторгу России на предоставление субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на приобретение зарядных станций постоянного тока, а также на их технологическое присоединение к электрическим сетям в рамках федерального проекта «Производство инновационного транспорта» государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности»:
1542240 тыс. рублей на 2025 год;
1811160 тыс. рублей на 2026 год;
2342400 тыс. рублей на 2027 год.
В общей сложности 5,7 млрд. рублей, субсидия может покрыть до 60% расходов на новое оборудование отечественного производства и его подключение к сетям.
Одной из ключевых тенденций российского рынка является внедрение ИТ-систем для управления сетью ЭЗС. Цифровизация превращает разрозненные ЭЗС в управляемую сеть, автоматизирует процессы и повышает эффективность ЭЗС за счет централизованной платформы управления и мобильных приложений с аналитикой. Кроме того, информационные технологии могут решить основные инфраструктурные проблемы рынка:
Долгая зарядка – за счет программной оптимизации процесса (Smart Charging) и точного прогноза состояния батареи (Battery Management Systems — BMS).
Нагрузка на сети – при помощи динамического распределения мощности на основе реальных данных о потреблении сети, погоде и поведении пользователей, а также концепции V2G (Vehicle-to-Grid)[1].
Необходимость иметь большое количество мобильных приложений для зарядки от разных операторов ЭЗС – реализация роуминга на базе протокола OCPI[2] между операторами ЭЗС с помощью однорангового соединения или через роуминговый концентратор (хаб). Объединение разрозненных сетей зарядных станций обеспечивает совместимость и предоставляет беспрепятственный доступ для водителей электромобилей.
Цифровизация играет ключевую роль в развитии рынка электромобилей. Инвестиции в программное обеспечение становятся не менее важными, чем вложения в оборудование. В ближайшие годы можно ожидать роста российского рынка платформ для управления зарядкой электромобилей. Также будет развиваться отечественное интеллектуальное управление энергией, данными и сервисами для пользователей.
[1] Технология двунаправленного обмена энергией между аккумулятором электромобиля и общей электросетью
[2] OCPI (Open Charge Point Interface) — это открытый протокол связи, предназначенный для обмена информацией между различными сетями зарядных станций для электромобилей, поставщиками услуг зарядки и операторами. Он обеспечивает беспрепятственный роуминг, позволяя водителям использовать зарядные станции разных операторов без необходимости заключать отдельные договоры.
Einherjar
Основная причина столь медленного спроса на электромобили - их цена. Заплатить на 10-15к евро больше за, по сути, то же самое, только с необходимостью еще по часу куковать на зарядке никаким здравым смыслом объяснить не получится. Любой кто учил математику в школе понимает что даже при экономии на топливе и обслуживании, в тыкву машина превратится быстрее чем эта разница отобьется.
Потому все это дело хоть как то взлетает только при двух сценариях
1) Когда всякие там субсидии позволяют хотя бы худо-бедно выровнять стоимость с обычным автомобилем
2) Когда на ДВС наложены всякие ограничительные запреты, тогда с подводной лодки деваться некуда
max9
это называется не взлетает, а "преступный сговор группой лиц по предварительной договоренности"