image

Наш мозг способен на невероятные вещи! И создание очень убедительных несуществующих образов — одна из таких способностей. За счет чего это происходит, и как жить, извлекая пользу из знания этой особенности психики?

Галлюцинации — это то, что люди зачастую ассоциируют с наркотиками или психическими расстройствами. Правда же заключается в том, что все мы в той или иной степени периодически находимся под действием галлюцинаций. Не верите?

Тогда давайте вспомним ваши сны. Проснувшись, вы понимаете: то, что окружало вас во сне — далеко от реальности. Это было таким набором образов, звуков, чувств, случайно (или не случайно?!) выбранных из склада хранящихся в вашем мозгу файлов.

Но разве во сне вам не казалось, что все происходящее с вами — реальные действия в реальном времени? Тогда в чем же разница между галлюцинацией и действительностью? Этот вопрос долгие годы мучает философов и ученых. К сожалению, убедительного ответа пока мы не получили.

И наш мозг выдает нам образ говорящего с нами во сне единорога так же убедительно, как и образ начальника, которого мы реально встретили сегодня утром. Разделяет эти два видения только ваше решение о том, что считать реальностью, а что — вымыслом.

Как это происходит: научное обоснование


В своей замечательной книге «The User Illusion», Тор Нортрендарс заявляет: 90% того, что мы видим, слышим, чувствуем — сгенерировано внутри нас и никакого отношения к объективной реальности не имеет. За доли секунды до того, как сознание начнет оценивать реальность, мозг уже сформулировал свое к этому отношение. Получается, что, включившись, наше сознание оценивает уже не объективную реальность, а сформированный образ, любезно предоставленный мозгом.

Вы, по всей вероятности, слышали о так называемых «слепых точках» нашего зрения. В каждом глазу есть такие точки. В наших глазах есть фоторецепторы и сетчатка, которые в симбиозе и обеспечивают нас способностью видеть. Это функционирует как чувствительная фотопленка — записывается информация, передающаяся через лучи света из внешнего мира. Тем не менее, есть точка прикрепления глазного нерва к сетчатке — вот это самое место и образует брешь в цельном полотне визуального восприятия. А значит, мозг получает нулевую информацию из этой точки. Следовательно, мы должны видеть окружающую нас картинку с «дырками»?!

Но этого почему-то не происходит. Значит, наш мозг умудряется сам вставлять недостающие элементы пазла?

Еще в 1781 году Кант настаивал на том, что для человека существует два мира: «ноуменальный» (или объективный, реальный) и «феноменальный», представляющий собой нашу версию реального мира, но пропущенную через персональное восприятие.

Мы оцениваем и интерпретируем происходящее, исходя из нашего личного опыта, наших знаний, привычных явлений. Существует явно выраженная тенденция ощутить то, что мы надеемся испытать и ощутить. Если мы уверены в том, что какие-то действия могут вызвать насмешки коллег, а не восхищение, то нам и будут повсюду мерещиться презрительные ухмылки сотрудников, даже если на самом деле этого нет и в помине.

Поэтому признаем, что галлюцинации — это явление, с которым мы регулярно сталкиваемся. Это даже можно назвать особым навыком, наработанным мозгом в процессе взросления для оценки окружающей действительности и облегчения существования в этом мире.

Дети, страдающие от недостатка внимания, любви, чувства защищенности или заботы, создают себе вымышленные образы несуществующих друзей-защитников, обладающих всеми теми свойствами, которые способны компенсировать недостающие ощущения. Иногда, когда детские психологические травмы глубоки, их последствия могут отражаться и на взрослой жизни.

И вот мы уже грезим наяву, постоянно представляя себя звездами кинематографа или футбола. Мы начинаем вести себя соответствующим образом и даже верить в наши фантазии. Но все это выглядит достаточно безобидно, если, находясь в плену своих фантазий, не забывать о самосовершенствовании и самореализации в жизни объективной. Гораздо хуже обстоят дела, когда человек перестает оценивать себя реально и, глядя в зеркало, например, как в случае с больными анорексией, видит искаженный сознанием образ тучного человека, который не достоин любви и внимания.

Как же бороться с вредоносными галлюцинациями?


Прежде всего, перестать представлять все в наихудшем виде, не быть пессимистичным в своих ожиданиях.
Прекратить подпитывать различные страхи!

Также полезно анализировать такие моменты:
1) Что из того, что я вижу, слышу, чувствую, другие люди не ощущают (по крайней мере, они так говорят)?
2) Что из того, что я вижу и чувствую, является болезненным для меня и нуждается в позитивных переменах?
3) Что из моих представлений о себе и мире я действительно претворяю в жизнь?

Это поможет вам реальнее идентифицировать себя в этом мире и оградить от ненужных ощущений и представлений. Если вы обнаружили в своем сознании «тайных врагов» — немедленно бросайте им вызов и возвращайтесь к счастливой жизни!

Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании TESTutor.

Комментарии (0)